Цыбульский Марк: На съёмках "Войны под крышами"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 23.11.2010 г.

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2010/Vojna_pod_kryshami/text.html

(Copyright © 2010)

На съёмках "Войны под крышами"

Цыбульский Марк: На съёмках Войны под крышами

Кадр из к/ф ''Война под крышами''

В биографии Владимира Высоцкого его кинороль в картине Виктора Турова "Война под крышами" по-своему уникальна. Уникальна она тем, что это, собственно, не роль и даже не эпизод, а просто участие в массовке. Чуть больше 30 секунд виден на экране Высоцкий в униформе полицая. Вроде бы, и говорить не о чем, тем более что и сам он, предваряя исполнение песни, сказал на одном из выступлений:

"Первая песня – это "Песня о новом времени". Песня, которая будет в новом фильме, он ещё не вышел на экраны. Это фильм "Война под крышами", фильм Минской киностудии. Снимал его тот же режиссёр, что и другую мою картину – "Я родом из детства". Но в этом фильме "Война под крышами" я не играю роль, ничего не делаю. Там чуть-чуть меня на свадьбе сняли, во время свадьбы там поётся песня. Вот. И больше меня нет там".*1

Через три года Высоцкий выразился ещё точнее: "Скоро выйдут два фильма, называются "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой". В этих фильмах я не играл никаких ролей, но писал туда песни".*2

Казалось бы, всё ясно, но есть информация, что изначально роль Высоцкого не должна была ограничиваться тридцатью секундами экранного времени.

Много лет назад у меня состоялась беседа с белорусским журналистом Владимиром Левиным, отрывок из которой я хочу привести здесь.

М. Ц. – В статье "Владимир Высоцкий. Неизвестная песня" (журнал "Вестник", Балтимор, 17.05.1994) Вы пишете, что у Высоцкого была довольно большая роль в фильме В. Турова "Война под крышами", которая потом была почти целиком "вырезана" по приказу "сверху". Между тем, сам В. Туров говорил, что у Высоцкого была роль полицая в массовке.

– Дело тут вот в чём. Высоцкий всегда был, так сказать, "под колпаком". В тот момент, когда Туров давал это интервью, нельзя было предсказать изменение официального отношения к Высоцкому. Туров хотел, что называется, "отмазаться" от этого имени. Речь ведь шла о различных благах – звание народного артиста, ну и прочее. На самом деле, было не так, как говорил Туров. В этот фильм Высоцкого пригласил мой очень хороший товарищ, к сожалению, уже покойный Алесь Адамович. Это был его сценарий фильма. Я говорю Вам как очевидец – роль Высоцкого была значительной, но её "вырезали"".*3

Многое из того, что рассказал мне тогда В. Левин, не соответствует действительности (например, слова о попытках В. Турова "отмазаться" от Высоцкого, с которым он дружил пятнадцать лет), так что можно было бы и не принимать во внимание его слов, если бы не одно "но" – примерно то же самое рассказывал и сам Алесь Адамович.

"Песни для фильмов Виктора Турова Высоцкий начал писать давно – "Я родом из детства", "Война под крышами". Помню, как года за два-три до новогрудских встреч (сентябрь 1969 года, – М. Ц.) приезжал Высоцкий в Минск, даже снимался в нашем первом фильме "Война под крышами", но потом его "вырезали" те, кто и всё кино "резали без ножа", ибо лучше, чем художники и чем сам народ, знали, "что нужно народу"".*4

Цыбульский Марк: На съёмках Войны под крышами

Кадр из к/ф ''Война под крышами''

"Да, там вырезали, это точно, – подтвердил в беседе со мной народный артист России Юрий Горобец, исполнивший в картине роль комиссара. – Довольно много убрали. Володя часто приезжал в группу, потому что там же песни его были. Фильм снимался на натуре в белорусских деревнях, и он с удовольствием там бывал. А роль была вырезана... Просто поменяли акцент сценария, роль оказалась не нужна".*5

"Роль Высоцкого не кромсали, – сказала мне вдова В. Турова актриса Ольга Лысенко (в фильме у неё роль Ксении). – Он писал для Турова, для его фильмов песни. А так... Он просто делал на съёмочной площадке что-то. Володя был начинающий актёр, и Витя не мог отказать ему в возможности заработать какие-то деньги".*6

Как соединить диаметрально противоположные точки зрения? С одной стороны, можно предположить, что у сценариста была идея дать Высоцкому большую роль, но это не сложилось, и в процессе работы над сценарием линия персонажа Высоцкого (а не отснятый материал роли) была вырезана. С другой стороны, не исключено, что роли у Высоцкого не было с самого начала, но выпал эпизод, в котором он исполнял песню.

На заседании художественного совета студии "Беларусьфильм" от 6 октября 1967 года эпизод "Свадьба", в котором снимался Высоцкий, подвергся критике. Общее мнение выразил М. Лужанин: "Материал неровен. Интересно смотреть, где есть накал борьбы. В других местах фильм уходит в быт. Он хорош, достоверен, но не всегда работает на всё произведение. Хороша свадьба, но для чего она в фильме? Смысловая нагрузка есть, но нет сюжетной".*7

В результате, 27 октября 1967 года на имя директора киностудии было отправлено письмо, которое подписали директор картины А. Жук и режиссёр Ю. Рыбчёнок. В письме, в частности, указано: "В связи с изъятием из эпизода "Свадьба" песни Высоцкого "Карты" произвести запись двух довоенных песен..."*8

"Единственный раз, когда я была в его (Высоцкого, – М. Ц.) обществе – это в Друе, "Война под крышами", когда он нам прекрасно пел свои новые песни. Остался он у меня в памяти очень обаятельным, светлым, и талантливым, и молодым".*9

Согласно плану работы над фильмом, экспедиция в Друю проходила с 10 мая по 6 июня 1967 года, таким образом мы с точностью до трёх недель устанавливаем, когда была снята вошедшая в картину сцена с участием Высоцкого.

Удалось обнаружить короткие воспоминания бывшего каскадёра киностудии Анатолия Шахрая, встречавшегося с Высоцким во время съёмок картины "Сыновья уходят в бой".

"Первый раз я видел Высоцкого на "Беларусьфильме". Ох, как давно это было! Помню, как он играл на гитаре и пел. Да и вообще он с гитарой, можно сказать, не расставался. Бледный, худой, откуда только силы у него брались – просто непонятно. Мне он запомнился сдержанным, немногословным. В Браславе его несколько раз забирали сотрудники КГБ и съёмки отменялись, а потом он снова появлялся, и работа продолжалась.

... Снимали фильм летом. Не знаю, хорошо ли плавал Высоцкий, но то, что он подолгу купался в Браславских озёрах, – это запомнилось. Во время съёмок фильма мы жили одной семьёй, не отличали, кто актёр, а кто – технический работник. Высоцкого часто можно было видеть задумчивым, казалось, что он всё время творит. Не было такого, чтоб он на кого-то голос повысил, или злился, или ссорился с кем-то..."*10

площадку и забирали с собой – да ещё и не один раз – Высоцкого. А вот то, что Высоцкий купался в озере и сочинял стихи, звучит абсолютно правдоподобно!

Примечания

2. Фонограмма выступления. Жуковский, Московская обл. Дом культуры, 1971 год.

3. Фонограмма беседы от 19.09.1994 г.

"И живое стало историей" // ж. "Новое время", Москва. 1987 г. № 5.

6. Фонограмма беседы от 14.11.2009 г.

7. "Владимир Высоцкий. Белорусские страницы". Минск 1999 г. стр. 147.

8. Там же, стр. 148.

"Владимир Высоцкий. Из архива В. Тучина. Переписка" // сб. "Белорусские страницы". Вып. № 41. Минск. 2006 г. стр. 41.

10. Абдулаева С. "Марына Уладзi не хацела пакiдаць Навагрудчыну..." // газ. "Народная воля", Минск. 2007 г. 26 января.

Раздел сайта: