Высоцкий на Таганке: Сборник статей (Составитель С. Никулин)
Холодова Г.: Лопахин

Лопахин

Ничего не прибавляя к словам роли, Высоцкий произносил их так, словно присваивал себе, становясь не только исполнителем, но и автором. Его неутоляемая жажда овладеть образом без остатка заставляла нас верить в невозможное. Порой даже чудилось, что неотесанный мужик- интеллигент в безупречном белом костюме - не Высоцкий, играющий чеховского купца, а сам Лопахин в роли Высоцкого. Таганковский артист, поэт, певец не просто говорил текст пьесы, он декламировал Чехова. Как стихи. У кого-нибудь другого это могло бы прозвучать ложно-патетически, у Высоцкого - органично.

"Надо прямо говорить,
жизнь у нас дурацкая...
Мой папаша был мужик,
                     идиот,
ничего не понимал,
меня не учил,
а только бил спьяна,
              и все палкой.
.........................
Иной раз, когда не спится,
я думаю: "Господи, ты дал нам
            громадные леса,
необъятные поля,
            глубочайшие горизонты,
и, живя тут,
мы сами должны бы
по-настоящему
".

Партитура "Вишневого сада" легко поддавалась такому музыкально-ритмическому прочтению, некоторым эмоциональным передержкам, интонационным поэтическим гиперболам. Не чувствовалось диссонанса, насилия над чеховской фразой. 

Высоцкий на Таганке: Сборник статей (Составитель С. Никулин) Холодова Г.: Лопахин

Только Высоцкий появлялся на сцене, только произносил свою первую, ничем не примечательную реплику ("Пришел поезд, слава богу. Который час?"), в его Лопахине сразу же угадывалась значительность и непокорность, поначалу без особого труда сдерживаемая внешне. Дальше - больше. Первая, ночная встреча с приехавшей из Парижа Раневской, впервые прозвучавшее предложение продать дом и сад во избежание аукциона; возвращение с городского ресторанного завтрака, новое напоминание о деле, требующем незамедлительного решения... Все громче, увереннее звучит хрипловатый голос, усиливаются волевые и тревожные ноты, все чаще преобладает то умоляющий, то угрожающий, то укоризненный тон ("Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили!"). Лопахин начинает занимать в спектакле все более заметное, более серьезное место. Вот он уже ровня Раневской (Алла Демидова), которой не откажешь в сложности натуры, незавидности судьбы, масштабе трагедии.

Как известно, Чехов считал роль Лопахина "центральной" и настоятельно просил Станиславского взять ее себе ("Если она не удастся, то, значит, и пьеса вся провалится"). Но это замечание драматурга было недооценено первыми постановщиками "Вишневого сада". В последние годы, разгадывая Лопахина, нередко вспоминают историю семьи Чеховых и даже находят биографические аналогии с самим Антоном Павловичем, Высоцкий словно примерял Лопахина на себя, начиняя его своим недюжинным актерским и человеческим темпераментом, своей активной непримиримой позицией. Речь идет не о перевоплощении в прямом смысле слова, а о единении с героем, как нередко бывало у Высоцкого в других ролях и в песнях, написанных от первого лица. Артист не умирал в персонаже, а оживал в нем. На сей раз он повествовал, представлял и переживал горькую историю о том, как Лопахин, превратившийся в человека из забитого ничтожного существа, не смог, а может быть, не захотел снова выхолостить в себе человека, чего потребовала от него неумолимая логика жизни, продиктовал тот путь, который был им однажды избран.

"Я могу доказать, что это трагедия, хотя и скрытая в форме чуть ли не фарса,- писал Анатолий Эфрос о "Вишневом саде". - Но я специально сделал много акцентов на открытом трагизме". Владимир Высоцкий самоотверженно шел навстречу "открытому трагизму", предложенному режиссером.

буквально раздирают противоположные чувства - отмщенного самолюбия и презрения к себе, сделанного дела и навсегда утраченных иллюзий, победы над сильным Деригановым и поражения перед слабой Раневской.

Главной жертвой разыгравшейся в третьем действии трагедии оказывался Лопахин, а не Раневская. Истошный, душераздирающий крик, который она издавала в момент страшного известия, являлся знаком беды, отчаянья, безысходности. Само несчастье во всей его непоправимости было ею предвидено, предчувствовано. Высоцкому же всякий раз (я видела несколько представлений) удавалось ощутить и передать внезапность и оттого особую тяжесть прозрения. Как это нередко случалось и с Высоцким-артистом и с Высоцким-бардом, была поставлена и выполнена задача максимально жесткая, не щадящая ни зрителей и слушателей, ни автора и исполнителя.

Лопахин был раздавлен собственным поступком, но находил в себе мужество из последних сил выразить протест, каким бы странным он ни казался: одним - запоздалым, другим - преждевременным. Это был бунт особого этического порядка. Не униженного и оскорбленного, а унизившегося и оскорбившего, не побежденного, а победителя, не слуги, а хозяина вишневого сада. Бунт выглядел стихийным, анархичным, не находил опоры, как-то зависал в пространстве между сценой и зрительным залом. Звучала одна из самых важных тем Высоцкого - обреченность на одиночество. 

Высоцкий на Таганке: Сборник статей (Составитель С. Никулин) Холодова Г.: Лопахин

Неустойчивость внутреннего состояния усугублялась колеблющейся "нетрезвой" пластикой. На одном из спектаклей, например, Лопахин Высоцкого вышел на сцену, с корабля на бал, с зажмуренными глазами, подгибающимися ногами, словно не отошел еще от морской болезни, аукционного шторма. Пьяный, то ли с горя хватил лишку, то ли от содеянного голова пошла кругом, как он выражается, "в голове помутилось", так и не "протрезвел" до конца, до слов "Музыка, играй!", так и не раскрыл глаз. Казалось, актер не рассчитает и, шатаясь, свалится со сцены. Особенно, когда угловато подпрыгивал, безуспешно пытаясь дотянуться до заманчиво свисавшей ветки цветущей вишни. Но он не падал, хотя и на ногах почти не держался. Его бросало из стороны в сторону и в прямом и в переносном смысле. Он то опускался до пошлого прагматизма, словно в душе все еще оставался "малограмотным Ермолаем", то поднимался до понимания драмы жизни. У Чехова в финале третьего действия Лопахин в смятении; судя по ремаркам, он сначала "смеется", "хохочет", "топочет ногами", впоследствии говорит то "с укором", то "со слезами", то "с иронией". Подкошенный герой Высоцкого произносил все свои слова и сквозь пьяный смех, и сквозь трезвые слезы, и с укором, и с иронией одновременно. Ноты какого-то нечеховского, дочеховского трагизма. В памяти всплывали рассказы о знаменитых актерах-неврастениках.

Чехов никогда раньше не шел на Таганке, но тот неожиданно прозвучавший и звучавший пять лет монолог Лопахина казался знакомым. В нем бродили настроения нетерпимости других ролей Высоцкого из любимовских спектаклей и настроения отчаянья монологов эфросовских постановок на Малой Бронной. Аккумулируя две разные режиссерские школы, Лопахин Высоцкого невольно ассоциировался не только со своими Хлопушей и Гамлетом, но и с монологами "на разрыв" чеховского Чебутыкина Льва Дурова и тургеневской героини Ольги Яковлевой. Эфрос умел создать вокруг актера в кульминационные моменты роли зону крайнего напряжения, а в нем самом высвободить пространство для взрыва творческих и человеческих возможностей. Раскрепощая подсознание и художническую интуицию, режиссер раскрывал перед ним бездонные генетические запасники,- наследство великих русских артистов прошлого столетия, тех, что умели сценически существовать на пределе самоотдачи, добровольно шли на ежевечернее публичное самосожжение. В эти бесценные часы они и их потрясенные зрители верили в высшее предназначение театра. Такое не забывалось никогда.

"монолог с ключами", мелодичный и хрипловато-резкий. Глубинный подтекст бессвязной, полубредовой исповеди Лопахина обретал трагедийный поэтический смысл:

"Я купил имение,
где дед и отец были рабами,
где их не пускали даже в кухню.
Я сплю,

это только кажется...
Это плод вашего воображения,
".

Раздел сайта: