Калинина В. В.: Творчество В. С. Высоцкого в курсе литературы русской школы Латвии

ТВОРЧЕСТВО В. С. ВЫСОЦКОГО

В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ РУССКОЙ ШКОЛЫ ЛАТВИИ

За двадцать лет после смерти В. С. Высоцкого в мире произошли значительные события. Геополитические изменения привели к тому, что многие русские оказались в условиях отдалённости от этнической родины и национальной культуры.

В результате стала чрезвычайно актуальной проблема содержания образования в русской школе диаспоры.

Для учащихся русских школ, находящихся на территории бывших союзных республик, уроки родного языка и литературы сегодня — это прежде всего источник знаний о культуре их этнической родины. В изучении родного языка и литературы важен методологический аспект, поскольку русская словесность формирует для школьников культурно-историческую среду.

Русскую литературу двадцатого века невозможно представить себе без творчества В. С. Высоцкого. Необычная природа дарования актёра и поэта характерна для России, именно для русского искусства. Он был личностью, художником, отразившим всю боль, тревоги, противоречия, нелепости и несуразности своего времени.

В стихах и песнях В. Высоцкого предстаёт вся противоречивая история России второй половины двадцатого века — самовыражение лирического героя, социальные исповеди, искренние монологи, юмористические зарисовки.

Учебники литературы «Родная речь» (А. Гусев, Рига) для русской основной школы Латвии включают ряд известнейших произведений поэта: в седьмом классе — «Если друг оказался вдруг...», в восьмом — «Слева бесы, справа бесы...», в девятом — «Штормит весь вечер...», «Я не люблю», «Гололёд».

В период первых изданий сборников поэта было высказано мнение, что слово Высоцкого на бумаге, в книге «успокаивается». У всех были на слуху его песни, и это иногда мешало читать его книги. О современных школьниках можно, к сожалению, сказать, что у них отсутствует память о голосе актёра, неизбежно озвучивающем воспринимаемый текст для читателей среднего и старшего поколения. Но зато для них стихи существуют по законам складывания слов, фраз, строф и смысла. Перечисленные выше произведения, изучаемые в школе, несут читателям-подросткам глубокие и важные для становления личности мысли — о жизни, её истинных ценностях, о добре и зле. Как отмечают психологи, подросткам на этапе переходного периода от детства к взрослости особенно присуща потребность в достойном положении среди окружающих, стремление обзавестись верным другом, требовательность к соответствию слова делу, боязнь осквернения мечты, отвращение к ограничениям и запретам. Найти себя в себе и других — основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста. Именно поэтому поэзия В. С. Высоцкого, глубокая по содержанию и лишённая скучной назидательности и интеллектуальной усложнённости, является важным компонентом курса литературы в основной школе.

Подростков интересует реальная жизнь без прикрас. Острейшая потребность этого возраста — определение своего отношения к людям, своего места в мире. Эта потребность удовлетворяется прежде всего в общении с окружающими. В этот период жизни человек особенно нуждается в друзьях, поэтому тема дружбы чрезвычайно важна для подростков. Друг подростка — это не товарищ ученика начальной школы, с которым тот играет, ссорится, мирится, путешествует, делится своими нехитрыми тайнами. Друг подростка — это двойник его самого, это спутник его размышлений, свидетель рождения новых желаний и чувств, благосклонный, а иногда и суровый критик. Мнение друга в этом возрасте важнее мнения родителей и учителей, поэтому так важно не ошибиться в выборе. Утрата веры в дружбу становится настоящей трагедией. В силу этих психологических особенностей возраста так понятны и близки семиклассникам простые и мужественные строки:

Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так;
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни —
рискни! —
Не бросай одного
его:

с тобой —
Там поймёшь, кто такой.

дружбе. Поэтому данное стихотворение по своему духу и настрою равно близко как тем, так и другим.

Другой характерной чертой подростков является бескомпромиссность. Дети этого возраста очень наблюдательны, прямолинейны, что проявляется в их оценке людей и общественных явлений. Подростки — критики во всём, всякая фальшь их возмущает и разочаровывает. Лишь отчасти можно принять мнение некоторых школьных педагогов о том, что современным восьмиклассникам непонятно стихотворение «Слева бесы, справа бесы...». Подростки достаточно интегрированы во все сферы жизни общества, чтобы осмыслить такие строки:

И куда, в какие дали,
На какой ещё маршрут
Нас с тобою эти врали

. . . . . . . . . . . . . . .
Что искать нам в этой жизни?
Править к пристани какой?..

Последние два десятилетия ознаменовались значительными изменениями в системе образования как России, так и Латвии. Изменилась образовательно-воспитательная парадигма. На смену идеям авторитарной педагогики пришла концепция личностно ориентированной педагогики. Последняя заключается не столько в том, что учитель имеет дело с личностью своего ученика и формирует её согласно установленным стандартам и программам, сколько в индивидуализации процесса становления личности ребёнка. При этом опора осуществляется прежде всего на особенности личности ребёнка, его склонности и задатки, разумеется, с учётом социальных факторов.

я, сохранял гармонию в отношениях с обществом и с самим собой и имел чувство собственного достоинства — вот цель современной педагогики. Для её достижения поэзия В. С. Высоцкого, безусловно, необходима. Она педагогична в высоком смысле слова, поскольку способствует отказу от стереотипа одинаковости, заурядности, пошлости и помогает развитию достойных личностных качеств:

Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё —
Когда чужой мои читает письма,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.

Раздел сайта: