Цыбульский Марк: "Последний жулик"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 11.12.2014 г. (дополнена 15.01.2015 г.)

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2014/Poslednij_zhulik/text.html

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2014-2015)

"Последний жулик"

Этот фильм в творческой биографии Высоцкого не занимает особого места, но именно с него началась его дискография, о чём будет сказано ниже.

Информации об участии Высоцкого в этой картине немного. Подробно об этом рассказал композитор Микаэл Таривердиев.

"Володю (Высоцкого – М. Ц.) я увидел впервые, кажется, на спектакле "Добрый человек из Сезуана". Это был громкий спектакль. Мы встречались потом в разных компаниях. Он пел, и мне это нравилось. Он был тогда ещё совсем не знаменит, хотя в театральных кругах его все знали.

Примерно в то же время мы стали делать картину "Последний жулик". Был такой режиссёр Ян Эбнер, молодой, очень талантливый, он только что закончил высшие режиссёрские курсы. Это была его первая работа, и Миша Калик, который с ним дружил, был художественным руководителем картины. (Помимо Я. Эбнера, режиссёром картины был и Вадим Масс – М. Ц.) Снималась она в Риге. Музыкальная картина, гдё всё решалось на музыке и пластической игре Николая Губенко.

Для картины нужно было три песни. Я подумал, что было бы замечательно, если бы стихи для них написал Высоцкий. Я ему позвонил, он согласился. Приехал ко мне домой, пришли также Миша Калик и Ян Эбнер. Мы замечательно общались, дурачились, было очень весело. Я что-то играл, Володя пел. Через некоторое время мы уехали на съёмки в Сочи. В картине очень много музыки, и снималась она под фильмофонограф. Туда же приехал Высоцкий, он привёз стихи, которые вошли в фильм. Стихи замечательные. Он провёл с нами всего лишь два дня – это было в разгар театрального сезона, то ли в октябре, то ли в ноябре. В Сочи я написал музыку на его стихи.

К сожалению, картина вызвала странную реакцию властей, и, прежде всего, в самой Риге. По-моему, они хотели быть святее Папы Римского. Первая жуткая реакция последовала именно от дирекции Рижской киностудии, которая и подняла волну. Начались требования переделок. Картину просто изуродовали – бесконечно что-то вырезали, перемонтировали. И от того, что было сделано на первой перезаписи, на которой я присутствовал, почти ничего не осталось. Так картина и вышла лет через тридцать после того, как её сняли. Правда, песни не трогали. Приятно было бы сказать, что гоняли нас с Володей Высоцким. Но это было не так. Пострадал общий режиссёрский замысел и качество самой картины. А опыт был очень любопытный".*1

Во многом иначе события, связанные с созданием картины, запомнились актёру Игорю Классу:

"И. К. – Песни Володи привозил Коля Губенко. Он приезжал просто в восторге, говорил: "Смотрите, что написал Володя!" Мика Таривердиев бурчал-бурчал, а на следующий день приносил готовую песню.

М. Ц. – Значит, Высоцкий в Ригу и не ездил?

И. К. – Это только фильм Рижской студии, а снимали мы, в основном, в Киеве. Меня, собственно, в фильме нет. Я есть в титрах, чтобы оправдать выплату мне зарплаты. Этот фильм для меня был как режиссёрская практика, поскольку я по образованию режиссёр. Я занимался массовками, поэтому я был во время съёмок всей картины, но Володя ни разу не приезжал.

Володя уже тогда был очень крамольным, а Рижская студия всегда с удовольствием брала именно крамольных авторов. Вообще, изначально картина снималась двумя студиями – Рижской и "Мосфильмом". Там бывали совершенно странные истории, когда Рижская студия говорила: "Великолепно!", а "Мосфильм" отвечал: "Ужасно! Запретить! Вырезать!" В конце концов, фильм сделали и положили на полку, а Рига откупила его себе.

М. Ц. – Там концовка странная...

И. К. – Да она там просто притянута за усы! Скромненько в павильоне сняли "Финальную песню", спетую Колей и написанную Высоцким. В картине мелодий Высоцкого нет. Вся музыка Таривердиева. Причём он же лирик, он морщился сначала – а потом притаскивал на следующий день: "Вот, я сочинил... И как это у меня получилось?"*2

И. Класс прав не вполне. Как минимум, один раз Высоцкий приезжал в Ригу в связи с фильмом. Существует договор на написание трёх песен для "Последнего жулика". Он утверждён директором студии 2 июня 1966 года. Отсюда следует, что чуть раньше – по всей вероятности, в мае – этот договор был подписан Высоцким.

Ознакомившись с воспоминаниями композитора и актёра, почитаем теперь воспоминания кинорежиссёра М. Калика.

"Я был художественный руководителем на этой картине. Здесь было несколько интересных вещей. Первая большая работа Николая Губенко, его первый большой фильм. Режиссёром был мой замечательный приятель Ян Эбнер.

Очень смелый фильм. Рождался он тоже обманным путём. Это эксцентрическая комедия. Но делалась она на полном серьёзе. Вот жулик, который стал чуждым элементом. Такая хвала коммунизму. Но мы сняли полную противоположность.

Одно из прекрасных, незабываемых воспоминаний – работа с Микаэлом и Володей Высоцким. Они же написали так называемые музыкально-поэтические зонги брехтовского типа. Рождалось это так: мы сидели втроём у Микаэла, в его маленькой квартире, Микаэл – за роялем, Володя буквально импровизировал, у него была какая-то "рыба", по ней он импровизировал, а Микаэл тут же подбирал на рояле. Это был рабочий момент, который я никогда не забуду. Такое истинное творчество – весёлое, пенистое, как шампанское. Как это было весело, остроумно, замечательно, смешно, и в то же время передавало страшную суть через комическую форму..."*3

Итак, мы имеем целых три версии, где именно были написаны песни на стихи Высоцкого. М. Таривердиев называет Сочи, И. Класс склоняется к Киеву, а М. Калик полагает, что это произошло в Москве. Истину мы уже никогда не узнаем.

В картине звучат песни "Здравствуйте, наши добрые зрители..." (без 2-й и 4-й строф), "О вкусах не спорят..." и "Вот что: жизнь прекрасна, товарищи..." В фильме финальная песня начинается со строки "Вот что: в жизни много прекрасного..." (в исполнении отсутствуют строфы 7-9). Все три песни исполнил Николай Губенко. Последняя из них вошла в выпущенный в том же 1966-м году миньон "Таривердиев М. Из музыки к к/ф "Последний жулик"". Это была первая пластинка, на которой – хоть и не в авторском исполнении, – звучит песня Владимира Высоцкого.

Примечания

1. Таривердиев М. "Я просто живу" Москва. 1997 г. стр. 93-94.

2. Фонограмма беседы от 23.10.2011 г.

3. Таривердиева В. "Биография музыки". 2004 г. Цит. по http: //nashasreda.ru/biografiya-muzyki-3/

© 2000- NIV