Дюпина Ю. В.: Цветовые доминанты и цветовые оппозиции поэтического творчества В. Высоцкого

Цветовые доминанты и цветовые оппозиции поэтического творчества В. Высоцкого

Проведенный анализ лексико-семантического поля цвета в поэзии В. Высоцкого показал, что каждое цветовое микрополе сформировано на основе авторского представления о представлениях народа.

Цветовые микрополя состоят из множества цветовых лексем. Перед нами стоит задача определить, каким образом организован цветовой континуум в поэтической картине мира В. Высоцкого, каким цветовым концептам отдает предпочтение автор.

Выявление доминантных цветов картины мира поэта предполагает обращение к частотности употребления цветообозначений в его текстах. Следует отметить, что при учете количественных показателей употребления тех или иных колоративов мы принимали во внимание вхождение примыкающих ТЗ в состав двух и более микрополей (они повторяются, представляя в общей структуре макрополя несколько колоративов). Однако несмотря на то что их учет увеличивает количество употреблений тех или иных цветонаименований, исключить примыкающие ТЗ из статистического подсчета мы не можем, так как в этом случае анализ языковых средств будет неполным.

Статистические данные употребления цветообозначений (с учетом примыкающих ТЗ и единиц околополевого пространства) в поэтических текстах В. Высоцкого представлены в таблице 1:

Таблица 1

Место в макрополе Цветовое слово Кол-во употр. в текстах Частота употр. по соотношению к общему кол-ву ЦО (процент)
1. белый 169 27%
2. черный 147 23,5%
3. красный 94 15%
4. серый 88 14%
5. желтый 53 8,4%
6. синий 49 8%
7. зеленый 27 4%

Считаем также возможным вариант ранжирования микрополей по количеству элементов в каждом отдельном цветовом микрополе, по многообразию выражения одного цвета различными словами. При подсчете учитывались все члены микрополя вне зависимости от их принадлежности к той или иной части речи, кроме примыкающих ТЗ и единиц околополевого пространства (так как перед нами стояла задача выявить количество лексических единиц, обозначающих конкретный цвет). Результаты представлены в таблице 2:

Таблица 2

Место в макрополе Название микрополя Кол-во элементов в структуре микрополя
1. белый 25
2. красный 15
3. желтый 14
4. черный 12
5. серый 7
6. синий 7
7. зеленый 6

Таким образом, анализ статистических данных показал, что наиболее «предпочтительными» и «интересными» для В. Высоцкого являются варианты белого, черного, серого, красного. Одни преобладают у поэта в частоте употреблений, другие — в разнообразии способов передачи цвета. Это основные, характерные для поэзии В. Высоцкого цвета. Другие микрополя в картине мира поэта являются менее значимыми. Тем не менее, вне зависимости от места колоратива в ЦКМ для большинства единиц цветового макрополя характерно, помимо денотативного значения, наличие узуального и окказионального авторского значения.

лексики. Отметим наличие достаточно большого количества лексем с цветовым значением (627), что априори говорит о значимости данной лексической группы в создании поэтических образов. Однако стоит заметить, что половина колоративов приходится на долю микрополей белого и черного, где основная цветовая нагрузка ложится на ядерные фокусные цветолексемы (из 169 членов микрополя белого цвета 98 приходятся на ядерное цветообозначение; из 147 членов микрополя черного цвета — 104 компонента относятся к «чистому» черному).

«не распыляться» на оттенки значимых для него цветов. В группу доминантных входит также и серый цвет. Несмотря на то, что серый цвет уступает красному в количественном отношении, микрополе серого цвета все-таки более значимо для поэта. Считаем графический способ изображения художественной действительности основным для В. Высоцкого. Об этом свидетельствует его предпочтение ахроматических цветов и оттенков.

Дюпина Ю. В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции. - Тюмень, 2009.

Раздел сайта: