Цыбульский Марк: "Внимание, цунами!"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 12.12.2014 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2014/Tsunami/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2014)

"Внимание, цунами!"

Эта картина была снята в рекордные сроки – начата в октябре 1969 года, закончена 22 декабря того же года. Теперь её называют первым советским фильмом-катастрофой. "Отдалённый пост оповещения в Тихом океане. Семеро моряков несут свою службу, мирное течение которой прерывает обрушившийся на остров цунами. Есть жертвы – теперь необходимо предупредить материк о надвигающейся стихии..." – так описывается содержание ленты на сайте "Наше кино".*1

Откровенно говоря, первый блин вышел комом. Во-первых, сюжет не имеет смысла. Если учесть, что скорость распространения цунами достигает 1000 км/час, а в фильме говорится, что эвакуацию города надо провести за два часа, то, значит, "отдалённый пост оповещения" вынесен в океан аж на 2000 км от берега, что, разумеется, нереально.

Во-вторых, очень комично выглядят солидные, почти сорокалетние, дяди в ролях молодых матросов срочной службы. В-третьих, к моряку, капитану первого ранга, в фильме обращаются "товарищ полковник". В-четвёртых... Впрочем, об уровне достоверности изображаемого сказано достаточно.

Об истории создания этого фильма я когда-то разговаривал с ныне покойным Владимиром Мальцевым, известным на Одесской киностудии человеком, работавшим ассистентом режиссёра и директором на многих картинах.

"А с картиной получилась такая история... Сдача картины должна была быть 31 декабря. Её начинал снимать Старков, автор сценария. И он её снимал. Три месяца проснимал, не снял ни одного кадра. Вот так вот... Он сценарист хороший, а режиссёром быть не мог.

Оставалось до сдачи три месяца, до Нового года, до сдачи картины, нужно было выручать. А Хил (Юнгвальд-Хилькевич, – М. Ц.) был на высоте тогда. Он только что снял "Опасные гастроли". Эту картину хоть пресса и ругала, но ажиотаж был просто невиданный, поэтому Хилу предложили спасать картину. Причём предложила не только студия, но и Госкино Украины, и Госкино СССР".*2

"Я снимал эту картину сразу же после "Опасных гастролей", – сказал мне режиссёр Г. Юнгвальд-Хилькевич. – Я тогда ещё не получил постановочное вознаграждение, а тут заваливалась картина... А тогда как вопрос решался? Были студии первой категории, второй и третьей. Студия второй категории в год должна была сдать пять фильмов, а если она сдаёт четыре, то переходит в третью категорию. А это значит, что меньше фонд зарплаты, и вообще большое количество всяких несчастий для нас, конкретных производителей.

"Я умоляю, досними картину". Скрипя сердце, поскольку тема не моя, я согласился, но поставил условие: я картину досниму, если разрешат Высоцкому написать туда песни. Збандут очень любил Володю, и он как бы потакал мне в этом. Если бы не он, то песен Высоцкого там бы не было. Каким-то образом он отбрехался в Госкино, потому что Володя так и оставался изгоем. И в итоге Володя написал две песни – "Пословица звучит витиевато..." и "Долго же шёл ты в конверте листок...""*3

"Учитывая сжатые сроки съёмки, мы работали напряжённо, не давая отдыха всей киноэкспедиции, используя последние тёплые дни приморской осени. На Дальнем Востоке был снят наиболее ответственный эпизод: эвакуация населения", – в другом интервью вспоминал режиссёр.*4

Почитаем теперь воспоминания оператора картины Александра Полынникова:

"Съёмки должны были проходить на Дальнем Востоке. Все сроки сорвали, и чтобы студии не срезали на будущий год план, спасать положение отправили Георгия Юнгвальда-Хилькевича, который только закончил "Опасные гастроли". А Хил – ну, Хилькевич – настоял, чтобы оператором был я. (Надо сказать, что режиссёр полностью поменял и съёмочную группу, и актёров – М. Ц.)

Прилетаем во Владик – закрытый город, сухой закон. Высоцкий (Хилькевич его вызвал написать несколько песен к фильму) ходит мрачный: "Не получается ни хрена! Выпить бы для вдохновения, да нет ничего". Володины песни этот фильм вытянули. Мы ж "Цунами" изо всех сил гнали, чтобы показатели студии не испортить, не до изысков было. Да и финансировали картину по минимуму, приходилось выкручиваться.

бесплатно задействовали батальон морской пехоты с техникой, детей и стариков на броню посадили. А я смотрю в камеру – халтура, не хватает масштабности события. Режиссёр нагнетает страсти через мегафон: "Граждане! На город надвигается цунами! Поднимайтесь на сопку! Быстрее! От этого зависит ваша жизнь!" И всё это эхом разносится над пригородным посёлком.

Смотрю: народ начал спешно покидать дома, выводить скотину и в панике попёр в гору. А уж что у людей было на лицах написано... Тысячи на три набралось "массовки". Показываю режиссёру большой палец: вот теперь классно!

И тут вертолёт, вышли один в штатском и двое с погонами КГБ: "Кто здесь бардак устроил? Разрешение на съёмку в запретной зоне есть?" У нас попытались изъять кассеты с отснятым материалом. Кто знает, чем бы все закончилось, если бы незваные гости не увидели Володю Высоцкого. Вечером руководство группы вызвали в местное отделение КГБ и устроили нам званый ужин. Органы любили Высоцкого, хотя и тайно. Он спел там несколько песен, в том числе и о "цунами в головах". Правда, как раз эту его песню потом заставили вырезать из картины".*5

Как видим, воспоминания оператора совпадают с тем, что нам уже было известно, но содержат важную деталь: во Владивостоке на съёмках был Высоцкий. До сих пор в мемуарной литературе этой информации не встречалось.

Планировалось ли участие Высоцкого в качестве актёра? "Он планировался, – сказал В. Мальцев. – То есть, ну как... Они очень дружили с Юрой Хилькевичем, и тот очень хотел его снять, но не удалось. Его даже из титров фильма как автора песни хотели вырезать".*6 – М. Ц.)

На мой вопрос, была ли идея у Г. Юнгвальд-Хилькевич снимать Высоцкого во "Внимание, цунами!", тот ответил:

"У меня была идея снимать Высоцкого во всех фильмах, но... Вопрос стоял так: "Или Вы вообще ничего не снимаете, потому что Вы не соображаете, что это не роль Высоцкого, или Вы снимаете без него". Не говорилось, что Высоцкий плохой актёр, а говорилось, что это не его роль".*7 

Не могу согласиться с мнением оператора, что вытянули картину песни Высоцкого, поскольку вытягивать там было просто нечего. Да и песен в фильме не две, а одна. "Долго же шёл ты в конверте, листок..." записана в мужском, но не авторском исполнении, а песня "Пословица звучит витиевато..." в окончательный вариант картины не вошла. Зато музыкальная тема звучащий в картине песни Высоцкого стала основной в фильме. Автор музыки Олег Каравайчук в титрах указан дважды – и как композитор, и как дирижёр. Автор текста Владимир Высоцкий не упомянут ни разу. Впрочем, такое уже бывало.

Примечания

2. Фонограмма беседы от 22.05.2005 г.

3. Фонограмма беседы от 1.03.2008 г.

4. Лазарева Г.. Миненко В. "Имена Одесской киностудии. Владимир Высоцкий". Одесса. 2006 г.

5. "Александр Полынников: Кагэбешники тайно слушали Высоцкого", Собеседник. ру, 8.02.2011 г. – http: //sobesednik.ru/incident/aleksandr-polynnikov-kagebeshniki-taino-slushali-vysotskogo

Раздел сайта: