Цыбульский Марк: На съёмках "Грешницы"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 27.02.2016 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2016/Greshnica/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2016)

На съёмках "Грешницы"

Картина "Грешница" режиссёра Фёдора Филиппова*1 в фильмографии Владимира Высоцкого занимает особое место. Бывали случаи в его жизни, когда в силу тех или иных причин из фильмов вырезались сцены с его участием. Из "Грешницы" же была вырезана вся его роль целиком.

О том, как Высоцкий появился в картине, каким был эпизод с его участием, и почему этот эпизод выпал при окончательном монтаже, режиссёр фильма рассказал много лет назад высоцковеду Борису Акимову. Отрывки из этого рассказа были включены в документальную повесть "Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы", отрывки из которой публиковались в журнале "Студенческий меридиан" в 1987-1990 гг. Я хочу привести свидетельство режиссёра целиком – в том виде, в каком они сохранились на магнитофонной ленте.

"Б. А. – Фёдор Иванович, Вы впервые снимали его (Высоцкого – М. Ц.) в 1960 году?

Ф. Ф. – Нет, в 1962 году в "Грешнице"... Картина вышла на экран в 1962 году (3 сентября 1962 г. – М. Ц.).

Б. А. – Нас интересуют съёмки... Как Вы на него, собственно, попали? Он сам показался. Как он пришёл?

Ф. Ф. – В "Грешнице" был такой персонаж – Пеньков, корреспондент. Саввина главную роль играла. Он, значит, брал интервью у неё. Шевкуненко был у меня редактором во Втором объединении. Она большим успехом пользовалась, "Грешница", много диспутов было, но этот эпизод мне пришлось выбросить вот почему. Тогда на антирелигиозную тему было очень много картин – "Тучи над Борском", другие. Но они ущемляли чувства верующего, а в "Грешнице" всё наоборот. "Грешница" призывала образумиться и уйти от секты пятидесятников. А этот эпизод – он немножко был не в стиле картины, Шевкуненко предложил этот эпизод выбросить, поэтому этого эпизода в картине нет.

Я его (Высоцкого – М. Ц.) пробовал с Саввиной и снимал этот эпизод с Саввиной...

Б. А. – Он сам пришёл на пробы или...

Ф. Ф. – Обыкновенно второй режиссёр или ассистент примерно по моему замыслу ищет кандидатуры. Я на эту роль не только Высоцкого пробовал, но и других актёров. Мне больше понравился Высоцкий, потому что он очень талантливый человек...

Б. А. – Я посмотрел по сценарию евдокимовскому...*2

Ф. Ф. – Там, наверное, этого эпизода нет?

Б. А. – Нет, эпизод есть, но там он (Высоцкий – М. Ц.) играет не корреспондента. Он играет присланного из райкома комсомола...

Ф. Ф. – Или райкома комсомола, я уже забыл.. Пенкин, что ли, его фамилия?

Б. А. – Пыртиков. Такой нахальный парень...

Ф. Ф. – Не то, чтоб нахальный...

Б. А. – А что, подошёл типаж? Весь какой-то квадратный, прямой.

Ф. Ф. – Да-да. Он подошёл для этой роли, но для стиля этой картины эпизод не подошёл. Потому что Саввина, когда с ним сыграла, говорит: "Фёдор Иванович, давайте посоветуемся с Шевкуненко". Ну, посоветовались с Шевкуненко, он говорит: "Давайте этот эпизод выбросим, потому что мы же влияем на чувства верующего, а нам, наоборот, нужно очень осторожно относиться". А этот из райкома пришёл и очень нагло с ней разговаривал. Как она попала в эту секту... Чего-то такое, я уже забыл...

Б. А. – По евдокимовскому сценарию так: прислали разобраться секретаря райкома ВЛКСМ...

Ф. Ф. – Наверное, инструктор?

Б. А. – Ну, инструктор райкома. Я не знаю, с чьих слов пошло, что это корреспондент. Там по роли он инструктор райкома. Он приезжает и первым делом говорит: "Мы фельетон напишем!"

Ф. Ф. – Это я, наверное, спутал, когда в то время давал интервью.

Б. А. – Как он отнёсся к тому, что этот эпизод выпал из картины? Вы с ним говорили?

Ф. Ф. – Говорили. Я тогда вызывал Саввину и его к Шевкуненко, и мы так взвешивали... Жалко, очень хороший эпизод был".*3

Хоть и сказал режиссёр, что эпизод был хорошим, но, похоже, запомнил он его весьма смутно – ведь ни фамилию, ни даже профессию персонажа, сыгранного Высоцким, он не помнил. Запомнился только факт участия Высоцкого в съёмках.

А вот исполнительница главной роли народная артистка СССР Ия Саввина не помнила даже сам факт совместной съёмки с Высоцким, о чём она сказала в беседе с высоцковедом Львом Черняком:

"Л. Ч. – А вот не вспомните ли, вот в "Грешнице" Высоцкий снимался в эпизоде без Вашего участия?

И. С. – Нет, он должен был со мной сниматься.

Л. Ч. – Ничего больше не помните?

И. С. – Ну, я говорю, что когда он мне сказал, что он снимался – у меня челюсть упала! Потому что это... он мне рассказал вот всё, как я велела напоить его чаем, как это самое… как он был потрясён, потому что говорили – такая сука, что она уничтожит, там, и так далее!

Л. Ч. – Так он как – снимался и уехал в этот же день? Или как это было?

И. С. – Этого я не помню.

Л. Ч. – Скорей... скорей всего.

И. С. – Ну, если я не помню вообще, что он снимался, так откуда я знаю, когда он уехал?! Вы ж понимаете? Я говорю... я говорю, это я всё знаю со слов самого Володи".*4

Несколько более подробно о том, что же именно рассказал ей Высоцкий, Ия Сергеевна припомнила во время нашего с ней разговора:

М. Ц. – О Вашей с Владимиром Семёновичем совместной работе в картине Е. Карелова "Служили два товарища" знают все, кто интересуется отечественным кинематографом. Но была у вас ведь и ещё одна творческая встреча – в картине "Грешница" в 1962 году.

И. С. – Об этом я совершенно забыла, через несколько лет мне об этом напомнил Володя, но эпизод этот был из фильма выброшен.

М. Ц. – Где снимался эпизод с Высоцким?

И. С. – Картина создавалась на "Мосфильме", а эпизод с Володей снимался под Москвой, в Бужарово. Во время съёмок "Служили два товарища" Володя сказал мне: "Иечка, ведь мы же давно знакомы. У меня в те времена не было ни заработка, ни театра, ни кино – ничего. И вдруг – счастье: меня приглашают сниматься. Друзья спрашивают: "А что там?" – "Да ничего. Крошечный эпизод. Саввина там снимается". – "Саввина?! Да это ж кошмар! Как ты с ней работать будешь?"

"Ехал, – рассказывал Володя, – с дрожью в коленках. И погода жуткая, холодно, с электрички сошёл..."

А дальше я вспомнила, как это было, когда он мне напомнил. Режиссёр Володю увидел: "Прекрасно, сейчас будем снимать". А я смотрю – он же синий от холода!

Володя говорит: "И тут ты говоришь: "Что? Как снимать?! Дайте ему чаю, дайте бутербродов, пусть человек согреется, отдохнёт, тогда и работать будем". И я подумал: "Вот это да! А говорили, что сволочь"".*5

Любопытный факт: фамилия Высоцкого в фильме всё-таки осталась. Более того, среди тех, кто участвовал в эпизодических ролях, он указан первым, поскольку фамилии перечислялись в алфавитном порядке. Видимо, титры фильма были сделаны до окончательного монтажа, а переделывать было лень. Да и то сказать: мог ли кто-нибудь осенью 1962-го года представить себе, что пройдут годы и серьёзные люди начнут отыскивать любые детали выброшенного из картины эпизода с участием персонажа по фамилии Пыртиков?

Примечания

1. Филиппов Фёдор Иванович (1911-1988) – кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР.

2. Евдокимов Николай Семёнович (1922-2010) – советский и российский писатель. Повесть "Грешница", по которой сам автор писал сценарий фильма, опубликована в 1961 г.

3. Фонограмма беседы Б. Акимова с Ф. Филипповым от 16.10.1987 г.

4. Фонограмма беседы Л. Черняка с И. Саввиной от 14.03.1999 г.

5. Фонограмма беседы от 5.11.2006 г.

© 2000- NIV