Владимир Высоцкий в кино. Фильмография
V. Не прозвучавшие с экрана песни Владимира Высоцкого и не сыгранные им кинороли

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2002-2006)

(редакция 12.04.2006 г.)

V. Не прозвучавшие с экрана песни Владимира Высоцкого

и не сыгранные им кинороли:

"Над Тиссой" – 1958, "Мосфильм", режиссёр Дмитрий Васильев, автор сценария Александр Авдеенко (по одноименной повести А. Авдеенко), композитор Лев Шварц.

*** Высоцкий участвовал в пробах. (Источник информации – фотопроба).

"Аннушка" – 1959, "Мосфильм", режиссёр Борис Барнет, автор сценария Эфраим Севела, композитор Юрий Бирюков, автор текста песен Лев Ошанин.

*** Б. Барнет хотел пригласить Высоцкого для съёмок в фильме, но съёмочная группа отговорила, и Барнет не стал спорить. (Источник информации – Геннадий Полока. "Он поражал нравственной силой", "Аврора", Ленинград, 1987, №8, стр. 78-85).

"Северная повесть" – 1960, "Мосфильм", режиссёр и автор сценария Евгений Андриканис, (по одноименной повести К. Паустовского), композитор Анатолий Александров.

*** Высоцкий участвовал в пробах. (Источник информации – фотопроба).

"Самые первые" – 1961, "Ленфильм", режиссёр Анатолий Граник, автор сценария Александр Тверской, композитор Исаак Шварц.

*** Высоцкий участвовал в кинопробах и даже в съёмках фильма. (Источник информации – интервью Игоря Пушкарёва, опубликованное в цикле статей Б. Акимова и О. Терентьева "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы", журнал "Студенческий меридиан", Москва, 1988 г., №6, стр. 53).

"Девчата" – 1961, "Мосфильм", режиссёр Юрий Чулюкин, автор сценария Борис Бедный, композитор Александра Пахмутова, текст песен – Михаил Матусовский.

*** Высоцкий участвовал в пробах на роль Фили. В фильме эту роль сыграл Станислав Хитров. (Источник информации – воспоминания актёра Владимира Трещалова, который, по его словам, долго участвовал в кинопробах и видел фотопробу Высоцкого. См.: В. Тучин. "Владимир Высоцкий. Летопись жизни. Часть 1-я. 1938-1960 гг. ", "Белорусские страницы", вып. 6, Минск, 2002 г., стр. 186; В. Трещалов. "По моей просьбе звукооператоры телевидения записывали Высоцкого". "Белорусские страницы", вып. 58, Минск, 2009 г., стр. 7).

"Грешница" – 1962, "Мосфильм", режиссёры Фёдор Филиппов, Гавриил Егиазаров, автор сценария Николай Евдокимов (по мотивам одноимённой повести Н. Евдокимова).

*** Высоцкий снялся в эпизодической роли инструктора райкома Пыртикова, однако, кадры с его участием в окончательный вариант фильма не вошли. (Источник информации – интервью Ф. Филиппова, опубликованное в цикле статей Б. Акимова и О. Терентьева "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы", журнал "Студенческий меридиан", Москва, 1988 г., №6, стр. 54-55).

"Иваново детство" – 1962, "Мосфильм", режиссёр Андрей Тарковский, авторы сценария Владимир Богомолов, Михаил Папава (по мотивам рассказа В. Богомолова "Иван"), композитор Вячеслав Овчинников.

*** Тарковский пригласил Высоцкого пробоваться на роль капитана Холина, но в итоге эту роль в фильме сыграл Валентин Зубков. (Источник информации – Б. Акимов, О. Терентьев. "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы", журнал "Студенческий меридиан", Москва, 1988 г., №6, стр. 52-53).

"По газонам не ходить" – 1963, "Казахфильм", режиссёр и автор сценария Анатолий Галиев.

*** Высоцкий начал сниматься, но потом на съёмках потерял сознание и был отчислен из съёмочной группы по состоянию здоровья. В последующем фильм был переснят другой съёмочной группой. (Источник информации – "Мир Высоцкого", выпуск 2-й, Москва, 1998, стр. 5-27; http: //www.visotsky.ru: 8101/mv2/1112gali.doc).

"Живёт такой парень" – 1964, киностудия имени М. Горького, режиссёр и автор сценария Василий Шукшин.

*** Высоцкий на самом последнем концерте (Калининград Московской обл., ДК им. Ленина, 16 июля 1980 г.) сказал, что Шукшин хотел его снимать, но уже до этого обещал роль (Пашки Колокольникова) Леониду Куравлёву.

*** Лев Эгинбург заявил в интервью ("Библиотека "Ваганта" Москва, 1992 г , №6, стр. 16), что Высоцкий снялся в этом фильме в эпизоде "В клубе". Данная информация другими источниками, в том числе – изучением вошедших в фильм кадров, не подтверждена.

"Верьте мне, люди" – 1964, киностудия имени М. Горького, режиссёры Леонид Луков (начинал), Илья Гурин и Владимир Беренштейн, автор сценария Юрий Герман, композитор Марк Фрадкин.

*** Режиссёр Л. Луков поручил ассистенту Л. Марягину найти для картины "хорошую блатную песню", и тот обратился к Высоцкому. Высоцкий напел ему песни на кассету, а Марягин оформил запись как прослушивание. Ни одна песня Высоцкого в картину не вошла, но гонорар в размере 13 рублей 50 копеек он всё-таки получил. (Источник информации – воспоминания Л. Марягина "Первый гонорар Высоцкого" в газете "Семь дней", Москва, 27 января – 2 февраля 1997 г., №5, стр. 14). В фильме актёр Кирилл Лавров напевает "Таганку".

"Месяц май" – 1965, киностудия имени А. Довженко, режиссёр Григорий Липшиц, автор сценария Феликс Миронер, композитор Оскар Сандлер.

*** Высоцкий пробовался на роль Лёвы. (В. Тучин в "Летописи жизни Высоцкого (март-май 1965 г.)" указывает, что информация об утверждении Высоцкого на роль Лёвы содержится в хранящемся в РГАЛИ документе: Фонд 2944, оп. 4 ед. хр. 495, 19 л. Источник информации – "Белорусские страницы", вып. 38, 2006 г., стр. 5).

"Таёжный десант" – 1965, "Мосфильм", режиссёры и авторы сценария Валерий Усков и Владимир Краснопольский (по мотивам повести В. Орлова "Солёный арбуз"), композитор Леонид Афанасьев.

*** Высоцкий пробовался на роль Кешки, но, по словам В. Краснопольского, директор "Мосфильма" В. Сурин, просмотрев пробы, заявил: "Уж очень развязно у вас Кешка играет, ну что вы, разве такие строители социализма, коммунизма?!", – и Высоцкого отстоять не смогли. (Источник информации – книга А. Утевского "Возвращение на Большой Каретный", Москва, 2004 г., стр. 219).

"Операция "Ы" и другие приключения Шурика" – 1965, "Мосфильм", режиссёр Леонид Гайдай, авторы сценария Яков Костюковский, Морис Слободской, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин.

*** В новелле "Напарник" Высоцкий пробовался на роли Прораба, которого в фильме сыграл Михаил Пуговкин (см.: "Студенческий меридиан", 1989 г., №1, стр. 56), Шурика, сыгранного в картине Александром Демьяненко (см.: беседа М. Цыбульского с Я. Костюковским, 14.02.2009 г. – http: //v-vysotsky.com/vospominanija/Kostiukovskij/text.html) и Феди, на роль которого вначале утвердили М. Пуговкина, а потом, по совету Ивана Пырьева, – актёра Алексея Смирнова (см.: Е. Бабкина, передача радиокомпании "Город FM 107,6" "Трейлер", эфир 23.09.2005 г. – http: //www.gorodfm.ru/broadcast/broadcast. 124/date. 20050923/).

"Дайте жалобную книгу" – 1965, "Мосфильм", режиссёр Эльдар Рязанов, авторы сценария Александр Галич, Борис Ласкин, композитор Анатолий Лепин.

*** Высоцкий участвовал в пробах. (Источник информации – воспоминания актёра Владимира Трещалова: "Рязанов во время своего выступления упоминал, что он, вроде, один раз обидел Высоцкого. Это, наверное, тот случай, когда он в фильм "Дайте жалобную книгу" по сценарию Галича пробовал Володю. Я видел эту фотопробу, потому что сам тоже пробовался". В. Трещалов. "По моей просьбе звукооператоры телевидения записывали Высоцкого". "Белорусские страницы", вып. 58, Минск, 2009 г., стр. 16).

"Андрей Рублёв" ("Страсти по Андрею") – 1966, "Мосфильм", режиссёр Андрей Тарковский, авторы сценария Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский, композитор Вячеслав Овчинников.

*** Высоцкий пробовался на роль Сотника, но, по словам Артура Макарова, запил перед съёмками. Второй режиссёр картины Игорь Петров и оператор Вадим Юсов независимо друг от друга сказали Б. Акимову и О. Терентьеву, что Высоцкий просто не смог сняться из-за занятости в театре. В фильме роль Сотника сыграл Николай Граббе. (Источники информации – фотопроба, "Живая жизнь", Москва, 1988 г., стр. 107; журнал "Студенческий меридиан", Москва, 1989 г., №12, стр. 46-47).

"Трудно быть богом" – на киностудии "Ленфильм" предполагалась постановка фильма по написанному в 1967 году сценарию по мотивам одноименной научно-фантастической повести братьев Стругацких.

*** Высоцкому предлагали принять участие в съёмках фильма, но картина в то время поставлена не была. (Источник информации – "О Владимире Высоцком", Москва, 1995 г. Интервью с Алексеем Германом "Время Высоцкого", стр. 5-11).

"Особое мнение" – 1967, Одесская киностудия, режиссёр Виктор Жилин, автор сценария Иван Менджерицкий, композитор Богдан Троцюк (рабочее название фильма – "Прокурор даёт показания").

*** В фильм не вошла песня "Спасите наши души!".

*** По воспоминаниям В. Жилина, специально для Высоцкого он написал "эпизод о списанном с флота подводнике, получившем высокую дозу облучения… Он сидит на берегу, с гитарой. Поёт песню. А вокруг ребятишки маленькие, слушают. Ночная рыбалка, костёр... Вот так был снят этот эпизод". (Источник информации – журнал "Студенческий меридиан", Москва, 1990 г., № 6, стр. 41-42). Именно об этом сценарии идёт речь в письме Высоцкого Л. Абрамовой: "…он (режиссёр) написал 2 сцены новых и весь фильм предложил делать про меня. В связи с этим возникли 2-3 съёмочных дня, чтобы спеть песню и сыграть облучённого подводника". (Одесса, 9 августа 1967 г.)

"Софья Перовская" – 1967, "Мосфильм", режиссёр Лео Арнштам, авторы сценария Евгений Габрилович, Лео Арнштам.

*** Высоцкий участвовал в пробах на роль Желябова, но в фильме эту роль сыграл Виктор Тарасов. (Источник информации – фотопроба и статья "Почему Высоцкий не сыграл в "Андрее Рублёве"?" – газета "Комсомольская правда", 24.07.2003 г. – http: //www.kp.ru/daily/23079/5174).

"Один шанс из тысячи" – 1968, Одесская киностудия, режиссёр Леон Кочарян, авторы сценария Леон Кочарян, Артур Макаров и Андрей Тарковский, композитор Юрий Левитин.

*** Высоцкий сам отказался от роли в этом фильме и предложил вместо себя снять друга – Олега Халимонова, который был моряком, а не актёром, но роль сыграл. (Источник информации – интервью О. Халимонова в книге "Живая жизнь", Москва, 1988 г., стр. 225-232).

"Случай из следственной практики" – 1968, Одесская киностудия, режиссёр Леонид Агранович, авторы сценария Леонид Агранович и Александр Шпеер, композитор Михаил Зив (рабочее название фильма – "Убийство и никаких следов").

*** Высоцкий отказался от роли в этом фильме, которую потом сыграл Роман Вильдан. Предложил туда песни (какие – не установлено), но они в картину не вошли. (Источник информации – журнал "Студенческий меридиан", Москва, 1990 г., № 7, стр. 43).

"Иван Макарович" – 1968, "Беларусьфильм", режиссёр Игорь Добролюбов, автор сценария Валерий Савченко.

*** В окончательный вариант фильма не вошла песня Высоцкого "Письмо" ("Полчаса до атаки...").

"Ещё раз про любовь" – 1968, "Мосфильм", режиссёр Георгий Натансон, автор сценария Эдвард Радзинский (по пьесе Э. Радзинского "104 страницы про любовь"), композитор Александр Флярковский, автор текста песен Роберт Рождественский (рабочее название фильма – "Наташа").

*** Высоцкий пробовался на главную роль Электрона, которую потом в фильме сыграл Александр Лазарев. Исполнительница главной роли Т. Доронина вспоминала, что они быстро нашли общий язык, но Высоцкий не был утверждён на роль. По словам Э. Радзинского, проба у Высоцкого была блестящая, вся киногруппа очень хотела видеть его, но художественный руководитель 2-го творческого объединения И. Пырьев был против. (Источники информации – беседа с Т. Дорониной, газета "Комсомольское знамя", Киев, 10.11.1984 г.; электронное письмо Э. Радзинского от 20.11.2002 г.).

"Золотой телёнок" – 1968, "Мосфильм", режиссёр и автор сценария Михаил Швейцер (по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова), композитор Георгий Фиртич.

*** Высоцкий пробовался на роль Остапа Бендера, но режиссёр выбрал Сергея Юрского, потому что "для Остапа Высоцкий слишком драматичен". (Источник информации – воспоминания писателя Аркадия Львова в книге "Владимир Высоцкий. Песни и стихи", 1983 г., Нью-Йорк, "Литературное зарубежье", стр. 272-273). Софья Милькина – второй режиссёр картины – говорила иначе: "Мы снимали "Золотого телёнка", а он (Высоцкий, – М. Ц.) снимался у Киры Муратовой в "Коротких встречах" ("Владимир Высоцкий в кино", Москва, 1989 г., стр. 123).

"Солдат и царица" – 1968, "Мосфильм", режиссёр Виктор Титов, авторы сценария Алексей Студзинский и Виктор Титов (20-минутный фильм-сказка по мотивам произведения Андрея Платонова).

*** Высоцкий снялся в пробах на роль Дурака, но утверждён не был. По словам режиссёра, ему было сказано: "Высоцкий? Вы с ума сошли. Эту картину никто никогда не увидит!" Роль Дурака в фильме сыграл Валерий Носик. (Источник информации – воспоминания В. Титова, опубл. в сборнике "Белорусские страницы", выпуск 8, Минск, 2002 г., стр. 37-40).

"Семь стариков и одна девушка" – 1968, "Мосфильм", режиссёр Евгений Карелов, авторы сценария Альберт Иванов, Евгений Карелов, композитор Евгений Птичкин, автор текста песен Михаил Пляцковский.

*** В интервью журналу "Спортивная жизнь России" (1968 г., №5, май) Владимир Высоцкий сказал: "Евгений Карелов приглашает меня сыграть боксёра Тюнина в новой спортивной кинокомедии. Я уже и песню написал: "Про сентиментального боксёра"". В те времена Карелов начинал работу над фильмом "Семь стариков и одна девушка", где одним из действующих лиц был Тюпин (эту роль в фильме сыграл Валентин Смирнитский). Высоцкий в фильме сняться не мог просто физически, потому что с 1 июня был занят на съёмках "Хозяина тайги", основная часть которого снималась в районе Красноярска. Песня "Про сентиментального боксёра" написана не для фильма, но, очевидно, предлагалась в эту картину.

"Мёртвый сезон" – 1968, "Ленфильм", режиссёр Савва Кулиш, авторы сценария Владимир Вайншток, Александр Шлепянов, композитор Андрей Волконский.

*** Высоцкий хотел озвучить роль, сыгранную Донатасом Банионисом. По воспоминаниям второго режиссёра этой картины А. Вехотко, Высоцкий говорил ему: "Я хочу озвучить этого гениального актёра", но он, несмотря на положительное мнение худсовета и главного редактора Ирины Головань, отказал Высоцкому: "Володя, у тебя очень типический голос. Если вдруг Банионис заговорит голосом Высоцкого, голосом "Нейтральной полосы", голосом "Я в деле и со мною нож", то это будет полный провал, полный крах". В фильме эту роль озвучил Александр Демьяненко. (Источник информации – беседа М. Цыбульского с А. Вехотко, 30.12.2006 г.).

"Сирано де Бержерак" – 1969, режиссёр Эльдар Рязанов (по мотивам одноимённой пьесы Эдмона Ростана) (фильм поставлен не был).

*** Высоцкий пробовался на роль Сирано, были сделаны кино- и фотопробы. (Источник информации – фотопроба, воспоминания Э. Рязанова "И актёр, и поэт" – "Владимир Высоцкий в кино". Составитель И. Роговой. ВТПО "Киноцентр", 1989; http: //www.kulichki.com/vv/ovys/kino/ryazanov.html) .

"Мой папа – капитан" – 1969, киностудия имени М. Горького, режиссёр Владимир Бычков, авторы сценария Авенир Зак, Исай Кузнецов.

*** Высоцкий участвовал в пробах, но не получил роли в этом фильме. (Источник информации – фото- и обнаруженная в 2004 г. кинопроба).

*** Не вошли в фильм его песни "Сколько чудес за туманами кроется... ", "Четыре года рыскал в море наш корсар..." и "В жёлтой жаркой Африке...".

"Эхо далёких снегов" – 1969, "Мосфильм", режиссёр Леонид Головня, авторы сценария Сергей Воронин, Эдгар Смирнов (по мотивам повести С. Воронина "Две жизни").

*** По свидетельству режиссёра Л. Головни, Владимир Высоцкий снялся в пробах, однако из-за занятости принять участие в съёмках фильма не смог. (Источник информации – письмо Л. Головни к автору, – М. Ц.).

Музыкальный фильм – 1969, Одесская киностудия, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич (фильм снят не был).

*** В январе 1970 года Высоцкий рассказал: "После того, как мы сняли эту картину – "Опасные гастроли", – у нас появилась такая мысль с режиссёром этой картины, чтобы сделать такой музыкальный фильм... Ну, что ли, я думаю, мюзикл, обозрение музыкальное на одесском материале. Мы даже написали заявку..." (Фонограмма концерта Москва, ДК завода "Калибр" 13 января 1970 г.). Однако по каким-то причинам этот фильм снят не был.

"Если есть паруса" – 1969, Одесская киностудия, режиссёр Валентин Козачков, автор сценария Иван Рядченко, композитор Марк Лившиц.

*** По воспоминаниям режиссёра В. Козачкова, он, чтобы дать Высоцкому возможность заработать, оформил ему вызов на пробы, хотя снимать в картине не планировал. (Источник информации – В. Козачков. "Одесса помнит Высоцкого". "Белорусские страницы", вып. 54, Минск, 2008 г., стр. 12).

"Дорога домой" – 1969, "Мосфильм", режиссёр Александр Сурин, автор сценария Эдуард Володарский.

*** Высоцкий участвовал в пробах на одну из ролей, но утверждён не был. (Источник информации – фотопроба и статья "Почему Высоцкий не сыграл в "Андрее Рублёве"?" – газета "Комсомольская правда", 24.07.2003 г. – http: //www.kp.ru/daily/23079/5174).

"Пожар" – (вторая половина 1960-х годов), режиссёр Геннадий Полока, авторы сценария Андрей Тарковский и Артур Макаров (фильм снят не был).

*** Во второй половине 1960-х годов А. Тарковский и А. Макаров написали сценарий фильма о цирковом гимнасте на трапеции. По сценарию, гимнаст рассорился с труппой цирка и собирался уехать из города. В это время на нефтепромыслах начался пожар. Пожарные на вертолёте не смогли пробиться к клапану, который надо было перекрыть, поскольку вокруг бушевало пламя. И тогда обратились за помощью к циркачу-гимнасту, который, в конце концов, используя свои навыки, ликвидировал пожар. Именно этого гимнаста хотел сыграть Высоцкий. Заявка на сценарий была предложена режиссёру Г. Полоке, ему она понравилась, однако в силу каких-то причин фильм снят не был. (Источник информации – беседа В. Перевозчикова с А. Макаровым в книге "Живая жизнь", часть 3-я, Москва, 1992 г., стр. 5).

"Красная площадь" ("Два рассказа о рабоче-крестьянской армии") – 1970, "Мосфильм", режиссёр Василий Ордынский, авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид, композитор Вениамин Баснер.

*** Сценаристы Ю. Дунский и В. Фрид предложили Высоцкому роль матроса, но режиссёр Высоцкого не утвердил, роль в фильме исполнил Сергей Никоненко. (Источник информации – интервью В. Фрида в книге "Владимир Высоцкий в кино", Москва, 1989, стр. 79-85).

"Спорт, спорт, спорт" – 1970, "Мосфильм", режиссёр Элем Климов, автор сценария Герман Климов, композитор Альфред Шнитке, стихи: Белла Ахмадулина.

*** По сценарию в фильме планировался эпизод – разговор двух поэтов (Высоцкого и Ахмадулиной) о спорте. Высоцкий готовил диалог, но до конца не написал его, остались только наброски ("Владимир Высоцкий. Сочинения в 5-ти томах", том 5, издательство "Тулица", Тула, стр. 133). По словам Германа Климова, Высоцкий "ушёл в пике", эпизод сняли без него. (Источник информации – "Четыре четверти пути", Москва, 1988 г., стр. 68).

Несостоявшийся художественный фильм (1970 г.) по сценарию Владимира Высоцкого и Давида Карапетяна о событиях на Украине в годы гражданской войны, в котором Высоцкий должен был сыграть роль атамана-анархиста Нестора Махно.

*** В августе 1970 г. Высоцкий готовился писать киносценарий, в котором планировал для себя роль "батьки" Махно. Для сбора необходимого материала он вместе с Д. Карапетяном побывал в городе Гуляй-Поле Запорожской области, где в годы гражданской войны находилась "столица" махновцев. Финальный эпизод, когда остатки махновской армии перешли Днестр, планировалось сопроводить песней Высоцкого "Охота на волков". (Источник информации – Д. Карапетян. "Владимир Высоцкий. Между словом и славой", Москва, 2002 г., стр. 180-202).

"Бег" – 1970, "Мосфильм", режиссёры и авторы сценария Александр Алов и Владимир Наумов, консультант Елена Булгакова (по мотивам одноименной пьесы Михаила Булгакова, также использованы фрагменты из его романа "Белая гвардия" и либретто оперы "Чёрное море"), композитор Николай Каретников.

*** Высоцкий пробовался на роль Хлудова, но утверждён не был, в фильме эту роль сыграл Владислав Дворжецкий. (Источник информации – воспоминания пробовавшейся на роль Люси актрисы Антонины Жмаковой в газете "Московский комсомолец", 25.01.2003 г., опубликованы в Интернете на странице http: //www.mk.ru/numbers/162/article5404.htm).

"Ты и я" – 1971, "Мосфильм", режиссёр Лариса Шепитько, авторы сценария Геннадий Шпаликов, Лариса Шепитько, композитор Альфред Шнитке.

*** Высоцкий удачно прошёл кинопробы, но, как сказал сыгравший главную роль Юрий Визбор, "утомительный и нервный путь переговоров, фотопроб, кинопроб приводил Володю к неудачам. Увы, так случилось и в картине "Ты и я"". (Источник информации – воспоминания Ю. Визбора "Когда все были вместе" – http: //www.progressor.ru: 8080/denis/vizbor/texts/ewerybody.txt).

"12 стульев" – 1971, "Мосфильм", режиссёр Леонид Гайдай, авторы сценария Владлен Бахнов, Леонид Гайдай (по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова), композитор Александр Зацепин, автор текста песен Леонид Дербенёв.

*** Высоцкий прошёл кинопробы на роль Остапа Бендера, но накануне начала съёмочного периода Гайдаю сообщили, что Высоцкий в съёмках принимать участия не будет, на роль был приглашён Арчил Гомиашвили. (Источники информации – фотопробы; опубликованные Анастасией Герасимовой воспоминания двоюродной сестры кинооператора Сергея Полуянова – Флориды Полуяновой "Тайна "12 стульев"" – http: //www.kbst.ru/money/31-03-2000/tv/10-2.html). Сам Л. Гайдай в одном из интервью так прокомментировал ситуацию: "Вдруг Высоцкий заболел и надолго. У нас план "горел", пригласили Арчила Гомиашвили".

"Антрацит" – 1971, "Мосфильм", режиссёр Александр Сурин, автор сценария Эдуард Володарский.

*** Песня "Гимн шахтёров" ("Не космос – метры грунта надо мной...") в окончательный вариант фильма не вошла.

"Жизнь и смерть дворянина Чертопханова" – 1971, "Беларусьфильм", режиссёр Виктор Туров (по мотивам рассказов Ивана Тургенева). Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Ташкенте в 1972 г.

*** В фильм не вошла песня "Беда" ("Я несла свою беду... ").

*** Жена режиссёра В. Турова, актриса О. Лысенко вспоминала: "Роль Чертопханова была не его, и он <Высоцкий> сразу это понял, просмотрев сценарий. Хотя попробоваться на эту роль он всё же успел". (Источник информации – "Белорусские страницы", вып. 1, Минск, 1999 г., стр. 37).

"Дерзость" – 1971, Одесская киностудия, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор сценария Василь Земляк (по мотивам повести В. Земляка "Подполковник Шиманский"). Диплом Пражского кинофестиваля за лучшую режиссуру в номинации приключенческих фильмов.

*** Высоцкий участвовал в пробах на главную роль подполковника Клименко, но утверждён не был. В фильме эту роль сыграл Николай Олялин. По воспоминаниям режиссёра Г. Юнгвальд-Хилькевича, Госкино даже не захотело обсуждать кандидатуру Высоцкого под угрозой закрытия съёмок фильма. Режиссёру сказали: "Мы Вам дали снять Высоцкого в "Опасных гастролях", потому что он поёт. А что делать этому ужасному артисту в "Дерзости"?". (Источники информации – фотопроба, книга Г. и Н. Юнгвальд-Хилькевич "За кадром", Москва, 2000 г., и статья "Почему Высоцкий не сыграл в "Андрее Рублёве"?" – газета "Комсомольская правда", Москва, 24.07.2003 г. – http: //www.kp.ru/daily/23079/5174).

"Проверка на дорогах" ("Операция "С Новым годом"") – 1971-1985, "Ленфильм", режиссёр Алексей Герман, автор сценария Эдуард Володарский (по мотивам военной прозы Юрия Германа), композитор Исаак Шварц; Малер (музыка, 2-я симфония).

*** Высоцкий пробовался на роль Лазарева, которую потом в фильме сыграл Владимир Заманский. (Источник информации – "О Владимире Высоцком", Москва, 1995 г. Интервью с А. Германом "Время Высоцкого", стр. 5-11). По словам Э. Володарского, режиссёр признался ему: "Я его боюсь, я начинающий режиссёр, ты пойми. Если он закуролесит и сорвет мне всё, я рухну. Я на него управы не найду" (интервью радио "Эхо Москвы", передача "Книжное казино", эфир 3.04.2005 г.).

"Неизвестный, которого знали все" – 1972, киностудия имени А. Довженко, режиссёр Владимир Луговской (четырёхсерийный телефильм).

*** Песни Высоцкого "Зарыты в нашу память на века...", "Запомню, оставлю в душе этот вечер..." и "Подумаешь, в семье не очень складно…" в окончательный вариант фильма не вошли.

"Петерс" – 1972, Рижская киностудия, режиссёр Сергей Тарасов, авторы сценария Михаил (Исидор) Маклярский, Кирилл Рапопорт, композитор Ромуальдас Карлсонс.

*** Высоцкий должен был играть роль Бориса Савинкова, но против его кандидатуры выступил ЦК компартии Латвии. (Источник информации – интервью режиссёра С. Тарасова в газ. "Гермес", Москва, № 8, 1994 г., стр. 12). В фильме эту роль сыграл Сергей Полежаев.

"Высокое звание" (фильм 1-й: "Я – Шаповалов Т. П.", фильм 2-й: "Ради жизни на земле") – 1973/1974, "Мосфильм", режиссёр Евгений Карелов, авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид, композитор Евгений Птичкин (рабочее название фильма – "Красная звезда").

*** Высоцкого не утвердили на роль маршала Шаповалова, в фильме в этой роли снялся Евгений Матвеев. (Источник информации – фотопроба и интервью В. Фрида в книге "Владимир Высоцкий в кино", Москва, 1989, стр. 79-85).

"Земля Санникова" – 1973, "Мосфильм", режиссёры Альберт Мкртчян и Леонид Попов, авторы сценария Марк Захаров и Владислав Федосеев (по мотивам одноимённого научно-фантастического романа В. А. Обручева), композитор Александр Зацепин, автор текста песен Леонид Дербенёв.

*** Высоцкий не был утверждён на роль Крестовского. Как сказал режиссёр фильма А. Мкртчян, истинной причиной этого было то, что буквально в канун утверждения актёров на роли, песни Высоцкого передавались по "Немецкой волне" (Источник информации – фотопроба и интервью режиссёра А. Мкртчяна в книге "Владимир Высоцкий в кино", Москва, 1989 г., стр. 105-114; и интервью в журнале "Сериал", Киев, 27.10. -2.11.2003 г., № 38, стр. 10).

*** В фильм не вошли песни "Белое безмолвие" ("Все года, и века, и эпохи подряд..."), "Баллада о брошенном корабле" ("Капитана в тот день называли на "ты"...") и "Кони привередливые".

"Рейс первый, рейс последний" – 1974, Одесская киностудия, режиссёр Самвел Гаспаров, автор сценария Александр Лапшин.

*** В фильм не вошла песня "Кругом пятьсот" ("Я вышел ростом и лицом...").

"Морские ворота" – 1974, Рижская киностудия, режиссёр Сергей Тарасов, композиторы Сергей Никитин и Виктор Берковский, автор текста песен Юрий Визбор.

*** В телефильм не вошли песни Высоцкого "В день, когда мы поддержкой земли заручась...", "Когда я спотыкаюсь на стихах...", "Всему на свете выходят сроки...", "Был развесёлый розовый восход..." (строфы 1-4 вошли в фильм "Ветер надежды").

"Люди и манекены" – 1974, творческое объединение "Экран", режиссёры-постановщики Аркадий Райкин и Виктор Храмов, автор сценария Аркадий Райкин (на основе монологов и интермедий из спектаклей Ленинградского театра миниатюр "Светофор" (1967) и "Плюс-минус" (1970), авторы – М. Жванецкий, Л. Лиходеев, Настроевы, Гинряры и др.), композитор Геннадий Гладков, авторы текстов песен Борис Заходер и Юрий Энтин (четырёхсерийный телефильм).

*** В фильм Высоцким предлагались, но не вошли "Песня таксиста" ("Рты подъездов, уши арок…") и "Мы – куклы, но… смотрите: нас одели…".

*** По утверждению некоторых авторов, для этого же телефильма Высоцкий написал песню "Заповедник" ("Рыскают по лесу стаи зверей…"). Однако такое мнение ошибочно: на самом деле песня была написана для неосуществлённого спектакля Ленинградского театра миниатюр по пьесе А. Кускова и Е. Бащинского "Суд зверей". (Источник информации – интервью А. Кускова "Литературной газете", Москва, 31.10. -6.11.2001 г., № 44 (5855).)

Несостоявшийся художественный фильм (первая половина 1970-х годов) по повести Алексея Высоцкого "Горный цветок").

*** По воспоминаниям Ирэны Алексеевны Высоцкой – двоюродной сестры Высоцкого, – он хотел написать сценарий и сняться в фильме по документальной повести своего дяди Алексея Владимировича Высоцкого "Горный цветок", рассказывающей о пограничнике, погибшем в борьбе с бандеровцами. (Источник информации – беседа с И. А. Высоцкой 5.06.2005 г.).

"Прошу слова" – 1975, "Ленфильм", режиссёр и автор сценария Глеб Панфилов, композитор Вадим Биберган.

*** Высоцкий пробовался на роль Сергея Уварова, но в фильме эту роль сыграл Николай Губенко. (Источник информации – фотопроба).

"Память" – 1975, "Ленфильм", режиссёр Григорий Никулин, автор сценария Рита Беляковская, композитор Александр Мнацаканян.

*** Высоцкий сам отказался от предложенной роли Капитана, сказав, что его не утвердят. (Источник информации – интервью с Г. Никулиным в газете "Высоцкий: время, наследие, судьба", Киев, 1994 г., №19, стр. 8).

"Афоня" – 1975, "Мосфильм", режиссёр Георгий Данелия, автор сценария Александр Бородянский, композитор Моисей Вайнберг. Специальная премия Всесоюзного кинофестиваля за 1976 год.

*** Режиссёр Г. Данелия пригласил В. Высоцкого для разговора о съёмках в главной роли – сантехника Афони Борщёва. Высоцкому нравился сценарий, но до проб он так и не дошёл, – Г. Данелия и сценарист фильма А. Бородянский посчитали, что из Высоцкого получился бы слишком мощный и серьёзный сантехник, а снимать хотели кино с юмором. (Источник информации – статья А. Велигжаниной в газ. "Комсомольская правда", Москва, 27.11.2003 г. – http: //www.kp.ru/daily/23166/24981/). Сам Г. Данелия в своей книге об этом вспоминает так: "На Афоню у нас было три кандидатуры – польский актёр Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлёв. Три замечательных разных актёра. Три разных фильма. Остановились на Куравлёве. И не ошиблись! Есть в Куравлёве какой то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели". (См.: Данелия Г. "Тостуемый пьёт до дна": Эксмо; М.; 2005, стр. 132).

"Звезда пленительного счастья" – 1975, "Ленфильм", режиссёр Владимир Мотыль, авторы сценария Владимир Мотыль, Олег Осетинский, при участии Марка Захарова, композитор Исаак Шварц, текст песен Булат Окуджава.

*** Высоцкий рассказывал: "Режиссёр Мотыль вроде бы хотел взять меня на пробы. Но как-то мягко отказали, не дали". (Источник информации – журнал "Вагант-Москва", 2003 г., №№ 1-3, стр. 17).

"Долгие вёрсты войны" – 1975, "Беларусьфильм" по заказу Гостелерадио СССР, режиссёр Александр Карпов, по мотивам повестей Василя Быкова, 3 серии.

*** По воспоминаниям режиссёра Г. Кононович, она предложила Высоцкому роль политрука, но он отказался: "Галя, я такие роли играть не люблю". (Источник информации – "Белорусские страницы", вып. 1, 1999 г., стр. 43).

"Воздухоплаватель" – 1975, "Ленфильм", режиссёры Анатолий Вехотко, Наталья Трощенко, автор сценария Владимир Кунин, композитор Игорь Цветков.

*** Высоцкий хотел сняться в роли одного из первых русских авиаторов Льва Макаровича Мациевича. По воспоминаниям режиссёра А. Вехотко, он сказал Высоцкому: "Володя, ты знаешь, я даже пробовать тебя не буду, потому что ты должен понять простую вещь. Мациевич был аристократ, а у тебя всё-таки этого нет". (Источник информации – беседа М. Цыбульского с А. Вехотко, 30.12.2006 г.). В фильме эту роль сыграл Владимир Заманский.

"Сладкая женщина" – 1976, "Ленфильм", режиссёр Владимир Фетин, автор сценария Ирина Велембовская (по одноименной повести И. Велембовской), композитор Василий Соловьёв-Седой, автор текста песен Глеб Горбовский.

*** Высоцкий участвовал в кинопробах, но не был утверждён на роль мужа главной героини, в фильме эту роль сыграл Олег Янковский. (Источник информации – "Владимир Высоцкий в кино", Москва, 1989 г., стр. 12, http: //otblesk.com/vysotsky/tubens1-.htm).

"Восхождение" – 1976, "Мосфильм", режиссёр Лариса Шепитько, авторы сценария Юрий Клепиков и Лариса Шепитько (по мотивам повести Василя Быкова "Сотников"), композитор Альфред Шнитке.

*** Высоцкий пробовался на роль, которую потом в фильме исполнил Владимир Гостюхин. (Источник информации – книга Ю. Сушко "Владимир Высоцкий: Ах, сколько ж я не пел...", Москва, 2000 г., стр. 19-20).

"Встреча на далёком меридиане" – 1977, "Беларусьфильм", режиссёр Сергей Тарасов, по мотивам романа Митчела Уилсона.

*** По воспоминаниям режиссёра Г. Кононович, она приглашала Высоцкого на роль, которую впоследствии в фильме сыграл В. Дворжецкий, но он отказался, сославшись на занятость. (Источник информации – "Белорусские страницы", вып. 1, 1999 г., стр. 43).

"Д’Артаньян и три мушкетёра" – 1978, Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор сценария Марк Розовский (по мотивам романа Александра Дюма "Три мушкетёра"), композитор Максим Дунаевский, 3 серии.

*** Актёр Михаил Боярский сказал в интервью: "Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич сначала хотел снять в роли д’Артаньяна Владимира Высоцкого. Но артист отказался, и тогда её предложили мне". (Цит. по газете "Вечерний Минск", 16.03.2001 г.). Исследователь Ю. Сушко выдвигает другую версию, с которой я полностью согласен: "Мушкетёры" снимались параллельно с сериалом "Место встречи изменить нельзя", и просто не было никакой физической возможности у Владимира Семёновича участвовать одновременно в двух таких масштабных работах". (Цит. по журналу "Вагант"-Москва", 2003 г., №№ 1-3, стр. 20).

"Емельян Пугачёв" (фильм 1-й: "Невольники свободы", фильм 2-й: "Кровью омытая") – 1978, "Мосфильм", режиссёр Алексей Салтыков, автор сценария Эдуард Володарский, композитор Андрей Эшпай.

*** Высоцкий не был утверждён на роль Пугачёва, которого потом в фильме сыграл Евгений Матвеев. В роли Екатерины планировалась Марина Влади, но в фильме эту роль сыграла Вия Артмане. (Источник информации – воспоминания Э. Володарского).

*** В фильм не вошла песня "Старый дом" ("Что за дом притих...").

"Забудьте слово "смерть"" – 1979, Одесская киностудия, режиссёр Самвел Гаспаров, автор сценария Эдуард Володарский, композитор Алексей Зубов.

*** Написанная для фильма песня "Пожары" ("Пожары над страной все выше, жарче, веселей...") в окончательный вариант фильма не вошла.

"Жена ушла" – 1979, "Ленфильм", режиссёр Динара Асанова, автор сценария Виктор Аристов, композитор Владимир Васильков, автор песен Булат Окуджава.

*** Планировалось участие в съёмках Владимира Высоцкого и Марины Влади, но, в конечном итоге, из-за занятости Высоцкого на съёмках фильма "Место встречи изменить нельзя", роли сыграли Валерий Приёмыхов и Елена Соловей. (Источники информации – книга Ю. Сушко "Владимир Высоцкий: Ах, сколько ж я не пел...", Москва, 2000 г., стр. 21, и газета "Частная жизнь", 9.12.2002 г. – http: //www.dni.ru/news/society/2002/12/9/16691.html).

"Знакомые незнакомцы" – (1970-е годы).

*** По воспоминаниям режиссёра Валентина Казачкова, в 70-х годах у него был написан сценарий о малолетних преступниках – "Знакомые незнакомцы". Главную роль – инспектора по делам несовершеннолетних – должен был играть Высоцкий, который должен был написать для фильма две песни (Источник информации – "Белорусские страницы", выпуск 12, Минск, 2004 г., стр. 63).

Несостоявшийся художественный фильм (вторая половина 1970-х годов) режиссёра Иосифа Хейфица по произведениям Исаака Бабеля (пьеса "Закат" и "Одесские рассказы").

*** Режиссёру И. Хейфицу не удалось снять художественный фильм по пьесе "Закат" и "Одесским рассказам" И. Бабеля, куда он планировал пригласить Высоцкого на роль Бени Крика. (Источник информации – воспоминания И. Хейфица в книге "Владимир Высоцкий в кино", Москва, 1989 г., стр. 135-137; "Владимир Высоцкий. Человек, поэт, актёр", Москва, 1989 г., стр. 289).

"Чёрная свеча" – (вторая половина 1970-х годов).

*** Во второй половине 1970-х годов у Высоцкого возникла идея написать сценарий фильма, взяв за основу судьбу Вадима Туманова и других бывших заключённых, ставших старателями золотоискательских артелей, поставить фильм в США и сыграть в нём главную роль. Его соавтор – Леонид Мончинский – уговорил вначале написать роман. Л. Мончинский в 1984 году закончил роман под названием "Чёрная свеча", книга впервые издана в Москве в 1992 году. В 2003 году Министерство культуры России выделило деньги на экранизацию романа, фильм планируется снять в Москве. (Источник информации – сайт Иркутской государственной телерадиокомпании "Вести-Иркутск" – http: //vesti.irk.ru/index.php?article=2003.06.20.19.51).

"Братья Рико" – 1980, "Беларусьфильм", режиссёр Геннадий Иванов, автор сценария Владич Неделин (по мотивам романа Жоржа Сименона), 2 серии.

*** Высоцкого хотели пригласить на роль Стива Кубина, но он отказался. "Позже я поняла, что эта роль неинтересна для него, этот образ в кино он уже сыграл", – отмечала режиссёр Г. Кононович. (Источник информации – "Белорусские страницы", вып. 1, 1999 г., стр. 44).

"Колода без туза" ("Без видимой причины") – 1980, режиссёр Евгений Татарский (фильм снят не был).

*** Режиссёр Е. Татарский рассказал: "В 1980 году у меня на столе лежал сценарий, по которому я дал согласие делать фильм. Назывался он сначала "Колода без туза", потом — "Без видимой причины"… Была идея пригласить на главные роли Володю <Высоцкого> и Даля…Володя знал мой замысел, мы разговаривали весной 80-го, скорее всего, в мае. Он не читал сценарий и до проб, конечно, дело не дошло: я заканчивал другой фильм, а к "Колоде без туза" должен был приступить осенью... Не получилось". (Цит. по кн. "О Владимире Высоцком", Москва, 1995 г., стр. 107).

"Любимая женщина механика Гаврилова" – 1981 (год выхода фильма на экраны), "Мосфильм", режиссёр Петр Тодоровский, автор сценария Сергей Бодров, композитор Алексей Мажуков, автор стихов Игорь Шаферан.

*** Высоцкий пробовался на роль Гаврилова, но режиссёр выбрал актёра Сергея Шакурова. (Источник информации – книга Ю. Сушко "Владимир Высоцкий: Ах, сколько ж я не пел...", Москва, 2000 г., стр. 21).

"Похождения графа Невзорова" – 1982 (год выхода на экраны), "Мосфильм", режиссёр Александр Панкратов-Чёрный, авторы сценария Александр Алов и Владимир Наумов, (по мотивам по мотивам повести А. Н. Толстого "Похождения графа Невзорова, или Ибикус"), композитор Мурад Кажлаев, автор текстов Валентин Гафт.

*** Высоцкий предложил для фильма песню "Попытка самоубийства" ("Подшит крахмальный подворотничок..."), музыку написал руководитель ансамбля ресторана "Архангельское" Анатолий Бальчев, но после смерти Высоцкого А. Панкратову-Чёрному "наверху не рекомендовали" использовать его песню, и она в фильм не вошла. (Источник информации – воспоминания А. Бальчева, опубликованные в газете "Высоцкий: время, наследие, судьба", Киев, 1995 г., № 21, стр. 8; и в Интернете на странице http: //otblesk.com/vysotsky/bal_.htm. А. Бальчев также вспоминал, что позже он и Владимир Кузьмин записали "Попытку..." для другого кинофильма на киностудии имени Горького, но и туда песня так и не вошла).

"Гонки по вертикали" – 1983 (год выхода фильма на экраны), киностудия имени А. Довженко по заказу Гостелерадио СССР, режиссёр Александр И. Муратов, авторы сценария Георгий Вайнер, Аркадий Вайнер (по мотивам одноименной повести братьев Вайнеров), композитор Евгений Дога.

*** Высоцкий отказался от роли Батона, которую потом сыграл Валентин Гафт. (Источник информации – книга Ю. Сушко "Владимир Высоцкий: Ах, сколько ж я не пел...", Москва, 2000 г., стр. 21).

"Зелёный фургон" – 1983, Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, режиссёр Александр Павловский, автор сценария Игорь Шевцов (по мотивам одноименной повести Александра Козачинского), композитор Максим Дунаевский.

*** Написанная для фильма песня "Проскакали всю страну, да пристали кони – буде!.. " в фильм не вошла.

*** Высоцкий участвовал в написании сценария, осенью 1980 года на Одесской киностудии должен был начать съёмки этого фильма в качестве режиссёра-постановщика, планировал сыграть одну из главных ролей – роль Красавчика (источник информации – воспоминания Г. Полоки "Последняя песня" в сборнике "Владимир Высоцкий. Я не люблю", Москва, "ЭКСМО-ПРЕСС", 1998, стр. 456).

"Вина лейтенанта Некрасова" – 1985, "Узбекфильм", режиссёр Равиль Батыров, автор сценария Эдуард Володарский (по пьесе Э. Володарского "Звёзды для лейтенанта"), композитор Николай Каретников.

*** В фильме предполагалось использовать песню Высоцкого "Всю войну под завязку...". Как сказал сценарист, песню цензура не пропустила. (Источник информации – журнал "Вагант-Москва", 2003 г., №№ 1-3, стр. 18).

*** "Песня студентов-археологов" ("Наш Федя с детства связан был с землёю...") – во 2-й половине 1960-х гг. Высоцкий говорил, что эта песня была написана им для фильма: "... Песня писалась для фильма, но потом туда вошла настоящая студенческая песня, которую пели и раньше – там что-то: "Через тумба-тумба раз..." – и так далее..." (фонограмма выступления, Ленинград, ЛЭТИ, 15.04.67). "…Эту песню, например, я тоже предполагал для фильма, но там уже кто-то опередил, и там была другая студенческая песня – вроде, там: "Через тумба-тумба раз..." – и так далее. А у меня была песня специфическая, потому что мне сказали... Говорят: "Там едут студенты-археологи!" – и я написал песню студенческую, студентов-археологов" (Москва, РТИ АН СССР, январь 1968 г.).

Название этого фильма исследователями до сих пор не установлено. По предположению Андрея Сёмина (Москва), песня могла быть предложена Высоцким для фильма М. Швейцера "Золотой телёнок".

© 2000- NIV