Цыбульский Марк: "Микрорайон"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 19.12.2012 г. (дополнена 20.12.2012 г.)

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2012/Mikrorajon/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

"Микрорайон"

Сцена из спектакля ''Микрорайон'' (Московский театр драмы и комедии, режиссёр Пётр Фоменко, 1963-64 гг.). Опубл. в 47-й передаче из цикла ''Чтобы помнили'', посвящённой памяти Алексея Эйбоженко. Телекомпания REN-TV, 1998 г.

Сейчас это, наверное, трудно себе представить, но Театр на Таганке существовал в Москве задолго до того, как туда в 1964 г. пришёл работать Юрий Любимов. Правда, большими достижениями тот, прежний, театр, открытый в 1946 году, похвастаться не мог. Как частенько шутил на своих выступлениях Владимир Высоцкий, на Таганке в Москве были тюрьма и театр, но в тюрьму ходили чаще...

"К началу 60-х Театр драмы и комедии окончательно выдохся. Зритель посещал его от сезона к сезону всё неохотней. Не выполнялся финансовый план, копились долги, артисты тосковали по успеху и игре в заполненном зале", – писала историк таганского театра Элла Михалёва.*1

Пытаясь исправить положение, тогдашний главный режиссёр театра Александр Плотников пригласил в труппу начинающих актёров и молодого режиссёра Петра Фоменко, который поставил спектакль "Микрорайон" по роману известного советского писателя Лазаря Карелина. Нас, почитателей Владимира Высоцкого, этот давний спектакль интересует в первую очередь потому, что в нём впервые прозвучала со сцены его песня.

Сам факт использования в "Микрорайоне" песни Высоцкого широкой публике известен с 1988 года. Создатели документальной повести "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы" Борис Акимов и Олег Терентьев включили в неё отрывки из бесед с режиссёром П. Фоменко и актёрами Театра на Таганке Таисией Додиной и Леонидом Буслаевым. Собственно, именно их воспоминания и побудили меня копнуть несколько глубже и попытаться разобраться в вопросе, как же именно была использована в постановке эта песня.

Начнём с того, что нам стало известно из упомянутой выше документальной повести.

"Летом 1963 года мы начали репетировать "Микрорайон", – вспоминала Т. Додина. – В спектакле должна была присутствовать песня. Пётр Наумович (Фоменко, – М. Ц.) выбрал ту, что, по его мнению, наиболее подходила для постановки – песню Высоцкого "Тот, кто раньше с нею был". Откуда её взял Фоменко, я не знаю".*2

"Песню, о которой идёт речь, в театр принёс я, – сказал Л. Буслаев. – В Ногинске я её впервые услышал от молодого артиста Димы Андрианова. Мы не знали автора. Тогда было время песен, и мы ещё не особенно разбирались – кто есть кто: Визбора путали с Окуджавой, того, в свою очередь, – с Городницким".*3

"Она (песня, – М. Ц.) действительно помогла выстроить спектакль, придать ему необходимую интонацию, – отметил П. Фоменко. – В ней одновременно присутствовал и криминал, и тема жестокости, и своя лирика, и благородство".*4

Сцена из спектакля ''Микрорайон'' (Московский театр драмы и комедии, режиссёр Пётр Фоменко, 1963-64 гг.). Опубл. в 47-й передаче из цикла ''Чтобы помнили'', посвящённой памяти Алексея Эйбоженко. Телекомпания REN-TV, 1998 г.

Таким образом, как песня Высоцкого попала в спектакль, было выяснено давным-давно. Однако открытыми оставались вопросы о её значении в постановке и о том, как именно она была использована.

"Там был громадный проход, целиком построенный на этой песне: герой пьесы Князев (исполнитель роли – Алексей Эйбоженко, – М. Ц.) шёл с букетом цветов к девушке. Его сопровождал один из подручных – паренёк по имени Витя, который подыгрывал ему на гитаре, – Витю играл Ю. Смирнов. И Князев шёл, точнее даже сказать, "выступал", по всему микрорайону, который "принадлежал" ему, и пел эту песню", – сказала Т. Додина.*5

Л. Буслаеву использование песни запомнилось иначе. "У него (Эйбоженко, – М. Ц.), по-моему, каждый выход сопровождался этой песней: то он скороговоркой произносил пару строк, то исполнял её на гитаре, то кто-то из персонажей пропевал куплет при его выходе. Всё это ложилось в контекст и очень сильно работало на идею".*6

Согласимся, что воспоминания отличаются существенно. Для историка театра, вероятно, особой разницы нет, но для биографа Высоцкого она значительна. Определённо требовалось дополнительное расследование.

Литературы о спектакле "Микрорайон" очень мало. Всего один абзац посвящён ему в 400-страничной книге Э. Михалёвой о Театре на Таганке:

"Зритель нашёл в инсценировке по повести Лазаря Карелина и занимательный сюжет, и лирическую историю, связанную с девушкой Ниной Лагутиной – за неё боролись герой и антигерой спектакля. Режиссура Петра Фоменко удачно довершила дело: спектакль избегал театральщины и стремился к достоверности и житейской точности. На сцене лихо дрались и бацали на гитаре.

Со мною нож, решил я: что ж,
Меня так просто не возьмёшь, –
Держитесь, гады! Держитесь, гады!" –

пел безнадёжно отрицательный персонаж – "спекулянт и стяжатель" Князев".*7

Книга Э. Михалёвой весьма интересна, но в данном случае это источник всё-таки вторичный, поскольку автор лично постановку "Микрорайона" не видела. Среди тех, кто спектакль видел – народный артист России Валерий Золотухин.

"Я хорошо запомнил, как впервые встретился с его (Высоцкого, – М. Ц.) творчеством. В то время я работал в театре имени Моссовета, но уже знал, что скоро мы с женой (Ниной Шацкой) будем играть на Таганке. Тогда я пришёл посмотреть один из старых спектаклей долюбимовского театра – "Микрорайон" в постановке Петра Фоменко. На сцену вышел очень симпатичный актёр и под гитару запел:

В тот вечер я не пил, не пел,
Я на неё вовсю глядел,
Как смотрят дети, как смотрят дети,
А тот, кто раньше с нею был
Сказал мне, чтоб я уходил,
Сказал мне, чтоб я уходил,
Что мне не светит...

И дальше: "Ударил первым я тогда, так было надо". Для меня это был настоящий шок. В то время, когда все играли советские пьесы, где одни положительные герои боролись с другими положительными героями, я вдруг услышал такой "обалденный" текст. Как выяснилось потом, исполнителем песни был Алексей Эйбоженко, а её автором Высоцкий".*8

Видела спектакль – причём премьеру – и известная архангельская журналистка Лидия Мельницкая. Её воспоминания вполне согласуются с приведёнными выше:

"В этом спектакле впервые прозвучала песня Владимира Высоцкого (одна из "блатных"): "В тот вечер я не пил, не ел – Всё на неё одну смотрел, Как смотрят дети, как смотрят дети…" И пел её Алексей Эйбоженко в сцене, когда Князев, одержимый страстью к Нине Лагутиной, вламывался к ней для решительного объяснения. Так и стоит у меня перед глазами эта картина: рыжекудрый, в модной куртке василькового цвета, он решительно наступал на Нину, выставив перед собой, как оружие, огромный букет ярких цветов".*9

Подробнее всех рассказал о спектакле и о работе над ним (правда, ни словом не упомянув о песне Высоцкого) один из его участников, исполнитель роли агитатора Вениамин Смехов.

""Микрорайон" репетировали в долгой, почти трёхмесячной поездке театра на Север. Это было лето 1963 года. Последние гастроли Театра драмы и комедии. Что запомнилось ярко – это дружная компания юного окружения Петра Фоменко и художника Николая Эпова. Походы и поездки вдоль и поперёк Вологодчины. Концерты в Северодвинске. Съёмки для телевидения в уважаемом и чистом Череповце. Но более всего: иссиня-белые ночи в Архангельске. И песчаные пляжи, и потешные купания, и долгие разговоры о будущем и настоящем на перевёрнутых лодках посреди яркого мира Северной Двины где-нибудь в три часа, в пять часов – какая разница? – растерянной, обомлевшей тамошней ночи. В Архангельск все были влюблены – так уж всё там совпало...

Спектакль "Микрорайон" увидел свет и узнал успех. В полузабытое театралами здание повалил зритель. Замечательно играл роль матёрого бандита Алексей Эйбоженко. С неожиданной для "газетно-положительного" героя горячностью, без конца сбивая очки на интеллигентной переносице, хорошо и обаятельно справлялся с ролью агитатора Леонид Буслаев. Всякому Фоменко подарил свою заострённую определённость. И молодому заносчивому другу бандита (Ю. Смирнов), и его невесте (Г. Гриценко). И высокой, красивой героине (Т. Лукьянова), и уморительно смешному "бровастому агитатору" (Н. Власов) с его самодовольным, ни к селу ни к городу распеванием песни "Я люблю тебя, жизнь… я шагаю с работы устало!" Спектакль был чужероден в своих стенах, но прогнать его было нельзя. Он и сослужил службу своеобразного "троянского коня". Он братски протягивал руку брехтовскому "Доброму человеку из Сезуана", разделившему через полгода одну с ним сцену на Таганской площади".*10

Таким образом, мы узнаём, что песня Высоцкого звучала не в просто проходном спектакле, а в весьма интересной работе молодого режиссёра. И всё-таки, как же именно она там звучала? В поисках ответа на этот вопрос я позвонил ветерану таганской сцены Татьяне Лукьяновой.

Сцена из спектакля ''Микрорайон'' (Московский театр драмы и комедии, режиссёр Пётр Фоменко, 1963-64 гг.). Опубл. в 47-й передаче из цикла ''Чтобы помнили'', посвящённой памяти Алексея Эйбоженко. Телекомпания REN-TV, 1998 г.

"М. Ц. – В спектакле "Микрорайон" звучала песня Высоцкого в исполнении Эйбоженко...

Т. Л. – Минуточку, минуточку! Лёша Эйбоженко ничего не пел. В сцене, когда его герой, Князев, сватается к моей героине, Нине Лагутиной, был мотив этой песни, но она звучала фоном из-за кулис, с магнитофона. Эта песня обозначала его тему, звучала она в спектакле один раз.

М. Ц. – В чём было своеобразие режиссёрского решения в этой постановке?

Т. Л. – Спектакль был необычный по тем временам. У нас все декорации стояли на фурах, эти фуры ездили, выдвигались, выезжали, соединялись... Ничего подобного тогда нигде не было. Тема эта тоже по тем временам была новая. Репетировали мы этот спектакль ночами, потому что днём нам времени не давали. Плотников репетировал леоновскую "Метель" днём, а для нас оставалась только ночь. Мы сами ставили все декорации вместе с рабочими сцены. Работали часов до шести утра, потом дремали в гримёрках – и шли работать дальше.

М. Ц. – Как принимался спектакль публикой?

Т. Л. – Спектакль принимался очень хорошо. Там потрясающе играл Эйбоженко, очень хорошо играл Леонид Буслаев. Когда пришёл в театр Любимов, он спектакль оставил, и мы его играли. Песня Высоцкого продолжала звучать, но на афише его имени не было. Володя же, в общем, тогда народу известен не был. Потом из театра ушёл Алексей Эйбоженко*11 – и всё, спектакль сняли".*12

То, что Высоцкий не был указан на афише как автор песни, я догадывался и раньше – до сих пор ни один из участников спектакля не говорил об этом, а режиссёр П. Фоменко, когда я его спросил, дал ответ обтекаемый:

"Мне кажется, что это потом указывалось в афише. Хотя точно я не помню... После того, как на Таганку пришёл Юрий Петрович Любимов, этот спектакль ещё шёл некоторое время, но недолго, поэтому я точно не могу ответить на Ваш вопрос. Тем более что в те времена Володя был ещё совершенно неизвестен".*13

Но вот то, что песня Высоцкого могла, как выясняется, звучать не на сцене, а из-за кулис, я не предполагал никак. И ведь мнение это исходит от бессменной исполнительницы главной женской роли, к которой, собственно, эта песня и была обращена! Интересно, а как считает народный артист России Юрий Смирнов, который, по воспоминаниям Т. Додиной, аккомпанировал исполнявшему песню А. Эйбоженко?

"М. Ц. – Насколько интересен был "Микрорайон" с точки зрения режиссуры?

Ю. С. – Всё, что предлагал в этот спектакль Пётр Наумович Фоменко, всё это имело успех. Зрители этот спектакль любили. Когда пришёл Любимов, "Микрорайон" был единственный спектакль, который он оставил в репертуаре.*14 Так что, безусловно, это была и очень хорошая режиссура, и прекрасные актёрские работы Лёши Эйбоженко и Лёни Буслаева.

М. Ц. – Кто исполнял в спектакле песню Высоцкого?

Ю. С. – Песню пел я, и сам себе на гитаре аккомпанировал. У меня была роль Витьки, человека, который находился под влиянием Князева. Смысл использования песни в том, что там нужен был какой-то музыкальный дивертисмент. Вот поэтому она там и звучала, характерная такая песня".*15

Вот так бывает в жизни... Если до моих разговоров с актёрами мы могли выбирать между двумя возможными вариантами использования песни Высоцкого в "Микрорайоне", то теперь их стало четыре – и всяк волен решать на свой вкус. То ли песню пел А. Эйбоженко, то ли Ю. Смирнов, то ли её напевали все участники спектакля. А может, она и вовсе звучала за сценой с магнитофона. Возможно ли – спустя пятьдесят лет после премьеры – установить истину?

Юрий Смирнов (Витя) и Алексей Эйбоженко (Князев) в спектакле ''Микрорайон'' (Московский театр драмы и комедии, режиссёр Пётр Фоменко, 1963-64 гг.). Опубл. в 47-й передаче из цикла ''Чтобы помнили'', посвящённой памяти Алексея Эйбоженко. Телекомпания REN-TV, 1998 г.

Оказывается, – возможно! Точки над i помогла расставить посвящённая памяти Алексея Эйбоженко телевизионная передача из цикла "Чтобы помнили", который в 1995-2003 годах на телеканале ОРТ вёл Леонид Филатов.*16 В передаче представлено около десятка фотографий из "Микрорайона". На одной из них мы видим играющего на гитаре и поющего Ю. Смирнова, рядом с ним – приплясывающего А. Эйбоженко с букетом цветов в руке. Героиня Т. Лукьяновой в этой сцене не участвует, поэтому актрисе, видимо, могло показаться, что песня записана на магнитофон и звучит из-за кулис.

Интересно, что, по словам Ю. Смирнова, А. Эйбоженко порой просил его "сменить репертуар", и тогда он исполнял другую песню: "Лишь оставила стая среди бурь и метелей // С перебитым крылом одного журавля".*17

Помните у Высоцкого? –

Я икрою ей булки намазывал,
Деньги прямо рекою текли, –
Я ж такие ей песни заказывал!
А в конце заказал – "Журавли".

Простое это совпадение – или Высоцкий видел постановку П. Фоменко и знал, что сочинённую им песню иногда заменяют на "заказанную хулиганом" "Журавли улетели", теперь можно только гадать. Зато вопрос о том, кто именно и в какой сцене пел песню Высоцкого в спектакле "Микрорайон", можно считать окончательно решённым.

Примечания

1. Михалёва Э. "В границах красного квадрата". Москва. Издательский дом Родионова. 2007 г. стр. 26.

2. Акимов Б., Терентьев О. "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы" // ж. "Студенческий меридиан", Москва. 1988 г. № 8 стр. 50.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же, стр. 50-51.

6. Там же стр. 51.

7. Михалёва Э. "В границах красного квадрата". Издательский дом Родионова. Москва. 2007 г. стр. 38.

8. Лебедина Л. "Главными в жизни Высоцкого всегда были друзья" // газ. "Труд", Москва. 2003 г. 25 января.

9. Мельницкая Л. "Прекрасные гастроли" // газ. "Правда Севера", Архангельск. 2012 г. 25 июля.

10. Смехов В. "Театр моей памяти". Москва. 2001 г. стр. 92.

11. А. Эйбоженко перешёл в Московский академический театр имени Маяковского в 1964 г.

12. Фонограмма беседы от 7.12.2012 г.

13. Фонограмма беседы от 11.07.2009 г.

14. Это не совсем так: кроме "Микрорайона", в репертуаре "Таганки" некоторое время оставался спектакль по пьесе Дж. Б. Пристли "Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун" с Б. Хмельницким и А. Демидовой в заглавных ролях.

15. Фонограмма беседы от 16.12.2012 г.

16. Памяти А. Эйбоженко была посвящена 47-я передача из цикла "Чтобы помнили", выпущенная телекомпанией REN-TV в 1998 году.

17. Там же.

© 2000- NIV