ЗАГАДКИ «ПЕСЕН БЕЗ ИДЕИ»:
ПОПЫТКА НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ К «ДОМУ ХРУСТАЛЬНОМУ»
Есть у Высоцкого – поэта сюжетного – несколько текстов, как представляется, лишённых сюжета [1]: «Парус», «То ли в избу – и запеть…», «Проложите, проложите…», «Если я богат как царь морской…», «Ах, откуда у меня грубые замашки…». В них не только нет сюжета, но и идея – конкретная! – не умозрительная [2] не отчётлива (мне, по крайней мере).
Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: «Лови блесну!» -
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну
Дом хрустальный на горе – для неё,
Сам, как пёс бы, так и рос – в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Если беден я, как пёс – один,
И в дому моём – шаром кати, -
Ведь поможешь ты мне, господи,
Не позволишь жизнь скомкати.
Дом хрустальный на горе – для неё,
Сам, как пёс бы, так и рос – в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Не сравнил бы я любую с тобой –
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, -
Как мадонной Рафаэлевой!
– для неё,
Сам, как пёс бы, так и рос – в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Сразу же бросается в глаза контраст начал 1 и 2 катренов: «Если я богат…» / «Если беден я…». По логике ожидается некоторое усреднение в начале третьего [3]. Но возникает нечто совсем неожиданное: «Не сравнил бы я любую с тобой». А может, здесь и не нужно никакой усреднённости, поскольку восхищение лирического героя героиней не зависит от его крайних (финансовых?) состояний (следовательно, и от всех, которые на этой шкале располагаются).
В то же время существует и контрастность катренов с рефреном. В первых двух четверостишиях представлено «я», в третьем – «ты», а в рефрене – «она». Извечна оппозиция «я» // «она», известна и оппозиция «ты» // «она». Равна ли «ты» и «она»?
Загадки первого катрена
Богатство морского царя, в общем, понятно (в русской традиции оно восходит к фольклору; пожалуй, самое известное в этом плане произведение - былина «Садко»). Но вот непонятно, кто должен крикнуть и почему нужно именно ловить блесну (ближайшая ассоциация – ловля на блесну). А тем более – почему на блесну нужно поменять весь подводный и надводный мир? (Это напоминает обмен реальных ценностей туземцами на побрякушки, предлагаемые им различными открывателями земель).
Однако царь морской владеет подводным царством (ну, может, ещё – собственно водным), т. е. тем, что расположено под водой и на воде. А вот «мир надводный» вряд ли может принадлежать царю морскому.
Вопросы второго катрена
Если богатство было декларировано одной строкой, то для указания степени бедности понадобилось две – с подчёркиванием полного одиночества и полного отсутствия чего-либо [4].
Одиночество пса, в общем, понятно [5]. У Высоцкого собачье племя, по подсчётам С. И. Кормилова [Кормилов, 2001: 358, 362], занимает второе место по упоминаниям среди домашних животных. Но это всех вместе – «собак, псов, псин, собачьих щенков» [Кормилов, 2001: 362]. А вот пёс упоминается ещё в «Смотринах» («А у меня цепные псы взбесились»), в «Песне о Судьбе» («Со мною пёс, судьба моя»), в «Охоте на волков» («Кричат загонщики, и лают псы до рвоты»), в «Конце «Охоты на волков»…» («Псам ещё не намылены холки», «Свора псов, ты со стаей моей не вяжись», «Это псы, отдалённая наша родня»), да и в самом «Доме хрустальном» («Сам, как пёс бы, так и рос – в цепи»).
Противопоставленность первого и второго катренов подчёркивается и таким нюансом: в первом герой действует по принципу «всё сам», во втором – обращение к богу с просьбой [6] о помощи.
… Кстати, а есть ли тенденция «жизнь скомкати» в русской литературе?
Проблемы третьего катрена
"Не сравнил бы я любую с тобой…" начинается третье четверостишие. И сразу возникает закономерный вопрос: "А не любую?" Видимо, в принципе такое сравнение возможно, но только не с любой. С какой же? С такою же? Но – с такою же по какому основанию? Очевидно, сравнение будет возможно по принципу отдельности, единичности (любимая всегда единственна).
Не менее любопытна и вторая строка, поскольку казнить и расстреливать находятся в родо-видовых отношениях [7].
– это женщина с маленьким ребёнком [8]. Следовательно, герой любуется героиней ещё и как матерью своего ребёнка.
Непонятности рефрена
"Дом хрустальный" – довольно необычный атрибут. Обычно – хрустальный дворец. И что за гора? (Сразу вспоминается: "Я на гору впопыхах, Чтоб чего не вышло").
"Сам как пёс бы, так и рос в цепи" – и эта строка не так уж проста. Первая часть выражает преданность, верность, готовность быть сторожем этого "дома хрустального". Но вторая часть утверждает изначальную – "рос в цепи". Эту полустроку вообще можно признать ключевой во всём тексте. Она, пожалуй, единственная, где выражена реальность, так как всё остальное – ирреальности: предположения ("Если я богат" – "Если беден я" – "Не сравнил бы" – "Сам как пёс бы"). Не является ли весь текст только выражением мечты, желательности несвободного человека?..
К тому же непонятно сочетание "серебряных родников" и "золотых россыпей" (логичнее было бы "рудники мои серебряные", и тогда – вкупе с хрустальным домом – это была бы целостная картина определённого богатства).
И?
Я не претендую на установление окончательного смысла песни. И выскажу ещё одно предположение: быть может, текст написан … ради составных рифм?! В самом деле: только первая и последняя пары рифм (из восьми) не являются составными: морской – свой, лови блесну – выплесну, на горе для неё – серебряные, рос в цепи – россыпи, пёс один – господи, шаром кати – скомкати, любую с тобой – любуюсь тобой, – рафаэлевой.
ЛИТЕРАТУРА
Изотов В. П. Филологический комментарий к творчеству В. С. Высоцкого. Проект // Мир Высоцкого: исследования и материалы. Вып. V. – М. – 2001. – С. 179-198.
Кормилов С. И. – М. – 2001. – С. 352-365.
Словарь русского языка: в 4-х тт. Т. IV. – М. – 1988. – 796 с.
Примечания
[1] Так и просится в название цикла «Песни без идеи» (предполагается анализ каждой из этих песен).
– та, что реально есть в произведении; умозрительная – та, которую мы выводим из текста.
[3] Ср., например, со стихотворением «Если б был я физически слабым…», где в третьем катрене уравниваются физическая слабость и сила: «Ну а так как я средних масштабов».
[4] Значение фразеологизма: «Нет ничего, совершенно пусто» [Словарь…, 1988: 701]. Кстати говоря, форма фразеологизма подверглась изменению (хоть шаром покати), что очень характерно для творческого почерка поэта
«Двенадцати».
[6] Правда, просьба эта почему-то выражена в форме как-бы-приказа: поможешь, не позволишь.
[8] Представляется сомнительным, что здесь имеется в виду образ богоматери – общая атеистичность поэта и времени не позволяет говорить об этом.