Цыбульский Марк: Вооружён и очень опасен. Время и герои Франсиса Брет Гарта

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 9.11.2007 г.

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2007/Vooruzhen_i_opasen/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2007)

"Вооружён и очень опасен.

Время и герои Франсиса Брет Гарта"

Работа Владимира Высоцкого в этом фильме с очень длинным названием (обычно пишущие о картине вторую половину заглавия отбрасывают) в литературе, ему посвящённой, до сих пор не была затронута вовсе. Известно, собственно, только два факта: для картины Высоцкий написал семь текстов, три из них были положены композитором Г. Фиртичем на музыку и исполнены популярной певицей Л. Сенчиной, сыгравшей в картине главную женскую роль. Сам Высоцкий, видимо, удовлетворения от этой работы не получил, и о фильме "Вооружён и очень опасен" вспоминал на концертах очень редко.

Конечно, у Высоцкого в кино неудачи бывали и раньше. Вспомним девять баллад, предложенных им в фильм "Бегство мистера Мак-Кинли", из которых в окончательную редакцию вошло полторы, шесть баллад, не вошедших при жизни Высоцкого в кинофильм "Стрелы Робин Гуда", великолепные "Купола" и "Разбойничья", не нашедшие места в картине "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил"... Однако об истории непоявления песен Высоцкого в этих фильмах написано очень много, а фильм "Вооружён и очень опасен" не удостоился даже нескольких строк в мемуарной литературе.

Приступая к работе над темой, я, прежде всего, постарался выяснить вопрос: а как вообще Высоцкий оказался автором текстов к разбираемому фильму? Это оказалось нетрудным, исчерпывающий ответ дал мне автор сценария П. Финн.

"Как Вам, конечно, известно, Высоцкий дружил с Севой Абдуловым. Я сам дружил с Севой, и у него довольно часто встречался с Высоцким. Режиссёром картины "Вооружён и очень опасен" был Владимир Петрович Вайншток, который за много лет до того снял известные фильмы "Дети капитана Гранта" и "Остров сокровищ". В фильме "Остров сокровищ" снимался Осип Наумович Абдулов, отец Севы. Таким образом, Вайншток прекрасно знал всю эту семью, и по просьбе Вайнштока Сева позвал Володю писать песни для картины".*1

Фильм "Вооружён и очень опасен" снимался в 1976 году. Первое упоминание Высоцким этой картины относится к ноябрю того года:

"... Десятые годы прошлого века. В основном, это ковбойская такая тема, только что начали добывать нефть. В общем, люди, вы знаете, так сказать, те, которые ходили с пистолетом, сами решали все вопросы, вот, стреляли и... и влёт, и лёжа, и навскидку, и откуда угодно. Вот. Среди них были и хорошие и плохие. Вот так я и написал различные песни. И там есть и "Вооружён и очень опасен", и "Песня про живучего парня", который сам сводит счёты и говорит, что "Пока в законах проку нет, то только на себя надежда", и так далее. Вот. Этот фильм... он заканчивается, его съёмки. Он выйдет, я думаю, через несколько месяцев вы его увидите".*2

До самого конца года Высоцкий рассказывал зрителям об этом фильме практически на каждом выступлении:

"Я, значит, сейчас только что сделал две больших работы. Одну не для себя, а певицы и ещё певцов, фильм "Вооружён и очень опасен", который скоро выйдет на экраны. Там будут шесть или семь моих... текстов моих песен, ну и кое-какая музыка".*3

"Я сделал сейчас две больших работы. Одна из них называется "Вооружён и очень опасен" на студии Горького. Это фильм, который сделал режиссёр Вайншток. Ещё не закончил. Он в стадии окончания... В этот фильм я написал несколько песен. Это работа для меня новая, потому что я писал не для себя, а для певицы Сенчиной, которая будет исполнять мои песни. Но всё-таки одну песню я там тоже ухватил, одну балладу, и я её в конце, на самый конец фильма, буду петь о таком... о живущем парне, который среди нас живёт, и все вопросы сам выясняет".*4

"Сейчас я закончил ещё две работы. Одна из них – картина, которая называется "Вооружён и очень опасен", на студии Горького. Там я буду петь только одну песню, а все остальные я написал для певиц и певцов, которых даже учил, как это делать. Но так как певицы не могут так хрипеть, как я, ничего из этого не получилось. Вот. А певцы стараются".*5

Прервём цитирование и задумаемся над информацией, которую предоставляет нам Высоцкий. Почему о работе над фильмом "Вооружён и очень опасен" он не упоминает в концертах практически до окончания съёмок? Если эта работа была ему не важна, то почему, в таком случае, в конце года короткие рассказы о фильме следуют один за другим?

Возможно, причина заключается в том, что из-за длительной поездки за рубеж у Высоцкого не было публичных выступлений в период между концом июня и серединой ноября 1976 г. Первым после перерыва стало выступление в ДК завода "Красный богатырь" – и именно там впервые Высоцкий упомянул фильм "Вооружён и очень опасен".

С другой стороны, нельзя не заметить, что Высоцкий, похоже, не очень точно осведомлён о том, что делается на съёмочной площадке фильма В. Вайнштока. Он твёрдо говорит (и это за несколько месяцев до премьеры!), что в картине будут шесть или семь его песен, причём, одну песню он исполняет сам, а другие – Людмила Сенчина.

Людмила Петровна Сенчина охотно ответила на мои вопросы, связанные со съёмками картины.

"М. Ц. – Насколько важна была для Высоцкого работа над песнями в фильме "Вооружён и очень опасен?" Он просто отдал тексты композитору или потом как-то участвовал в работе?

Л. С. – Я очень часто видела его в съёмочной группе, он приходил туда. Не знаю, насколько он участвовал в работе, но я его видела. Может быть, с кем-то дружил там, я точно не знаю. Меня он очень поддерживал. Я попала в этот фильм неожиданно. Должна была сниматься Гурченко, но по разным причинам не смогла, так что я попала на картину, что называется, в авральном порядке. Я очень волновалась, а Володя говорил: "Да перестань, всё будет нормально!" И я с одного дубля записала все три песни.

М. Ц. – А другие песни, которые Высоцкий предложил в картину, там не должны были звучать? Я подумал, возможно ли, что режиссёрская задумка как-то изменилась в связи с тем, что пришла другая актриса...

Л. С. – Нет-нет-нет. Наоборот, я ведь ещё более поющая актриса, чем Гурченко. Просто, видимо, решили, что слишком много песенного материала. Конфликтов никаких не было. Володя был в очень хороших отношениях с нашим режиссёром. Я приезжала на съёмки, что называется, сломя голову, со своих выступлений. Сколько было песен – столько и спела, о других речи не было. Я, честно говоря, о других песнях Володи для этого фильма даже и не знаю.

Я даже сомневалась, – не много ли песен в картине, ведь они в разных эпизодах звучат, но режиссёр сказал, что всё нормально

М. Ц. – А сам Высоцкий не должен был петь в этой картине?

Л. С. – Нет, это совершенно точно".*6

Автор сценария П. Финн уточняет: "Володя сначала должен был исполнять одну песню, но потом он сам убедился, что это невозможно".

Что следует из приведённых слов Л. Сенчиной и П. Финна и анализа сказанного Высоцким? А следует то, что, видимо, в начале работы над фильмом Высоцкий полагал возможным включить в картину всё или почти всё из того, что он предложил. Однако на тот момент, когда Л. Сенчина попала в картину, планы режиссёра уже изменились, и остались три песни – все для женского голоса. Если и были первоначально идеи использовать в мужском исполнении песни "Живу я в лучшем из миров...", "Черны все кошки, если ночь..." и "Это вовсе не френч-канкан, не френч!", то в процессе работы режиссёр от них отказался.

Причём, произошло это, видимо, на достаточно ранней стадии работы. Рассказывает автор музыки для картины композитор Г. Фиртич:

"М. Ц. – Высоцкий говорил на концерте, что первоначально планировалось, что он будет петь сам.

Г. Ф. – Да, это действительно планировалось, но почему-то не получилось. Там остались отголоски темы одной песни, написанной для главного героя. (Действительно, те, кто знаком с фонограммой с рабочей ленты Высоцкого, на которой он пробует различные варианты исполнения песни "Живёт живучий парень Барри", эту музыкальную тему в фильме легко заметят, – М. Ц.) Я использовал эту тему по просьбе Высоцкого. А Высоцкий, в свою очередь, сделал несколько текстовок на мои мелодии.

М. Ц. – То есть, песни, исполненные Сенчиной "Не грусти, забудь за дверью грусть...", "Расскажи, дорогой, что случилось с тобой..." и "Запоминайте: приметы – это суета..." писались уже на готовые мелодии?

Г. Ф. – Да, именно так. Высоцкий был человек высокопрофессиональный. Если что-то не попадало изначально в ритм, то он это доводил до кондиции. То есть, был нормальный творческий контакт. Он часто приезжал ко мне в гостиницу "Москва", где я жил во время приездов в Москву, и мы с ним работали. Ну, и на студии во время записи он, конечно, бывал. Вообще, отнёсся к этой работе с большим интересом.

М. Ц. – Одна песня в фильме оказалась использованной так, как Высоцкий не любил. Она перебивается диалогом, помните?

Г. Ф. – Да, помню. Это так получилось при монтаже, такой идеи изначально не было.

М. Ц. – Как Вы считаете, Высоцкий был доволен результатом?

Г. Ф. – Думаю, что да. Во всяком случае, мне он говорил, что доволен. По тем временам это были очень современные аранжировки в роковом стиле. Это было не два притопа – три прихлопа, а хорошая запись под оркестр".*7

Возможно, Высоцкий оказался доволен аранжировкой его песен, вошедших в картину, но никак не тем, что песни, написанной им для самого себя, в фильме не оказалось. Более того, похоже, что это стало для него полнейшей неожиданностью. В декабре 1976 г. он, как мы только что видели, говорил о включении в фильм песни "Живёт живучий парень Барри", как о решённом деле. В марте 1977 г. он уже знал, что идея воплощения не получила.

"Скоро вы увидите ещё две картины, куда я писал песни. Одна из них, называется "Вооружён и очень опасен", где я не играю, а просто песни мои поёт Сенчина. Вот. Хотя я должен был сначала, ну... Так они меня вокруг пальца ловко обвели. Как-то говорят: "Ты напиши!" – я для себя писал. Потом говорят: "Ты знаешь, – надо, чтобы она всё-таки спела!" – я стал для неё переписывать. Говорю: "А вот это я спою!" – они говорят: "Ну, хорошо!" А потом, когда она спела, они говорят: "А это не надо, потому что..." Ну, Господи, чего там, чего вам рассказывать! У всех свои дела, у всех по своей работе, всё похоже. Вот".*8

По мнению П. Финна, песня "Запоминайте: приметы – это суета..." сделала исполнение "Живучего парня Барри" ненужным, и Высоцкий с этим согласился.

Нет, не согласился он. Более того, остался обижен, и более по собственной инициативе никогда об этой картине в концертах не упоминал. Лишь однажды вынужден был ответить на записку зрителя. Дело происходило уже в 1978 году, когда картина давно вышла на экраны, и страсти, казалось бы, должны были улечься.

""Хотелось бы послушать песню из кинофильма "Вооружён и очень опасен"", и рассказать историю съёмки... Я не буду вам долго распространяться об истории съёмок. Дело в том, что "Вооружён и очень опасен"... Они меня обманули, потому что в "Вооружён и очень опасен" я должен был написать, и написал семь вещей, которые должен был сам исполнять. Из них одну я согласился написать для Сенчиной. Вот. Она уж очень просила. Причём, на чужую музыку. Я сделал стилизацию и написал такую шансонетку, вольную такую, которых я не пишу сам. Вот. Ну а получилось так, что они взяли да всё отдали, чтобы она пела, а то, что я должен был петь, – почему-то не состоялось. Я спрашивал, почему. Они мне не ответили.

Вот. Вы знаете, я вам должен сказать, что бывает очень много разочарований, особенно в кино".*9

То, что Высоцкий оставался обижен даже спустя год после выхода картины, видно хотя бы из того, что он неточно излагает факты. Во-первых, он не мог спеть в фильме семь песен (не говоря о том, что это, действительно, слишком много для картины, три из них написаны для женского голоса, и не могут быть исполнены мужчиной). Но одну, – как я понимаю, заключительную песню в картине, – он исполнить вполне мог, работал над ней, но... Не вышло.

Тем не менее, на премьеру фильма Высоцкий пришёл. Об этом мне рассказали, и Л. Сенчина, и П. Финн. Причём автор сценария припомнил, что Высоцкий "тогда только что приехал из Америки и сказал, что вестерны там ставят гораздо лучше".*10

Естественно, лучше. Вестерн – это американский жанр, и сравнивать лучшие образцы американских вестернов с работой В. Вайнштока было даже и не совсем корректно. К тому же Высоцкий обычно воздерживался от резкой (к тому же – несправедливой) критики. Видимо, обида творческого человека, чей замысел был искорёжен чужой рукой, оказалась на тот момент сильнее чувства справедливости.

Примечания

1. Фонограмма беседы с П. Финном от 21.10.2007 г.

2. Фонограмма: Москва, завод "Красный богатырь", 14.11.1976 г. (1-е выступление).

3. Фонограмма: Москва, Роспотребсоюз, 23.11.1976 г. (1-е выступление).

4. Фонограмма: Москва, Клуб НИИ прикладной механики, 21(?).12.1976 г.

5. Фонограмма: Москва, ДК "Красная звезда", 23.12.1976 г.

6. Фонограмма бесед с Л. Сенчиной от 20.10.2007 г. и 4.11.2007 г.

7. Фонограмма беседы с Г. Фиртичем от 14.01.2006 г.

8. Фонограмма: Москва, "Союзмашпроект", март 1977 г.

9. Фонограмма: Москва, МНИТИ, 1978 г.

10. Фонограмма беседы с П. Финном от 21.10.2007 г.

© 2000- NIV