Цыбульский Марк: "Иван да Марья"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 31.01.2015 г. (дополнено 27.12.2015 г.)

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2015/Ivan_da_Marya/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2015)

"Иван да Марья"

Не существует ни одного свидетельства того, как Высоцкий оценивал снятый на киностудии имени Горького фильм режиссёра Б. Рыцарева "Иван да Марья".

Своим участием в этой картине Высоцкий, безусловно, доволен не был. Это была неудача, которая произошла вовсе не по его вине. Он написал для картины четырнадцать песен. В картину попало только семь из них, – и при этом ни одна не вошла целиком! Хоть и была изначально договорённость, что не все песни войдут в фильм, но, надо полагать, автор никак не рассчитывал, что использованы будут одни отрывки, да ещё и с переставленными строфами.

О работе Высоцкого в этой картине существует очень немного свидетельств. Самое важное из них принадлежит режиссёру-постановщику картины Борису Рыцареву:

"Мы пригласили Владимира написать песни для кинофильма "Иван да Марья" и сыграть там одну из главных ролей – Соловья-разбойника. Фильм вышел в 1975 году (премьера состоялась 28 июля 1975 г. – М. Ц.), значит, познакомились мы в 74-м.

– А кто решил заказать песни именно ему – вы или автор сценария А. Хмелик?

– Мы обсуждали это с Хмеликом. Позвонили Высоцкому – он согласился. Но играть спустя некоторое время раздумал. Мы как-то затронули этот вопрос, и Володя сказал, что выбрал для себя такую линию: играть только положительных героев...

– Кто в результате сыграл Соловья-разбойника?

– Николай Лавров из Ленинграда. Тогда он был молодым актёром ТЮЗа, а сейчас играет в театре Додина, стал известен (Н. Лавров скончался в 2000 г. – М. Ц.) Как ни странно, в то время он был даже внешне похож на Володю Высоцкого. И песни в картине пел, подражая ему.

– Вы встречались с Высоцким вне студии?

– Однажды мы провели почти целые сутки у него дома на Матвеевской. Прямо при мне он работал над песнями для картины, шло обсуждение, какая-то корректировка...

– Алексей Чердынин, оператор вашего фильма, говорил мне, что запись ваших разговоров на Матвеевской должна была сохраниться.

– Я об этом ничего не знаю.

– Почему в фильм включены далеко не все песни, а те, что вошли, – сокращены?

– Тут мы с Хмеликом занимали единую позицию. Дело в том, что Володя написал прекрасные песни, но они – как и все его вещи – были достаточно злободневными. А сказка требует всё-таки некоторой абстракции. Вот на эту тему у нас и были не антагонистические, но противоречия. Володя с трудом расстался с некоторыми своими находками. Мы упорно гнули собственную линию и довели дело до конца.

Одну свою песню Володя даже доработал – эту "Песню Марьи" потом спела Марина Влади, записывая пластинку. А, в общем, с самого начала была такая договорённость, что Высоцкий сделает много песен, среди которых будет произведен какой-то отбор.

По окончании работы мы расстались друзьями, но ощущение некоторой неудовлетворенности у Владимира Семёновича сохранилось. А при мне осталось моё упрямство. И когда я снова смотрю эту картину, то всё-таки думаю, что мы с Хмеликом были правы..."*1

Иначе причину неучастия в картине Высоцкого рассказал сценарист Александр Хмелик в беседе с высоцковедом Л. Черняком:

"Была идея, чтобы он снялся у нас в картине с Рыцаревым. Была моя идея предложить ему написать песни, и чтобы он сыграл Соловья-разбойника. И даже попробовали, и даже он пробовал грим. Он поверх век зрачки нарисовал. Нельзя сказать, что был удачный грим, но даже не в этом дело. Просто режиссёр выбрал другого совершенно актёра... Взял композитора, младшего Чайковского, который хотел самовыразиться в этой картине. На мой взгляд, вообще совершенно не попал ни в эстетику фильма, ни в песни Высоцкого.

... Я говорил режиссёру: "Ты пойми, что участие Высоцкого в картине даёт лишних десять миллионов зрителей, – как минимум". Но ему было бесполезно говорить. Он был воспитанник Роу (Александр Роу (1906-1973) – кинорежиссёр, постановщик 16 фильмов-сказок – М. Ц.), а они все снимали в определённой стилистике".*2

У оператора картины Алексея Чердынина сложилось своё мнение, почему Высоцкий отказался от роли Соловья-разбойника:

"Володя написал в картину четырнадцать песен, сам хотел сниматься... Но тогда произошла история с автором сценария Хмеликом. Володя принёс не тексты, а уже готовые песни. Показал. Сидели: Хмелик, режиссёр фильма Борис Рыцарев и я. Хмелик сказал: "Ты, Володя, тянешь одеяло на себя... Из сказки хочешь сделать мюзикл..."

Володя тоже что-то сказал; он ведь, если задумал, то отстаивал это дело до конца! В общем, они крупно поговорили, во многом разошлись... Володя окончательно решил не играть. Да я думаю, что тогда Володе уже не очень хотелось тратиться на эту работу...

Да, где-то у меня должна быть очень интересная кассета. Ещё до этого разговора мы сидели у Бориса Рыцарева, и Володя пел эти песни, вернее, ещё эскизы... И они всё это обсуждали – то есть, крутились мозги, работала мысль... Ну а в фильме все Володины песни были порезаны – много сокращений и переделок... Жаль, ведь песни были очень хорошие, без дураков..."*3

Ещё одна версия принадлежит Борису Грачевскому, который совместно с автором сценария А. Хмеликом примерно в тот же период организовал киножурнал "Ералаш":

"Там (в картине – М. Ц.) было действующее лицо Соловей-разбойник. Володя должен был играть Соловья-разбойника и написал все песни. А потом сцепились они из-за того, что режиссёр фильма Борис Рыцарев сказал, что музыку к фильму будет писать Борис Чайковский "Кто? Какой Чайковский? Да пошёл ты к чёрту тогда". И они поругались".*4

В разговоре со мной Б. Грачевский сказал так:

"Мы работали вместе с Хмеликом, поэтому я был в курсе всех этих событий. Я помню весь этот скандал, и как мы вдвоём уговаривали Рыцарева отказаться от его идеи. Он – ни в какую. "Нет" – и всё. "Всю музыку напишет Борис Чайковский". (Музыку к фильму написал композитор Александр Владимирович Чайковский, племянник Бориса Чайковского – М. Ц.) Хмелик махнул рукой, Владимир Семёнович психанул. Он должен был играть Соловья-разбойника и хотел несколько поднять уровень этой картины, потому что изначально в этой сказке был некий второй смысл для взрослых – немножко капустник, немножко пародия. Но потом всё развалилось".*5

На вопрос, почему Высоцкий не стал сниматься в картине, мне лично гораздо ближе точки зрения А. Хмелика, А. Чердынина и Б. Грачевского, чем Б. Рыцарева. Слова Высоцкого о желании играть только положительные роли (если они и были сказаны в действительности), по всей вероятности, были простой отговоркой. Соловей-разбойник в фильме в исполнении Н. Лаврова получился неплохим, но в исполнении яркого характерного актёра Высоцкого мог стать просто великолепным. А если ещё к этому добавить исполнение собственных песен... Но – не сложилось, как не сложилось очень многое в творческой биографии Высоцкого.

Актёр Иван Бортник, исполнивший в картине главную роль, о несостоявшейся работе Высоцкого высказался кратко:

"Володя не стал сниматься, что-то ему помешало... Хотя песни для фильма он написал – песни, на мой взгляд, – замечательные. Но режиссёр пригласил профессионального композитора, который сделал аранжировки... Некоторые песни вообще не вошли, другие были сокращены".*6

Сам Высоцкий о той работе на концертах высказался несколько раз и всякий раз – с явной досадой.

"Такая же судьба постигла вот "Мак-Кинли" (к фильму "Бегство мистера Мак-Кинли" Высоцкий написал девять баллад, но там звучат только полторы из них – М. Ц.), такая же судьба постигла очень большое количество вещей, которые я написал в кино, в детское кино, в сказку "Иван да Марья". И в ней есть, осталось что-то такое – две-три вещи, но там было их намного больше".*7

"Значит, вот была такая картина, "Иван да Марья" называлась она. В этот фильм я написал примерно семнадцать музыкальных номеров, текстов песен. Это должен был быть такой сказка-мюзикл в кино. Но, к сожалению, от этого осталось опять с гулькин нос, почти ничего не осталось, всё выстригли".*8

"Я не знаю, какого мнения он был о картине, не уверен даже, видел ли её полностью, – сказал режиссёр Б. Рыцарев. – Но натура-то у Володи широкая и добрая. После окончания работы он приехал в группу и привёз ящик шампанского".*9

Примечания

1. Рыцарев Б. "Мы расстались друзьями" (беседовал В. Перевозчиков) // газ. "Высоцкий: время, наследие, судьба" Киев. 1995 г. № 24 стр. 8.

2. Фонограмма беседы Л. Черняка с А. Хмеликом от 28.10.1997 г. Цитируется с разрешения Л. Черняка.

3. Перевозчиков В. "Живая жизнь", часть 2 // Библиотека "Ваганта" Москва 1992 г. № 7 стр. 14-15.

4. "Белорусские страницы" вып. 12 "Владимир Высоцкий в воспоминаниях современников" Минск. 2004 г. стр. 28.

5. Фонограмма беседы от 1.11.2014 г.

6. Перевозчиков В. "Живая жизнь" часть 3. Москва 1992 г. стр. 80.

7. Фонограмма концерта Москва, Роспотребсоюз, 23 ноября 1976 г. 1-й концерт.

8. Фонограмма концерта. Москва, МГУ, геологический факультет, 16 декабря 1978 г.

9. Рыцарев Б. "Мы расстались друзьями" (беседовал В. Перевозчиков) // газ. "Высоцкий: время, наследие, судьба" Киев. 1995 г. № 24 стр. 8.

© 2000- NIV