Цыбульский Марк: Владимир Высоцкий в Горловке

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 23.07.2014 г. (дополнена 5.11.2015 г.)

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2014/Vysotsky_v_Gorlovke/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2014-2015)

Владимир Высоцкий в Горловке

Цыбульский Марк: Владимир Высоцкий в Горловке

Владимир Высоцкий с актёрами театра «Юность». Горловка, 17 мая 1977 г. Фото Аркадия Неймана (Горловка)

Оба приезда Владимира Высоцкого в шахтёрский город Горловку – в марте 1973-го и в мае 1977-го гг. – были частью его гастрольных поездок по Донбассу. Оба визита в город были очень короткими, на события не слишком богатыми. Когда в 2011 году горловские журналисты Александрина, Алексей и Игорь Кругленко и фотокорреспондент Аркадий Нейман задумали издать буклет "Высоцкий в Горловке", то с проблемой дефицита материала они столкнулись в полной мере. Тем не менее, то неофициальное, не имеющее библиотечного номера, издание, вышедшее тиражом 1000 экземпляров, следует принять за основу при рассмотрении темы приездов Высоцкого в Горловку.

Итак, март 1973 года. Заключив договор с Донецкой городской филармонией, Высоцкий получил возможность выступать в городах Донбасса. Помимо Донецка, где было дано больше всего концертов, Высоцкий выступил в Макеевке, Мариуполе, носившем в те времена имя Жданова, Константиновке – и Горловке.

Цыбульский Марк: Владимир Высоцкий в Горловке

Во время выступления в ДК шахты «Кочегарка». Горловка, 13 марта 1973 г. Фото Аркадия Неймана (Горловка)

По всей вероятности, в Горловке в тот раз он был менее суток. Согласно анонсу, напечатанному в городской газете "Кочегарка", Высоцкий дал 13 марта два концерта в ДК шахты с тем же названием – в 12 часов и 14 часов 30 минут. Вечером того же дня он уже выступал в донецком театре им. Артёма.

О первом приезде Высоцкого в Горловку очень эмоционально рассказала ныне покойная поэтесса и педагог Алла Шевчук:

"Он был у нас! Он проходил по тем же улицам, по которым мы ходим каждый день по несколько раз. Моим ученикам трудно в это поверить. Для них это из серии фантастики.

как выходят навстречу давно знакомым и желанным людям. Зал разразился аплодисментами.

... Он много и увлечённо рассказывал о Театре на Таганке, где начинался его путь к утверждению своего "я", хотя о себе, как об актёре, он почти ничего не сказал. Он преклонялся перед своим режиссёром Ю. П. Любимовым, говорил о духе творчества, которым постоянно жил театр, приглашал всех горловчан в гости на Таганку...

Он пел уже знакомые и не знакомые нам песни. И очень просил убрать магнитофоны, это мешало ему петь. И ещё просил, чтобы не задавали вопросы, сколько раз и на ком был женат. А вот о творчестве – пожалуйста.

Весь концерт его прошёл на одном дыхании. Зал гудел, зал скандировал: "Би-сс!" На "бис" он не пел. Просто так и сказал: "На "бис" я не пою".*1

Собственно, если абстрагироваться от избыточной напыщенности слога (почему ученики не могут поверить, что в город приезжал Высоцкий? Почему зрителям не верилось, что он выйдет на сцену, чтобы дать концерт, анонсированный в газете, за билет на который они уже заплатили деньги?), то воспоминание достаточно ценное. Оно вполне подтверждает то, что мы знаем о манере Высоцкого вести концерты. На "бис" он, и вправду, практически никогда не пел, действительно, всегда просил убрать магнитофоны и очень часто рассказывал о Театре на Таганке. Похоже, концерт в Горловке проходил по известному сценарию.

– Тедор Гланц, горловский поэт и публицист.

"Приезд Высоцкого в Горловку был событием не столько в культурной жизни города, сколько в жизни общественной. Дворец культуры "Кочегарка", где в день проходило по пять концертов Высоцкого, находился как бы в осаде. С огромным трудом, используя своё знакомство с директором Дворца, я приобрёл билет без места, на галёрке.

... Высоцкий начал выступление с рассказа о Таганке и таганских спектаклях. Он говорил о "Десяти днях, которые потрясли мир", спел песню на слова Вертинского "Я не знаю, зачем и кому это нужно" – о гибели московских юнкеров. Он рассказал о постановке "Гамлета", исполнил романс "Гул затих, я вышел на подмостки" на слова Бориса Пастернака. В частности, говоря о постановке "Гамлета", он отмечал, что единственная декорация спектакля – это рыбачья сеть, которая в зависимости от того, как её вывернут, становится то стеной дворца, то берегом моря".*2

"Кочегарке" не проходило, а было их всего-навсего два. Во-вторых, упомянутую мемуаристом песню А. Вертинского Высоцкий публично никогда не пел.

Вот, собственно, и все воспоминания, которые отыскали составители сборника "Высоцкий в Горловке". Прямо сказать, негусто – да к тому же перепутали дату, указав, что в их городе Высоцкий был 17 марта 1973 года (хоть бы подшивку городской газеты посмотрели, что ли...)

"13 марта 1973 года актёр выступил с двумя концертами (в Горловке, – М. Ц.) – этот факт общеизвестен. Но, наверное, мало кто знает, что после этих концертов его почему-то сразу не увезли, и он ждал машину на ступеньках ДК. Вокруг собрался народ и В. Высоцкий ещё около часа раздавал автографы, отвечал на вопросы и пел. То есть, в какой-то мере можно считать, что состоялся ещё один – третий, импровизированный и незапланированный, концерт, который, к сожалению, вряд ли был записан на магнитофонную плёнку".*3

Второй приезд Высоцкого в Горловку состоялся в мае 1977 года. В этот раз Высоцкий, видимо, провёл в городе не менее двух дней. Более того, похоже, его гастроли по Донбассу начинались в тот раз с неофициального выступления в Горловке. Эта информация исходит от администратора Высоцкого Владимир Гольдмана: "... в Горловке Володя свой первый концерт работал прямо в шахте, в 6 утра!"*4

Звучит немного фантастически, но мы знаем, что в 1970 году Высоцкий, находясь в Макеевке, пел для горняков в нарядной шахты имени Бажанова. Почему бы не быть аналогичному выступлению и в Горловке?

Точное количество концертов Высоцкого в Горловке в мае 1977 года неизвестно. Из воспоминаний очевидцев, о чём пойдёт речь ниже, мы знаем о трёх концертах в том же самом ДК шахты "Кочегарка", в котором Высоцкий выступал в 1973 году, а также о посещения им народного театра "Юность". Из слов самого Высоцкого следует, что те выступления в городе были не единственными. "Кроме того, были встречи с ребятами из Донецкого политехникума, (выделено мной, – М. Ц.), – рассказывал он в беседе с журналистом. – Мне очень нравится эта публика, одинаково хорошо воспринимает и шуточные, и серьёзные песни..."*5

Цыбульский Марк: Владимир Высоцкий в Горловке

Владимир Высоцкий с актёрами театра «Юность». Горловка, 17 мая 1977 г. Фото Аркадия Неймана (Горловка)

Наиболее подробными воспоминаниями о концертах Высоцкого в Горловке в мае 1977 года поделился главный режиссёр Донецкого академического областного русского драматического театра Константин Добрунов, который в описываемое время был начинающим актёром народного театра "Юность". Первоначально они были опубликованы в журнале "Вагант-Москва" (2002 г. №№ 10-12 стр. 30-35), а затем были перепечатаны в вышеупомянутом сборнике "Высоцкий в Горловке".

Готовя материал для этой статьи, я решил поговорить с Константином Владимировичем лично – и это было правильное решение, поскольку мне удалось выяснить некоторые вещи, о которых К. Добрунов ранее не писал, и уточнить уже известную информацию.

Цыбульский Марк: Владимир Высоцкий в Горловке

«Юность». Горловка, 17 мая 1977 г. Фото Аркадия Неймана (Горловка)

"М. Ц. – Что представлял собой театр "Юность"?

К. Д. – Это был самодеятельный народный театр. Кстати, театр "Юность" и "Современник" – одного года рождения.

М. Ц. – Высоцкий был приглашён в "Юность". Как я понимаю, театр и помещение, где он давал концерты, были рядом?

– Они были в одном здании. Это Дворец культуры шахты "Кочегарка". Совершенно изумительный Дворец с великолепной акустикой, с поворотным кругом, с красивым залом. Он очень напоминает зал Малого театра в Москве.

М. Ц. – Кто именно пригасил Высоцкого?

К. Д. – У Высоцкого в этот день было два выступления, мы присутствовали на обоих. После вечернего выступления наш главный режиссёр Валерий Семёнович Труфанов пригласил его на встречу с начинающими артистами.

М. Ц. – Как происходила встреча? Высоцкому задавали вопросы или он сам направлял беседу?

К. Д. – Так получилось, что нашлась тема для беседы. В театре "Юность" вышел спектакль "Свой остров". Владимир Семёнович создавал песни для этого спектакля в московском "Современнике". Наши актёры сказали: "У нас тоже звучат песни в спектакле, мы хотим Вам их показать". Для нашего города это был хороший спектакль, и на многие годы эта постановка стала визитной карточкой театра "Юность". Таким образом получилось некое пересечение творчества – его великого и нашего провинциального. Он отнёсся с вниманием, послушал, по-доброму кивал головой, улыбался, а потом он начал говорить об этом спектакле, точнее, о своём участии в том спектакле.

– Высоцкий на этой встрече пел?

– Ну конечно. Пел он другие песни, не те, которые звучали на его выступлениях в тот день, но что конкретно, я уже припомнить не могу.

М. Ц. – На одной из фотографий я вижу, что на столе стоит микрофон. Значит, в театре "Юность" эту встречу записывали?

К. Д. – Да, эту встречу записывал Коровин – наш звукооператор. На фотографии, о которой Вы говорите, видна его макушка – между Высоцким и Бодровым. Запись велась на очень плохой аппаратуре. Это был магнитофон с широкой плёнкой на 16 дорожек, которым мы тогда очень гордились. Магнитофон вскоре разбили, запись исчезла. Я не уверен, что с оригинала были сделаны копии.

М. Ц. – Что было после выступления?

– Мы с Юрой Добровым провожали Высоцкого в гостиницу.

М. Ц. – В какой гостинице он жил?

К. Д. – Это гостиница "Родина", лучшая в городе, она находилась на площади Победы. Там прекрасный фонтан, ивы – совершенно шикарное место, чистенькое, ухоженное. Это было любимое место горловчан.

М. Ц. – Я читал Ваши воспоминания, опубликованные в журнале "Вагант". Вы писали, что Вы втроём сидели, и Высоцкий что-то пел во дворе, а потом пел дома..

К. Д. – Сначала он пел дома, а потом во дворе.

– То есть, потом вы опять пошли его провожать?

К. Д. – Нет, мы вышли покурить. Дом стоял на улице Комсомольская, которая ведёт к фонтану на площади Победы, площадь была видна с этого места. Владимир Семёнович увидел, что там очень много людей стояло. Не скажу, что там были сотни народу, но человек пятьдесят точно было, ждали Высоцкого.

Только мы заворачиваем за угол – сразу видим этих людей. Владимир Семёнович говорит: "Ребята, давайте назад" – и мы возвращаемся на Комсомольскую. Высоцкий говорит: "А где чайку можно попить?" Юрий Семёнович (Добров, – М. Ц.) говорит: "А вот это мой дом".

Мы зашли домой к Юриным родителям, попили чай. Вы знаете, как-то симпатия Владимира Семёновича к Доброву была видна. Вот помните картину "Живёт такой парень"? Вот этот персонаж, которого Куравлёв сыграл, очень похож на Доброва. Он очень чистый и открытый человек. Наверное, Высоцкий это как-то почувствовал. Возникла некая искра, и они общались так, как будто знают друг друга очень давно, и когда Юра пригласил зайти, Владимир Семёнович сразу согласился.

Он достал свою гитару, что-то запел. Постучали соседи. Вероятно, Высоцкого не узнали. Точнее, не могли предположить, что здесь может быть Высоцкий. Тогда Юра предложил выйти из подъезда, а там буквально через 30-40 метров находился гараж, там Высоцкий тоже пел. Там уже никто не стучал, но вскоре туда начали собираться люди, и мы ушли".*6

"Народный театр "Юность" (Горловка, 1977 г. 12 с.: ил.) сохранился в библиотеке поэта. Надпись "Владимиру Семёновичу Высоцкому от народного театра "Юность" с пожеланиями больших творческих успехов. г. Горловка 17/V/77 г." является единственным источником датировки концертов Высоцкого в ДК шахты "Кочегарка".

К сожалению. Юрий Добров о встрече с Высоцким беседовать отказался. Собственно, К. Добрунов сразу предупредил меня, что в силу каких-то причин он никогда на эту тему не говорит, но я всё же сделал попытку. Увы, неудачную.

Зато состоялся разговор с бывшей актрисой народного театра "Юность" Ольгой Гапоновой (в девичестве – Бондаренко), мельком упомянутой в буклете "Высоцкий в Горловке". Как оказалось, Ольга Дмитриевна была почти на всех выступлениях Высоцкого в Горловке.

"Концерты у Высоцкого были очень интересные. Если даже было два выступления подряд, то они были разные. Такое впечатление, что он отталкивался от публики, которая была в зале: одни песни, если в зале была молодёжь, другие – если в зале сидели шахтёры.

Однажды мы вручали ему шахтёрскую каску, я сама и вручала".*7

"Дорогие горловчане, позвольте от вашего имени ещё раз поблагодарить замечательного нашего советского актёра и подарить ему памятные сувениры. (Зачитывает текст): "Уважаемому Владимиру Высоцкому от горловчан, в истории которых желаем найти новые темы для будущих песен".

Ну, а эта символическая шахтёрская лампочка пусть будет Вашим маяком".*8

Продолжает О. Гапонова:

"Приглашали мы Высоцкого к нам в театр "Юность". Он рассказывал о себе, о своём творчестве, говорил о своих ролях в спектаклях "Пугачёв" и "Гамлет". Он произвёл впечатление человека нервного, беспокойного, который не может спокойно сидеть, спокойно стоять. Как-то не чувствовалось в нём внутреннего удовлетворения – и мне это показалось странным.

– Он пел на этой встрече?

О. Г. – Нет. Мы попросили его спеть, но он сказал: "Нет, ребята, вы извините, я устал"".*7

Как видим, воспоминания К. Добрунова и О. Гапоновой имеют одно существенное различие: мемуаристы не согласны друг с другом относительно того, пел или не пел Высоцкий в "Юности". Остаётся надеяться на то, что с оригинала фонограммы встречи Высоцкого с участниками труппы народного театра всё-таки была снята копия, и когда-нибудь мы её отыщем и узнаем все пока неизвестные детали.

Присутствовавший на нескольких выступлениях Высоцкого в Горловке и на встрече в "Юности" Станислав Константинов, утверждает, что концертов в ДК "Кочегарка" было не два, как считалось раньше, а три:

"Концерты всех уровней в те времена, – а во Дворец "Кочегарки" регулярно приезжали самые разные актёры первой величины, – организовывала заместитель директора ДК Берта Исааковна Стерлина, прекраснейший человек и организатор, под общим руководством директора Гарри Александровича Кейля. Оба они ныне покойные, как и режиссёр "Юности" Валерий Семёнович Труфанов.

– не мог хамить бликами в лицо, поэтому из ямы ничего не получилось), потом был на встрече в "Юности" и на вечернем концерте, куда Высоцкий нас пригласил.

А встретился с ним в коридоре, возле входа на сцену со стороны "театрального" входа в ДК, когда он, совершенно больной, приехал утром и шёл с Бертой Исааковной.

И я его не узнал! Честно!

Берта провела Высоцкого в гримёрку на сцене, возвращается, а я спрашиваю: "А это кто, Берта Исааковна?"

Зная мою постоянную готовность к розыгрышам, она ухмыльнулась: "Не скажу! Высоцкий просил, чтоб я тебе не говорила, кто он".

– точнее не скажу, и третий – после встречи в "Юности", начавшейся в районе 18.00-18.30, а сам концерт – около 20.00. Мы все дружно двинулись в зал прямо из театра. У меня, как у работника ДК того времени, были ключи от всех служебных помещений, и мы с женой и друзьями заняли левую световую ложу первого яруса. Работал Высоцкий с "Алыми маками", после них.

На третьем концерте Высоцкий пел много, в том числе, много новых песен – возможно, я на встрече спровоцировал его, сказав, что был на первом концерте, и все его песни уже слышал давно. Спросил, он что – ничего нового не пишет?

Третий концерт шёл где-то до 22 часов.

А о концерте в 6 утра на шахте я слышу впервые. Если бы такой концерт был, информация стала бы известна – такое не замалчивается. Тем более, в среде шахтёров. Но эта информация нигде и никогда не всплывала".*9

Примечания

"Мой единственный Высоцкий" // cб. "Высоцкий в Горловке". 2011 г. стр. 10-11.

2. Гланц Т. "Высоцкий против Высоцкого" // cб. "Высоцкий в Горловке". 2011 г. стр. 12-13.

3. Яковлев В"Донецкие гастроли В. С. Высоцкого: новые факты"// сб. "С Владимиром Высоцким – по Донецкой земле". 2003 г. г. Комсомольское (Донецкая обл.) 2003 г. вып. № 4 стр. 1.

4. "Живая жизнь". Часть 3. Сост. В. Перевозчиков. Москва. 1992 г. стр. 139.

5. "Песня – работа живая". Беседу вёл Л. Рубинштейн // газ. "Комсомолец Донбасса", Донецк. 1977 г. 22 мая.

7. Фонограмма беседы от 11.05.2014 г.

"Кочегарка", 13 марта 1973 г.

9. Цит. по электронным письмам С. Константинова М. Цыбульскому от 4 и 14.04.2015 г.

Раздел сайта: