Цыбульский Марк: На съёмках "Хозяина тайги"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 6.10.2011 г.

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2011/Hoziain_tajgi/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2011)

На съёмках "Хозяина тайги"

Кадр из фильма ''Хозяин тайги''

Киновед Анна Блинова, на книгу которой "Экран и Владимир Высоцкий" я многократно ссылаюсь в своём цикле статей о киноработах Владимира Высоцкого, заметила, что хотя в картине "Хозяин тайги" снимались четыре известных актёра – В. Золотухин, Л. Пырьева, М. Кокшенов и Л. Кмит, им всем вместе не удалось бы вытянуть эту весьма слабую с точки зрения режиссуры ленту. Спасти фильм – по крайней мере, с кассовой точки зрения – мог только Высоцкий. Так, в конечном счёте, и вышло – фильм сделал хорошие сборы, работа Высоцкого оказалась лучшей в фильме, а его фотография в роли бригадира сплавщиков Ивана Рябого была опубликована в десятках газет и журналов, в том числе, и за рубежом – в американском "Тайме" (1970 г. 7 сентября, стр. 25) и немецком "Шпигеле" (1971 г., номер 13, стр. 126).

О трактовке Высоким образа Ивана Рябого подробно писали А. Блинова и И. Рубанова; история написания Высоцким песни "Банька по-белому" детально изложена В. Золотухиным; информацию о том, что происходило в перерывах между съёмками "Хозяина тайги", изучил и обобщил автор этих строк ("Владимир Высоцкий в Сибири", часть 1-я). До сих пор, однако, практически не было опубликовано ничего, что рассказывало бы о событиях на съёмочной площадке, о работе Высоцкого над ролью. Впрочем, даже история утверждения Высоцкого на роль не до конца ясна.

На мой вопрос, был ли утверждён Высоцкий на роль без проб, или у него были конкуренты, Людмила Назарова, вдова режиссёра, ответить не смогла. Помнит она, что "Владимир Александрович очень воевал, чтобы Высоцкий получил за роль побольше. Он же не был ещё членом Союза кинематографистов, поэтому платили ему копейки. У меня в архиве хранится эта переписка о том, чтобы ему платили больше за съёмочный день".*1

В программе НТВ "Высота", вышедшей в эфир 25 июля 2010 года, есть несколько слов об утверждении Высоцкого на роль Ивана Рябого. После "Интервенции" Высоцкий и Золотухин дали друг другу слово сниматься только вместе, и после того, как последний был утверждён на роль милиционера Серёжкина, он пришёл к режиссёру фильма и предложил Высоцкого на роль бригадира.

Однако другие кандидаты на роль, очевидно, всё же были. 11 июня 1968 г. В. Золотухин записал в своём дневнике: "Проба с Высоцким. Оператор говорит: "Я лично буду драться" – в смысле за нашу пару. Назаров: "В группе сложилось мнение, что это и есть тот самый выигрышный вариант". Через пять дней В. Золотухин снова возвращается к той же теме: "Я посмотрел пробы в "Хозяине", и уже захотелось сниматься... Высоцкий мне сказал, что без меня он сниматься не будет. Я сказал, что и я без него тоже".*2

В итоге, вопрос с двумя главными героями картины был решен: Рябой – Высоцкий, Серёжкин – Золотухин. Исполнительницы главной женской роли ещё не было.

Владимир Высоцкий и Лионелла Пырьева на съёмках фильма ''Хозяин тайги''. Фото из коллекции М. Цыбульского

"Меня пригласили на эту картину и, действительно, хоть роль была и главная, – я сниматься не хотела, – рассказывала народная артистка России Лионелла Пырьева. – Понимаете, – Грушенька, "Братья Карамазовы", Достоевский, – и вдруг – "Хозяин тайги", какая-то бабёнка типа трактирщицы. Очень уговаривал Володя, долго уговаривал: "Да мы никогда вместе не снимались, к тому же, тебе нужно сняться и в такой роли".

... Наконец, я решилась. Надо было отвлечься от чёрных мыслей, от одиночества после смерти Ивана Александровича (Пырьева, мужа актрисы, – М. Ц.). И мы все поехали в деревню Выезжий Лог, что в трёхстах километрах от Красноярска. Там должны были происходить съёмки. Да, это Володя "доканал" меня тогда, – ведь он заводной, одержимый. Сумел убедить, что мне надо переключиться, что я справлюсь с ролью".*3

Последним членом четвёрки главных героев стал Михаил Кокшенов. По фильму он – конкурент Ивана Рябого за сердце местной красавицы Нюрки, роль которой и сыграла Л. Пырьева. Из работы в картине ему больше всего запомнился один момент:

На съёмках фильма ''Хозяин тайги''. Фото из коллекции М. Цыбульского

"По сюжету, мой герой, бравый сплавщик, срывается с брёвен, которые плывут по реке. Они ведь очень красиво бегают по этим брёвнам, эти сплавщики. За меня бежал дублёр, потом он "срывался", и тут в воду меня сажали. Только никто не предупредил, что, во-первых, вода в десять градусов очень бодрит, а во-вторых, сапоги резиновые, чтобы вода в них не попала, обычно перевязывают специальной проволокой. Я этого не знал, и смело прыгнул в воду. Тут же вода наполнила сапоги до самых краёв, и меня потащило на дно. Хорошо, я тут же упёрся ногами во что-то твёрдое. Стою по шею в воде, камера работает. Говорю текст, а сам пытаюсь сапоги скинуть. Сам не помню, как удалось избавиться от сапог, еле заполз на лодку и тут слышу дикий вопль костюмерши: "Где сапоги?!""*4

Мне ты не подставь щеки:
Не ангелы мы, – сплавщики,
Неизвестны заповеди нам!
Будь ты мне хоть бог Аллах,
Зато я знаю толк в стволах,
Весело хожу по штабелям,

пел Высоцкий с экрана. Как оказалось, пел не только от имени персонажа, но и от своего собственного.

"Высоцкого действительно сплавщики учили ходить по брёвнам, – рассказывала художник фильма Ирина Шретер. – Он очень здорово и ловко с этим справлялся. Это очень страшно, но всё обошлось без эксцессов".*5

Сцены картины снимались в разных местах, но все – неподалёку друг от друга.

"В Дивногорске жили в гостинице, она там одна – большая гостиница, – продолжает И. Шретер. – Из Дивногорска в Выезжий Лог переезжали на нашем автобусе. А из Дивногорска в Красноярск добирались поездом или на корабле.

Выезжий Лог находится на одной стороне реки, а на другой мы строили наш "дремучий лес". Были верхний и нижний склады, куда свозили рубленый лес, и откуда он шёл на сплав. Вторая деревня (Усть-Мана, – М. Ц.) – на другой стороне реки, недалеко от Выезжего Лога.

Для Высоцкого на берегу реки специально была построена палатка-шатёр, по предварительной с ним договорённости, чтобы ему там было удобно сниматься".*6

Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин на съёмках фильма ''Хозяин тайги''. Фото из коллекции М. Цыбульского

Именно фотографии, где Высоцкий – один и с В. Золотухиным – снят на фоне этой палатки, стали наиболее известными. Кажется, даже те, кто никогда не смотрел "Хозяина тайги", знают эти кадры.

Как известно, во время съёмок Высоцкий написал "Баньку по-белому" и "Охоту на волков". Согласно широко известным воспоминаниям В. Золотухина, он был первым, кто услышал "Баньку", поскольку жил с Высоцким в одной избе и присутствовал при первом её исполнении. Л. Пырьевой этот момент запомнился иначе: "Высоцкий впервые показал нам "Баньку", собрав всех нас в местном клубе. И Золотухина познакомил с этой песней вместе со всеми, он впервые тогда "Баньку" услышал, это было видно по его реакции".*7

Звукооператор картины Евгений Фёдоров помнит, что он присутствовал при зарождении этой ныне знаменитой песни.

"Он всегда сидел и напевал что-то, готовил песню. Напевал не для публики, а для себя. Я был при этом, – рассказывал мне Е. Фёдоров. – А потом Высоцкий и Золотухин что-то пели для местных ребят, но так как я жил далеко от них, то я туда не ходил. Как он пел "Баньку по-белому", я не помню. Мы мало общались; когда общались, то Высоцкий разговаривал безо всякой фанаберии и звёздности.

На съёмках фильма ''Хозяин тайги''. Фото из коллекции М. Цыбульского

На съёмки приезжал автор сценария Борис Можаев, но был он там недолго. Все таёжные сцены мы снимали в Москве в павильоне. Вот вся глухомань тайги, которую Вы видите в фильме – это всё павильонные съёмки. В тайге снимать невозможно. Сделал шаг – и провалился, поэтому с аппаратурой туда не сунешься. И даже та сцена, в которой поют Высоцкий и Золотухин – это тоже снято в первом павильоне "Мосфильма"".*8

Вот это, пожалуй, самый неожиданный для меня момент! А зачем же тогда была нужна упомянутая выше палатка-шатёр?

Не помнит о написании в Выезжем Логу "Баньки по-белому" и оператор картины Александр Двигубский. Более того, – о том, что песня написана именно во время съёмок "Хозяина тайги", он впервые услышал только от меня. Думается, это тоже интересный факт. Спустя сорок с лишним лет нам кажется, что все новые песни Высоцкого принималась его современниками с непременным восторгом. Как видим, иногда даже лучшие из них воспринимались по-разному: В. Золотухин и Л. Пырьева были потрясены, а Е. Фёдоров и А. Двигубский пропустили мимо.

Леонид Кмит и Владимир Высоцкий во время съёмок фильма ''Хозяин тайги''. Фото из коллекции М. Цыбульского

"После съёмок собирались иногда, – рассказывал мне А. Двигубский. – Высоцкий пел нам. А однажды был случай, – он предложил спеть кому-нибудь ещё, так один из актёров спел нечто очень советское. Спел он ту песню специально, из верноподданнических чувств, чем шокировал всех, – и Высоцкого, в том числе. Все так замолчали ненадолго, – а потом Высоцкий продолжил петь.

В Выезжий Лог было просто паломничество – народ ехал толпами. Я на этих сборищах ни разу не был, просто знал, что люди приезжают посмотреть на Высоцкого. Несколько раз мы с ним бывали на охоте, но ничего не добыли, так просто с ружьями по лесу походили. А вот о том, что он там песни написал, я не знал".*9

Процессом работы Высоцкий доволен не был. По словам В. Золотухина, Высоцкий сказал: "Пропало лето. Пропал отпуск. Пропало настроение". И всё из-за того, – продолжает В. Золотухин, – что не складываются наши творческие надежды. Снимается медленно, красиво, и не то... На площадке постоянно плохое, халтурное настроение весь месяц и ругань Высоцкого с режиссёром и оператором.

... Назаров переделал сценарий, но взамен ничего интересного не предложил".*10

Во время съёмок фильма ''Хозяин тайги''. Фото из коллекции М. Цыбульского

В таком же ключе вспоминала о съёмках и Л. Пырьева: "Он (Высоцкий, – М. Ц.) прекрасно поправлял текст сценария, который, конечно, желал лучшего. Да, он вмешивался и в построение роли, и я тогда уже убедилась, что он мог бы прекрасно ставить фильмы, как режиссёр".*11

В конце концов, Высоцкий с Золотухиным не выдержали и, едва дождавшись окончания съёмок, улетели в Москву. Летели, что называется, "зайцами", а с "зайца" Высоцкого плата во все годы бралась одна и та же.

"Борт уже был готов. Все пассажиры были в салоне, экипаж был на местах. Я уже жду команду от диспетчера запускать двигатели и вылетать, – рассказывал мне командир корабля В. Кононенко. – Вдруг появляется мой приятель, художник, а с ним – Высоцкий с Золотухиным. Приятель мне говорит: "Они не могут улететь, нет билетов. Поможешь?" – "Ну конечно, помогу", – говорю.

Ну, мы забрали их. А сажать куда? Салон занят был полностью, – ну так мы их в кабину посадили. Мы Высоцкого оттуда выпустили на пятнадцать минут, – только поесть, а всё остальное время мы его вопросами одолевали, и песни он нам пел. Я его посадил на место бортмеханика, там он и сидел всю дорогу.

Нас приятель мой представил друг другу, и потом всё общение шло на "ты", как бы в знак особого доверия. Песни Высоцкого некоторые я тогда уже, конечно, знал, но тогда услышал новую – про "Як"-истребитель. Володя рассказал, что эта песня произвела большое впечатление на старого лётчика, который воевал во время Великой Отечественной войны. Он сказал ему: "Володя, ты вроде как со мной в кабине сидел".

В общем, длинная и содержательная беседа у нас вышла – о работе его, о песнях, о статье "О чём поёт Высоцкий", которая в тот год была в "Советской России". Володя сказал, что очень ему та статья навредила. Ну а потом я его спросил: "Володя, а какая твоя норма?" Ну, я знал же, что он выпивает. Я ожидал, что он скажет что-то вроде – стакан, пол-литра, литр. А его ответ был совсем неожиданный: "Три дня".

Он нас пригласил на "Таганку" – и однажды мы действительно решили пойти. Пришли в театр, нашли его, но день был для нас неудачный. Была сессия Верховного Совета СССР, и весь зал был закуплен. Володя, правда, был готов помочь нам, как мы когда-то помогли ему, и провести в зал без билетов. Но мы же в форме, нас видать далеко и отовсюду, так что мы решили прийти в следующий раз. Да так больше и не собрались".*12

Хорошую прессу фильм не получил, да и сам Высоцкий ролью доволен не был. Тем не менее, права А. Блинова: благодаря Высоцкому, фильм всё-таки не забыт. Кстати, в год выхода "Хозяин тайги" занял в прокате 20-е место, его посмотрели 26,8 миллиона зрителей. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что все эти миллионы собрал именно Владимир Высоцкий.

Примечания

1. Фонограмма беседы от 13.05.2011 г.

2. Золотухин В. "Дребезги". Москва. 1991 г. стр. 223.

3. Блинова А. "Экран и Владимир Высоцкий". Москва. 1992 г. стр. 82.

4. http: //lichnosti.net/people2109.html

5. Шретер И. "Для Высоцкого была специально построена палатка-шатёр" // сб. "Белорусские страницы". Минск. 2005 г. вып. 35, стр. 68. Интервью брал Л. Черняк.

6. Там же, стр. 67-70.

7. Блинова А. "Экран и Владимир Высоцкий". Москва. 1992 г. стр. 84.

8. Фонограмма беседы от 19.02.2011 г.

9. Фонограмма беседы от 19.02.2011 г.

10. Золотухин В. "Дребезги". Москва. 1991 г. стр. 225.

11. Блинова А. "Экран и Владимир Высоцкий". Москва. 1992 г. стр. 85.

12. Фонограмма беседы от 23.07.2011 г.

© 2000- NIV