Цыбульский Марк: На съёмках "Они вдвоём"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 21.04.2012 г. (дополнена 23.04.2012 г.)

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2012/Oni_vdvojem/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

На съёмках "Они вдвоём"

Цыбульский Марк: На съёмках Они вдвоём

Кадр из фильма ''Они вдвоём''

Фильм Марты Месарош "Они вдвоём" (венгерское название "Ök ketten", в кинопрокатах разных стран он шёл также под названиями "Женщины", "Две женщины" и "Мари и Юлия") в кинобиографии Высоцкого стоит особняком. Во-первых, это единственный иностранный фильм, в котором он снялся (если, конечно не считать совместной советско-югославской картины "Единственная дорога"). Во-вторых, это единственный фильм, где он играет вместе со своей женой Мариной Влади. Уже два этих факта заставляют исследователя вспомнить об этом фильме и постараться отыскать детали той киноработы.

Собственно, информации немного – не только об эпизодической роли Высоцкого, но и о фильме в целом, который не стал событием кинематографической жизни Европы.

"Мари (Марина Влади) – заведующая общежитием для женщин, попавших в беду. Юлия (Лили Монори) – молодая женщина, влюблённая в своего мужа, тяжёлого алкоголика. В общежитие она приходит вместе с дочерью, и хотя это не разрешено правилами, Мари делает исключение для Юлии. Обе женщины очень неудовлетворены своей жизнью. Муж Мари – ограниченный человек, любви в их отношениях давно нет, а Юлия продолжает любить своего мужа, хотя и понимает, что не может продолжать жить с ним. Две женщины испытывают взаимное притяжение и, глядя на проблемы друг друга, начинают лучше понимать свои собственные проблемы. Этот выдержанный в спокойных тонах фильм феминистически настроенного режиссёра Марты Месарош кассового успеха не принёс", – говорится на одном из киносайтов.*1

О съёмках Высоцкого в венгерском фильме читатели узнали из книги М. Влади "Владимир, или прерванный полёт", русский перевод которой впервые был выпущен в 1989 году.

"Венгрия, конец семьдесят седьмого года. Погода пасмурная, большие тучи нависли над аэропортом. Я жду тебя уже два часа – ты должен прилететь в Будапешт на съёмки фильма, где снимаюсь и я.

... Сцену должны снимать на маленькой деревенской улочке. С утра идёт снег, и вокруг всё белым-бело и очень тихо. Прожекторы отставляют на снегу большие жёлтые пятна. Сцена проста: я играю замужнюю женщину, которую в субботу вечером пригласил в кино товарищ по работе. Мы выходим из кино, болтаем, и вдруг, ни с того ни с сего ты целуешь меня. Я смеюсь, ты обижаешься, я говорю тебе, что впервые поцеловала не мужа, и что это оказалось не так уж неприятно. Я оставляю тебя стоять с удивлённо-разочарованным выражением лица и ухожу. Стоп-кадр".*2

Сцена описана верно, но дата съёмок – конец года – указана неправильно. Точную дату мы узнали несколько лет спустя из интервью самого режиссёра. "Весной (1977 года, – М. Ц.) Марина продолжала сниматься у меня, в то время как Володя в Париже делал пластинку, и что-то у него не ладилось. Они каждый день говорили по телефону, и были какие-то напряжённые отношения... Наконец, он сказал, что прилетает.

Мы сидели с Мариной в аэропорту – была неплохая солнечная погода... но вдруг опустился туман, и самолёт, не заходя на посадку, полетел дальше до Белграда. Оттуда Володя приехал поездом в шесть утра. Отношения между ними оставались натянутыми, как Марина и пишет в своей книге.

А я старалась придумать что-нибудь такое, чтобы они помирились, чтобы он тоже поехал с нами на съёмки в маленький город Цуонак... и предложила Володе сыграть этот известный теперь эпизод. В конце концов, атмосфера съёмок их помирила".*3

Подтверждением того, что в датировке съёмок права режиссёр, а не актриса, является упоминание работы Высоцкого над пластинкой, с которой "что-то не ладилось". Дело в том, что известная своими коммунистическими симпатиями фирма "Шан дю Монд", использовав тот факт, что Высоцкий передал ей права на 22 песни, записанные в 1975 и 1976 годах, потребовала согласования содержания пластинки с советским министерством культуры. В министерстве же из списка, предложенного Высоцким, оставили только четыре песни, разрешив вдобавок записать ещё несколько, – в основном из числа тех, что уже были изданы в СССР на миньонах. После долгих размышлений Высоцкий, который вначале хотел вообще порвать отношения с французской фирмой, всё же решил пойти на их условия. С 15 по 22 марта Высоцкий находился в Париже не в связи с работой над пластинкой, как считает М. Месарош, а в связи с выходом двух своих пластинок во Франции.

Через много лет мне удалось обнаружить ещё одно интервью М. Месарош, в котором она подробно рассказывает и об истории своих знакомств с Влади и Высоцким, и о том, как именно Высоцкий появился в её фильме, и что происходило на съёмочной площадке.

"С Мариной Влади мы познакомились ещё в 1969-м. Она играла в известном фильме моего тогдашнего мужа Миклоша Янчо, который назывался "Сирокко". Когда у меня появился сценарий фильма "Их двое" (ещё один вариант перевода названия фильма с венгерского языка на русский, – М. Ц.), я сразу вспомнила о Марине и пригласила её сыграть роль директора рабочего общежития.

Мне нужна была на эту роль красивая, но жёсткая женщина. Она без колебаний согласилась. А с Володей мы познакомились позже. В начале 1970-х я была на кинофестивале в Москве с каким-то своим фильмом, уже не вспомню каким, и там, в гостинице "Россия", мы встретились с Мариной, а она была с Высоцким. Спустя некоторое время Театр на Таганке приехал в Будапешт на гастроли со спектаклем "Гамлет". После спектакля Володя мне позвонил, сказал, что не может спать, и попросил забрать из какой-то шумной компании. Позже я поняла, что он просто не хотел участвовать в какой-то вечеринке с застольем, поскольку ему врачи уже тогда запретили выпивать. Высоцкий много пел, рассказывал о себе, бесконечно звонил то другу Барышникову, то Влади. Чувствовалось, что он очень одинок.

После этого я уговорила венгерское телевидение снять о Володе документальный фильм. Это известная в России лента, где Володя даёт интервью, гуляет по Будапешту, поёт под гитару на площади Героев. Мы подружились. Потом он ещё раз приезжал в Будапешт, выступал перед советскими военными из гарнизона Южной группы войск. Вновь был у меня в гостях, опять пел, я даже приглашала многих гостей, своих знакомых, послушать Высоцкого. Мне показалось, что на полпути между Москвой и Парижем он нашёл во мне какую-то родственную душу, которая его хорошо понимала, и которая говорила на его родном языке. У него тогда были немалые сложности с первой семьёй, которую он оставил ради Марины...

Тем временем я уже начала съёмки "Они двое" с Мариной Влади. Они проходили в Будапеште и городе Секешфехерваре. И как-то Марина мне говорит, что Володя сейчас в Париже и на несколько дней прилетит в Будапешт. Влади мне много рассказывала об их трудной любви, о проблемах Володи со здоровьем. Интересно, но сколько я с ним ни встречалась, ни разу не видела его выпившим. В это время у Володи с Мариной была размолвка, отношения были очень напряжёнными, они почти не разговаривали. Я довезла их на своей машине до отеля. Видно было, что Марина очень нервничает. Мы сели попить кофе, и тогда мне пришла в голову идея и я спросила: "Володя, а не хочешь ли ты тоже сыграть у меня в фильме?" "Конечно, почему бы нет", – ответил Высоцкий. Он оставался в Будапеште два или три дня, и время у него было.

Дело в том, что по сценарию в фильме есть небольшая роль мужчины, с которым замужняя героиня Марины встречается на какой-то вечеринке, потом он её провожает, и между ними возникает близость, они целуются, у героини всплеск эмоций. У меня на эту роль уже был венгерский актёр, но, поскольку ситуация складывалась так, – я его упросила отказаться в пользу Володи. Таким образом, Высоцкий оказался в одном фильме с Влади. Как потом выяснилось, это был всего лишь один раз в их жизни. Но и это ещё не всё. Самое интересное, что этот поцелуй в моём фильме их помирил. Это была замечательная, красивая сцена. Во время съёмок шёл снег, всё было так романтично. Поначалу Марина даже не хотела с ним целоваться, а он очень хотел, и в кадре это проявилось. Потом Володя не раз мне говорил, что он очень полюбил этот эпизод, что он об их жизни. Потом мы с ними планировали ещё сделать какой-то фильм, чтобы это была совместная советско-венгерско-французская картина. Были такие идеи. И Марина, и Володя хотели сделать такой фильм, но не случилось".*4

Советский Союз фильм "Они вдвоём" не закупил, и долгое время даже специалисты не очень точно знали, что же там происходило на экране. "Следом за "Сказом о том, как царь Пётр арапа женил" он (Высоцкий, – М. Ц.) вместе с Мариной Влади снялся на венгерской киностудии "Мафильм" в картине "Они вдвоём", которая в нашей стране не демонстрировалась. Там Владимир Высоцкий и Марина Влади играют совсем небольшие роли двоих, когда-то в молодости влюблённых друг в друга. Теперь эти герои стали много старше, но они всё ещё довольно молоды и красивы и с прежней нежностью смотрят друг другу в глаза", – писала киновед А. Блинова.*5

Как видим, даже близко ничего подобного в картине не было, но фильм и до сих пор мало кому известен. Для того чтобы исправить очередную неточность в описании биографии Высоцкого, и была написана эта статья.

Примечания

1. http: //movies.nytimes.com/movie/147075/Ok-ketten/overview Пер. с анг. М. Цыбульского.

2. Влади М. "Владимир, или Прерванный полёт", Москва. 1989 г. стр. 138-139.

3. Тучин В., Симакова Л. "Владимир Высоцкий в Венгрии" // газ. "Высоцкий: время, наследие, судьба". Киев. 1993 г. № 10 стр. 7.

4. "Политика не всегда есть грязь" – венгерский режиссёр Марта Месарош. 31 октября 2011 г. http: //www.itar-tass.com/c43/260042.html

5. Блинова А. "Экран и Владимир Высоцкий" Москва. 1992 г. стр. 136-137.

© 2000- NIV