Изотов В. П.: Словотолкователь к песне В. С. Высоцкого "Корабли постоят - и ложатся на курс... "

Определение жанра исследования.

Любое исследование должно иметь жанровую прикреплённость, иначе оно рискует быть не до конца понятым и, следовательно. востребованным.

Задумав описание каждого словоупотребления в песне В. С. Высоцкого “Корабли постоят - ложатся на курс...”, первоначально я определил жанр этой работы как словарь. Однако с самого начала такое жанровое определение казалось мне претенциозным, поскольку было совершенно ясным, что на словарь в классическом виде сие исследование не будет похожим (я изначально не планировал делать каких-либо грамматических помет; к тому же каждое слово должно было быть описанным в своём конкретном значении, а не в совокупности всех значений).

Потом возникло жанровое определение - словарные материалы. Оно,однако, не устраивало меня какой-то своей неопределённостью, аморфностью.

Тогда-то и проявился жанр словотолкователя. Что же это такое? Словотолкователь - это конкретное определение значения слова в конкретном тексте. Простейший словотолкователь был предложен мною к песне В. С. Высоцкого “Кони привередливые” [1]: по словарям устанавливалось значение каждого слова.

Однако только определение значения конкретного слова - это, как говорится, полдела. Поэтому в настоящей работе каждое слово снабжено комментарием, некоторые слова (ключевые для этого текста, концептуальные для В. С. Высоцкого) рассматриваются в контексте всего творчества поэта.

(К числу таких концептов в данном тексте отнесены возвращаться (вернуться), корабль, спеть, судьба, верить).

Таким образом, на сегодняшний день под словотолкователем понимается конкретное определение значения конкретного слова с необходимым комментарием.

Текст.

***

Корабли постоят - и ложатся на курс, -
Но они возвращаются сквозь непогоды...
Не пройдёт и полгода - и я появлюсь, -
Чтобы снова уйти на полгода.

Возращаются все - кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, -
Я не верю судьбе, а себе - ещё меньше.

Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и делах -
Я, конечно, спою - не пройдёт и полгода.

Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и мечтах, -
Я, конечно, спою - не пройдёт и полгода.

Сочинения в двух томах. - Екатеринбург. - 1994. - Т. 1. - С. 158.

Словотолкователь.

А. Союз выполняет свою прямую функцию - служит для противопоставления. Однако само противопоставление оказывается каким-то нелогичным, непривычным. Если первая часть противопоставления называет то, что противопоставляется (и это выражено достаточно чётко: “Я не верю судьбе”), то вторая часть - то, чему противопоставляется - неоднозначна: “А себе - ещё меньше”. Что “ещё меньше”?

Вторая часть - то, чему противопоставляется - представляет собой неполное предложение. Возможны 2 реконструкции, достраивающие до полного предложения. “Я не верю судьбе, а себе [я не верю] ещё меньше” или “Я не верю судьбе, а себе [я верю] ещё меньше”.

По форме должна быть первая реконструкция, по смыслу же - вторая (кстати говоря, мне не приходилось пока наблюдать подобного рода вставки-реконструкции неполных предложений, когда восстанавливаемая из предыдущего контекста пропущенная часть теряет один из своих значимых компонентов). Налицо расхождение формального и семантического планов, которое в определённой мере создаётся и союзом а.

В. Употребление этого предлога, на первый взгляд, соответствует норме, поскольку в этих случаях он употребляется при обозначении занятия, вида деятельности и т. п. кого-либо. Словари приводят даже сходный пример из “Обыкновенной истории” И. А. Гончарова: “... человек весьма прозаический, вечно в делах, в расчётах”, т. е. “занят делами, расчётами”. Вроде бы то же самое прочитывается и у В. С. Высоцкого: “Весь... в делах, ... в мечтах”, - т. е. “занят делами, мечтами; погружён в дела, мечты”.

Однако в тексте есть и “весь в друзьях”. В этом случае ближе всего подходит следующее истолкование предлога: “Употребляется при обозначении предмета, в который кто-, что-либо облекается, заключается (с вин. пад.) или который облекает, покрывает кого- что-либо, находится на ком-, чём-либо (с предл. пад.)”[2: 8]. Но “ближе” не означает “полностью”. Есть весьма существенный нюанс. В этом истолковании предлог (в норме) сочетается с неодушевлённым существительным! У В. С. Высоцкого - с одушевлённым!

Таким образом, предлог в получает окказиональную нагруженность, и, кроме того, имеет место и определённое объединение значений предлога, т. е. синсемия [3].

Верить. Несомненно, это слово является одним из ключевых в этом тексте. A priori я думал, что это слово достаточно распространено в творчестве В. С. Высоцкого. Однако реальный анализ текстов показывает иное: мне удалось обнаружить слово верить только в одном случае: “Не знаю, как другие, а я верю,/ Верю в друзей” (Вот и разошлись пути-дороги вдруг...”) [вполне возможно, что факты употребления этого слова есть и в других песнях и текстах, и - даже - вполне возможно, что эти тексты я помню, но в данном случае - при анализе - я не могу вспомнить ни одного случая употребления слова верить].

Конкретно: слово верить употреблено в тексте песне дважды.

В первый раз - в отрицании: “Я не верю судьбе, а себе - ещё меньше” (здесь имеет место весьма интересное явление [см. статью а]).

Второй раз -: “Но мне хочется верить, что это не так”.

Формально: имеет место противопоставление отрицания и утверждения, связанное с одним словом.

Однако на самом деле всё не так просто.

В первом случае имеет место отрицание судьбы (Судьбы?) и отрицание себя (веры в себя).

Во втором случае - желательность веры, но не обязательность существования осуществления этой веры: “... мне хочется верить...” (хочется верить, но это отнюдь не означает, что буду верить, а, следовательно, и ожидаю осуществления...),

Вернуться. Данное слово является одни из основных ключей песни (к таковым, на мой взгляд следует ещё отнести слова корабли, спеть. возвращаться (последнее входит в одну семантическую группу с анализируемым). Эти понятия (концепты?) были очень значимы для В. С. Вы-соцкого. В некоторых произведениях они оказываются задействованы - либо все вместе, либо в каких-либо сочетаниях.

Так, в стихотворении “Неужели мы заперты в замкнутый круг?..” концепт возвращенья сопрягается с концептом корабля: “Не сожгу кораблей, не гореть и мостам!/ Потерплю. И дождусь возвращенья” (употребляеся в тексте и слово вернуться: “Ты, пожалуйста, не уезжай/ Насовсем! Постарайся вернуться!”

Все три концепта соединились в последнем стихотворении поэта “И снизу лёд, и сверху - маюсь между...”: “Вернусь к тебе, как корабли из песни”. При этом здесь соединение базируется на автоцитате из рассматриваемого сейчас текста (кстати говоря, автоцитаты - примечательная сторона идиостиля В. С. Высоцкого).

В творчестве поэта слово вернуться (кроме названных случаев) употребляется не концептуально, в своём обыденном значении: “Когда вода Всемирного потопа / Вернулась вспять в границы берегов” (“Бал-лада о любви”), “Он не вернулся из боя”, “На этот раз мне не вернуться” (“Сыновья уходят в бой”), “А настанет лето - ты ещё вернёшься” (“Что же ты, зараза, бровь себе подбрила...”), “Он вернулся и пил,/ Он обратно пришёл” (“Лежит камень в степи”), “Только не дождёшься, чтоб сказал,/ Что я здесь оставил, как хочу вернуться” (“Люди морю говорили: “До свиданья”...”), “А когда вернётся друг назад” (“Вот и разошлись пути-дороги вдруг...”) и др.

В контексте песни концепты вернуться и спеть оказываются практически равнозначными, хотя вернуться определяет спеть: “Я, конечно, вернусь”, следовательно, “я, конечно, спою” (без возвращенья не будет песни).

Весь. Это определительное местоимение зафиксировано в тексте трижды: один раз в начальной форме и дважды в форме множественного числа.

Употребляясь в форме все, местоимение сохраняет своё основное значение: “Целиком, полностью, без исключения”. И тем контрастнее рядом стоящее слово кроме, исключающее из понятие все очень важные составляющие части, основные, пожалуй, составляющие. И здесь может быть (это не более чем предположение) два варианта истолкования данного слова. Первое: поэт семантически опустошает данное слово, в результате чего все означает “далеко не все”. Второе: слово все сохраняет своё значение; действительно, возвращаются все, только возвратившиеся перестают быть друзьями, любимыми, нужными...

“Весь в друзьях и мечтах (делах)” - в этом случае слово весь обозначает “имеющий большое количество (друзей, мечта(аний), дел); окружённый (друзьями, мечтами, делами)”.

Возвращаться. Этот глагол входит в концепт возвращение. В тексте песни оно употреблено трижды: “Но они возвращаются сквозь непогоду”, “Возвращаются все, кроме лучших друзей”, “Возвращаются все, кроме тех, кто нужней”.

Различие между ними скорее формального плана - если в первом случае говорится о возвращении кораблей (неодушевлённость, следовательно, возвращение осуществляется под чьим-то воздействием), то во втором и третьем - о возвращении людей, которое происходит без чьего-либо воздействия (во всяком случае, в тексте песни ничего о принуждении не говорится). Однако есть некая двойственность в этом возвращаются, поскольку лучшие друзья, любимые женщины, самые нужные люди не возвращаются: они как бы вычтены из значения этого концепта.

В произведениях поэта это слово употребляется неоднократно. Во всех отмеченных мною случаях оно не несёт концептуальной нагруженности, обозначая простое возвращение: “Я возвращался,/ А он навстречу” (“Я склонен думать, гражданин судья...”), “Да что ж мне - пустым возвращаться назад?!” (Поездка в город), “Я на Вачу ехал плача,/ Возвращаюсь - хохочу” (Про речку Вачу и попутчицу Валю), “В суету городов и в потоки машин/ Возвращаемся мы - просто некуда деться” (Прощание с горами), “А потом возвращайтесь скорей” (Мы вас ждём), “Не возвращайтесь, где был рай когда-то” (Цунами), “Мой первый состав возвратился назад” (“Запомню, оставлю в душе этот вечер...”), “Возвратятся на свои на на круги” (“Я вам расскажу про то, что было...”). [Пожалуй, только в последнем случае можно говорить об определённой концептуально-философской нагруженности]. Связано это (неконцептуальное употребление), по-видимому, с тем, что в произведениях, где отмечены эти словоупотребления, выражен иной концепт, на который и “работает” в иных контекстах слово возвращаться.

Выйти. Употреблено связанное значение, которое реализуется только в сочетании с предлогом из. Даже, более того, в этом случае следует говорить о фразеологизированном значении (словари, кстати, приводят фразеологическое выражение выйти из моды в конце словарной статьи выйти). Таким образом, следует рассматривать значение этого слова в составе фразеологизма. Выйти из моды - “перестать быть модным, распространённым”.

А если вспомнить контекстуальное окружение, то обнаружится весьма интересное лингвистическое явление. “... сжигать корабли скоро выйдет из моды” - в этом предложении один фразеологизм выступает в качестве подлежащего, другой (рассматриваемый сейчас) - сказуемого. Кроме игровых текстов, нигде больше мне не доводилось встречать подобных конструкций (хотя утверждать полное их отсутствие я не берусь...).

Дело. Это слово употреблено в полном соответствии со своим основным значением - “работа, занятие, деятельность”. “Я, конечно, вернусь весь в друзьях и делах” применительно к слову дело означает: “По возвращении буду целиком занят неотложной работой”.

Я специально не делал хотя бы приблизительной выборки контекстов со словом дело,однако некоторые вспоминаются сразу: “Дела/ Меня замучили дела - каждый день” (“Дела...”) [в этом случае возникает своеобразная антонимия: дела замучили - весь в делах]; “Я из дела ушёл” [а здесь своего рода синонимия: речь идёт о сожалении расставания с делами - стремление к делам (конечно же, при учёте нюансировки в слове дело в последнем случае].

Друг. Слово друг, пожалуй, является одним из ключевых в творчестве В. С. Высоцкого. За примерами далеко ходить не надо - они, как говорится, навскидку: “Если друг оказался вдруг”, “Друг! Оставь покурить!”, “Не знаю, как другие, а я верю, верю в друзей”, “Мой друг уехал в Магадан”, “Возвратился друг у меня”, “У меня приехал друг из Магадана”, “Я всё-таки уехал в Магадан к другу!”, “Друг в порядке - он, словом, при деле” (и, конечно, ещё многие другие).

В этом тексте слов друг употреблено дважды, и оба раза оно связано с понятием “возвращение”, являющимся ключевым для этой песни (само слово друг является в данном тексте периферийно-ключевым: оно сохраняет свою всетекстовую значимость, уступая здесь основные позиции другим словам-концептам). Но если в первом случае “возвращаются все, кроме лучших друзей”, то во втором - “вернусь, весь в друзьях”. Возникает своеобразный параллелизм: если не возвращаются друзья, тогда я (лирический герой, автор) вернусь, окружённый друзьями и погружённый в них.

Ещё. Наречие употреблено в значении “в большей степени (при сравнительной степени)” [4: 188]. Если же поместить это значение в контекст, то получается интересное языковое явление: “Я не верю судьбе, а себе - ещё меньше” - “... а себе - в большей степени меньше”. Возникает определённая антитеза (кстати, только обратившись к словарям, я обнаружил это явление).

Женщина. Это слово употребляется и в других произведениях. Например: “Я любил и женщин, и проказы...”, “Оказались красивые женщины/ И холодными и неприступными” (“Из-за гор - я не знаю, где горы те...”), “Где- то дышит женщина - нежно, привлекательно...”, “Что я к женщинам несдержан” (Песня для выезжающих за границу и вернувшихся оттуда), “Меня семьдесят женщин любили” (“У меня было сорок фамилий...”), “Денег нет, женщин нет” (“Сколько лет, сколько лет...”) и т. д.

Отношение к женщине меняется в зависимости от того, от чьего имени ведётся повествование. В тех случаях, когда лирический герой в известной степени сближен с автором, женщина предстаёт как объект любви, отношение к ней - уважительное.

И. Формально и употреблёно в тексте 8 раз. Однако в трёх случаях имеет место повтор - “не пройдёт и полгода”. Следовательно, нужно говорить о 6 реальных употреблениях слова и. (Я намеренно употребил слово “слово”, поскольку в тексте отмечен и союз и, и частица и).

Трижды союз употреблён в соответствии со своей главной функцией - он соединяет однородные члены предложения: “любимых и преданных” - однородные определения (безо всяких вариантов); в случаях же “друзьях и делах” и “друзьях и мечтах” можно говорить и об однородных несогласованных определениях (вернусь какой?), и о дополнениях (вернусь в чём?/ в ком?), и - допустимо? - об обстоятельстве образа действия (вернусь как? каким образом?).

В двух случаях - “корабли постоят - и ложатся на курс” и “не пройдёт полгода - и я появлюсь” - и является перечислительным союзом, в сочетании с предшествующей паузой (обозначенной тире) обозначающим внезапность, неожиданность наступления события, состояния (так должно быть в норме). Однако есть ли в этих случаях “неожиданность”? На мой взгляд, нет. После стоянки для кораблей естественно лечь на курс, отправиться в плавание. Так же естественно для моряка вернуться через полгода, а поскольку автор(лирический герой) отождествляется с таким моряком, то и для него это вполне естественно.

По-моему, в данном случае перечислительность сопутствует соединительности, что даёт основания говорить о синсемии [3] уже на уровне союзов.

В случае “не пройдёт и полгода” и является частицей, употребляется в значении “даже”.

Из. Из многочисленных значений предлога из в данном случае реализован оттенок основного значения: <употребляется> “при обозначении состояния, которое нарушается, прерывается, которое кто-либо перестаёт испытывать (преимущественно в сочетании с глаголами: вывести, выйти)” [5, I: 634]. Во всяком случае никакое другое значение не подходит даже близко к контекстуальному.

Кстати говоря, оно полностью реализуется в составе фразеологизма выйти из моды.

Конечно. Все четыре употребления этого вводного слова соответствуют его прямому значению: “Само собой разумеется, без сомнений”.

Это вводное слово используется перед ключевыми словами текста - вернусь и спою, дополнительно утверждая реальность действий (хотя они и отнесены к будущему времени), обозначенных двумя данными словами.

Корабль. Несомненно, это ключевое слово текста. Именно оно задаёт основное содержание стихотворения: корабли уходят и возвращаются, возвращаются и люди..., к сожалению, не все.

Слово употреблено и в своём прямом значении, и в составе фразеологизма “сжигать корабли” - “решительно, бесповоротно порывать с чем-либо” (почему-то ассоциируется с: “И ехать по шоссе, бесповоротно” из “Горизонта”) [этот фразеологизм употреблён ещё в одном тексте: “Не сожгу кораблей, не гореть и мостам!”(“Неужели мы заперты в замкнутый круг?..”) - типологически близко: в обоих случаях выражается несогласие с “сожжением кораблей” - различие в степени и интенсивности несогласия].

Корабль достаточно часто заплывает в тексты поэта. Я насчитал 16 произведений, в которых - в разных употреблениях - встречается это слово.

Естественно, что чаще всего слово корабль употребляется в своём прямом значении” “Я все вахты отстою на корабле”, “Мне казалось, я тоже сходил с кораблей”, “И мой корабль от меня уйдёт” и др.

Иногда корабли оживают: в “Балладе о брошенном корабле” корабль сам рассказывает свою историю; о любви кораблей рассказывается в песнях “Всему на свете выходят сроки...” и “Жили-были на море...”.

В ряде текстов меняется концептуальное наполнение корабля.

Так, в песне “Сначала было слово печали и тоски...” корабли становятся островами (точнее, возникают из островов): “Сначала было Слово, но кончились слова./ Уже матросы землю населяли./ И ринулись они по сходням вверх на острова,/ Для красоты назвав их кораблями” (попутно отмечу противопоставленность Слова (творческой силы) и слова (обыденности)).

Корабль противопоставляется суше, особенно отчётливо это выражено в песне “Когда я спотыкаюсь на стихах...”, где с сушей связывается негативное, с кораблём - позитивное.

“Грезится мне наяву или в бреде,/ Как корабли уплывают” - в этом стихотворении развивается одна из подтем рассматриваемого текста - уход/возвращение.

Концепт корабля пересекается с концептом возвращенья: “Корабли ... возвращаются сквозь непогоду”; “Не сожгу кораблей, не гореть и мостам!/ Потерплю. И дождусь возвращенья!” (“Неужели мы заперты в замкнутый круг?..”); “Вернусь к тебе, как корабли из песни” (“И снизу лёд, и сверху - маюсь между...”). В последнем случае возникает своего рода сверхконцепт, базирующийся на автоцитации.

Кроме. Трижды задействованный в тексте предлог кроме не имеет никаких семантических нюансов по сравнению с нормой. Каждый раз этот предлог “вычёркивает” из значения слова все очень важные компоненты, практически опустошая его.

Кто. Относительное местоимение выступает в функции союзного слова, присоединяя придаточное предложение.

Курс. Слово употреблено в составе фразеологизма ложиться на курс, т. е. “уходить в заданном направлении”. Фразеологизм входит в триаду “постоять - ложиться на курс - возвратиться”. При этом первый член триады противоположен двум другим по признаку “неподвижность/ движение”, второй противоставлен третьему по признаку “направление движения” (и можно дополнить значение фразеологизма в этом контексте оттенком “уходить отсюда”).

Ложиться. См. курс.

Лучший. Авторских нюансов в этом слове нет. Оно употреблено в полном соответствии со словарным значением - “самый хороший”.

Любимый. Слово употреблено в своём прямом значении - “тот [конечно же, та], к кому обращена любовь”.

Неожиданно (для меня, во всяком случае) оказалось, что слово любимый практически не встречается в произведениях В. С. Высоцкого. Вполне может быть, что какое-то употребление я и пропустил, но удалось обнаружить мне только одно употребление: “Он сочинял стихи, Николай, и пел печальные песни, и в них была блатная жалостливость, которая казалась глубокой печалью, и в них героями были какие-то Серёжи, честные, несправедливо наказанные, влюбчивые и тоскующие по своим любимым, а мне казалось тогда, что он поёт про себя: “Течёт речечка по песочечку, бережочек точит, а молодая девчоночка в речке ножки мочит”. Про себя и про меня” (Роман о девочках).

Однокоренные слова встречаются: “Люблю тебя сейчас”, “Я поля влюблённым постелю”, “Я не люблю” и т. д.

Меньше. Уменьшительная степень от наречия мало. В пользу этой трактовки, а не определения как “сравнительной степени прилагательного малый, маленький” свидетельствует произведение возможной замены. “Я не верю судьбе, а себе - совсем мало” допустимо в принципе; подстановка прилагательного невозможна в принципе.

Мода. Собственно говоря, значение этого слова настолько органически входит в значение фразеологического выражения выйти из моды, так что нельзя даже точно и определить, насколько оно (слово) самостоятельно/несамостоятельно в данном тексте...

На. Предлог на употребляется в тексте дважды. Оба раза он сочетается с существительным в винительном падеже, но каждый раз указывает на разные отношения.

Во фразеологизме ложиться на курс предлог имеет пространственное значение.

В сочетании на полгода употребление предлога на может быть определено следующим образом: “При указании срока, на который распространяются результаты какого-либо действия” [5, II: 322].

Не. Отрицательная частица, сохраняя в обоих употреблениях своё основное значение, вместе с тем определённым образом различается в этих самых употреблениях.

В первом случае - “не пройдёт и полгода” - отрицание имеет скорее констатирующее значение: “пройдёт меньше полугода”.

Во втором же случае - “это не так” - частица выполняет весьма важную семантическую нагрузку. Она отрицает “это”, т. е. всё, что вызывает у автора негативное отношение. “Невозвращение друзей, любимых, нужных” всё это “не”, и, стало быть, есть надежда, что вернутся “все, кто нужней”.

Непогода. Это слово употреблено в своём обычном значении - “ненастье, плохая погода”. Однако, на мой взгляд, возникает в конкретном употреблении оттенок “препятствие”. Корабли возвращаются сквозь ненастье, которое является дополнительным препятствием на пути назад.

Но. Противительный союз употреблён дважды.

В первом случае “Корабли постоят - и ложатся на курс, -/ Но они возвращаются...” союз но “соединяет два предложения, одно из которых выражает несоответствие тому, что выражено в другом, и противоречит ожидаемому, должному с точки зрения говорящего; соответствует по значению словам: а,однако” [5,II: 503]. Словарное определение вполне подходит в данной ситуации: имеется несоответствие (уходят, но возвращаются), можно заменить словом однако (уходят, однако возвращаются), правда, противоречие несколько ослаблено, но всё же оно присутствует.

Во втором случае “Но мне хочется думать, что это не так” союз “указывает на уступительный характер противопоставления предложений...; соответствует по значению словам тем не менее,одна к о” [там же] (см. возможную замену: “Тем не менее (однако) мне хочется думать, что это не так”).

Нужный. Сохраняется общеупотребительное значение “необходимый”.

Они. Местоимение употреблено в соответствии с его прямым значением. В данном случае оно заменяет слово корабли. (Вообще-то говоря, проблема семантической наполнённости личных местоимений в творчестве В. С. Высоцкого является предметом особого исследования...).

Полгода. Слово употребляется в тексте трижды: “ Не пройдёт и полгода, как я появлюсь”, “Чтобы снова уйти на полгода”, “Я, конечно, спою - не пройдёт и полгода”. Происходит своего рода перенюансировка: то полгода обозначает срок до появления, то срок отсутствия после появления, то срок свершения действия.

Если первые два употребления сознательно сталкиваются в пределах одного предложения, подчёркивая малость пребывания, его, если угодно, точечность между равными отсутствиями (человек, уходя на полгода, увержает, что, вернувшись через полгода, он практически сразу же уйдёт ещё на полгода), то последнее приобретает уже некое обобщённо-символическое значение.

Конкретное значение слова полгода постоянно вибрирует, изменяется. По-видимому, с каждым употреблением длительность полугода увеличивается. Первое полгода уже начинается, второе - ещё вдали, но уже в реально осязаемой дали, тогда как третье - ещё дальше, пожалуй что уже и в завременьи (вневременьи?)...

Постоять. Сохраняется общеупотребительное прямое значение “стоять некоторое время”. Входит в триаду “постоять - уйти (лечь на курс) - возвратиться”. Вся эта триада отнесена к будущему времени, как, впрочем, и все остальные глаголы, даже если они формально и не имеют формы будущего времени.

Появиться. Слово употреблено в основном значении - “явиться”.

Преданный. Казалось бы, слово преданный никак нельзя заподозрить в новизне: оно хорошо знакомо, частотно... а вместе с тем это слово таит в себе загадку, позволяющую числить его по разряду созданных В. С. Высоцким, причём считать его одним из самых ярких созданий.

Давайте повнимательнее всмотримся в это слово, в его окружение.

Значение вроде бы очевидно: преданный - “верный”.

Но - не будет спешить, а зададимся вопросом: почему возвращаются все, кроме самых любимых и преданных женщин? Если они не возвращаются, то, очевидно, к тому имеются серьёзные причины...

И тут следует вспомнить, что слово преданный имеет ещё одно значение - “обманутый”. Но поэт не употребляет это слово ни в одном из этих значений! Вернее - употребляет сразу в обоих! И тогда всё становится на свои места: совмещая оба значения, получаем новое - “обманутый в силу того, что был верным...” Ведь и в самом деле: как часто в жизни оказывается так, что те, кто был нам предан-верен, оказывается преданным-обманутым...

... Конечно, это предположение может быть оспорено, но мне представляется, что это совмещение реально, вследствие чего не только слово приобретает новое значение, но и сама песня получает дополнительные обертоны смысла.

... Мне не удалось обнаружить ещё хотя бы одного употребления этого слова (в любом из значений) в остальных текстах В. С. Высоцкого. Может быть, подвело несовершенство выборки или притупившееся во время выборки внимание, но в любом случае, если даже я что-то и пропустил (а это вряд ли больше 1-2 случаев), неупотребление (редкое употребление) слова преданный достаточно симптоматично...

Пройти. Оба употребления идентичны - “не пройдёт и полгода”. Используется одно из прямых неосновных значений - “протечь, миновать (о времени, событиях и т. д.)” [5, III: 491]. “Не пройдёт и полгода” - единственное в тексте повторение неоднословного блока (я не принимаю во внимание повторы при исполнении). Оно присутствует в начале и конце текста, создавая некую закольцованность, круговорот уходов-возвращений...

Самый. Определительное местоимение в данном случае служит для образования превосходной степени качественного прилагательного - “самых любимых”.

Себя. Возвратное местоимение употреблено в полном соответствии с его нормативным значением, указывая на обращённость действия на самого производителя действия.

Сжигать. Это слово реализуется в составе фразеологизма сжигать корабли - “решительно, бесповоротно порывать с прошлым”. Конечно же, очень отчётлив образ, лёгший в основу фразеологизма.

В контексте же песни фразеологизм наполняется более конкретизированным значением: “смиряться с потерей (невозвращением) друзей, любимых, тех, кто нужней”.

Мотив “несжигания кораблей” звучит в упоминавшемся уже тематически близком стихотворении “Неужели мы заперты в замкнутый круг?..”: “Не сожгу кораблей, не гореть и мостам!” (См. корабль).

Сквозь. Предлог в прямом значении “употребляется при обозначении предмета, вещества, среды, через которые проходит, проникает, виднеется что-либо” [5,IV: 107]. “Сквозь непогоды” - чем является здесь непогода? Явно, что это не предмет и не вещество. Среда? Тоже нет. Скорее - состояние. Тогда следует внести некоторую корректировку в словарную дефиницию: “При обозначении состояния <природы>, которое преодолевается”. Определение не очень уклюжее, но другого предложить пока не могу.

Скоро. Наречие употреблено в значении “спустя непродолжительное время, небольшой (недолгий) срок”.

Снова. Никаких особенностей, оттенков, нюансов в употреблении этого наречия в тексте нет - “опять, ещё раз”.

Спеть. Это слово имеет очень важное значение в творчестве В. С. Высоцкого, является, пожалуй, если не самым главным, то одним из самых главных концептов, поскольку обозначает само творчество (не случайно, по-видимому, столь частотно присутствующее в названиях слово песня).

Этот концепт реализуется в текстах поэта в самых различных уподоблениях. Не ставя перед собой в настоящем исследовании задачи его полного описания (это тема отдельной работы), укажу лишь несколько таких концептуальных уподоблений.

1. Петь - жить. “Коль дожить не успел, так хотя бы допеть” (“Кони привередливые”).

2. Петь - петь. “В тот вечер я не пил, не пел...”, “Что споётся мне сегодня, что услышится?” (Как засмотрится мне нынче, как задышится...”), “Вот вам песня о том, кто не спел” (Пррванный полёт) и др.

Концепт петь смыкается с двумя другими основными концептами, присутствующими в этом тексте, - корабль, возвращение, - ещё, по крайней мере, в двух произведениях: это, конечно, “И снизу лёд, и сверху - маюсь между...” (“Вернусь к тебе, как корабли из песни”, “Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним”) и “Нет рядом никого, как ни дыши!..” (“Вот о таких тоскуют моряки”, “Я песен петь не буду никому!”).

Судьба. Значение этого слова - “независимый от человека ход событий, стечение обстоятельств, сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни”.

Наблюдения показывают, что слово судьба встречается в творчестве В. С. Высоцкого, по крайней мере, в трёх употреблениях.

1. Непреложный, неизменимый жизненный закон (реализация народной сентенции “от судьбы не уйдёшь”): “Вероятно, такая судьба” (“У меня было сорок фамилий...”), “Мне судьба - до последней черты, до креста...”, Судьбу не обойти на вираже” (“Я спокоен - Он мне всё поведал...”), “Может, были с судьбой нелады” (Прерванный полёт), “... я в обиде на злую судьбу” (Весёлая покойницкая).

2. Непредопределённость судьбы: “Я не предполагал играть судьбою” (Песня автомобилиста), “... не будьте покорны судьбе” (“Вы в огне да и в море вовеки не сыщете брода...”), “Седой Нептун судьбу решает нашу” (“Мы говорим не “штормы”, а “шторма”...”). Сюда же относится и употребление слова судьба в рассматриваемом тексте.

3. Олицетворение Судьбы, её персонализация: “Одари, судьба, или за деньги отоварь” (Грусть моя, тоска моя), “Но вот Судьба и Время пересели на коней” (Пожары). С наибольшей силой персонализация Судьбы выражена в “Песне о Судьбе” и “Двух Судьбах”.

В “Песне о Судьбе” имеет место двойное (одновременно!) отждествлние судьбы: “За мною пёс - Судьба моя, беспомощна, больна”, “Но пса охраняю”; Судьба то становится Фортуной, то оборачивается Роком (в обыденном сознании Фортуна является облегчённой Судьбой, связывается с везением, тогда как Рок - это тяжёлая Судьба).

В “Двух Судьбах”, по идее, речь должна была бы идти о двух противоположных судьбах - удачной и неудачной, счастливой и несчастливой. Но - эффект обманутого ожидания: говорится ведь о Нелёгкой и Кривой, т. е. о двух несложившихся судьбах.

Так. Местоимённое наречие, употребляясь в основном своём значении, выступает в функции сказуемого, каковая отнюдь не является не то чтобы основной, а даже распространённой для данного слово. Кроме того, и выражение сказуемого местоимённым наречием тоже находится на периферии категории сказуемостности.

Слово так, становясь своего рода символом неприемлемой обыденности, отрицается (вернее, отрицается этот символ).

Тот. Пожалуй, можно определить употребление указательного местоимения следующим образом: “Употребляется для указания на предмет. лицо и т. п., уже названные в предшествующем повествовании” [5,IV: 390]. Те, кто нужней, - это “лучшие друзья” и “самые любимые и преданные женщины”.

Уйти. Глагол употребляется в основном значении - “удалиться, отправиться куда-либо”. Однако, по-моему, в этом употреблении есть и отголоски оттенков прямого значения; “покинуть место стоянки, направляясь по своему маршруту (о поезде, пароходе и т. п.)”; “уехать по воде, воздуху (на каком-либо транспортном средстве)” [5,IV: 477]. В пользу такой трактовки говорит то обстоятельство, что глагол уйти в равной мере относится и к человеку, и к кораблю (и даже, по-видимому, имеется скрытое уподобление “человек-корабль”).

Хотеться. Безличный глагол употреблён в значении “испытывать желание в чём-либо, ощущать потребность”.

Что. В обоих употреблениях изъяснительный союз присоединяет к главному придаточное изъяснительное (дополнительное) предложение со значением мысли.

Чтобы. Союз присоединяет придаточное целевое предложение к главному.

Это. Указывая на только что упомянутое, данное указательное местоимение становится очень значимым в тексте песни. Выполняя функцию подлежащего, слово это употребляется вместо всего второго четверостишия, вернее, вместо слова все, из значения которого “вычтены” самые важные составляющие. И - что самое важное! - это отрицается. Следовательно, действительно “это не так” (по ассоциации вспоминается: “Нет, ребята! Всё не так!”).

Я. Несомненно, это личное местоимение является не только одним из самых употребительных в творчестве В. С. Высоцкого, но и самым широкозначным, даже, пожалуй, пансемичным [6] (о некоторых его составляющих говорится в [7]).

В рассматриваемом произведении слово я обозначает, по-моему, не столько “лирического героя”, сколько самого автора. Следует отметить, что я=Высоцкий не весьма частотно для поэта. Такое равенство возникает только в самых проникновенных песнях и стихотворениях, в тех случаях, когда В. С. Высоцкий прямо, без всякого рода масок-посредников говорит с читателем и слушателем...

Литература.

1. Изотов В. П. В. С. Высоцкий, “Кони привередливые”: введение в комментарий и словарь. - Орёл. - 1997.

2. Словарь современного русского литературного языка: В 20-ти тт. - Т. I. - М. - 1991.

3. Изотов В. П. Синсемия // Семантика языковых единиц. - Ч. 1. - Памяти А. Ф. Лосева. Лексическая семантика. - М. - 1994.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. - 1997.

5. Словарь русского языка: В 4-х тт. - М. - 1985-1988.

6. Изотов В. П. Пансемия // Семантика языковых единиц и её изучение в школе и ВУЗе. - Нижний Новгород. - 1993.

7. Токарев Г. Н. Стилистические особенности поэзии Высоцкого (к вопросу о природе явления) // Индивидуальность авторского стиля в контексте развития литературных форм. - Алма-Ата. - 1986.

© 2000- NIV