Цыбульский Марк: "Точка отсчёта"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 3.09.2015 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2015/Tochka_otscheta/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2015)

"Точка отсчёта"

Фильм "Точка отсчёта", снимавшийся в 1978-1979 годах на "Беларусьфильме" и вышедший на экраны в 1980-м (премьера состоялась 4 мая в минском кинотеатре "Октябрь"), получился, на мой взгляд, самым неудачным фильмом Виктора Турова. Картина эта про армейскую службу, про солдат и офицеров. Хорошая тема, но совершенно беспомощный сюжет с массой надуманных, нереальных ситуаций. В фильме на "Вы" обращаются не только солдаты к офицерам, что естественно, и даже не только офицеры к солдатам (чего в жизни не бывает), но даже и солдаты друг к другу, что уже низводит фильм до уровня балагана и ненаучной фантастики.

Картина оказалась совершенно не такой, как планировалась в начале работы. Да и песни Высоцкого во многом оказались, что называется, притянутыми за уши.

"Мы вас ждём" ("Так случилось – мужчины ушли...") и "Песня о двух красивых автомобилях" звучат в исполнении Марины Влади, "Затяжной прыжок" – в исполнении самого Высоцкого. Вот только в картине они совершенно не к месту. Военная песня "Так случилось – мужчины ушли..." звучит на титрах фильма, когда идёт показ учений явно мирного времени. Слова

"Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомлённых, не целых, любых!
Лишь бы не пустота похоронных,
Не предчувствие их", –

звучат по меньшей мере странно...

"Песня о двух красивых автомобилях" исполняется, когда герои просто едут в такси. Даже намёка на какую-то драму нет в этом эпизоде!

Песня "Затяжной прыжок", которую в картине поёт сам автор, там и вообще ни к селу, ни к городу. Никаких парашютов и в помине нет, а учения идут на земле. Солдаты бегут, стреляют, водят автомобили – но при чём тут

"Но рванул я кольцо на одном вдохновеньи
Как рубаху от ворота или чеку..."?

Песни "Белый вальс", написанной специально для "Точки отсчёта" в картине и вовсе нет. Почему не вошла в фильм великолепная песня Высоцкого? Почему картина оказалась такой неинтересной и, по сути, лишённой внутреннего стержня? Проанализируем имеющуюся информацию.

Вспоминал режиссёр Виктор Туров:

"Я начал работать над картиной "Точка отсчёта". И тут он (Высоцкий – М. Ц.) вдруг предложил мне уже готовые песни, хотя и не все в тему. Картина имела рабочее название "Белый вальс", и я его единственно попросил написать песню именно "Белый вальс". На эту тему мы очень много разговаривали, какая требуется песня. Работал он над песней довольно долго, трудно и мучительно. Периодически звонил по телефону, напевал мелодию. Он обещал два раза приехать к нам на площадку. Первый раз, когда мы снимали в Витебске, и второй раз – в Смоленске. И оба раза у него не получилось. Он извинился и через ассистента передал мне звуковое письмо с песней".*1

Комментарий к звуковому письму звучит не вполне понятно. "Значит, что я считаю. Конечно, ты под это никак не можешь, Витюша (очевидно, имеется в виду "не можешь снимать" – М. Ц.). Это нужно обязательно, чтобы композитор взял.

Вот. Самое точное вот что я тебе говорю: самое точное – это... Или пускай он выберет, что ему понравится и сделает все три куплета так. Ты сам мне должен позвонить и сказать, какой тебя больше устраивает припев, потому что я тогда чуть-чуть поменяю мелодию. Ты понял меня, Витя?!"*2

Звукооператор картины Борис Шангин вспоминает о работе с песней на "Беларусьфильме":

"Стали мы ваять буквально из комка глины этот "Белый вальс". Мы провели в ателье, два или три раза пытались. Высоцкий напевал, импровизировал. У него там была заготовлена эта тема, что наступает момент в жизни, когда офицер должен уйти в неизвестность, в "горячие" точки, как сейчас говорят.

У нас была оркестровая фонограмма, оркестр радио из филармонии И под неё работали".*3

Если мы посмотрим "Точку отсчёта" сейчас, то увидим, что "Белый вальс" вставить в имеющийся материал просто некуда. Но ведь писал его Высоцкий именно в эту картину! Давайте попробуем на основании имеющихся протоколов посмотреть, каким же фильм планировался изначально.

На заседании художественного совета ПТО художественных фильмов от 3 июля 1978 года (то есть, до начала съёмок, которые, согласно протоколам "Беларусьфильма" проходили с 18 сентября 1978 г. по 28 января 1979 г.) Виктор Туров сказал: "По поводу вальса. Если внимательно прочесть режиссёрский сценарий, то можно увидеть, что его мелодия возникает с первых кадров будущего фильма, с разными вариантами проходит через весь фильм и выливается в кульминационную смысловую сцену "Белового вальса"".*4

Однако, в протоколах Худсовета от 15 февраля 1979 г. и 30 марта 1979 г. "Белый вальс" не упоминается вовсе. Очевидно, от режиссёрского сценария мало что осталось. Это подтверждается словами Б. Шангина:

"Но в монтаж не вошёл (имеется в виду – не вошла песня – М. Ц.). И тема картины изменилась немножко, она стала не прощальной картиной офицерской судьбы... А она стала десантным боевиком. Порезали. Там основной конфликт, когда подрались солдаты, до смертоубийства дошло на учении – и исчез главный узел. А остальное осталось. ... Получился такой неизвестно про что фильм".*5

Из письма № 1/276, отправленного в апреле 1979 г. из Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам Госкино СССР:

"... Серьёзные претензии были высказаны в адрес музыкальной партитуры фильма. В частности, из трёх песен, звучащих в картине, одну (об автомобилях, уходящих из города) следует вообще исключить, как явно не соответствующую смыслу происходящего (на мой взгляд, очень здравое суждение – М. Ц.) Песню, исполняемую Высоцким, следует при перезаписи несколько смягчить по интонациям (а вот с этим согласиться никак нельзя. "Восходящие потоки" – сильная мужская песня. Как и, главное, зачем её смягчать? – М. Ц.).*6

Как оказались в картине песни в исполнении Марины Влади и Владимира Высоцкого? Об этом я получил два свидетельства от людей, имевших непосредственное отношение к "Беларусьфильму".

Костюмер студии Алла Грибова, работавшая с Высоцким на фильме "Я родом из детства", сказала:

"Володя приезжал к Турову во время съёмок. Я на той картине не работала, поэтому регулярных встреч у нас не было. Помню, что приезжал он несколько раз вместе с Мариной Влади, и она даже пела в картине. Директором фильма был Семён Исаакович Тульман, и он боялся, что она потребует большие деньги, поэтому он её попросил написать, что она будет петь для картины, но без гонорара. Так что существовала такая расписка, об этом все на студии знали".*7

Цитировавшийся выше Борис Шангин подтверждает слова А. Грибовой:

"Они как раз приехали с Мариной из Парижа. (Этот приезд был 16 апреля 1979 г.) Я пришёл в ателье звукозаписи, Виктор (Туров – М. Ц.) представил меня. Мне очень понравилось, как звучали песни из динамиков. Марина говорит: "Ой, как здорово звучит!" Я ещё подумал: "Да не может быть, чтоб звучало лучше, чем в Париже".

М. Ц. – Были ли у В. Турова проблемы с утверждением этих песен Высоцкого?

Б. Ш. – Ходили слухи, что Политуправление Советской армии было против песен Высоцкого. Ещё знаю, что Высоцкий и Влади не взяли ни копейки гонорара с условием, что их имена будут в титрах".*8

"Сейчас в новой его (В. Турова – М. Ц.) картине снова звучат мои песни в моём исполнении и в исполнении моей жены. На русском языке она поёт мои вещи", – рассказывал Высоцкий минской публике в июне 1979 года.*9

Через два месяца в том же Минске Высоцкий говорил: "Вот сейчас выйдет фильм новый Виктора Турова, который называется не то "Взлёт"... По-моему, ещё одно у него название – "Белый вальс". Там будут звучать три моих вещи. Они прежние, но их почти никто не знает из-за того, что я их писал для пластинки. Причём две из них будут исполняться моей супругой, моей женой. Она будет петь эти песни в этой картине. Мы записали этот диск пять лет назад и всё воюем, чтобы он вышел, – он никак не выйдет".*10

"Я очень рекомендую её (картину – М. Ц.) поглядеть. Не из-за того, что там звучат мои песни, а, по-моему, просто очень удачно сделана о современных десантниках картина".*11

Высоцкий успел "Точку отсчёта" увидеть, о чём рассказал в одном из интервью Виктор Туров:

"Когда он приехал в Минск на свою концертную гастроль (в августе 1979 г. – М. Ц.), позвонил мне домой и первым делом пожаловался, что у него у гостиницы "Минск" кто-то проколол шину. Потом попросил, чтобы, если есть возможность, часа в четыре дня организовать ему показ на киностудии некоторых частей моей картины "Точка отсчёта", в которых звучали его песни, а также моего раннего фильма "Звезда на прялке" по сценарию Гены Шпаликова".*12

На широкий экран картина вышла уже после смерти Владимира Высоцкого. На кинофестивале в Душанбе, проходившем в апреле 1980 года (ещё до премьерного показа), картина получила приз за лучший военно-патриотический фильм. Узнал ли об этом Высоцкий, судить не берусь.

Примечания

1. Туров В. "Встречи с Володей" // сб. "Белорусские страницы", вып. 8. Минск. 2002 г., стр. 22.

2. Цит. по фонограмме: Звуковое письмо В. Высоцкого В. Турову. 1978 г.

3. "Владимир Высоцкий в воспоминаниях современников. Белорусские страницы", вып. 12, Минск, 2004 г., стр. 222.

4. Цит. по сб. "Белорусские страницы", Минск, вып. 1, 1999 г., стр. 165.

5. "Владимир Высоцкий в воспоминаниях современников. Белорусские страницы", вып. 12, Минск, 2004 г., стр. 226.

6. Цит. по сб. "Белорусские страницы", Минск, вып. 1, 1999 г., стр. 166.

7. Фонограмма беседы от 5.01.2008 г.

8. Фонограмма беседы от 22.01.2008 г.

9. Фонограмма концерта: Минск, БелНИИгипросельстрой, 9 июня 1979 г.

10. Фонограмма концерта: Минск, БелНИИгипросельстрой, 30 августа 1979 г., 17 часов 30 минут.

11. Фонограмма концерта: Минск, БелНИИгипросельстрой, 30 августа 1979 г., 19 часов.

12. Виктор Туров: "О дружбе с Высоцким я молчал шестнадцать лет..." Диалог ведёт Борис Крепак // сб. "Мир Высоцкого. Исследования и материалы", вып. 1, Москва, 1997 г., стр. 42.

© 2000- NIV