Новиков Владимир Иванович. Высоцкий
Высшая математика бытия

Высшая математика бытия

Странное слово - "судьба". От добра, от зла оно происходит? В нем и беспощадный корень "суд", и постоянная, неистребимая надежда на лучшее. Случилась беда - мы говорим: "Не судьба", а можем сказать: "Уж такая судьба". Требуем себе судьбу - и в то же время ее страшимся. Разобраться с этим мучительным словом Высоцкий смог только в семьдесят шестом году, когда из абстрактного понятия оно превратилось в физически ощутимую реальность. Две песни сложились тогда, абсолютно личных, где под словом "я" автор имеет в виду только себя и никого другого. В одной из них Судьба предстала беспомощным больным псом, неотступным, как фаустовский пудель:

Я зарекался столько раз, что на Судьбу я плюну,

Но жаль ее, голодную, - ласкается, дрожит, -

Я стал тогда из жалости подкармливать Фортуну -

Она, когда насытится, всегда подолгу спит

И через этот нерадостный образ пришло осмысление той беды, которая с молодых лет исказила его земное существование, лишила множества простых человеческих радостей:

Бывают дни, я голову в такое пекло всуну,

Что и Судьба попятится, испуганна, бледна, -

Я как-то влил стакан вина для храбрости в Фортуну -

С тех пор ни дня без стакана, еще ворчит она.

Закуски - ни корки! Мол, я бы в Нью-Йорке

Ходила бы в норке, Носила б парчу!.. Я ноги - в опорки,

Судьбу - на закорки, - И в гору и с горки Пьянчугу влачу...

Когда это произошло? Можно ли точно установить, в какой день, в каком году влил он в свою Судьбу этот роковой стакан? Нет, здесь сюжет не житейский, а скорее мифологический, мифопоэтический, когда биография художника берется как целое и обретает небуквально-образное истолкование. И речь уже идет не о "пьянстве" в бытовом смысле, а о жертве, постоянно приносимой творчеству. Духовное начало всегда укоренено в телесном, оно энергетически им питается. Есть счастливцы, у которых эта связь гармонична: расходуясь, они тут же восстанавливаются. А есть художники, обреченные за свои духовные свершения платить физическим саморазрушением. Высоцкому выпала именно такая судьба, и мучительное сопротивление ненавистной "пьянчуге" стало условием творческого существования. Саморазрушение всегда идет по нарастающей, и художника страшит уже не столько физическая, сколько творческая гибель, опасность молчания:

Однажды пере-перелил Судьбе я ненароком -

Пошла, родимая, вразнос и изменила лик,

Хамила, безобразила и обернулась Роком, -

И, сзади прыгнув на меня, схватила за кадык.

Мне тяжко под нею, Гляди - я синею,

Уже сатанею, Кричу на бегу:

"Не надо за шею! Не надо за шею, -

Не надо за шею, - Я петь не смогу!"

Две главные свои беды - официальное непризнание и алкогольный недуг - он представил в фигурах двух безобразных старух, назвав их Нелегкая и Кривая. Каждая из них достаточно зловеща, чтобы погубить человека, а уж вдвоем они и сильного могут сломить.

И герой этой песни-притчи совершает нечто немыслимое - он ухитряется соединить свои несчастья так, чтобы они как бы нейтрализовали друг друга. У него достает мудрости и трезвости, чтобы увести страшных старух со своего пути, споить их, а самому убежать, сесть в лодку и продолжить свободное плаванье:

И припали две старухи

Ко бутыли медовухи -

пьянь с ханыгою, -

Я пока за кочки прячусь,

К бережку тихонько пячусь -

с кручи прыгаю.

Огляделся - лодка рядом, -

И за мною по корягам,

дико охая,

Припустились, подвывая,

Две судьбы мои - Кривая

да Нелегкая.

Греб до умопомраченья,

Правил против ли теченья,

на стремнину ли, -

А Нелегкая с Кривою

От досады, с перепою

там и сгинули!

Нелегко эта песня сочинялась, первый вариант получился несколько сумбурным, до ясности мысли не сразу удалось добраться. В жесткой, грубовато-разговорной манере, без малейшей риторики здесь рассказано о торжестве свободной личности, об индивидуальном опыте преодоления жизненных обстоятельств.

Возможностей утонуть в житейском море у Высоцкого было множество. Достаточно посмотреть на судьбы актеров советского времени - сколько их погибло, сгорело при первой же встрече с Нелегкой и Кривой! При отсутствии железной воли (а "железность" в артистической натуре - это не всегда достоинство), при нулевых в советское время социальных гарантиях артист то и дело попадал в порочный круг: перестали его снимать - он запил, а так как он запил - то его и не снимают больше. Десятки ярко начатых актерских биографий прервались таким вот банально-трагическим образом.

Не меньше опасностей сулило и стремление утвердиться в литературном мире. Скольких способных людей сломало столкновение с цензурно-издательской машиной! Невозможность напечататься для многих обернулась внутренней невозможностью что-либо писать дальше. Да и у благополучно публикующихся возникают свои проблемы. Успеха всегда не хватает: хочется званий, премий, орденов. Садится человек на "почестей иглу", как назвал это Высоцкий в старой песне. Труднее всего победить страх неуспеха. Смельчаков, готовых к пожизненному непризнанию, наверное, меньше, чем трижды Героев Советского Союза.

В чем тут корень зла? В том, наверное, что люди не умеют отвести проблеме успеха, карьеры определенное и конкретное место в своей жизни, не умеют загнать эту проблему в изолированный отсек, не смешивая со всем остальным. В результате ущемленное честолюбие разъедает душу изнутри, яд обиды отравляет все на свете, и ничто уже не радует: ни любовь, ни встреча с новыми людьми, ни солнечный день. И творческая энергия иссякает, поскольку она неразумно израсходована на бессмысленные страдания.

чередой алкогольных провалов: в этой бездне утонули все многочисленные поражения. А две главные беды его жизни, "Нелегкая с Кривою", парадоксальным образом привели к принципиальной победе. Минус на минус дает плюс - теоретически понять это довольно легко. А вот осуществить такую операцию на собственной душе - это высшее жизненное искусство, доступное очень немногим.

И прослеживая дальше путь Высоцкого, мы должны иметь в виду, что перед нами не жертва, а победитель. Человек, ставший выше Фортуны и Рока, сам сотворивший сюжет своей судьбы.

Раздел сайта: