ЭЛЕМЕНТЫ СИМВОЛИЗМА И ПЕРСОНИФИКАЦИИ В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Символические образы природы, жизни, судьбы, времени, таланта органично включены В. С. Высоцким в многоцветную художественную палитру, которой пользовался поэт, создавая стихи и песни о своем времени и его моральных ценностях.
Судьба, Время, Фортуна как живые персонажи присутствуют в «Песне о Судьбе», в стихотворении «Из дорожного дневника» и в песнях «Две судьбы», «Пожары», «Танго», Позор — в «Песне Солодова», Смерть и Жизнь — в песне «Попытка самоубийства». Например:
Хрустальным звоном Бокалы стонут
Судьба с поклоном проходит стороной.
(«Танго») В песне «Расстрел горного эха»
Жило — поживало веселое горное эхо, —
Оно отзывалось на крик — человеческий крик.
Продолжая традиции славянского фольклора и русской поэзии, В. С. Высоцкий во многих песнях и стихотворениях одушевляет силы природы (ветер, солнце, туман), океан, горы, камни, а также такие абстрактные понятия, как судьба, фортуна, рок, душа и так далее. Например:
... Бывают дни, я голову в такое пекло всуну,
Что и Судьба попятится, испуганна, бледна, —
Я как-то влил стакан вина для храбрости в Фортуну —
С тех пор ни дня без стакана, еще ворчит она:
Закуски — ни корки!
Ходила бы в норке,
Носила б парчу!...
Я ноги — в опорки,
Судьбу — на закорки, —
Пьянчугу влачу...
(«Песня о Судьбе»)
Вьюги, ветры, дожди, солнце, туман, камнепад, звездопад всегда откликаются на события, человеческое настроение, состояние души или поведение персонажей стихотворений и песен:
Пел ветер всё печальнее и глуше,
Ветра и кони — тела и души
Убитых — выносили на себе.
«Пожары»)
Г. Борсеман-Алестпедт (Стокгольм, Швеция), И. Е. Намакштанская (Донбасская государственная академия строительства и архитектуры)