Владимир Высоцкий в кино. Фильмография
I. Художественные фильмы, в создании которых Владимир Высоцкий принимал участие как актёр и автор песен

Владимир Высоцкий в кино.

Фильмография

I. Художественные фильмы, в создании которых Владимир Высоцкий

принимал участие как актёр и автор песен:

"Сверстницы" – 1959, "Мосфильм", режиссёр Василий Ордынский, автор сценария Алла Белякова;

*** эпизодическая роль студента Петра (первая роль Высоцкого в кино, состоит из двух фраз).

"Карьера Димы Горина" – 1961, киностудия имени М. Горького, режиссёры Фрунзе Довлатян, Лев Мирский (художественный руководитель Сергей Герасимов), автор сценария Борис Медовой;

*** роль монтажника Софрона.

"713-й просит посадку" – 1962, "Ленфильм", режиссёр Григорий Никулин, авторы сценария Алексей Леонтьев, Андрей Донатов;

*** эпизодическая роль американского морского пехотинца (несколько эпизодов).

"Увольнение на берег" – 1962, "Мосфильм", режиссёр и автор сценария Феликс Миронер;

*** эпизодическая роль матроса Петра (несколько эпизодов).

"Штрафной удар" – 1963, киностудия имени М. Горького, режиссёр Вениамин Дорман, авторы сценария Владлен Бахнов и Яков Костюковский;

*** роль гимнаста Юрия Никулина.

"Живые и мёртвые" – 1963, "Мосфильм", режиссёр и автор сценария Александр Столпер (по одноименному роману Константина Симонова);

*** эпизодическая роль Весёлого солдата (три эпизода).

"На завтрашней улице" – 1965, "Мосфильм", режиссёр Фёдор Филиппов, автор сценария И. Куприянов (по пьесе И. Куприянова "Сын века"), композитор Александр Зацепин, автор текста песен Леонид Дербенёв;

*** роль бригадира Петра Маркина;

*** автор песни "Нам говорят без всякой лести..." (исполнили Всеволод Абдулов, Владимир Пешкин и Геннадий Ялович).

"Наш дом" – 1965, "Мосфильм", режиссёр Василий Пронин, автор сценария Евгений Григорьев;

*** эпизодическая роль Радиотехника (один эпизод).

"Стряпуха" – 1965, "Мосфильм", режиссёр Эдмонд Кеосаян, автор сценария и текстов песен Анатолий Софронов (по одноименной комедии А. Софронова), композитор Борис Мокроусов;

*** роль Андрея Пчёлки.

"Я родом из детства" – 1966, "Беларусьфильм", режиссёр Виктор Туров, автор сценария Геннадий Шпаликов, композитор Евгений Глебов;

*** роль капитана-танкиста Володи;

*** автор и исполнитель песен "Песня о звёздах" ("Мне этот бой не забыть…") (исполнен фрагмент), "В холода, в холода…", автор песен "Братские могилы" ("На братских могилах не ставят крестов…") (исполнил Марк Бернес), "Штрафные батальоны" ("Всего лишь час дают на артобстрел...") (в фильме исполнены первые полторы строфы) и "Высота" ("Вцепились они в высоту...") (в картине звучат 1-я и 2-я строфы).

*** В фильм не вошла написанная Высоцким "Песня о госпитале" ("Жил я с матерью и батей..."). Существует обнаруженный в конце 80-х годов не ставший песней набросок текста "Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог..."

"Последний жулик" – 1966, Рижская киностудия, режиссёры Вадим Масс и Ян Эбнер (художественный руководитель Михаил Калик), авторы сценария Алексей Сазонов и Зиновий Паперный, композитор Микаэл Таривердиев;

*** автор песен "Здравствуйте, наши добрые зрители..." (исполнена без 2-й и 4-й строф, последней прозвучавшей в фильме строфы нет ни в рукописи, ни в единственном известном авторском исполнении), "О вкусах не спорят...", "Вот что: жизнь прекрасна, товарищи..." (звучит без 4-6 строф) (исполнил Николай Губенко).

*** В фильм не вошла песня "Здесь сидел ты, Валет...". Есть информация, что для этого же фильма предназначалась песня "Парня спасём, парня в детдом..." (Ю. Сушко. "Владимир Высоцкий: Ах, сколько ж я не пел...", Москва, 2000 г.). К фильму планировался также текст "Прошлое пусть останется только здесь, в Музее древностей...".

"Саша-Сашенька" – 1966, "Беларусьфильм", режиссёр Виталий Четвериков, автор сценария Лидия Вакуловская, композитор Евгений Глебов;

*** эпизодическая роль Актёра;

*** автор текста песен (музыка Микаэла Таривердиева) "Дорога, дорога - счёта нет шагам…" (исполнил Лев Прыгунов), "Песня-сказка о старом доме на Новом Арбате" ("Стоял тот дом, всем жителям знакомый…") – (эту исполненную Высоцким песню и его роль в фильме озвучили другие актёры).

*** Высоцким написаны ещё две песни, которые не вошли в фильм, – "Песня парня у обелиска космонавтам" ("Вот ведь какая не нервная...") и "Колыбельная" ("За тобой ещё нет пройденных дорог...").

*** На грампластинке-миньоне фирмы "Мелодия" (1966 г. № Д 00017815-16 "Е. ГЛЕБОВ (1929). Из музыки к к/ф "Саша-Сашенька"") в исполнении Зои Харабадзе, вокального квартета "Аккорд" и эстр. орк. п/у В. Людвиковского) записана "Песня о космосе" ("Мир чужой, чёрный свет..."). На этикетке миньона в качестве автора текста песни указан В. Высоцкий, – вероятно, ошибочно. По утверждению Е. Глебова, таковым является белорусский поэт и писатель Владимир Короткевич (Акимов Б. Из интервью с композитором, народным артистом СССР, профессором Белорусской государственной консерватории Е. А. Глебовым. Минск, 2 ноября 1988 года – Борис Акимов, Олег Терентьев: "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы" – "Студенческий меридиан", № 11, 1989 г., стр. 55).

"Вертикаль" – 1967, Одесская киностудия, режиссёры Станислав Говорухин, Борис Дуров, автор сценария Сергей Тарасов при участии Николая Рашеева, композитор Софья Губайдулина;

*** роль радиста Володи;

*** автор и исполнитель песен "Песня о друге" ("Если друг оказался вдруг..."), "Здесь вам не равнина...", "Военная песня" ("Мерцал закат, как сталь клинка..."), "Свои обиды каждый человек...", "Прощание с горами" ("В суету городов и в потоки машин...").

*** В фильм не вошла песня "Скалолазка" ("Я спросил тебя: "Зачем идете в горы вы?…""). По воспоминаниям актрисы Л. Лужиной, в фильм также предлагалась, но не вошла песня "Гололёд" ("Гололёд на земле, гололёд...") (Источник информации – газ. "Антенна", Москва, 1997 г., № 1, январь, стр. 2).

"Короткие встречи" – 1967, Одесская киностудия, режиссёр Кира Муратова, авторы сценария Кира Муратова, Леонид Жуховицкий (по очерку Л. Жуховицкого);

*** роль геолога Максима.

*** В фильме Высоцкий напевает фрагменты из своих песен "Дела! Меня замучили дела..." (фрагмент и насвистывает мотив), "Как призывный набат..." ("... По нехоженым тропам протопали лошади, лошади…") (два фрагмента и насвистывает мотив), "В заповедных и дремучих..." (два фрагмента), а также – из песен Булата Окуджавы "Эх, Надя, Наденька" (одна строка), Павла Арманда "Тучи над городом встали…" (фрагмент), Аполлона Григорьева "Поговори хоть ты со мной..." (два куплета), а также две строки из песни "В Ватикане прошёл мелкий дождичек..." (некоторыми источниками авторство этой песни приписывается С. Кристи, В. Шрейбергу и А. Охрименко, однако это косвенно опровергается самим А. П. Охрименко в очерке "Жил-был великий писатель…": "Пять песен ("Толстой", "Отелло", "Гамлет", "Батальонный разведчик", "Коварство и любовь") мы написали втроём... ". "Литературные новости", март 1992, № 2, стр. 11).

"Война под крышами" – 1967 (на экраны вышел в 1971 г.), "Беларусьфильм", режиссёр Виктор Туров, автор сценария Алесь Адамович (по мотивам романа А. Адамовича), композитор Андрей Волконский;

*** эпизодическая роль Полицая (в массовке, без слов);

*** автор и исполнитель песен "Аисты" ("Небо этого дня ясное..."), "О новом времени" ("Как призывный набат, прозвучали в ночи...").

*** В вариант фильма 1967 г. песня "У нас вчера с позавчера..." вошла без первой строфы, а из варианта 1971 г. – была вовсе исключена.

"Интервенция" – 1968 (на экраны вышел в 1987 г.), "Ленфильм", режиссёр Геннадий Полока, автор сценария Лев Славин (по мотивам одноименной пьесы Л. Славина), композитор Сергей Слонимский;

*** роль Бродского (Воронова);

*** автор и исполнитель песни "Деревянные костюмы" ("Как все мы веселы бываем и угрюмы…"), автор чётных строф песни "Гром прогремел, золяция идёт…", которую в фильме исполнил Ефим Копелян. По данным Б. Акимова, изучившего монтажные листы, в окончательной редакции фильма (1987 г.) в исполнении хора звучат несколько разрозненных срок песни В. Высоцкого "Передо мной любой факир – ну просто карлик…" (информация из журнала "Вагант-Москва", 2002 г., №№1-3, стр. 33-34).

*** В фильм не вошли "Песня Саньки" ("У моря, у порта живёт одна девчонка...") и "До нашей эры соблюдалось чувство меры..." (песня была записана в исполнении Е. Копеляна).

*** Замечание Высоцкого о том, что нечётные строфы песни "Гром прогремел, золяция идёт" являются "народными", другими, независимыми от этого утверждения, источниками не подтверждаются. Эти строфы, равно, как и слова песни "В Валиховском переулке…", исполненной в фильме Б. Сичкиным, приведены непосредственно в тексте пьесы Л. Славина, что даёт основание предполагать именно его авторство.

"Карантин" – 1968, киностудия имени А. Довженко, режиссёр Суламифь Цыбульник, автор сценария Юрий Щербак, композитор Валентин Сильвестров;

*** автор песни "Давно смолкли залпы орудий..." (исполнил Юрий Каморный).

*** В фильм также предлагались, но не вошли песни "Вот и разошлись пути-дороги вдруг..." и, возможно, "Красивых любят чаще и прилежней..." и "Отгремели раскаты боёв...".

"Хозяин тайги" – 1968, "Мосфильм", режиссёр Владимир Назаров, автор сценария Борис Можаев, композитор Леонид Афанасьев;

*** роль Ивана Рябого;

*** автор и исполнитель песен "Дом хрустальный" ("Если я богат, как царь морской...") и "Песня Рябого" ("На реке ль, на озере...") (последняя – исполнена в дуэте с Валерием Золотухиным).

*** В фильм не вошла песня "Сколько чудес за туманами кроется... ".

"Служили два товарища" – 1968, "Мосфильм", режиссёр Евгений Карелов, авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид;

*** роль поручика Брусенцова.

*** В интервью под названием "Как хоронили Высоцкого", опубликованном 24.07.2003 г. на сайте "Газета" – http: //www.gzt.ru/rub. gzt?rubric=reviu&id=34050000000008492, Иосиф Кобзон вспоминал: "Однажды <Высоцкий> пришёл очень расстроенный. Вышел фильм "Служили два товарища". В фильме должны были быть две его песни, песни вырезали". Полагаю, что И. Кобзона подвела память. Ни один мемуарист более не упоминает, что в этом фильме должны были быть песни Высоцкого.

*** В Собрании сочинений В. Высоцкого в восьми томах под редакцией С. Жильцова (Вельтон В. В. Е., Германия, 1994), том 2, стр. 613, в комментарии к "Песне о новом времени" ("Как призывный набат прозвучали в ночи тяжело шаги…") высказано предположение, что, возможно, она написана для фильма "Служили два товарища". Однако такую точку зрения публикатор ничем не обосновал.

"Сыновья уходят в бой" – 1969 (на экраны вышел в 1971 г.), "Беларусьфильм", режиссёр Виктор Туров, автор сценария Алесь Адамович (по мотивам романа А. Адамовича), композитор Андрей Волконский;

*** автор текста и исполнитель песен (музыка Станислава Пожлакова) "Он не вернулся из боя" ("Почему все не так?.."), "Песня о земле" ("Кто сказал: "Все сгорело дотла?.."), "Сыновья уходят в бой" ("Сегодня не слышно биенья сердец...").

*** В фильм не вошла песня "Темнота впереди...".

"Опасные гастроли" – 1969, Одесская киностудия, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор сценария Михаил Мелкумов, композитор Александр Билаш;

*** роль Николая Коваленко (Жоржа Бенгальского);

*** автор текста и исполнитель песен "Куплеты Бенгальского" ("Дамы, господа! Других не вижу здесь…"), "Баллада о цветах, деревьях и миллионерах" ("В томленье одиноком…"), "Романс" ("Было так – я любил и страдал…"), автор песни "Цыганская песня" ("Камнем грусть весит на мне, в омут меня тянет…") (исполнили Рада и Николай Волшаниновы).

*** На одном из концертов Высоцкий говорил, что песню "Я не люблю" он писал для этого фильма. Актриса Л. Пырьева, исполнительница роли Софи, в беседе с М. Цыбульским (25.11.2006 г.) вспоминала, что эта песня вошла в эпизод на пикнике (в котором участвовали также В. Высоцкий и Е. Копелян), но при окончательном монтаже была вырезана. По воспоминаниям Г. Юнгвальд-Хилькевича, была предпринята попытка включить в фильм ещё две песни Высоцкого: "Песенку плагиатора" ("Я счас взорвусь, как триста тонн тротила...") и "Моя цыганская" ("В сон мне – жёлтые огни…"), но их не пропустила цензура (см.: Г. и Н. Юнгвальд-Хилькевич. "За кадром", Москва, "Центрполиграф", 2000 г.).

*** В фильме в исполнении Р. и Н. Волшининовых прозвучала также песня "Эх, полюбил я дочку князя грозного...", автором текста которой в монтажном листе картины указан член съёмочной группы И. Неверов. Однако во многих интернет-источниках авторство песни до сих пор необоснованно приписывается В. Высоцкому.

"Белый взрыв" – 1969, Одесская киностудия, режиссёр Станислав Говорухин, авторы сценария Эдуард Володарский и Станислав Говорухин;

*** эпизодическая роль Капитана (один эпизод).

*** В фильм не вошли песни Высоцкого "К вершине" ("Ты идешь по кромке ледника...") и "Ну вот исчезла дрожь в руках...".

"Внимание, цунами!" – 1969, Одесская киностудия, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор сценария Игорь Старков, композитор Олег Каравайчук;

*** автор песни "Долго же шёл ты в конверте, листок…", прозвучавшей в фильме в неавторском мужском исполнении.

*** В фильм не вошла песня "Цунами" ("Пословица звучит витиевато: …"). Кроме того, по утверждению Ю. Сушко (книга "Владимир Высоцкий: Ах, сколько ж я не пел...", Москва, 2000 г., стр. 28), в фильм предлагались также песни "При всякой погоде, раз надо так надо..." и "Вот некролог, словно отговорка...". Другими источниками данная информация не подтверждена. Как известно, эти песни написаны для спектакля московского Театра сатиры "Последний парад" и именно там исполнялись.

"Один из нас" – 1970, "Мосфильм", режиссёр Геннадий Полока, авторы сценария Алексей Нагорный и Гелий Рябов, композитор Эдуард Хагагортян;

*** автор песен "Танго" ("Как счастье зыбко...") (в фильме прозвучала в женском исполнении) и "Романс" ("Она была чиста, как снег зимой...") (в фильме актёром Георгием Юматовым исполнен фрагмент песни).

*** В фильм не вошла песня "Бросьте скуку, как корку арбузную...". В книге Ю. Сушко ("Владимир Высоцкий: Ах, сколько ж я не пел...", Москва, 2000 г.) без ссылки на источник информации утверждается, что в фильм "Один из нас" предлагалась также песня "Ну вот исчезла дрожь в руках...", однако другие известные источники не упоминают эту песню в числе предложенных для фильма.

*** Высоцкого не утвердили на роль Бирюкова, которого потом в фильме сыграл Георгий Юматов. (Источник информации – многочисленные интервью Г. Полоки, книга В. Золотухина "Секрет Высоцкого", Москва, 2000, стр. 79-83).

"Четвёртый" – 1972, "Мосфильм", режиссёр и автор сценария Александр Столпер (по одноименной повести Константина Симонова);

*** роль Четвёртого.

"Дела давно минувших дней" – 1972, "Ленфильм", режиссёр Владимир Шредель, автор сценария Александр Червинский при участии Анатолия Безуглова и Юрия Кларова, композитор Исаак Шварц;

*** автор песни "Оплавляются свечи на старинный паркет..." (исполняет Инна Варшавская).

"Плохой хороший человек" – 1973, "Ленфильм", режиссёр и автор сценария Иосиф Хейфиц (по повести А. П. Чехова "Дуэль") (приз "Серебряная пластина" режиссёру за высокое качество экранизации чеховских произведений на международном кинофестивале в Чикаго – США, 1974 г.);

*** роль фон Корена (премия за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Таормине – Италия, 1974 г.).

"Чёрный принц" – 1973, "Мосфильм", режиссёр Анатолий Бобровский, автор сценария Владимир Кузнецов, композитор Исаак Шварц;

*** автор песни "Неужели мы заперты в замкнутый круг..." (исполняет Валентина Толкунова).

"Контрабанда" – 1974, Одесская киностудия, режиссёр и автор сценария Станислав Говорухин, композиторы Евгений Геворгян и Андрей Геворгян;

*** автор текста и исполнитель (дуэтом с Ниной Шацкой) песен "Сначала было слово печали и тоски...", "Жили-были на море...".

*** По словам Н. Щацкой, в этом фильме Высоцкий должен был исполнить и эпизодическую роль – петь дуэтом с ней на палубе корабля (см.: беседа М. Цыбульского с Н. Шацкой, 20.12.2006 г.).

"Иван да Марья" – 1974, киностудия имени М. Горького, режиссёр Борис Рыцарев, автор сценария Александр Хмелик (по мотивам русских народных сказок), композитор Александр Чайковский;

*** автор текстов прозвучавших в исполнении Николая Лаврова, Ивана Рыжова, Ивана Бортника и других актёров песен "Песня Соловья-разбойника и его дружков" ("Как да во лесу дремучем...") (строфы 6, 3, 7), "Серенада Соловья-разбойника" ("Выходи! Я тебе посвящу серенаду...") (строфы 1, 3, 4, 6-8), "Песня глашатаев" ("Торопись указ зачесть…") (строфы 5, 6, 1, 2, 7, 8), "Песня солдата, идущего на войну…" (строфа 2), "Песня солдата на часах" ("На голом на плацу, на вахтпараде...") (строфы 3, 2, 7), "Солдат с победою" ("Ни пуха, ни пера…") (в несколько изменённом виде строфы 3, 4), "Частушки Марьи" ("Подходи, народ, смелее...") (в несколько изменённом виде строфы 1-3, 16-21, а также ряд дополнительных строф, автором которых в монтажном листе фильма указан А. Хмелик).

*** В фильм не вошли песни Высоцкого: "Скоморохи на ярмарке" ("Эй, народ честной, незадачливый..."), "Песня Марьи" ("Отчего не бросилась, Марьюшка, в реку ты..."), "Иван да Марья" ("Вот пришла лиха беда..."), "Солдат и привидение" ("В груди душа словно ёрзает..."), "Куплеты нечистой силы" ("Я Баба-Яга – вот и вся недолга..."), "Свадебная" ("Ты, звонарь-пономарь, не кемарь…") и "Куплеты кассира и казначея" ("Когда пуста казна, Тогда страна бедна…", "Мы не тратим из казны Ни копейки просто..."). В фильме использованы "Куплеты казначея и кассира" ("Эх, работаем зазря Мы на батюшку-царя!.."), написанные В. Гафтом.

*** Согласно воспоминаниям Виктора Сергачёва (ж. "Студенческий меридиан", 1988 г., № 2, стр. 60), в его исполнении в фильме прозвучали написанные Высоцким стихи ("Прохожий! Возле башни этой…"), однако в монтажном листе картины в качестве их автора указан А. Хмелик.

*** В картине прозвучали несколько народных песен ("Ох, уж ты, Марьюшка-солдатка, Ты за что любишь Ивана…", "Эх, как пО саду ходила, По зелёному гуляла…", "За рекой мужики Всё богатые…"), а также песен и стихотворных интермедий, автором которых в монтажном листе фильма указан А. Хмелик ("Содрогнись, весь белый свет: К нам приехал Маркизет!..", "Ты скажи-ка нам, язык. Для чего во рту мужик?..", "Приехали мы свататься – Чур, по углам не прятаться!..", "Много сосен, много ёлок, Много вересиночек…"). Между тем, на ряде интернет-сайтов их авторство ошибочно приписывается Высоцкому.

*** Высоцкий начал сниматься в роли Соловья-разбойника, но потом раздумал играть, сказав, что выбрал для себя линию играть только положительных героев, и роль отдали ленинградскому актёру Николаю Лаврову. (Источник информации – записанные Валерием Перевозчиковым и опубликованные в Интернете воспоминания Бориса Рыцарева – http: //otblesk.com/vysotsky/rycarev-.htm, и воспоминания Ивана Бортника в книге "Живая жизнь", часть 3-я, Москва, 1992 г., стр. 77-84, о самом фильме – стр. 80).

"Единственная дорога" (название фильма в югославском прокате – "Окованные шофёры") – 1974, "Мосфильм" совместно с "Филмски студио Титоград" (Югославия), режиссёр Владимир Павлович, автор сценария Вадим Трунин, композитор Карен Хачатурян;

*** роль шофёра Солодова;

*** автор и исполнитель песни "В дорогу – живо! Или – в гроб ложись...".

*** В фильм не вошли песни "Если где-то в глухой незнакомой ночи...", "Расстрел горного эха" ("В тиши перевала..."). По неподтверждённому другими источниками утверждению Ю. Сушко (книга "Владимир Высоцкий: Ах, сколько ж я не пел...", Москва, 2000 г.), в фильм предлагались также написанные Высоцким в Югославии стихи "Водой наполненные горсти".

"Одиножды один" – 1974, "Ленфильм", режиссёр Геннадий Полока, автор сценария Виктор Мережко, композитор Эдуард Хагагортян;

*** автор песен: "Песня Вани у Марии" ("Я полмира почти через злые бои…") (строфы 7-10), "Песня о чёрном и белом лебедях" ("Ах! В поднебесье летал…") (3-я строфа), "Величальная – отцу" ("Ай, не стойте в гордыне…") (1-я строфа), "Студенческая песня" ("Кто старше нас на четверть века…"), "Частушки" ("Гули-гули-гуленьки, Девоньки-девуленьки!..") (без строф 3, 4, 6-8 и 10), прозвучавших в картине в исполнении А. Папанова, ансамбля "Русская песня" и других актёров.

*** В фильм не вошли "Частушки к свадьбе" ("Не сгрызть меня – невеста я…") в исполнении ансамбля "Русская песня", "Грустная песня о Ванечке" ("Зря ты, Ванечка, бредёшь…") в исполнении Л. Гурченко и "Песня Вани перед студентами" ("Эх, недаром говорится…") в исполнении А. Папанова.

*** Высоцкий не был утверждён на роль Толяна, в фильме эту роль сыграл Николай Караченцов. (Источник информации – письмо Высоцкого к Полоке от 9 июля 1974 г. Впервые опубликовано в издании "Советская библиография", 1989, № 4. Наиболее доступная публикация – "Владимир Высоцкий. Сочинения в 5-ти томах", том 5, издательство "Тулица", Тула, стр. 302).

"Единственная" – 1975, "Ленфильм", режиссёр Иосиф Хейфиц, авторы сценария Павел Нилин, Иосиф Хейфиц, композитор Надежда Симонян;

*** роль Бориса Ильича;

*** автор и исполнитель песни "Очи чёрные: I. Погоня" ("Во хмелю слегка лесом правил я...") (без строф 2, 3, 6, но с последней строфой из II части).

*** По словам Юрия Губанова, работавшего в 1975 г. директором картины "Единственная", он предложил Высоцкому написать текст второй (помимо "Во хмелю слегка лесом правил я...") песни, чтобы можно было заключить договор на два произведения. Высоцкий, как пишет Ю. Губанов, сел и написал текст "Один музыкант объяснил мне пространно...". (Источник информации – статья Юрия Губанова "Неизвестная песня Владимира Высоцкого", газета "Калейдоскоп", Санкт-Петербург, 1998 г., №3, стр. 31). На самом деле, эта песня была написана Высоцким в 1966 году для вышедшего в 1968 г. спектакля "Последний парад".

"Бегство мистера Мак-Кинли" – 1975, "Мосфильм", режиссёр Михаил Швейцер, автор сценария Леонид Леонов (по одноименной киноповести Л. Леонова), композитор Исаак Шварц;

*** роль Билла Сиггера;

*** автор и исполнитель песен "Баллада о манекенах" ("Семь дней усталый старый Бог…"), "Баллада об уходе в рай" ("Вот твой билет, вот твой вагон…").

*** В фильм не вошли "Баллада о маленьком человеке" ("Погода славная, а это главное…"), "Прерванный полёт" ("Кто-то высмотрел плод…"), "Баллада о Кокильоне" ("Жил-был учитель скромный Кокильон…"), "Марш футбольной команды "Медведи"" ("Когда лакают святые свой нектар…"), "Баллада об оружии" ("По миру люди маленькие носятся…"), "Песня Билла Сиггера" ("Вот это да, вот это да!.."), "Мистерия хиппи" ("Мы рвём – и не найти концов…").

*** Композитор И. Шварц был автором инструментальной музыки к фильму и музыки к двум балладам ("Марш футбольной команды "Медведи"" и "Баллада об уходе в рай"). Музыку к другим балладам написал композитор Анатолий Кальварский. Оба композитора отмечают, что музыку они писали по мотивам мелодий Высоцкого. По воспоминаниям А. Кальварского, с Оркестром кинематографии п/у Г. Гараняна были записаны все девять баллад (см.: http: //vysotsky.km.ru/rus/page/vleningrade/texty/shvarz/index.html и http: //v-vysotsky.com/vospominanija/Kalvarskij/text.html).

"Стрелы Робин Гуда" – 1975 (в 1991 г. восстановлена первоначальная редакция фильма, и 6 октября 1991 г. на Центральном телевидении состоялась премьера фильма с песнями В. Высоцкого в авторском исполнении), Рижская киностудия, режиссёр Сергей Тарасов, авторы сценария Кирилл Рапопорт и Сергей Тарасов (по мотивам средневековой английской легенды о Робин Гуде), композитор Раймонд Паулс, автор текста песен Лев Прозоровский (в редакции 1991 г.: автор баллад Владимир Высоцкий, музыкальные аранжировки – Алексей Зубов);

*** автор и исполнитель баллад, часть из которых в 1983 г. были включены в фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", а в 1991 г. – в восстановленную редакцию этого фильма: "Баллада о времени" ("Замок временем срыт..."), "Баллада о ненависти" ("Торопись – тощий гриф над страною кружит!.."), "Баллада о вольных стрелках" ("Если рыщут за твоею непокорной головой..."), "Баллада о любви" ("Когда вода Всемирного потопа..."), "Баллада о двух погибших лебедях" ("Трубят рога: скорей, скорей!..."), "Баллада о борьбе" ("Средь оплывших свечей и вечерних молитв...").

*** Высоцкий не был утверждён на роль Шута, которую в фильме сыграл Юрий Каморный. Выступая в апреле 1975 года перед моряками теплохода "Белоруссия", Высоцкий сказал: "Этот фильм уже начал сниматься. Я вот приеду и сразу приступлю. Там я буду играть большую роль, очень ответственную роль – роль Шута. Но он шут в течение всего фильма, а потом выясняется, что он благородный рыцарь, у которого убили родителей, и он ждал своего часа, двадцать лет служил, как раб". (Цит. по фонограмме).

*** В обе редакции фильма не вошёл текст Высоцкого "В забавах ратных целый век...".

"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" – 1976, "Мосфильм", режиссёр Александр Митта, авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта;

*** роль Ибрагима Ганнибала.

*** В фильм не вошли песни "Разбойничья" ("Как во смутной волости...") и "Купола" ("Как засмотрится мне нынче...").

*** В фильме в исполнении В. Высоцкого прозвучала вполне законченная по смыслу песня из шести строк, стилизация под поэзию XVIII века "Когда ярится океан...". Авторство текста в титрах фильма не оговаривается, – вероятно, оно принадлежит кому-то из авторов сценария. В титрах фильма Роман Сеф указан в качестве автора песни "Горят леса, горят поля…", звучащей в прологе картины в исполнении О. Анофриева.

"72 градуса ниже нуля" – 1976, "Ленфильм", режиссёры Сергей Данилин и Евгений Татарский, авторы сценария Владимир Санин и Зиновий Юрьев (по одноименной повести В. Санина), композитор Николай Мартынов;

*** автор песни "Белое безмолвие" ("Все года, и века, и эпохи подряд..."), прозвучавшей в исполнении Валерия Козинца. (Первоначально песня предназначалась для фильма "Земля Санникова").

"Туфли с золотыми пряжками" – 1976, Одесская киностудия, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор сценария Ким Мешков, композиторы Сергей Сапожников и Евгений Филиппов, автор текста песен Илья Резник;

*** автор песен "Песня Соловья-разбойника и его дружков" ("Как да во лесу дремучем…") (в слегка изменённом виде строфы 4, 5, 3), "Скоморохи на ярмарке" ("Эй, народ честной, незадачливый!.. ") (строфы 1-4, 17, 14, 15, 16, 25-32), исполненной А. Хочинским, и "Свадебная" ("Ты, звонарь-пономарь, не кемарь…") (в сильно изменённом виде строфы 1-2, строфы 3, 6, 8).

"Вооружён и очень опасен. Время и герои Франсиса Брет Гарта" – 1977, киностудия имени М. Горького, режиссёр Владимир Вайншток, авторы сценария Владимир Владимиров (Вайншток), Павел Финн (по мотивам произведений Ф. Б. Гарта), композитор Георгий Фиртич;

*** автор песен "Расскажи, дорогой...", "Не грусти!..", "Вооружён и очень опасен" ("Запоминайте: приметы – это суета...") (исполнила Людмила Сенчина).

*** В фильм не вошли песни "Живёт живучий парень Барри...", "Живу я в лучшем из миров...", "Это вовсе не френч канкан..." и "Черны все кошки, если ночь...".

"Они вдвоем" ("Ok ketten") (вариант перевода названия – "Их двое") – 1977, "Мафильм" (Венгрия), режиссёр Марта Месарош, авторы сценария Ильдико Короди, Йожеф Балаж, Геза Беременьи;

*** эпизодическая роль знакомого главной героини (один эпизод) (в главной роли – Марина Влади, роль Высоцкого в фильме переозвучена).

"Ветер надежды" – 1977, киностудия имени М. Горького, режиссёр Станислав Говорухин, авторы сценария Борис Лобков и Станислав Говорухин, композитор Евгений Геворгян;

*** автор и исполнитель песен "Этот день будет первым всегда и везде…", "Ну вот, исчезла дрожь в руках…", "Гимн морю и горам" ("Заказана погода нам удачею самой…"), "Шторм" ("Мы говорим не "штормы", а "шторма"…"), "Вы в огне да и в море вовеки не сыщете брода…", автор песен "Был развесёлый розовый восход…" (в фильм вошли строфы 1-4), "Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука" ("Не хватайтесь за чужие талии...") (фрагмент).

*** В фильм не вошла песня "Вот послал Господь родителям сыночка...".

"Вторая попытка Виктора Крохина" – 1977 (в 1987 г. восстановлена первоначальная редакция фильма), "Ленфильм", режиссёр Игорь Шешуков, автор сценария Эдуард Володарский, композитор Вадим Биберган;

*** автор и исполнитель песни "Баллада о детстве" ("Час зачатья я помню не точно...") (фрагмент песни в исполнении Владимира Высоцкого вошёл в 1987 г. в восстановленную редакцию фильма).

*** Высоцкий пробовался на роль Степана, которую потом в фильме сыграл Олег Борисов. (По воспоминаниям Эдуарда Володарского, у Высоцкого и режиссёра Шешукова контакт не получился).

*** В кинопробе Высоцкий напевает "Полчаса до атаки...", но в фильм эта песня не вошла.

"Место встречи изменить нельзя" – 1979, Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, режиссёр Станислав Говорухин, авторы сценария Георгий Вайнер, Аркадий Вайнер (по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия");

*** роль капитана Глеба Жеглова (в 1981 году на проходившем в Ереване IX Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов за исполнение роли капитана Жеглова Владимир Высоцкий был награжден (посмертно) призом жюри. В 1987 году Владимиру Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР (посмертно) за "создание образа Жеглова в телефильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен").

*** Накануне съёмок и в процессе работы над фильмом Высоцкий предлагал Говорухину включить в фильм ранее написанные песни. Среди предлагавшихся были "За тех, кто в МУРе" ("Побудьте день вы в милицейской шкуре..."), "Песня о конце войны" ("Сбивают из досок столы во дворе..."), "Баллада о детстве" ("Час зачатья я помню неточно..."). Режиссёр же полагал (и, скорее всего, – обоснованно), что "это разрушит образ, и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова". (Источник информации – "Владимир Высоцкий. Я не люблю, М., ЭКСМО-ПРЕСС, 1998, стр. 93).

*** В фильме Высоцкий исполнил отрывок из посвящённой Вере Холодной песни Александра Вертинского "Лиловый негр" ("Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?.. ").

"Точка отсчёта" – 1979 (на экраны вышел в 1981 г.), "Беларусьфильм", режиссёр Виктор Туров, авторы сценария Владимир Акимов, Валентин Ежов, композитор Олег Янченко;

*** автор песен "Мы вас ждём" (Так случилось – мужчины ушли..."), "Затяжной прыжок" ("Хорошо, что за рёвом не слышалось звука..."), "Песня о двух красивых автомобилях" (исполнила Марина Влади).

*** В фильм не вошла песня "Белый вальс" ("Какой был бал!.. ").

"Маленькие трагедии" – 1980, "Мосфильм" по заказу Гостелерадио СССР, режиссёр и автор сценария Михаил Швейцер (по одноименному поэтическо-драматическому циклу А. С. Пушкина);

*** роль Дон Гуана.

© 2000- NIV