Цыбульский Марк: Владимир Высоцкий в Одессе
"Случай из следственной практики"

"Случай из следственной практики"

(лето 1967 – зима 1968 гг.)

В этом фильме Высоцкий не снялся, хотя его туда приглашали и даже предлагали написать песню. Ни то, ни другое не получилось.

Рассказывает автор сценария и режиссёр фильма "Случай из следственной практики" (рабочее название картины было "Убийство и никаких следов") Л. Агранович:

"Мы лично не были знакомы с Владимиром Семёновичем. А попал он туда (в картину, – М. Ц.) просто. Одесса – это, в общем-то, большая деревня. Там все контактны, особенно кинематографисты. И если я там снимал картину, то собирал всех, кто приезжал в Одессу. В общем, знакомых куча, так что там не было проблемы какого-то там знакомства, представления. Просто он появился, и всё, сказал, что вот: "Здрасьте. Я Шацкую, артистку, привёл. Вам артистка нужна". Я им дал сценочку, и они довольно быстро и ловко снялись. Очень хорошая сцена была, но Шацкая была чересчур яркой... Картина спокойная, поэтому пришлось убрать.

А потом, значит, в Москве возникла идеюшка какого-то романса. Героиня у нас певучая была, Стриженова Любовь Васильевна, и возникла такая идея с пением. Мы созвонились, и Володя приехал.

Я пытался с Зивом (М. Зив – композитор, автор музыки для картины "Случай из следственной практики", – М. Ц.) уточнить, как это было дело, я в смысле музыки человек не очень грамотный. Я помню, что был текст. Зив забыл. Мне показалось, что Зив написал музыку. Потому что, я помню, была такая "рыба", сложная музычка. Эту самую музыкальную фразу мы предложили Володе, и потом я ещё сюжет какой-то предложил песни этой. Я по наивности предлагал, что, может быть, будет романс близко подходящий к тому, что происходит в картине. А получилась такая сложная песня, довольно виртуозно и ловко Владимир Семёнович это сделал".*51

Вопрос в том, что это была за песня. Б. Акимов в течение всего интервью довольно интенсивно "нажимал" на Л. Аграновича, доказывая, что, вероятно, это была известная песня "Дела! Меня замучили дела...", но только с вариантом для женского голоса. В конце концов, режиссёр начал сдаваться, но, как мне показалось, вовсе не потому, что он был убеждён, а просто, чтобы прервать дальнейшие споры.

Относительно участия Высоцкого в картине Л. Агранович сказал, что он предложил ему роль, но Высоцкий ответил: "С удовольствием, но не могу. Я действительно нарасхват".*52 О том, какую именно роль предлагал режиссёр Высоцкому, интервьюер не спросил.

Актриса Л. Стриженова вспоминала:

"В этом фильме я должна была петь песню Высоцкого, которую он написал специально для меня. Но мне как-то не показалось, что я смогу её спеть. Вообще исполнять Володины песни чрезвычайно трудно, а тут ещё была сложная мелодия. И тогда эту тему сняли. Мне Леонид Данилович (Агранович, – М. Ц.) сказал: "Пой, что хочешь, что вспомнишь – любой романс, любую шутку". И я спела какой-то старинный малоизвестный романс. Володя, по-моему, не огорчился: ну не получилось, и не получилось..."*53

Обидно получается: не осталось от песни ни следа. Я всё-таки не хотел сдаваться и позвонил Л. Стриженовой. Про песню, предназначавшуюся в фильм, актриса не помнит, и разговор пошёл о её встречах с Высоцким, поскольку Любовь Васильевна заканчивала ту же Школу-студию МХАТ, что и Высоцкий, но на четыре года позднее:

"Когда мы были студентами, то несколько раз встречались на студенческих вечерах. Володе нравилось, как я пела. "Вагончик тронется, перрон останется...", какие-то студенческие песни... А потом мы встречались несколько раз в Одессе в "Куряже", и получалось так, что я входила в комнату, когда он пел. Я тихонечко входила, и он говорил: "А сейчас будет петь Люба". Но, естественно, я всегда отказывалась от этого, – народ пришёл слушать его, а тут вдруг я запою".*54

И снова неудача (правда, вполне ожидаемая) – информации о песне никакой. Зато удалось выяснить другое.

"Л. А. – Я проводил пробу актёров, и Высоцкий привёл Шацкую. Шацкая – интересная, красивая женщина, но, что называется, не из той колоды. А у Володи проба получилась замечательная.

М. Ц. – Вы предлагали Высоцкому главную роль?

Л. А. – Нет-нет. Главная роль там женская, играла её Люба Стриженова. Она играла следователя, и там было несколько человек, которых она допрашивала. Они свидетели убийства, вот один из них и должен был быть Высоцкий. Ну, он отказался не потому, что ему было мало, а потому что у него времени не было".*55

"Есть один человек, но он далеко, в США, гитарой лучше управлялся, чем Люба, мог помогать ей". Б. Акимов оставил фразу без внимания, а я спросил режиссёра, кого он имел в виду. Услышал в ответ: "Да это мой сын Алёша Ковалёв!"

Разговор с артистом А. Ковалёвым, ныне сотрудником радиостанции "Голос Америки", помог получить интересную информацию о Высоцком (в том числе, некоторым образом связанную с Одессой, о чём будет сказано в своём месте), но, увы, не в связи со "Случаем из следственной практики". По словам А. Ковалёва, он действительно видел Высоцкого на съёмочной площадке, но о песне ничего не знает.

К сожалению, не все загадки имеют решение. Вопрос о том, что за песню предлагал Высоцкий в фильм Л. Аграновича, видимо, навсегда останется без ответа...

Примечания

51. Интервью Л. Аграновича Б. Акимову, 7.02.1990 г. // сб. "Белорусские страницы", вып. 45, Минск, 2006 г., стр. 1-2.

53. Акимов Б., Терентьев О. "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы" // ж. "Студенческий меридиан", Москва, 1990 г., № 7, стр. 43-44.

54. Фонограмма беседы от 27.08.2006 г.

55. Фонограмма беседы от 29.08.2006 г.

Разделы сайта: