Агатова Алёна: Вместо некролога, июль 1980

Алёна Агатова. Вместо некролога июль 1980 Век НТР вторгается в художественное творчество, изме- няя его формы. Тому пример - песни Владимира Высоцкого. Изобретение и массовое внедрение в быт магнитной пленки по- родило уникальное направление в современной поэзии, подарив- шее нам чудо Высоцкого. Если в качестве единственной реальности в традиционной поэзии выступает текст, то в творчестве Высоцкого тако- вым становится сам акт исполнения - неразрывное единство слова, мелодии ( которая есть не что иное, как выявленный ритм; кстати, сам Высоцкий определяет песню как "стихи, положенные на ритмическую основу") и голоса ( интонации, из- менение которой, даже при неизменяемом тексте, дает вариант одного и того же произведения ), и едва ли не главным здесь является голос - и это понятно: новая составляющая должна себя доказать. Как издавались и продолжают издаваться поэтические сборники, так, наверное, не в очень отдаленном будущем бу- дут выходить массовыми тиражами целые фонотеки с записями песен Высоцкого ( на одном из концертов, отвечая на чью-то записку, Высоцкий задумчиво спросил: "А вам не кажется, что магнитофонные записи - это род литературы теперешней?.."). Работа по упорядочению творческого наследия поэта потребует долгого и кропотливого труда, но она должна быть проделана - это долг тех, кому выпало пронзительное счастье жить с ним рядом и горькая необходимость проводить его в последний путь. О чем пел Высоцкий? Если одним словом - о жизни. Темпе- рамент преобладает у него над вкусом, главное в его личнос- ти и творчестве - это поразительная жажда жизни ( "Я из по- виновения вышел/ За флажки - жажда жизни сильней..."), лю- бовь к жизни и сила быть с ней на "ты" ("Я не люблю фа- тального исхода..."), ни-на-кого-непохожесть, одержи- мо-страстное желание идти своим, особым путем ( !Я скачу, но я скачу иначе...", "Колея эта - только моя!.."). Чувство любви - главное в творчестве Высоцкого. Это лю- бовь к жизни, к земле, к людям, к русской речи. Белла Ахма- дулина на одном из своих выступлений сказала: "... может быть, это и есть моя единственная корысть на белом свете: я желала бы остаться совершенно чистой в отношении речи". Андрей Вознесенский: "Благодарю, что случился твоим кратким поэтом, моя Русская Речь!" И Высоцкий, так бешено живший, такой самый живой из всех писавших в одно время с ним, ска- зал о себе в песне: Ни единою буквой не лгу, не лгу: Он был чистого слога слуга... И это поистине так. Какое богатство ритмов и интонаций, разнообразие лексики, опьяняющая слух фонетика! Какое береж- но-смелое и насмешливо-любовное, порой горько-пронзительное использование уже отшлифованного речевого материала, оживаю- щего в его песнях: Соловей-Разбойник тоже Был не только лыком шит... И ты, Нелегкая-маманя, Хочешь истины в стакане На лечение? Тяжело же столько весить, А хлебнешь стаканов десять - Облегчение... Слабо стреляться! в пятки, мол, давно ушла душа - Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души. Какая разумная беспощадность по отношению к современно- му штампованному речевому кретинизму: Я самый непьющий из всех мужиков, Во мне есть моральная сила... Не ссорь меня с общиной! это ложь, Что будто к тебе кто-то пристает! Не клевещи на нашу молодежь: Она надежда наша и оплот! Сосед орет, что он народ, Что основной закон блюдет: Мол, кто не есть, тот и не пьет ( И выпил, кстати ). Все сразу повскакали с мест, Но тут малец с поправкой влез: "Кто не работает, не есть, Ты спутал, батя!" Высоцкий оставил великолепные образцы истинно русского юмора, непременно сопряженного с любовью к предмету. Прежде всего, это его великолепный цикл песен "Иван да Марья". По- жалуй, со времени Пушкина русские поэты не смеялись ТАК. Пушкин в песнях Высоцкого - это целая тема. Пушкинская тра- диция пародирования продолжена в пародиях Высоцкого на само- го Пушкина - "Лукоморье", "Как ныне сбирается вещий Олег". Смех Высоцкого бесконечно разнообразен: от веселых ска- зок про "чуду-юду" и лесную нечисть - до: Смешно, не правдали, смешно, смешно, Когда секунд недостает... Рука пишет все медленнее и в недоумении останавливает- ся: ВЫСОЦКОГО НЕТ! Чудовищная нелепость. Вспоминается день его похорон, 28 июля, Таганская площадь. Море людей - и та- кие у всех растерянно-потрясенные лица: как же так?! Высоц- кого - больше нет? Людей было столько, что невозможно было видеть дальше затылка впереди стоящего. Самые отчаянные забирались на кры- ши. Блюстители порядка сгоняли их оттуда. Они повисали на карнизах и водосточных трубах, но и там их доставали. Случа- лись просто-таки комические моменты. Кто-то в толпе произ- нес: "Вот тема для него!" (Кстати, удивительно: никто в этот день не называл его по имени, а просто - ОН). Один засмеял- ся, другой поддержал, третий - и покатилась по Таганской площади волна смеха... Кто-то сказал, что истинный поэт так берет тему, что закрывает ее по крайней мере на десяток лет вперед для ос- тальных. И разве не ловили вы себя на мысли, что "вот об этом бы Высоцкий написал!" И наверное, что-то в нашей жизни и в нас самих так и останется тайной для нас: ведь то, что не успел сказать гений, никто другой, кроме него, не сумеет сказать. Осталось недорешено Все то, что он недорешил... Впрочем, в последнее время он уже был очень усталым и писал в основном из-себя. Тоска, предчувствие смерти, проща- ние с жизнью - все это часто снежное: Сгину я - меня пушинкой ураган сметет с ладони И в санях меня галопом повлекут по снегу утром... Но тогда еще был снегопад И свобода писать на снегу, И большие снежинки и град Он губами хватал на бегу... Свидригайлов в спектакле театра на Таганке ( одна из последних актерских работ Высоцкого ) пел: Моих коней обида не нагонит, Моих следов метель не заметет... И только теперь, вспоминая этот образ, созданный Высоц- ким на сцене театра, образ, сотканный из предсмертного холо- да, кошмаров последних земных снов и трепета Последнего Ша- га,- только теперь понимаешь, что этот образ, в котором главным было ожидание смерти, был его, Высоцкого, прощанием тоже... От последних песен Высоцкого веет каким-то холодком со- вершенства. Он действительно только начал, "еле-еле едва приступил". Чего стоял такие хотя бы строки: А звездный знак его, Телец, Холодный Млечный путь лакал... Поразительно: совсем не похоже на то, что мы привыкли называть словом "Высоцкий". Будто родился совсем другой поэт - и сколько он унес с собой, одному Богу известно. Но так всегда: Конь на скаку, и птица влет - По чьей вине?.. По чьей вине? 1980 год

Ссылка на источник: http: //www.vysockii.ru/raznoe/alyona-agatova-vmesto-nekrologa-iyul-1980/.

Вместо некролога, июль 1980

Век НТР вторгается в художественное творчество, изменяя его формы. Тому пример - песни Владимира Высоцкого. Изобретение и массовое внедрение в быт магнитной пленки породило уникальное направление в современной поэзии, подарившее нам чудо Высоцкого.

Если в качестве единственной реальности в традиционной поэзии выступает текст, то в творчестве Высоцкого таковым становится сам акт исполнения - неразрывное единство слова, мелодии ( которая есть не что иное, как выявленный ритм; кстати, сам Высоцкий определяет песню как "стихи, положенные на ритмическую основу") и голоса ( интонации, изменение которой, даже при неизменяемом тексте, дает вариант одного и того же произведения ), и едва ли не главным здесь является голос - и это понятно: новая составляющая должна себя доказать.

Как издавались и продолжают издаваться поэтические сборники, так, наверное, не в очень отдаленном будущем будут выходить массовыми тиражами целые фонотеки с записями песен Высоцкого ( на одном из концертов, отвечая на чью-то записку, Высоцкий задумчиво спросил: "А вам не кажется, что магнитофонные записи - это род литературы теперешней?.."). Работа по упорядочению творческого наследия поэта потребует долгого и кропотливого труда, но она должна быть проделана - это долг тех, кому выпало пронзительное счастье жить с ним рядом и горькая необходимость проводить его в последний путь. О чем пел Высоцкий? Если одним словом - о жизни. Темперамент преобладает у него над вкусом, главное в его личности и творчестве - это поразительная жажда жизни ( "Я из повиновения вышел/ За флажки - жажда жизни сильней..."), любовь к жизни и сила быть с ней на "ты" ("Я не люблю фатального исхода..."), ни-на-кого-непохожесть, одержимо-страстное желание идти своим, особым путем ( !Я скачу, но я скачу иначе...", "Колея эта - только моя!..").

Чувство любви - главное в творчестве Высоцкого. Это любовь к жизни, к земле, к людям, к русской речи. Белла Ахмадулина на одном из своих выступлений сказала: "... может быть, это и есть моя единственная корысть на белом свете: я желала бы остаться совершенно чистой в отношении речи". Андрей Вознесенский: "Благодарю, что случился твоим кратким поэтом, моя Русская Речь!" И Высоцкий, так бешено живший, такой самый живой из всех писавших в одно время с ним, сказал о себе в песне:

Ни единою буквой не лгу, не лгу:
Он был чистого слога слуга...

речевого материала, оживающего в его песнях:

Соловей-Разбойник тоже
Был не только лыком шит...

И ты, Нелегкая-маманя,
Хочешь истины в стакане

Тяжело же столько весить,
А хлебнешь стаканов десять -
Облегчение...

Слабо стреляться! в пятки, мол, давно ушла душа -

Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.

Какая разумная беспощадность по отношению к современному штампованному речевому кретинизму:

Я самый непьющий из всех мужиков,

Не ссорь меня с общиной! это ложь,
Что будто к тебе кто-то пристает!
Не клевещи на нашу молодежь:
Она надежда наша и оплот!


Что основной закон блюдет:
Мол, кто не есть, тот и не пьет
( И выпил, кстати ).
Все сразу повскакали с мест,

"Кто не работает, не есть,
Ты спутал, батя!"

Высоцкий оставил великолепные образцы истинно русского юмора, непременно сопряженного с любовью к предмету. Прежде всего, это его великолепный цикл песен "Иван да Марья". Пожалуй, со времени Пушкина русские поэты не смеялись ТАК. Пушкин в песнях Высоцкого - это целая тема. Пушкинская традиция пародирования продолжена в пародиях Высоцкого на самого Пушкина - "Лукоморье", "Как ныне сбирается вещий Олег". Смех Высоцкого бесконечно разнообразен: от веселых сказок про "чуду-юду" и лесную нечисть - до:

Смешно, не правдали, смешно, смешно,

Рука пишет все медленнее и в недоумении останавливается: ВЫСОЦКОГО НЕТ! Чудовищная нелепость. Вспоминается день его похорон, 28 июля, Таганская площадь. Море людей - и такие у всех растерянно-потрясенные лица: как же так?! Высоцкого - больше нет?

Людей было столько, что невозможно было видеть дальше затылка впереди стоящего. Самые отчаянные забирались на крыши. Блюстители порядка сгоняли их оттуда. Они повисали на карнизах и водосточных трубах, но и там их доставали. Случались просто-таки комические моменты. Кто-то в толпе произнес: "Вот тема для него!" (Кстати, удивительно: никто в этот день не называл его по имени, а просто - ОН). Один засмеялся, другой поддержал, третий - и покатилась по Таганской площади волна смеха...

Кто-то сказал, что истинный поэт так берет тему, что закрывает ее по крайней мере на десяток лет вперед для остальных. И разве не ловили вы себя на мысли, что "вот об этом бы Высоцкий написал!" И наверное, что-то в нашей жизни и в нас самих так и останется тайной для нас: ведь то, что не успел сказать гений, никто другой, кроме него, не сумеет сказать.

Осталось недорешено

Впрочем, в последнее время он уже был очень усталым и писал в основном из-себя. Тоска, предчувствие смерти, прощание с жизнью - все это часто снежное:

Сгину я - меня пушинкой ураган сметет с ладони
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром...

Но тогда еще был снегопад

И большие снежинки и град
Он губами хватал на бегу...

Свидригайлов в спектакле театра на Таганке ( одна из последних актерских работ Высоцкого ) пел:

Моих коней обида не нагонит,

И только теперь, вспоминая этот образ, созданный Высоцким на сцене театра, образ, сотканный из предсмертного холода, кошмаров последних земных снов и трепета Последнего Шага,- только теперь понимаешь, что этот образ, в котором главным было ожидание смерти, был его, Высоцкого, прощанием тоже...

От последних песен Высоцкого веет каким-то холодком совершенства. Он действительно только начал, "еле-еле едва приступил". Чего стоял такие хотя бы строки: А звездный знак его, Телец, Холодный Млечный путь лакал... Поразительно: совсем не похоже на то, что мы привыкли называть словом "Высоцкий". Будто родился совсем другой поэт - и сколько он унес с собой, одному Богу известно. Но так всегда:

Конь на скаку, и птица влет -
По чьей вине?..

1980 год

Раздел сайта: