Цыбульский Марк: Высоцкий в Татарии

Печатается с разрешения автора

В Интернете статья публикуется впервые – 18.03.2004 г. (дополнена 25.05.2015 г.),
первоначальный вариант статьи опубликован в журнале "Зеркало",
Миннеаполис, штат Миннесота, США, март 2000 г., № 3 (106), стр. 9-10

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2004/Vysotsky_v_Tatarii/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2004-2015)

Высоцкий в Татарии

Цыбульский Марк: Высоцкий в Татарии

Набережные Челны, июнь-июль 1974 г.

Читатели, возможно, уже обратили внимание на одну фразу, встречающуюся в различных вариантах во многих моих публикациях: "по теме, вынесенной в заглавие статьи, написано очень мало". Допускаю, что звучит надоедливо, но, увы, это правда. Тысячи авторов (это не преувеличение, если учитывать статьи в изданиях всех уровней – от многотиражных до центральных) уже почти четверть века на все лады склоняют одну лишь мысль: как жаль, что замечательный поэт ушёл так рано. Мысль, замечу, бесспорная, но, как писал А. Гаррос, "фраз про нервы, натянутые на его гитаре заместо струн, я уже слышать не могу. Дёргаюсь".*1

Цыбульский Марк: Высоцкий в Татарии

Казань, 18.02.1962 г. (на снимке крайний слева – З. Высоковский, крайний справа – В. Высоцкий). Фото из коллекции И. Попова (Москва)

Итак, к сожалению, вынужден повторяться: материалов о приездах Высоцкого в Татарию крайне мало. Отчасти, это, конечно, объясняется и тем, что бывал там Высоцкий всего дважды (не считая двух проездов через Казань на гастроли: в феврале 1962 г. с Театром миниатюр и в июле того же года с Театром имени Пушкина). Разбросанные по различным источникам крохи информации до сих пор не собраны воедино.

Первый визит Высоцкого на землю Татарстана состоялся летом 1974 г. С 24 июня по 4 июля того года Театр на Таганке выступал в Набережных Челнах.

Это были очень важные для театра гастроли. "Как бы тренировка. Вот, мол, съездите в Набережные Челны, у вас всё получится с рабочим классом, тогда вы будете достойны поехать, может быть, и в Париж", – вспоминал В. Смехов.*2

"Об этих гастролях написано немало", – писал московский журнал "Вагант".*3 С этим утверждением трудно согласиться уже хотя бы потому, что о том, насколько понравились челнинцам спектакли "Таганки", мы не знаем. До сегодняшнего дня специалистам не удалось обнаружить ни одной статьи из городской прессы о визите московского театра. Лишь многотиражка "Рабочий КамАЗа" опубликовала несколько блиц-интервью с ведущими артистами театра, в том числе, с Высоцким.

"Меня здесь поразила даже не столько грандиозность, сколько чистота труда. Здесь я встретился с очень интересными людьми. Популярность театра подтверждает то, что нас понимают. А это главное".*4

Через много лет, 23 января 1988 г. городская газета "Знамя коммунизма" сообщила некоторые подробности тех гастролей. Труппа "Таганки" прилетела в город 19 июня. Высоцкого с ними не было, он приехал через пять дней, прямо к началу гастролей. Спектакли проходили во Дворце культуры "Энергетик", причём, сцена и зрительный зал были капитально переоборудованы, чтобы москвичи играли в условиях, максимально приближённых к тем, к которым они привыкли в своём театре.

О самих спектаклях опять не прозвучало ни слова, зато немало говорится в статье о концертах московских актёров. Точнее, о выступлениях Владимира Высоцкого.

"Кама", где жили артисты, до Дворца культуры "Энергетик" из магнитофонов, выставленных в окнах домов, неслись песни Высоцкого. "Он шёл, как Спартак в городе!" – сказал Ю. Любимов в речи на гражданской панихиде, вспоминая тот случай.

Популярность Высоцкого действительно превосходила все мыслимые и немыслимые пределы.

"Слухи таковы: это приехал театр имени Высоцкого. Это приехал театр, где главным режиссёром Высоцкий. Это приехал Высоцкий".*5

"Наш автобус стоял на площади, которая была вся запружена народом. Многие стучали в окна и кричали: "Распишитесь!" Он открыл верхнюю часть окна, подтянулся руками, чтобы расписаться удобнее было, и исчез! Его просто вытащили, вынули из автобуса", – рассказывал бывший актёр "Таганки" В. Спесивцев.*6

"Ажиотаж в городе был жуткий, – вспоминает Л. Ризаева, бывшая в те годы заведующей отделом культуры горисполкома. – Около кинотеатра "Чулпан" тогда стояла трибуна, на которой и должен был выступать Высоцкий. Площадь была полностью заполнена молодёжью.... Вдруг ко мне подходит руководитель вокально-инструментального ансамбля и сообщает, что Высоцкого после выступления понесут на руках до ДК "Энергетик", где должен был состояться концерт. Необходимо было предпринимать какие-то меры предосторожности, чтобы с национальным героем что-нибудь не случилось. Я поднялась на трибуну и сказала Высоцкому: "Володя, позади нас стоит синий микроавтобус "Кубань". Быстро садись в машину, по дороге я всё объясню. Микроавтобус окольными путями доехал до ДК. Толпа, безусловно, была очень недовольна".*7

Цыбульский Марк: Высоцкий в Татарии

Во время выступлений в Набережных Челнах, июнь-июль 1974 г. Фотографии из коллекций В. Федющенко (Набережные Челны) и И. Попова (Москва)

Организатор частного музея Высоцкого в Набережных Челнах В. Федющенко писал мне об одном из выступлений Высоцкого в их городе, в парке "Гренада":

"В открытом летнем кинотеатре собралось намного больше народа, чем можно было вместить. Но челнинцев ничто не могло остановить. В ход пошли строительные леса. Их подтащили как можно ближе к стенам кинотеатра и "загрузили" так, что они скрипели под тяжестью желающих услышать Высоцкого. Рассказывают, что в какой-то момент леса чуть не рухнули, но, слава Богу, всё обошлось".*8

О другом выступлении Высоцкого мне рассказывал устроитель многих выступлений Высоцкого в Ленинграде ныне покойный М. Орлов: "Концерт был прямо в цеху. Там сделали сцену, перед ней было несколько рядов стульев. Остальные размещались кто как мог. По верху цеха проходили какие-то металлические конструкции, и на них сидели люди".*9

"Ещё одно выступление было на строительной площадке литейного завода, – продолжает В. Федющенко. – Во время концерта пошёл дождь, и кто-то надел на Высоцкого плащ, чтобы не намок он сам и его гитара, чтобы не прервался концерт. Во время выступления оператор Н. Грива делал киносъёмку. Фильм этот под названием "Подвиг на Каме" был дважды показан в узком кругу и, по одним сведениям, был смыт, по другим – просто исчез".

Как выяснилось совсем недавно, съёмку вели и операторы казанской студии документальных фильмов. Несколько кадров, запечатлевших поющего Высоцкого, вошло в киножурнал "По Волге широкой" (№ 22, 1974 г.).

Естественно, что при такой сверхпопулярности Высоцкого выступления таганских актёров могли проходить лишь по одному сценарию: сначала выступали артисты театра, потом Высоцкий. Таких выступлений было довольно много. К сожалению, и сегодня известно не обо всех. Помимо вышеперечисленных, точно известно о концертах в ДК "Автозаводец",*10 на открытой площадке "Металлургстроя" и на ремонтно-строительном заводе.*11 Не исключено, что появится информация и о других выступлениях. Строители КамАЗа разъехались по всей стране, живут они и в странах рассеяния, так что будем ждать их воспоминаний.

Один концерт Высоцкого в Набережных Челнах не состоялся. Казалось бы, ничего особенного: выступления отменялись в разных городах на протяжении всей его жизни – но только не по той причине, о которой рассказал организатор концерта челнинец Леонид Колоднер. Случай настолько невероятный, что я решил привести очень большую цитату из этого рассказа, опубликованного в газете "Челнинская неделя" 23 июля 2010 года под названием "Высоцкий, или сорванный концерт".

"В июне 1974 года, когда в Набережные Челны с гастролями приехала труппа московского Театра на Таганке, в составе которой был и Владимир Семёнович Высоцкий, я работал механиком в специализированном управлении механизации № 3 (СУМ-3), – начал свои воспоминания Леонид Колоднер, которому тогда было 28 лет. – К тому же меня только избрали неосвобождённым председателем профкома СУМ-3 и закрепили за мной в качестве подшефного общежитие 29/17. В то время там был отличный красный уголок, в котором можно было проводить различные культурные мероприятия. И, естественно, я как общественный работник отвечал за их организацию. С этого-то всё и началось.

На сцене Дворца культуры "Энергетик" актёры знаменитого Театра на Таганке летом 1974 года играли такие спектакли, как "А зори здесь тихие", "Антимиры", "Добрый человек из Сезуана", "Павшие и живые" и другие. Но я не забывал и о своем общественном долге. Неудивительно, что именно мне в голову пришла шальная мысль – договориться с бардом о концерте в закреплённом за мной общежитии. С другом, Володей Черемных, мы подкараулили его после спектакля в ДК "Энергетик". Подошли и начали разговор.

... Мы рассказали о своём желании организовать творческий вечер барда в общежитии 29/17. Он на минуту затих, будто что-то прикинул в уме: "Ну, давайте". И назначил удобный для него день. Я сразу уточнил, по сколько нам скинуться на выступление. Он, естественно, сначала отказался, но когда я стал настаивать, в шутку ответил: "Чем больше, тем лучше!" Я был непреклонен, и мы сошлись на плате в три рубля с человека.

Помнится, на работу в это общежитие только заступила воспитательница, которая приехала после окончания московского института. Кто-кто, а уж она-то смогла в полной мере разделить мою радость, когда я примчался и сообщил, что договорился о встрече с Владимиром Высоцким в красном уголке. Сначала, она подумала, что я её разыгрываю. Но я был убедителен, и она побежала разносить эту потрясающую новость по общежитию.

Увы, нам не повезло! Возможно, день был выбран неудачно, так как он совпал с каким-то массовым гуляньем... Или аудитория в общежитии подобралась не самая прогрессивная... В общем, когда я в назначенный час заглянул в 29/17, то застал воспитательницу в слезах. "Они не хотят идти", – рыдая, выдавила она.

Я ушам своим не поверил! Когда мы затевали эту встречу, я боялся только одного: что люди пригласят друзей и знакомых, и всем желающим в красном уголке не хватит места. Я даже воспитательницу попросил заранее приготовить побольше стульев. Думал, уговорим вахтёра никого в общежитие не впускать и организуем подпольный концерт...

запретом, они могли просто не знать о существовании такого таланта.

А тогда у меня самого чуть слёзы на глазах не выступили. Внутри меня всё кипело: "Как же так?! Да молодёжь Москвы и Ленинграда всё бы отдала за такую встречу, а эти люди променяли Высоцкого на какой-то городской праздник!" Это просто не укладывалось в моей голове!

Делать нечего: надо было как-то предупредить барда о том, что встреча сорвалась. Естественно, эта "почётная" миссия была возложена на меня. Володя Черемных довёз меня до дверей гостиницы "Кама", но остался ждать в машине. Я подошёл к стойке администратора, объяснил ситуацию, но к Высоцкому меня пускать не собирались. И вдруг он сам появился наверху, возле лестницы. Услышал, что хотят пройти в № 38, увидел меня и крикнул: "Пропустите! Это ко мне".

Я прошёл в его номер – одноместный, без особых условий. Помню, в нём стояла большая тахта, и Владимир Семёнович в халате и с книгой в руках, не стесняясь меня, свободно расположился на ней: "Новую роль учу, старик". Мне очень понравилось такое необычное обращение. Оказывается, оно было общепринятым в Москве, но мне показалось абсолютной диковинкой. Меня поразил и его голос. Я думал, что он специально поёт с хрипотцой, а оказалось, что он и говорит так же.

Не теряя времени, я начал извиняться, ну и о своём личном отношении к нему сказал, как бы в оправдание жителей общежития. Он сначала выслушал, потом проговорил: "Вы, наверное, несерьёзные ребята". А я продолжал что-то лепетать. Ещё бы! Я был абсолютно растерян. Спасло то, что я шёл извиняться не с пустыми руками. Мне удалось через знакомых достать сумасшедший по тем временам дефицит – бутылку настоящего коньяка, а не той дряни под названием "Коньячный напиток "Южный", которая была общедоступной. Пока я лепетал, Владимир Семёнович заметил припасенный мною гостинец. Он достал две рюмочки, и мы выпили.

"Ну, старик, надеюсь, ты не унесёшь его с собой? Ты уж извини, я сейчас роль учу. Раз уж не получается, что теперь... Приезжай ко мне в театр, когда в Москве будешь", – начал прощаться он. Я засомневался, мол, вы нас забудете! Но он очень уверенно объяснил, что в Набережных Челнах ему понравилось: город отличный и публика замечательная. А сам видел, что я весь зажался от неудобства: "Да не расстраивайся, старик, всякое бывает!""

Любопытный случай рассказала гримёр Театра на Таганке Г. Альферавичуте: "Там на КамАЗе пиво продавали прямо в целлофановые мешки, стаканов не было. Володя тут же сочинил песню и спел её вечером в "Антимирах", вклинил между номерами. А на спектакле были люди с магнитофонами, песню записали, и на следующий день она уже всюду звучала. Это был такой скандал!... Но через два дня появились и стаканы, и бокалы".*12

Кстати, запись этой песни, как и все прочие фонограммы Высоцкого, сделанные в Набережных Челнах, до сих пор не обнаружена. Может быть, кто-то из читателей знает, о чём идёт речь?

Помимо Набережных Челнов, Высоцкий выступил и в расположенном неподалёку Нижнекамске. "Гидромонтаж", где он дал концерт 28 июня, был организацией весьма солидной, и её представители однажды "умыкнули" Высоцкого к себе на пару часов – благо, расстояние между двумя городами всего сорок километров. Зрителей, присутствовавших на концерте, пока обнаружить не удалось, но зато существуют фотографии, сделанные на выступлении, и даже фонограмма.

27 июня 1974 г. корреспондент "Комсомольца Татарии" Н. Тиунов взял у Высоцкого интервью. Оно было опубликовано в номере от 5 июля, но, к сожалению, в значительном сокращении. Всё, что было сказано критического, на страницы газеты не попало. Лишь через 15 лет, 22 января 1989 г., интервью было опубликовано целиком в той же газете. Только тогда мы узнали мнение Высоцкого о бардах ("Поэзии у них почти нет. Исключения крайне-крайне редки"), о А. Галиче ("Один элемент у него сильный и преобладающий – сатирический. Может, поэтому музыкальный и текстовой отстают"), о М. Анчарове ("Были у него интересные вещи. Правда, и пижонство было. Со временем оно переросло, и всё заслонило").

1 июля группа таганских актёров, в том числе и Высоцкий, отправились в Елабугу, на могилу М. Цветаевой. Из города туда, как писала актриса А. Демидова, можно добраться только на катере. (Я слышал, что можно ехать и автобусом). По словам А. Демидовой, "всю дорогу Высоцкий пел – "отрабатывал" катер".*13 4 июля труппа "Таганки" вернулась в Москву.

19 сентября 1989 г. решением горсовета Набережных Челнов площади перед гостиницей "Кама" было присвоено имя Владимира Высоцкого,*14 а незадолго до того, в январе 1988 г., в самой гостинице перед комнатой № 38 была установлена мемориальная доска: "В этом номере в июне 1974 года жил поэт, актёр и гражданин Владимир Семёнович Высоцкий".

Ничто не вечно под Луной, особенно в нынешней России. В 1997 г. гостиница была отдана под станцию переливания крови. Мемориальную доску сняли... Кто спорит: станция переливания крови – учреждение важнейшее. Но неужели в целом городе другого здания для неё не нашлось?

В упомянутом выше интервью для "Комсомольца Татарии" Высоцкому был задан вопрос: не хотел бы он приехать в Казань? Он ответил, что хотелось, да боится, что потом его гастроли преподнесут так, как это было в 1973 г. в Новокузнецке. (Тогда Высоцкого, давшего за 4 дня 16 концертов, обвинили в рвачестве, незаконной продаже местному театру своих стихов и даже пытались завести уголовное дело).

Цыбульский Марк: Высоцкий в Татарии

И всё-таки в Казань Высоцкий приехал. Случилось это в октябре 1977 г., незадолго до знаменитых гастролей "Таганки" во Франции. Ритм работы был очень напряжённый: Высоцкий выступал во Дворце спорта и Молодёжном центре, давал по четыре концерта в день.

нагрузки сможет приехать лишь поздно вечером. Договорились начать выступление в 22 часа, а приехал Высоцкий ещё на час позже. Оказалось, что во время выступления ему стало плохо, и во Дворец спорта даже вызывали "Скорую". О выступлении перед актёрами театра речь впереди, а пока припомним любопытный случай, описанный ныне известным певцом А. Кальяновым.

Как известно, Высоцкий нередко выходил на сцену со слегка расстроенной гитарой (это, кстати, отметил и корреспондент "Нью-Йорк Таймс", слушавший Высоцкого в Нью-Йорке в январе 1979 г.). Музыканты из ансамбля "Шестеро молодых", выступавшие вместе с Высоцким, решили помочь и настроили ему гитару. Высоцкий, спев одну песню, тут же перестроил инструмент, но и музыканты не дремали – в антракте снова сделали всё по-своему.

Цыбульский Марк: Высоцкий в Татарии

Высоцкий в Казани, октябрь 1977 г. Фото из коллекции В. Чейгина (Санкт-Петербург)

"Высоцкий вышел на сцену, – рассказывал Кальянов, – взял один аккорд, другой... Тут же со сцены громко сказал: "Если кто ещё хоть разок мою гитарку подстроит, получит по морде. Ясно, нет?".*15

"слегка расстроенная гитара изумительно гармонировала с доверительной хрипотцой артиста. Нарочно создавалась атмосфера дворовости. Что притягивало". Естественно, такая мысль не могла прийти в голову американскому журналисту.

Существует мнение, будто Высоцкий не планировал заранее программу концерта, а включал в него те или иные песни в зависимости от своего настроения и реакции зала. Это не так. Знатоки фонограмм согласятся со мной, что концерты одного года, иной раз, похожи друг на друга, как близнецы.

Объяснение тому, конечно, простое: Высоцкий не хотел иметь неприятностей в связи со своей концертной деятельностью. Те, кто в СССР руководили культурой, имели в своих руках определённые рычаги, чтобы эту деятельность, если уж не прекратить совсем, то, во всяком случае, свести до минимума.

Цыбульский Марк: Высоцкий в Татарии

Kазань, октябрь 1977 г. Фото из коллекции И. Попова (Москва)

Иное дело, когда Высоцкий выступал среди своих, – тут он чувствовал себя куда свободнее. Приехав в казанский ВТО, он спросил: "Ну, здесь-то всё можно говорить?" – "Всё!" – ответили ему.

Гораздо подробнее, чем обычно (ведь в зале сидели профессионалы), рассказал он о Ю. Любимове, о становлении театра на Таганке, о предстоящих гастролях во Франции.

"Вы знаете, ведь сейчас уже все те времена прошли, что приезжает кто-нибудь из Советского Союза, и уже говорят: "А! Интересно!" Вот сейчас поехал Владимиров из Ленинграда (И. Владимиров – главный режиссёр Театра им. Ленсовета, – М. Ц.) – в дни визита э-э... нашего Председателя Президиума Верховного Совета, Первого Секретаря... э... Леонида Ильича Брежнева (сказано всё, "как положено", но интонация неподражаемая, – М. Ц.). И был визит, а в это время, значит, привезли спектакль, который написал Генрих Боровик про Чили. Ну и что? И там – человек двадцать людей. И всё. Не пошли, и не сгонишь. Никакая компартия не сгонит, там солдат нет" (хохот в зале).

казанской филармонии и один из организаторов гастролей Высоцкого.

сданы, но наутро Тазетдинову позвонили из КГБ: ""Что за концерт был?" Всё нормально, говорю, пел, что положено. Уверенно так соврал, плёнки же все сдали. "Ладно, ладно, – слышу в ответ, – знаем мы, что он пел, но ничего, нам понравилось". Значит, был и тринадцатый магнитофон".*16

От себя добавлю, что был и четырнадцатый. Фонограмма того выступления, известная всем высоцковедам, исходит явно не из КГБ.

В числе прочих, в Казани была сделана фонограмма, долгое время бывшая загадкой для коллекционеров. Известно место, дата, даже точное время записи. Не было известно одно: зачем Высоцкий напел по одному куплету из шести своих песен?

Ответ даёт тот же Тазетдинов. Оказывается, казанская филармония, чтобы помочь Высоцкому финансово, купила у него права на эти шесть песен. Клавира у Высоцкого, естественно, не было, поэтому для отчётности сделали фонограмму. (Понятное дело, что никто из казанских певцов и актёров даже и не пробовал петь столь "специфически-высоцкие" песни, как "Марш аквалангистов" или "Песню летчика-истребителя").

В Казани Высоцкий простудился, но концерты отменять не хотел. Приходилось лечиться между концертами. Помог врач Ю. Алашеевский, работавший в медпункте при бассейне Молодёжного центра.

"Владимир Семёнович жаловался на неважное самочувствие – побаливало горло, беспокоила небольшая температура, насморк. Доктор Алашеевский поставил артисту диагноз "ОРЗ" и прописал обычные в таких случаях лекарства,... медсёстры помогли воспалённому горлу барда физиопроцедурами". В благодарность Высоцкий подарил врачу свою фотографию с надписью: "Юре добра и успехов. В. Высоцкий".*17

Информацией о том, что Высоцкий в тот приезд в Татарию выступал, помимо Казани, и в других городах, специалисты не располагают. Есть, однако, газетный материал, который, на мой взгляд, следует упомянуть.

"В 1977 году Высоцкий приезжал в Зеленодольск, дав три концерта – утром, днём и вечером одного дня. Он выступал в ДК "Родина", пишет "Зеленодольская правда" в выпуске от 29 июля 2003 г.

При ДК был детский хор, с которым работала молодая преподавательница музыки. Не всё у неё ладилось, и она, узнав о приезде Высоцкого, обратилась к нему за помощью.

"И он ответил: "Я в этом ни бельмеса не понимаю, но пойдём, попробуем". И получилось! После того, как Владимир Семёнович некоторое время поработал с хором, голоса зазвучали гармоничнее. И на память об этом артист презентовал две своих пластинки".*18

Как относиться к этой информации? Ну, наверное, с осторожностью. Лично меня настораживает не то, что Высоцкий работал с детским хором, и даже не то, что он руководительнице этого хора подарил пластинки (зачем бы он их брал с собой в Зеленодольск?). Совершенно необъясним тот факт, что ныне покойный Ю. Антипов, очень активный в 1980-1990-е гг. высоцковед, никогда ни словом не обмолвился о выступлениях Высоцкого в его родном городе.

В интервью, опубликованном в "Комсомольце Татарии" 16 октября 1977 г., Высоцкий сказал: "В Татарии я не впервые: был на КамАЗе и уже оценил гостеприимство. И сейчас выступаю с большим удовольствием. Думаю, это не последние наши встречи".

Долгие годы считалось, что после 1977 года в Татарии Высоцкий не был. Однако в дни празднования 75-летия со дня его рождения в газете "Казанские ведомости" появились воспоминания бывшего директора Молодёжного центра Зуфара Бухараева. По его словам, Высоцкий был в Казани весной 1979 года по приглашению Казанского клуба самодеятельной песни.

"Там перед сценой была гримёрка. Зашли. Владимир Семёнович сидит один, в чёрной водолазке, худощавый, я бы даже сказал, худой. Перед ним на столе бутылка водки, закуска. Меня ему представили: "Наш новый директор. У него сегодня первый рабочий день". Высоцкий посмотрел на меня. Ни слова ни говоря, налил мне три четверти стакана водки и протянул его: "А вот посмотрим, какой ты директор". Я растерялся от такого приёма. Чуть-чуть пригубил. – "Не-е-т, так из тебя нормального директора не получится". Что делать, пришлось махнуть стакан водки залпом. Он улыбнулся: "Вот теперь чувствую: получится директор. На концерт приходи".*19

Звучит очень странно. Если в 1960-е годы Высоцкий, и точно, мог позволить себе "расслабиться" перед выступлениями, то в последние годы жизни здоровье было уже не то, давать концерты делалось всё труднее. Не придумана ли эта история от начала до конца?

На всякий случай я позвонил известной казанской актрисе Юноне Каревой. В её квартире в доме 13 по Театральной улице Высоцкий бывал неоднократно. – "Да, – подтвердила Юнона Ильинична, – Высоцкий приезжал в 1979 году. Мне кажется, не весной, а в начале года. Насчёт концертов я не знаю. Помню, что он был болен, очень плохо себя чувствовал".*20

Таким образом, факт приезда Высоцкого в Казань в 1979 году подтверждается, но рассказ о распитии бутылки водки в гримёрке не становится правдоподобнее...

Цыбульский Марк: Высоцкий в Татарии

Памятник в Набережных Челнах. Фото В. Федющенко

году музей, наконец, заинтересовал городские власти. "Как сообщил корреспонденту агентства "Татар-информ" начальник Управления культуры администрации города Рашат Файзрахманов, для музея выделяются две комнаты в бывшем здании Интернет-клуба". В том же городе 25 января 2003 года, в день 65-летия Владимира Высоцкого, открыт самый крупный в России (высота 8,5 метров) памятник поэту.*21 В 2008 году поэт Мансур Сафин издал сборник "Владимир Высоцкий: яростное сердце", в котором опубликовал свои переводы девятнадцати стихотворений Высоцкого на татарский язык.

Примечания

1. Еженед. "Пятница-экспресс", Лос-Анджелес, 31.07. -6.08.1998 г.

2. Цит. по музыкально-публицистической программе "Четыре вечера с Владимиром Высоцким", 1987 г., Гостелерадио СССР, автор и ведущий Э. Рязанов.

"Вагант", Москва, 1992 г., № 10.

4. многотиражка "Рабочий КамАЗа", Набережные Челны, 6.07.1974 г.

5. В. Смехов в музыкально-публицистической программе "Четыре вечера с Владимиром Высоцким", 1987 г., Гостелерадио СССР, автор и ведущий Э. Рязанов.

6. Цит. по ж."Вагант", Москва, 1992 г., № 9, стр. 6.

7. Цит. по газ. "Вечерние Челны", № 52 (216), 16.06.2004 г.

9. Цит. по фонограмме беседы.

10. Инф. из газ. "Знамя коммунизма", Набережные Челны, 23.01.1988 г.

11. Инф. из газ. "Брянский комсомолец", 24.01.1988 г.

12. Цит. по ж. "Вагант-Москва", 1996 г., №№ 7-9, стр. 34.

"Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю", Москва, 1989 г., стр. 105.

14. Инф. из газ. "Бизнес-класс", Набережные Челны, февраль 1997 г., № 2, стр. 18.

15. Газ. "Собеседник", Москва, май 1997 г., № 18, стр. 11.

16. Цит. по газ. "Известия Татарстана", Казань, 25.07.1992 г.

17. Цит. по газ. "Вечерняя Казань", 7.02.2004 г.

"Зеленодольская правда", 29.07.2003 г.

"Казанская неделя Владимира Высоцкого" // газ. "Казанские ведомости" 2013 г. 24 января стр. 5.

20. Фонограмма беседы от 2.02.2013 г.

21. Цит. по интернет-сайту ИА "Татар-информ" – tatar-inform.ru/news/culture/?id=1281.

Раздел сайта: