Савчук И. Н.: Любил ли Владимир Высоцкий Ленинград?

УДК 882

©И. Н. Савчук

(Воронеж)

ЛЮБИЛ ЛИ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ ЛЕНИНГРАД?

Санкт-Петербург (Петроград, Ленинград) воспринимается как мифологема, вбирающая в себя значительную часть русской культуры. Многие великие писатели (Державин, Пушкин, Достоевский, Толстой, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Бродский и др.) так или иначе были связаны с этим городом. Ленинград не мог не оставить свой след и в жизни Высоцкого.

Каждому писателю сопутствует биография-легенда, она является его неотделимой частью, без нее творческое лицо художника обедняется. Основу этой биографии-легенды обычно закладывает сам автор, впоследствии она «обогащается» отзывами и воспоминаниями друзей, знакомых, интерпретируется исследователями. Биографию-легенду можно подвергать сомнению и опровергать, можно к ней относиться иронически или снисходительно, но она неотделимая часть литературной жизни и подлежит изучению.

В данной статье мы еще раз попытаемся выяснить (вслед за нашими предшественниками), какую роль в жизни Высоцкого сыграл Ленинград, как он влиял на его творчество и, наконец, постараемся ответить на вопрос: любил ли Высоцкий Ленинград? На этот вопрос проще всего было бы ответить самому поэту («да» или «нет»). Нам же предстоит прийти к ответу достаточно сложным путем сопоставления фактов жизни и анализа стихотворений Высоцкого.

Так как наша работа ориентирована, прежде всего, на биографию поэта, а потом уже на проекцию фактов жизни на творчество, то представляется уместным вспомнить основные и яркие вехи жизни автора, так или иначе связанные с Ленинградом.

Неизвестно, когда Высоцкий, коренной москвич, впервые посетил Ленинград. Есть весьма приблизительные сведения: «Когда Высоцкий попал в Ленинград, точно неизвестно, но можно предположить, что это произошло в конце 1950-х гг. О более ранних визитах Высоцкого в этот город в литературе, ему посвященной, упоминаний нет...» [145], — пишет исследователь М. Цыбульский. Эта поездка могла относиться к тому времени, когда Высоцкий еще был студентом училища Школы-студии МХАТ.

и др.) уезжают устраиваться на работу в Ленинград. Они пытаются найти работу в Театре им. Ленсовета, откуда отправлялось письмо ректору Школы-студии МХАТ В. Радомысленскому с просьбой направить этих студентов в театр уже со следующего сезона. По этому поводу М. Цыбульский пишет: «И кто знает, как сложилась бы судьба Высоцкого, но... Уже 1 марта 1960 г. Театр им. Ленсовета направляет в Министерство культуры РСФСР и ректору В. Радомысленскому другое письмо» [146]. В нем просили не распределять в Ленинград Высоцкого и В. Никулина. Это был отказ.

Со съемок в кинофильме «713-й просит посадку» (1961) начались контакты Высоцкого с «Ленфильмом». Анна Давыдовна Тубеншляк, второй режиссер фильма, рассказывает, как утвердили Высоцкого на роль в этом фильме: «Володя приехал на пробы в Ленинград. По-моему, он пробовался в один день с Валентином Гафтом. Гафт пробовался на роль, которую позже отдали Отару Коберидзе — он первый прошел пробу. А вторым пробовался Володя, он просто подошел к камере, спел какую-то песню, был очень контактен, очень как-то располагал к себе, и мы все решили: а что нам еще искать? Есть прелестный молодой человек с неординарной внешностью — давайте мы его и утвердим. И Володя в числе других актеров был утвержден — на роль молодого солдата американской морской пехоты» [147]. Следует отметить, что Высоцкий после этого будет еще много раз сниматься на киностудии «Ленфильм».

Как известно, в этом фильме снималась вторая жена Высоцкого — Людмила Абрамова. Вот что она вспоминает о том времени: «Мне предложили — практически без проб — войти в картину “713-й просит посадку”. Актриса, которая там работала, отказалась. Я поехала в Ленинград: снималась в Ленинграде в первый раз, но была не в первый, и у меня там было много хороших и интересных знакомых. <...> Поздно вечером я поехала в гостиницу, ребята меня провожали. <...> А я, уже буквально без единой копейки, подошла к гостинице — и встретила Володю <...> он попросил у меня денег. <...> И тогда я дала Володе свой золотой перстень с аметистом... <...> С Володей что-то произошло в ресторане, была какая-то бурная сцена, он разбил посуду... <...> Володя отнес в ресторан перстень с условием, что утром он его выкупит. После этого он поднялся ко мне в номер, там мы и познакомились... Собственно говоря, мы и познакомились в тот момент, когда Володя, войдя в номер, предложил мне стать его женой» [148].

Ленинград стал городом, в котором открылись способности Высоцкого к созданию песен (точнее, стихов под ритм гитары). «То, что Высоцкий всегда называл — и считал — Булата Окуджаву своим крёстным отцом в поэзии, хорошо известно. Но вот как и когда он познакомился с песнями старшего товарища по цеху? Существует свидетельство самого Высоцкого:

Я когда-то давно услышал во время съёмок в Ленинграде, по-моему, даже это было, услышал, как Булат Окуджава поёт свои стихи. И меня тогда поразило. Я писал стихи, как всякие люди молодые пишут стихи, и я подумал, как на... насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он это делает на... с гитарой. То есть, когда кладет их на какую-то ритмическую музыкальную основу и исполняет. И я подумал, что, может быть, попробовать делать то же самое [149].

«В 1961 г. Б. Окуджава в конце ноября давал концерт в Доме искусств. Этот концерт остался в истории авторской песни, потому что после него в прессе началась кампания гонения на Б. Окуджаву. Если Высоцкого не подвела память, то дата его знакомства с творчеством Окуджавы устанавливается абсолютно точно!» — пишет М. Цыбульский [150].

Отметим, что первую свою песню («Татуировка») Высоцкий написал в Ленинграде. Об этом свидетельствуют воспоминания самого поэта:

Я первую песню свою написал в Ленинграде, здесь, пять лет тому назад. Ехал однажды в автобусе и увидел впереди себя — это летом было — впереди себя человека. У него была распахнута рубаха, и на груди была татуировка — женщина нарисована была, красивая женщина. И внизу было написано: «Люба! Я тебя не забуду!». Ну, и... и вот. Потом я написал такую песню, которая называется «Татуировка», но, правда, вместо «Любы» для рифмы поставил «Валя» [151].

С осени 1964 г. Высоцкий работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке, а в 1965 г. труппа отправляется в свои первые в истории театра гастроли, которые проходили в Ленинграде две недели: с 10 по 25 апреля. Соответственно это были и первые гастроли Высоцкого.

В том же году состоялся первый в жизни коренного москвича Высоцкого сольный публичный концерт в Ленинграде. Если быть точным, то концертов было два, о чем свидетельствует запись поэта в книге почетных гостей кафе «Молекула» Института высокомолекулярных соединений АН СССР:

«Молекула». Очень приятно, что в другом городе можно чувствовать себя, как дома. Не думайте, прослушав мои песни, что я сам «такой» — отнюдь нет! С любовью Высоцкий. 20 апреля 1965 г. ХХ век [152].

Как известно, в Ленинграде Высоцкий часто выступал в клубе «Восток». Во время первого выступления Высоцкого в этом клубе состоялось первое в его жизни интервью. Это было еще не интервью для газеты. Но, тем не менее, известный филолог, один из основателей клуба «Восток» Юрий Андреев, задавал Высоцкому вопросы об авторской песне — том роде творчества, которым Высоцкий занимался всю жизнь.

Вспомним еще одну кинокартину с участием Высоцкого, история которой напрямую связана с Ленинградом — «Интервенция» режиссера Г. И. Полоки.

«Интервенция». «Ко мне зачастили артисты, желающие принять участие в этом эксперименте. Так в моем доме появился молодой актер Сева Абдулов. Он с места в карьер начал рассказывать о Высоцком. <...> А вскоре появился и сам Высоцкий. <...> То, что он будет играть в “Интервенции”, для меня стало ясно сразу. <...> Началось многоэтапное сражение за утверждение Высоцкого. <...> Однако чем дальше, чем выше по чиновно-иерархической лестнице продвигались мои кинопробы, тем проблематичнее становилась вероятность его утверждения. Для руководства Высоцкий в это время, прежде всего, был автором известного цикла песен (назовем его условно “На Большом Каретном”). И все-таки Высоцкого удалось утвердить, потому что его кандидатуру поддержал крупнейший художественный авторитет тогдашнего “Ленфильма” — Григорий Михайлович Козинцев. А Высоцкий начал работать, не дожидаясь официального утверждения» [153], — вспоминает Г. Полока.

Можно приводить еще множество интересных фактов из жизни Высоцкого, связанных с Ленинградом: здесь состоялся его первый концерт под открытым небом, была съемка песни «Парус», встреча с А. И. Райкиным, в Ленинграде у Высоцкого было много друзей и знакомых, и посещал поэт этот город (и по работе, и просто так) очень часто. Здесь в 1975 г. была похоронена последняя надежда «приблизиться» к печатному слову: «... Владимир Высоцкий был как никогда близок к тому, чтобы официально напечатать подборку стихов. Как знать, может быть, если б та публикация состоялась, плотина недопущения Высоцкого в литературу была бы прорвана. Увы, не сложилось...» [154], — пишет М. Цыбульский..

во многом «предупредили» дальнейшую судьбу Высоцкого. Таким образом можно сделать предположение, что Высоцкому Ленинград был небезразличен. Нельзя сказать точно: любил или нет, но большая роль этого города в жизни поэта очевидна.

Теперь обратимся непосредственно к произведениям Высоцкого, чтобы выяснить, в каких образах представлен Ленинград в творчестве автора.

Пожалуй, два самых известных стихотворения, в которых город на Неве выступает в главной роли — это «Ленинградская блокада» (1961) и «Зарисовка о Ленинграде» (1967).

В ролевой лирике Высоцкого образ Ленинграда неоднозначен, и герой стихотворений «часто демонстрирует свою оппозицию к устоявшемуся восприятию знаменитого культурного центра» [155], опровергает стереотипы отношения к городу Петра.

«Ленинградская блокада», скорее всего, было создано после встреч с людьми, пережившими блокаду, и «под воздействием ощущения относительной свободы в постсталинском обществе» [156].

Герой этого стихотворения — бунтарь. Детство его прошло в блокаду, что отдается отголосками: презрением к власти, недоверием к печатному слову и т. д. К тому же здесь разрушаются стереотипы государства-праведника, гуманной власти: «Было здесь до фига / голодных и дистрофиков <...> Я скажу вам ласково, / граждане с повязками, // В душу ко мне лапою не лезь! // Про жизню вашу личную / и непатриотичную // Знают уже органы и ВЦСПС!» [157].

Герой здесь предстает далеко не интеллигентным человеком. Он повествует о военной жизни города в сказовой манере, «и его оппозиция лживой власти подчеркивается самой формой стихотворения. Произведение основывается на чередовании запевов и припевов, построенных на смене ритма. Неровный рисунок рифмы, ломаные строки выдают затаенный протест озлобленной личности, позицию человека, решившегося на преодоление, опровержение навязанной официальной информации, призванной оправдать просчеты и даже преступления власти» [158].

В другом стихотворении, «Зарисовке о Ленинграде», развенчивается представление о Ленинграде как культурном центре России, и создается миф о криминальной столице, который имел широкое распространение в 1960-е гг. Высоцкий говорит об этом городе без привычного высокого пафоса: «В Ленинграде-городе // у Пяти углов // Получил по морде // Саня Соколов»...

Интересно то, что Саня Соколов — это реальный человек, которого знал Высоцкий, но у Пяти Углов он не получал. Александр Соколов был тренером по самбо, к которому приходила заниматься компания с Большого Каретного. А немного позже (примерно в 1956 г. или 1957 г.) он познакомился с Высоцким. Вот что он рассказал о «Пяти углах» в одном из интервью: «— Ну а в “Ленинграде-городе, у Пяти углов...”?

— Не знаю. Наверное, просто в рифму. Это я уже потом услышал. Ну, думаю, увековечил меня Володя Высоцкий» [159].

Исследователь М. Цыбульский приводит еще один факт, связанный с данным вопросом (и с другим Соколовым): «Владимир Соколов выступал в чемпионатах СССР по боксу, был соперником самого Валерия Попенченко. Вне ринга, однако, тоже любил подраться, и однажды те, кого он бил по одиночке, собрались вместе и отвели душу, хорошенько “отметелив” мастера спорта» [160]. Неясно только, получал по морде у Пяти углов или в другом месте? Это еще предстоит выяснить биографам Высоцкого.

В другом стихотворении, где упоминается Ленинград («Москва — Одесса», 1968), город выступает как открытый«ненужный»: «И что мне не лететь до Ленинграда?!» /1, 479/.

«Куплеты Бенгальского» (1968) из кинофильма «Опасные гастроли» воспевают Одессу как город, где есть всё. Но для того, чтобы вывести Одессу в лидеры, необходимо противопоставление ее другому городу. Высоцкий выбирает всеми признанный Санкт-Петербург. Возможно, поэт руководствовался той мыслью, что Одессу иногда называют Южной Пальмирой, а Ленинград — Северной Пальмирой. Но есть и другое предположение: так как из Ленинграда «сложнее (дольше) добираться “до Берлина и Парижа”», то «герой Высоцкого, подвергая сомнению миф о Петербурге, утверждает миф о солнечной, морской, южной столице — Одессе» [161].

В своих произведениях В. Высоцкий использует культурно-географический локус Ленинграда как начало координат, сопоставляя его с другими географическими пространствами. Это стихотворение «Осторожно, гризли!» (1978), где Санкт-Петербург... хоть он и — Ленинград «Бегство Мистера Мак-Кинли» (1972–1973), — здесь упоминаются Ленинград и пустыня Гоби.

Стихотворение «О фатальных датах и цифрах» (1971) интересно в данном случае упоминанием о здании, возвращающем к известной трагедии:

Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт,
А если в точный срок, так — в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
— в петлю слазил в «Англетере» /1, 280/.

В стихотворении «О фатальных датах и цифрах» представляется интересным употребление глаголов, дающих характеристику способа ухода поэтов из жизни: шагнул под пистолет; в петлю слазил; подгадал себе дуэль; . Отметим, что в стихотворении нет обозначения мест, где скончались поэты, но «одно конкретное место гибели указывается, и это гостиница “Англетер” в Ленинграде...». Как известно, именно здесь ушел из жизни Есенин. «“Англетер” — “чужое” (иностранное) слово, гостиница — чужой (не собственный) дом, и Ленинград (Петербург) в связи с такой “лексической окраской” воспринимается уже не как привычный <...> “родной дом” искусства, а как “гиблое место для поэта”, что в очередной раз опровергает, преодолевает отшлифованный и потому омертвевший пласт мифа, дает самому мифу новую жизнь» [162], — отмечает один из исследователей творчества Высоцкого.

Сопоставив биографические данные и факты творчества поэта, мы видим явное несоответствие представления о Ленинграде и Ленинграда. Ленинград реальный (материальный) — это место, где (в большинстве случаев) Высоцкому все удавалось: карьера, творчество, любовь, дружба и проч. Это место знаковое и ценное для поэта. Пожалуй, стоит вспомнить и тот факт, что 16 апреля 1980 г. Высоцкий приехал в Ленинград в последний раз в жизни. Он был приглашен участвовать в съемках фильма (предполагалось снять одну песню «Кони привередливые»). Выстраивается некая «кольцевая композиция»: первое интервью и последняя съемка.

В творчестве Высоцкого мифы о Ленинграде (как красивом городе-мечте), напротив, разрушаются. Ленинград — это место, где кто-то умирает, кто-то получает по морде

«Любил ли Высоцкий Ленинград?») весьма сложно. В жизни — это очень «теплое» и «удачное» место. В творчестве — полная противоположность. Но тот факт, что «Ленинград-город» сыграл значительную роль в жизни Высоцкого — неоспорим.

Позволим себе сделать следующий вывод: Высоцкий, видимо, любил Ленинград, но не официальный, а «частный», «личный», «отделенный» от грандиозного мифа. Поэт вообще не любил «грандиоза», напыщенности, официальности.

С понятием «официоза» у поэта связано много неудач: не печатали, запрещали, лишали долгожданного жилья и т. д. Возникшую «психологическую травму» Высоцкий преодолевал подчеркнуто демократическими образами: сниженной лексикой своих произведений, эпатажным поведением героев.

Сокровенная любовь к Ленинграду у москвича Высоцкого проявляется сдержанно и даже скрыто, но факт частого обращения к этому городу, напряженное внимание к нему, яркость сопутствующих образов — несомненное подтверждение тому, что город на Неве притягивал поэта.

Примечания

Цыбульский М. И. Владимир Высоцкий в Ленинграде // http: //vvysotsky.narod.ru/ VysotskyvLeningrade/text01.html: 23.11. 2009.

[146] Цыбульский М. И.

[147] Цит. по: Там же. 

[148] Абрамова Л. В., Перевозчиков В. К. Факты его биографии. М., 1991. С. 5–6.

Высоцкий В. Четыре четверти пути. М., 1988 г. С. 112.

[150] Цыбульский М. И.

[151] Цит. по фонограмме беседы Высоцкого с Ю. Андреевым в ленинградском клубе авторской песни «Восток» (18.01.67).

«Вагант». М., 1995. № 11–12. С. 20.

[153] Вспоминая Владимира Высоцкого. М., 1989. С. 204–205.

[154] Указ. соч.

[155] Шпилевая Г. А. Антимиф Петербурга в лирике Владимира Высоцкого: (К вопр. о «смещении форм») // Печать и слово Санкт-Петербурга. СПб., 2008. С. 230.

Шпилевая Г. А. Указ. соч.

[157] Высоцкий В. С.  / Подгот. текста и коммент. А. Крылова. Екатеринбург, 1996. Т. 1. С. 20. Далее сноски на это издание с указанием тома и страниц даются в тексте статьи в косых скобках.

[158] Шпилевая Г. А. Указ. соч. С. 232.

[159] Неизвестный Высоцкий. М., 2005. С. 86.

[160] Цыбульский М. И. Указ. соч.

Шпилевая Г. А. Указ. соч. С. 235.

[162] Шпилевая Г. А.

Раздел сайта: