Дузь-Крятченко В. А., Ушаков Л. С.: О практике и проблемах издания песенного наследия Высоцкого на CD

О ПРАКТИКЕ И ПРОБЛЕМАХ ИЗДАНИЯ

ПЕСЕННОГО НАСЛЕДИЯ ВЫСОЦКОГО НА CD

К настоящему времени поэтическое наследие В. С. Высоцкого достаточно широко издано на различных аудионосителях — грампластинках, аудиокассетах, компакт-дисках. Эру грампластинок можно считать практически законченной, на аудиокассетах песни Высоцкого издавались многократно, однако абсолютное большинство кассет (и практически все легальные выпуски) дублировали компакт-диски, остальные же — те, которые не связаны с каким-либо конкретным диском, — обычно являются сборниками, составленными достаточно случайным образом и не представляют иного интереса, кроме чисто утилитарного. По этим причинам в данном обзоре мы предполагаем остановиться лишь на выпущенных к настоящему времени компакт-дисках.

Прежде чем начинать разговор по существу, следует оговорить предмет рассмотрения. В настоящее время аппаратура, позволяющая самому изготовить любой компакт-диск с использованием компьютера, становится всё более доступной. В частности, на проходящих два раза в год у стен Ваганьковского кладбища собраниях любителей творчества Высоцкого в последние два-три года группа любителей предлагает всем желающим всё более разрастающуюся коллекцию самодельных дисков с записями его выступлений. Поэтому не лишним будет оговорить, что в настоящий обзор включены только официально изданные компакты, к которым мы относим выпущенные промышленным способом диски, на которых указаны фирма-изготовитель и производственный номер диска [1].

Тем не менее с учётом этого наложенного нами ограничения общее число рассматриваемых авторских компакт-дисков Высоцкого — включая все переиздания и считая двойные альбомы как два диска — перевалило за сто шестьдесят [2]. Географически они подразделяются следующим образом: более ста сорока выпущено в Советском Союзе и России, восемь — во Франции, пять — в Польше, три — в Германии, по одному — в Италии, Японии и Южной Корее.

Первые компакт-диски чаще всего повторяли ранее выпущенные грампластинки, как французский Le vol arrкté (Прерванный полёт, LDX 274 762) повторял одноимённый двойной альбом 1981 года (LDX 74762/63). Позднее эти CD были повторены российским компакт-диском Высоцкий в Париже (LDR-437002). Французские компакты серии Светлой памяти Владимира Высоцкого (NS 886075–886079) повторяли диски-гиганты той же серии (VV-00A, 00B; VV-001–003); немецкий компакт-диск Wir drehen die Erde (Мы вращаем Землю; PLÄNE 88605) повторял одноимённый диск-гигант (PLÄNE 88534); французский CD Высоцкого и Марины Влади (LDX 274 887), выпущенный по лицензии фирмы Мелодия, повторял советский диск-гигант (С60 25959 008). Польское собрание с английским названием Collected songs на четырёх компактах (ICD 001, 002, 004, 005) было издано по лицензии фирмы Русский диск и представляет собой выборку из двадцать одной пластинки . Если же очередные диски и не повторяли конкретный гигант, то во всяком случае для них были использованы студийные записи Высоцкого — как при выпуске единственного советского компакт-диска Избранное (SUCD 60-00293) и повторяющего его южнокорейского Golden best (KPC-3201), или как использование записи французской Le Chant du Monde при выпуске итальянского Il volo interrotto (Прерванный полёт, DCT 299202001/2) или японского компакта фирмы Omagatoki (SC-4101).

Вообще, как известно, студийных записей Высоцкого совсем не много — помимо отечественной Мелодии их осуществили лишь французская Le Chant du Monde, транснациональные Polydor и RCA и болгарский Балкантон. Разумеется, сюда же примыкают записи, сделанные в студии Михаила Шемякина.

«шемякинских») Высоцкий сделал для фирмы Le Chant du Monde, поскольку первоначально записанный двойной альбом не получил «добро» у советских инстанций, и фирме пришлось согласовывать с теми же инстанциями новый список песен. Диск-гигант с новым — согласованным — содержанием вышел в 1977 году (LDX 74581). Двадцать две песни из этих записей выпущены на двойном альбоме Le vol arrкté, а позднее на одноимённом компакт-диске. Песни же с диска-гиганта 1977 года, кроме «Братских могил», были выпущены на упоминавшемся выше немецком CD Wir drehen die Erde, а эта песня вошла во второй немецкий компакт — Lieder vom Krieg (Песни о войне; PLÄNE 88776).

Полностью же, как известно, все песни, записанные на Le Chant du Monde, включая не издававшуюся ранее «Песенку про мангустов», увидели свет на двойном компакте SoLyd Records Прерванный полёт (SLR 0066/67) в 1996 году.

Песни со второго французского гиганта — фирмы RCA (PL 37029) — были переизданы на компакт-диске лишь однажды, да и то издание вызывало ряд нареканий. Этот диск Две судьбы (V-PB 94001), выпущенный чрезвычайно малым тиражом, имел номер якобы полученной от фирмы RCA лицензии и копирайт этой фирмы на все включённые в него материалы, тогда как половина песен на нём на самом деле представляют собой записи для Le Chant du Monde (отсутствовал лишь «Прерванный полёт»). [3]

Третий французский гигант — Натянутый канат (2473 077) — фирмы Polydor был полностью повторен одноимённым компактом российского отделения фирмы PolyGram (531605-2). На этом издании, равно как и на комплекте из семи CD Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина (APOLCD-01–07) и на его отличиях от одноимённого комплекта дисков-гигантов (CH-LRP-8822-28), мы здесь останавливаться не будем, поскольку эти сведения есть в аналогичном обзоре компакт-дисков в первом выпуске нашего альманаха [4].

Что касается записей для Балкантона, то они в полном объёме (18 песен) воспроизведены российским компактом Автопортрет (SLR 0206), содержащим записи обоих болгарских гигантов — Автопортрет (BTA 10796) и Владимир Высоцки в България (ВТТтМ 1026).

Как это ни покажется удивительным, сложнее всего обстоит дело с записями для советской Мелодии Избранное и Марина Влади, Владимир Высоцкий. Однако есть два момента, которые необходимо отметить. Во-первых, на компакте Избранное из двадцати записей две представлены ошибочно, поскольку они выполнены для Le Chant du Monde — естественно, с другими музыкантами. Во-вторых, целый блок из пяти песен («Затяжной прыжок», «Спасите наши души», «Баллада о брошенном корабле», «Я не люблю», «Человек за бортом») к настоящему времени на легальных CD не издан. Произошло это, по нашим сведениям, потому, что на фирме он был утрачен, хотя и сохранился у коллекционеров в перезаписи. Несмотря на то, что мы обещали не касаться нелегитимных дисков, в виде исключения оговорим, что все эти пять песен присутствуют на вышедшем в прошлом году оформленном под продукцию Мелодии двойном компакте (SUCD 01-00399–02-00399). Не будем подробно останавливаться на всех несоответствиях этого комплекта настоящей продукции фирмы (заметим для примера, что структура регистрационного номера совершенно не соответствует принятой для фирменных дисков), укажем лишь, что значительная часть записей, представленных на нём, сделана в разное время в разных местах — и не имеет отношения к указанной в выходных данных фирме.

Итак, мы отметили, что изначально издатели песенного наследия Высоцкого шли по простейшему пути, используя уже готовые к выпуску материалы. И лишь ближе к середине 90-х годов началась и более интенсивная, и более вдумчивая работа. В значительной степени это связано с фирмой SoLyd Records. Первым её проектом была серия Высоцкий («серия с автографом»), в которой к 2000 году было издано шесть дисков, содержащих песни 1961–1969 годов. Безусловными достоинствами серии является достаточно удачная реставрационная работа и наличие справочной информации в буклетах-вкладышах. Вместе с тем, поскольку это издание реально претендует на научный подход, ему не помешала бы дополнительная информация о вошедших вариантах исполнения — например, о времени и месте конкретной записи. Определённые сомнения вызывает также целесообразность включения в данную серию компакт-диска под номером 7 — Зарыты в нашу память на века... (SLR 0260), содержащего девятиминутную запись, присланную Высоцким в 1971 году режиссёру В. Луговскому (три песни для телефильма «Неизвестный, которого знали все»). При всём интересе, который представляет для любителей творчества поэта ранее неизвестная запись (заглавная песня которой, к тому же, никогда более автором не исполнялась), следует заметить, что девятиминутный сингл не совсем вписывается в концепцию серии.

Вторым направлением фирмы SoLyd Records стал выпуск записей различных концертов Владимира Высоцкого, — о нём мы расскажем в заключении данной статьи.

Третье издательское направление данной фирмы — «“Z”»: диски На Колыме (SLR 0089) и Летит паровоз (SLR 0129) [5]. Данное направление, скорее всего, двумя вышедшими в 1997 и 1998 годах дисками и ограничится, поскольку записей сохранилось не так уж много.

Четвёртым направлением стало полное издание записей Высоцкого для различных фирм звукозаписи, радио и телевидения. В рамках этого направления к настоящему моменту изданы уже упоминавшиеся выше двойной компакт Прерванный полёт и диски Автопортрет и Разбойничья песня, а также CD Я первый раз в Италии... (SLR 0207), представляющий собой компоновку из передачи для Итальянского радио и концерта в римском ресторане «Отелло» в июле 1979 года. Следует отметить, что фирма стремится использовать максимально полные записи, благодаря чему, как уже отмечалось выше, двойной компакт Прерванный полёт стал единственным на данный момент полным изданием всех тридцати трёх песен, записанных Высоцким для Le Chant du Monde.

И наконец, пятым — последним на конец года — направлением издательской деятельности фирмы стал выпуск серии из тридцати дисков Весь Высоцкий (slr 0157–0186) и продолжающейся серии Массовый тираж «жёлтой серией»), в которой к настоящему моменту увидело свет 24 диска (slr 0058, 0093, 0132, 0133, 0139, 0141, 0144–0149, 0212–0215, 0219–0224, 0226, 0227). Если серия Весь Высоцкий для SoLyd Records стала случайностью (ввиду недостатка места мы не будем здесь излагать историю выпуска её именно этой фирмой), то серию Массовый тираж, запущенную как ответ на падение платёжеспособного спроса после августа 1998 года, можно назвать «римейком для бедных». Разумеется, это благое намерение — дать возможность максимальному количеству любителей творчества Высоцкого достаточно качественную продукцию (а все издания SoLyd Records, надо отдать им должное, не опускаются ниже вполне пристойного уровня) по не слишком обременительной цене. Однако жаль, что на вкладышах к этим CD, в отличие от «серии с автографом», практически полностью отсутствует справочная информация, а сами диски, в отличие от той же серии, выдержанной в хронологическом порядке, в подавляющем своём большинстве составлены достаточно случайным образом.

Далее — несколько слов о вышеупомянутой серии Весь Высоцкий на тридцати дисках и о недавно выпущенной фирмой Moroz Records серии Весь Владимир Высоцкий на тридцати двух компактах (MR 00301–00332). Качество использованного материала на них было весьма неоднородным. Здесь следует уточнить, что серия Весь Высоцкий своим составлением и во многом исходным материалом обязана А. Е. Петракову, который, будучи коллекционером, стремился прежде всего представить наиболее малоизвестные варианты песен. Это можно считать плюсом издания, но отсюда же следуют и два основных отрицательных момента: во-первых, малоизвестные варианты в абсолютном большинстве случаев были отвергнуты самим Высоцким в процессе работы над их поэтическим и музыкальным совершенствованием, а это значит, что теперь, представленные в основной части собрания, они могут дезориентировать неподготовленных слушателей. Во-вторых, сохранилось, разумеется, минимальное количество таких записей, и чаще всего их качество требует серьёзной и дорогостоящей реставрационной работы, но она проделана не была.

И наконец, остановимся на изданных к настоящему времени отдельными компакт-дисками записях концертных выступлений. Безусловно, для исследователей творчества Высоцкого они представляют особый интерес, поскольку, во-первых, позволяют — при условии полноты записи — услышать авторские комментарии. Во-вторых, многое может сказать состав концертов, изменения, вносимые автором в отдельные тексты песен. В-третьих, неоценимую помощь в исследованиях оказывает точная датировка концертов.

В серии SoLyd Records, посвященной концертным выступлениям, к настоящему времени было выпущено пять дисков, из которых четыре двойных: (SLR 0061/62), Концерт в Торонто (SLR 0085/86), Концерт в ДК им. Парижской Коммуны (SLR 0097/98), Концерт в НИКФИ (SLR 0088) и Концерт в ДК «Юбилейный» (SLR 0142/143). Все они в целом соответствуют общему высокому качеству продукции фирмы. Необходимо уточнить, что для первых двух компактов использовались полные фонограммы концертов, а не сокращённые версии, опубликованные на соответствующих гигантах. Вопросы качества были столь принципиально поставлены во главу угла, что, не добившись желаемого уровня реставрации записи концерта в Кёльне 5 апреля 1979 года, фирма отказалась от его выпуска, хотя и зарезервировала за ним номер в надежде добиться в дальнейшем нужного результата. Тем более следует указать на отдельные мелкие огрехи — с тем, чтобы ещё раз напомнить исследователям о необходимости перепроверять любые сведения, каким бы компетентным не представлялся источник. Так, как мы уже писали [6], один из двойных CD называется Концерт в ДК им. Парижской Коммуны, тогда как в списке дисков фирмы на обороте буклета-вкладыша концерт уже именуется правильно: ...в ДК «Коммуна»«жёлтой серии» Про мангустов (SLR 0227) вновь упоминается мифический ДК им. Парижской Коммуны. На наш взгляд, если в поэтическом сборнике название произведения должно соответствовать публикуемому окончательному варианту, то при издании концерта список должны составлять названия произведений, прозвучавшие конкретно на данном мероприятии. Между тем на диске Концерт в НИКФИ этот принцип не соблюдён.

— одиночными дисками, сгруппированными в коробках по пять штук. К концу 2000 года вышло уже три таких коробки (SLR 0235–0249 [7]). По стоимости серия приближается к «дешёвым изданиям», и, к сожалению, количество нареканий соответственно возрастает. Так, в первом диске первой коробки — Концерт в кафе «Молекула» (SLR 0235) — отсутствует нормализация (приведение звуковых параметров различных фрагментов к единому значению), имеется большое количество пробелов в записи, составленной к тому же из двух концертов; кроме того, недостаточна реставрационная работа. Мало того, — основываться на приведённых на вкладыше данных без проверки категорически не рекомендуется: дата выступлений на самом деле точно не установлена, а институт, где происходил концерт, размещался не в Ленинградской области, а в самом городе, на Васильевском острове. Информация о конкретном месте даётся на этих дисках предельно кратко. Слушатель вовсе не обязан догадываться, например, что ИВС АН СССР — это Институт высокомолекулярных соединений, или ломать себе голову, пытаясь определить, как расшифровывается аббревиатура НИКИМП (Научно-исследовательский и конструкторский институт испытательных машин, приборов и средств измерения масс). К счастью, к другим дискам новой серии претензий меньше, хотя и существуют сомнения относительно ряда дат.

Весь Высоцкий и . Это записи выступлений в ДК «Мир» (Дубна, ноябрь 1967 года; slr 0167 и MR 00311), в Центральном театре кукол (slr 0168 и MR 00312), в ДК ВАМИ (slr 0169 и MR 00313), в ДК «Коммуна» (slr 0170–0171 и MR 00314–00315), в клубе-магазине «Эврика» (slr 0186 и MR 00330). В последней из двух серий к этому добавлены концертов в Казани (MR 00331) (правда, на данном диске песни из нескольких концертов без какой-либо очевидной логики даны вразнобой) и в Северодонецке (MR 00332). Качество всех их вполне приемлемо. Претензии, в общем-то, те же самые: имеются сомнения в отдельных датировках, не указано, как расшифровывается аббревиатура ВАМИ (Всесоюзный алюминиево-магниевый институт), есть неточности в названиях песен. Зато на компакте с концертом в ДК «Мир» в серии Весь Высоцкий на заднем вкладыше ошибочно указано: «Запись 1964 года», хотя на лицевом верно обозначен 1967 год. ДК «Коммуна» именуется правильно, однако рекомендуем сравнить названия песен данного концерта на двух дисках этих серий и на двойнике SoLyd Records Весь Владимир Высоцкий к записям концертов добавлены бонус-треки, не имеющие к ним отношения. Такое, впрочем, практикуется и на некоторых дисках новой серии концертов SoLyd Records (например, SLR 0245 и 0247). И хотя понятно желание издателей более эффективно использовать объём компактов, а дополнения эти обычно оговорены, сомнения в их целесообразности с исследовательской точки зрения остаются.

«XX лет без Высоцкого» Музыкальным издательством М. О. (бывшие «Московские окна») и Благотворительным фондом Владимира Высоцкого был выпущен компакт-диск «Стрелы Робин Гуда» и «Ветер надежды» (МО 076) [8].

Разумеется, помимо вышеназванных компактов, в достаточном количестве выходят и сборные диски. В течение последнего года вышло несколько таких изданий: три CD в Звёздной серии (80 BA 0012-13 CDEP), польский компакт Złote Przeboje (Золотые шлягеры; CD-426). Всех их объединяет полное отсутствие научной ценности и весьма прохладное отношение к авторским правам.

Нас же, однако, прежде всего интересуют тенденции издания таких дисков, которые могли бы быть использованы исследователями в научной работе. Представляются перспективными два основных направления: издание записей песен с максимально полными комментариями на вкладышах и выпуск полных фонограмм публичных и домашних выступлений Высоцкого — с точными датировками и комментариями. Здесь очень важна именно выверенность датировки и атрибуции, поскольку многие исследователи, не имея собственных обширных фонотек, вынуждены опираться на данные, приводимые на официально изданном фономатериале, и при этом — как мы постарались показать здесь — они зачастую рискуют повторять старые и вводить в научный оборот новые ошибки недостаточно компетентных издателей.

[1] Поэтому, например, мы не рассматриваем здесь большой массив дисков, тиражируемых А. Е. Петраковым с помощью компьютерной приставки и лазерного принтера, хотя он и указывает фантомную фирму «Частный Архив» в качестве изготовителя и собственную нумерацию.

[2] Подсчёт проводился к началу конференции. На момент подготовки статьи к печати общее количество дисков приближается к ста семидесяти за счёт нескольких недавно вышедших российских CD. При подсчёте не учитывалось, что серия из тридцати двух дисков Весь Владимир Высоцкий выпускалась как в обычном, так и в «дешёвом» варианте.

SoLyd Records ликвидировала этот пробел, издав CD Разбойничья песня (SLR 0285), включающий как все песни, звучащие на диске-гиганте, так и не вошедшие в него «Посещение Музы, или Песенка Плагиатора», «Мой друг уехал в Магадан» и вариант «Охоты на волков», известный коллекционерам как «“Охота” с выстрелами» (всего 14, включая дубль).

–442.

[5] Подробнее см.: Дузь-Крятченко В. А. Высоцкий на CD (1997–1998) // Мир Высоцкого. Вып. III. Т. 2. С. 487–488.

[6]  Указ. соч. С. 487.

[7] На боковых поверхностях заднего вкладыша CD Концерт в Библиотеке № 60 дважды ошибочно вместо номера 0249 указано: 0239.

«XX лет без Высоцкого» см. в ст.: Вдовин С. «Я на борту — курс прежний, прежний путь...» (в наст. разделе альманаха). — Ред.

Раздел сайта: