Цыбульский Марк: "Емельян Пугачёв"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 29.04.2016 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2016/Pugachiov/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2016)

"Емельян Пугачёв"

Цыбульский Марк: Емельян Пугачёв

Проба на роль Пугачёва. Фото В. Манешина

О том, что Владимиру Высоцкому не удалось сыграть заглавную роль в двухсерийном фильме Алексея Салтыкова "Емельян Пугачёв", известно всем, кто интересуется его творчеством. Информация об этом исходит от автора сценария Эдуарда Володарского.

"Высоцкий в моей жизни значит очень много. И Емельяна Пугачёва я писал для Володи, а Екатерину II – для Марины Влади. Председатель Госкино Филипп Ермаш их принимал и обещал запустить фильм в производство, но потом он же и запретил. Подло поступил. В итоге главных героев сыграли благонадёжные Евгений Матвеев и Вия Артмане. Хотя пробы Володи и Марины были замечательные".*1

В другом интервью Э. Володарский рассказывал, как профессор С. Преображенский, научный консультант картины, изучал фотопробы претендентов на роль Пугачёва. Увидев фотографию Евгения Матвеева, сказал: "Только вот не этот!", но когда ему показали фотопробу Высоцкого, отметил: "То, что надо".

Пока всё звучит весьма правдоподобно: Высоцкого и ранее многократно не утверждали на роли, в которых режиссёры хотели бы его видеть. К тому же, подтверждение мнения сценариста мы находим и в воспоминаниях Марины Влади:

"Этот фильм просто запретили! Нам с Высоцким не дали сниматься вместе. Власти боялись, какой это вызовет резонанс. Высоцкий должен был играть Пугачёва. Его пробы были гениальными! К сожалению, их потеряли и, по-моему, до сих пор так и не нашли. Но и мои фотопробы были необыкновенными. Я была тогда моложе, чем та Екатерина, которую мне предстояло играть, поэтому меня специально старили. Получилось мощно. А какой замечательный был сценарий! Нам даже настоящую армию для съёмок давали!"*2

Не знаю, как там насчёт армии, но сразу надо отметить неточности интервьюируемой: и кинопроба Высоцкого не потеряна, и фильм не запретили – он благополучно вышел на экраны 19 марта 1979 года, – но, и вправду, в нём не было ни Высоцкого, ни Влади.

Сомнения в полной достоверности рассказа Э. Володарского появляются уже при просмотре первых титров картины. Главным консультантом её был вовсе не профессор С. Преображенский – действительно, очень крупный специалист по русской истории 18 века, – а доктор исторических наук М. Белявский.

Вроде бы, не так уж важно теперь, кто консультировал съёмочную группу, но, согласитесь, столь разные фамилии даже за давностью лет перепутать трудно, а потому возникает логичный вопрос, насколько прочие детали воспоминаний соответствуют действительности?

Исполнитель роли Пугачёва, актёр и режиссёр Евгений Матвеев оставил подробные воспоминания о своей работе над ролью. Одна из глав его книги так и называется: "Емельян". Приведу здесь большую цитату из неё.

"По Всесоюзному радио я прочитал роман Вячеслава Шишкова "Емельян Пугачёв". Конечно, не весь роман целиком, а отдельные, наиболее яркие, динамичные фрагменты, смонтированные в шесть передач, каждая по 30 минут. Разумеется, готовясь к этой работе, я серьёзно изучил всё содержание и фактуру литературного произведения. Яркость, самобытность характеров его героев, сочный, я бы сказал, ядрёный язык буквально зажигали меня. Я с упоением переходил от текста автора к речи, образу самого Емельки ("анпиратора" Петра III), к его живописным сподвижникам – яицким казакам. Так что за то время, что мы делали радиопередачи по роману Шишкова, Емельян Пугачёв вошёл в меня, я с ним как бы сроднился. У меня уже было своё видение этого персонажа.

И вот спустя три-четыре года прошёл слух, что режиссёр Алексей Салтыков приступает к постановке на "Мосфильме" картины об этом герое по сценарию Эдуарда Володарского.

Какое счастье достанется кому-то из актёров, думал я. В роли Пугачёва – раздолье для фантазии, для выявления широкой амплитуды чувств, действий. Я не испытывал ни малейшей ревности к тем актёрам, которые уже пробовались на эту роль. Хотя, конечно же, душа моя была глубоко "взрыхлена" и "размята" материалом пугачёвщины, но я не допускал и мысли участвовать в пробных съёмках – стар для этой роли, думал я. Одно дело радио – там голос, интонация... а на экране ведь ещё и лицо, и пластика.

Да ещё и молодцеватая езда на лошади… Куда мне с травмированным позвоночником… Одним словом, "и ня думай, и ня мысли..." Так я внушил себе – так и жил.

И вдруг однажды... Резко открылась дверь в класс, где я вёл урок по мастерству актёра со студентами ВГИКа, и второй режиссёр будущего фильма Геннадий Морозов жестами стал умолять меня выйти в коридор... Там он и директор картины Юрий Носиков, перебивая друг друга, сообщили мне:

– Поздравляем!.. Вы утверждены без пробы на роль Пугачёва.

– Съёмки в Суздале, в Переславле-Залесском, в Белоруссии – в Смолевичах...

В кинопроизводстве мне со многим приходилось сталкиваться, так что, казалось бы, удивить меня уже ничто не могло. Но такой "пожар" я видел впервые...

– Кого уже пробовали? – спросил я.

– Писателя Бориса Кулика и Владимира Высоцкого... Но их не утвердили...

Кулика я не знал, а Высоцкий, как мне казалось, кандидатура была весьма подходящая на роль... Но чего в кино не бывает? Сколько раз и меня не утверждали, не объясняя почему, а если и объясняли, то штампом: не вписываетесь в ансамбль, не соответствуете в смысле портретного сходства...

– Как к этому относится Салтыков?

– Он нас и послал. Ждёт вашего согласия, – взволнованно сообщали режиссёр и директор.

– Передайте Алексею Александровичу, что я подумаю...

Сутки я провёл как в лихорадке. Мысли скакали: почему Салтыков, зная меня по работе с ним в "Сибирячке", не предложил мне пробу раньше? Какая связь между Матвеевым и Высоцким? Если наши темпераменты и похожи в чём-то, то в остальном – в возрасте, росте и манере актёрского исполнения – мы совершенно разные".*3

Как видим, предложение режиссёра застало Е. Матвеева врасплох, и совершенно очевидно, что никаких фотопроб он не проходил, соответственно, и научный консультант картины, кто бы он ни был, их не рассматривал. Очередная легенда, связанная с именем Высоцкого, отправляется в архив.

Итак, мы выяснили то, чего не было. А что же было? Ведь проба-то Высоцкого существует и она и в самом деле замечательная. Почему же кандидатура Высоцкого не прошла? Кинопробу снимал главный оператор фильма Игорь Черных, и я попросил его поделиться воспоминаниями.

"И. Ч. – Дело тут вот в чём. Руководство и студии "Мосфильм", и всего Комитета по кинематографии с большим сомнением относилось к тому, что во главе всего этого дела стоит Салтыков. Вы понимаете почему?

М. Ц. – У него были большие проблемы с алкоголем...

И. Ч. – Ну да. И это главная причина, почему в картине появился Матвеев. У него был солидный режиссёрский опыт, так что начальство решило, что если Салтыков нивелирует сам себя, то за дело возьмётся Матвеев и доведёт съёмки до конца и как исполнитель главной роли, и как режиссёр.

М. Ц. – Салтыков в роли Екатерины хотел снимать Марину Влади...

И. Ч. – Не помню такого. При мне разговоров об этом не было.

М. Ц. – А пробу Высоцкого Вы помните?

И. Ч. – Ну конечно! Прекрасная была проба. Сделана она была втихаря, чтобы никто не знал из руководства студии. Загримировали его, привели в какую-то чужую декорацию, и там сняли".*4

Немного странной видится такая таинственность при проведении кинопроб – ведь, как ни крути, а их надо было демонстрировать и руководству студии, и коллегии Госкино, но так это запомнилось оператору. Отметим другое: Высоцкий снимался в чужой декорации – и мы с немалой долей уверенности можем предположить, в чьей именно.

Наблюдательные зрители давно обратили внимание, что в числе окружавших Пугачёва-Высоцкого находится народный артист СССР Пётр Глебов, знаменитый исполнитель роли Григория Мелехова в "Тихом Доне". Почему? Ведь не подыгрывать же Высоцкому пришёл он на студию!

Оказывается, П. Глебов и сам пробовался на роль Пугачёва, о чём рассказала его дочь Елена Петровна:

"В середине 70-х на "Мосфильме" начали снимать большую, дорогостоящую эпопею "Емельян Пугачёв". Режиссер картины Алексей Салтыков был человеком запойным, и все очень боялись, что картина встанет. Решили, что главную роль должен играть актёр-режиссёр, чтобы, в крайнем случае, подхватить у Салтыкова выпавшее знамя. Замены не понадобилось, но роль Пугачёва сыграл всё-таки Евгений Матвеев".*5

Таким образом, мы выясняем, что Пётр Глебов и Владимир Высоцкий пробовались в один день и в одной декорации. И оба – не прошли. И не прошли именно по той причине, которую называет оператор-постановщик!

"Пробы Высоцкого, Кулика полагалось показать на коллегии Госкино СССР. Но там не утвердили ни того, ни другого, – продолжает свой рассказ Е. Матвеев. – Хотя у Высоцкого было немало сторонников, но оказалось и не меньше противников... Показывали пробы других актёров – снова не утвердили. Кто-то на коллегии предложил: "Не морочьте ни нам, ни себе головы – берите Матвеева и снимайте!" Тогда-то режиссёр Салтыков и отправил ко мне своих помощников. И свалились они на меня – как снег на голову...

Естественно, я не мог знать о сложностях, даже интригах, связанных с выбором исполнителя главной роли в фильме "Емельян Пугачёв", поскольку не только не интересовался этим, но даже и не думал о роли – понимал, что по возрасту не подхожу: мне было уже за 50, а Емельяну, по преданию, было 33-34 года. Но меня потом упрекали, что я "перешёл дорогу" Высоцкому. Обидно, что он тоже в это, кажется, поверил..."*3

Цыбульский Марк: Емельян Пугачёв

Проба на роль Пугачёва. Фото В. Манешина

Если так, то верил в это не один Высоцкий. Вспоминает Татьяна Чапаева, художник по костюмам в фильме "Емельян Пугачёв":

"Проба Высоцкого – это было нечто! У него было великолепное настроение, и он нас уложил всех на пол от смеха. У меня болели челюсти и мышцы живота. Он нас смешил просто необыкновенно, при этом он оставался совершенно серьёзным. Это был фейерверк, невероятная энергетика. Это осталось в памяти на всю жизнь. Ну и проба, конечно же, потрясающая.

Вся группа хотела, чтобы он снимался, но наш генеральный директор студии сказал: "Никакого Высоцкого. Будет апробированный и надёжный Евгений Семёнович Матвеев". А мы не хотели, чтобы снимался Матвеев, он был уже не в той форме и не в том возрасте.

Мы – среднее творческое звено – даже хотели собраться и попросить его отказаться от роли. Мы решили, что встретимся и обсудим, как мы это сделаем, что скажем... Решили собраться у проходной вечером после работы. Ну собрались... Стоим, молчим. Кто Матвееву-то говорить будет? И тут один ассистент по актёрам говорит: "А у меня есть рубль". И пошли мы в кафе. Тем всё и кончилось. Потому что действительно – не скажешь же Матвееву: "А пусть снимается Высоцкий"".*6

Вот такой поворот судьбы. Не раз в творческой жизни Высоцкого случались срывы, стоившие ему хороших ролей, но впервые в жизни он не получил роль из-за "нарушения режима" другим человеком...

Примечания

1. "Глав ные герои Эдуарда Володарского" // газ. "Известия". 2011 г. 3 февраля.

2. Марина Влади: "В Перми меня душевно принимают!.." Беседу вела М. Неугодова // газ. "Пятница", Пермь, 2012 г. 30 марта.

3. Матвеев Е. "Судьба по-русски". Москва. "Вагриус" 2000 г. Гл. 30 "Емельян".

4. Фонограмма беседы от 3.04.2016 г.

5. Цит. по газ. "Московский комсомолец", 2010 г. 13 апреля.

6. Фон огра мма беседы от 10.04.2016 г.

© 2000- NIV