Каюмова В. Ф.: Некоторые замечания о четырёхстопном ямбе у Высоцкого

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

О ЧЕТЫРЁХСТОПНОМ ЯМБЕ У ВЫСОЦКОГО

Речь пойдёт об изучении ритмики стиха Владимира Высоцкого, которое уже начато некоторыми исследователями [1]. Для начала рассмотрим эволюцию четырёхстопного ямба (далее Я4) в творчестве поэта.

Я4 — один из популярных размеров в русской поэзии [2]. Однако в творчестве Высоцкого этот размер занимает весьма скромное место. Лишь одиннадцать произведений из двухтомного собрания сочинений [3] написаны чистым Я4; двадцать — разностопным ямбом, включающим и Я4. По нашим подсчётам, Я4 в двухтомнике — это всего 1318 строк.

Песни в русской традиции писались чаще всего четырёхстопным хореем. Однако четырёхстопный хорей у В. Высоцкого — ещё более редкий размер, чем Я4. По всей видимости, это связано с тем, что четырёхстопные двусложники — это прежде всего знаки гармонии и согласия. Творчество же В. Высоцкого дисгармонично, — неслучайно один из его сборников называется «Нерв». Поэтому, на наш взгляд, изучение используемого поэтом незначительного по объёму Я4 представляется чрезвычайно интересным.

Общая эволюция Я4 в творчестве В. Высоцкого

Все анализируемые тексты распределим на группы в зависимости от времени их создания. При этом будем опираться на классификацию творчества поэта, предложенную А. Кулагиным [4], однако из-за небольшого числа Я4 в 60-е годы объединим данные по двум первым периодам. Таким образом, в наших подсчётах I период включает 1961–1970 годы, II — 1971–1974; III — 1975–1980.

Рассмотрим профили ударности Я4 в названные периоды. Профиль ударности показывает количество ударений на сильных, то есть чётных для Я4, слогах (в процентах):

Таблица 1

Периоды

Профиль ударности

Средняя ударность

 

второй слог

четвёртый слог

шестой слог

восьмой слог

строки

I

83.3

94.3

56.6

100

78.1

II

79.9

92.1

40.8

100

70.9

III

83.3

88.9

46.2

100

72.8

Из этих данных видно, что ударность текстов В. Высоцкого от 60-х годов к 70-м уменьшается, далее она возрастает на втором и шестом слогах и убывает на четвёртом. Эти показатели можно интерпретировать следующим образом. В начальный период творчества, когда поэтом осваивается стихотворный размер, его внимание фокусируется на каждом сильном слоге. Именно в это время в стихах Высоцкого наблюдается наиболее тяжёлый ритм. Косвенное подтверждение этому факту мы находим в максимальной частотности первой полноударной формы (U7U7U7U7 — строки типа «Я бы´л душо´й дурно´го о´бщества, // И я´ могу´ сказа´ть тебе´:  // Мою´ фами´лью-и´мя-о´тчество...») в 60-е годы по сравнению с другими: I период — 0.431; II — 0.286; III — 0.293.

В первое пятилетие 70-х годов ритм у Высоцкого становится более лёгким — вероятно, потому, что он обращает на него меньше внимания. Впоследствии особая смысловая насыщенность текстов требует от автора подчёркнутого, негладкого ритма, поэтому ударность второго и шестого слогов возрастает. Однако некоторое усиление тяжести стиха во второй половине 70-х годов не ощущается — за счёт уменьшения ударности четвёртого слога, играющего ведущую роль в ритмической эволюции Я4.

Рассмотрим, за счёт каких ритмических структур изменяется ударность текстов у Высоцкого. Ритмическими структурами (РС) [5] будем называть последовательность ударных и безударных слогов и словоразделов между ними, взятую безотносительно к смыслу [6].

Перио-

Виды РС

Всего

ды

1

2

3п

3з

4п

4з

6п

6з

7

строк

I

0.431

0.093

0.025

0.018

0.256

0.089

0.053

0.021

0.014

281

II

0.286

0.068

0.036

0.017

0.276

0.158

0.071

0.062

0.026

468

III

0.293

0.067

0.070

0.032

0.292

0.137

0.076

0.025

0.009

569

От I ко II периоду возрастает употребительность всех РС, кроме 1, 2, 3з. То есть получается, что во II периоде увеличивается разнообразие РС, используемых В. Высоцким. В III периоде, с одной стороны, продолжает расти число всех РС, за исключением 2, 4з, 6з и 7. Особенно увеличилась частота 3п и 3з, которые отяжеляют стих.

Сверхсхемные ударения (ССУ)

ССУ — это неметрические ударения, приходящиеся на слабые слоги стиха. Для Я4 это ударения на нечётных слогах.

U –´ U –´ / U´ – / U –´

U´ / – U –´ U

Но ска´жут мне´«По´й в унисо´н —

Жми´ что есть ду´ху!..»

ССУ затрудняют звучание стиха и вследствие этого отяжеляют стихотворный ритм.

Употребительность ССУ на материале русской классической поэзии изучали Б. В. Томашевский, К. Ф. Тарановский, М. Л. Гаспаров. В частности, ими было установлено, что на анакрузе количество ССУ всегда больше, чем на всех внутренних слогах, взятых вместе, и что частота ССУ постепенно уменьшается от начала строки к концу. В наших работах были уточнены некоторые из установленных закономерностей. Так, например, в «перебойные» годы (1840-е, 1880-е), когда динамика развития Я4 в русской поэзии ведёт к утяжелению ритмики, число ССУ уменьшается от начала строки к концу волнообразно [7].

Таблица 3

Периоды

Слоги

Всего

 

1

3

5

7

9

ССУ

I

0.171

0.093

0.089

0.028

0.004

0.384

II

0.190

0.030

0.021

0.004

0.246

III

0.192

0.044

0.051

0.016

0.004

0.306

Общее количество ССУ в творчестве В. Высоцкого подтверждает закономерности, выявленные на материале ударности сильных слогов (таблица 1): в I период наблюдается максимальное использование ССУ, во II период — минимальное, а в III — увеличение числа ССУ по сравнению со II периодом.

Разберём ритмику ССУ Высоцкого в каждый период творчества.

В 60-е годы количество ССУ плавно уменьшается от начала строки к концу. Частота ССУ на внутренних слогах выше, чем на первом слоге.

Интересно, что такая закономерность явно прослеживается в истории русского стиха. По нашим данным, ещё в духовных одах М. Ломоносова наблюдалось аналогичное распределение ССУ между анакрузой и внутренними слогами. То есть, можно предположить, что в период освоения нового для данного времени стихотворного размера схема заполнения строки такова: поэты концентрируют внимание прежде всего на сильных слогах стиха, подбирая для этого в первую очередь короткие слова, а пропуски между этими словами заполняют другими односложными. За счёт этого процент ССУ в начальный период не только высок, но и поддерживается с определённым постоянством. В следующий период частота ССУ постепенно уменьшается от начала строки. Сумма ударений не на первых слогах меньше количества ССУ на анакрузе, то есть соответствует наиболее распространённому стиховому типу.

Наконец, в заключительный период освоения стихотворного размера Я4 количество ССУ уменьшается от первого слога к девятому волнообразно. В «перебойные» 1840-е и 1880-е годы ССУ в строке также распределялись волнообразно. Отметим, что и в торжественных одах М. Ломоносова (1745–1764) наблюдалось волнообразное изменение частот ССУ.

Однако, в отличие от поэтов разных времён, ССУ в текстах Высоцкого часто падают на полнозначные слова:

Ша´р о´гненный всё´ просквози´л
Впро´к пи´ли во´ду черного´рцы
У на´с ча´с пи´к, а не тупи´к
Со´н — отраже´нье мы´´
Врё´шь и бои´шься не успе´ть
Пусто´е всё´, — зде´сь — прозяба´нье
Ца´рь в то´й держа´ве бы´л без ло´ску
Пе´й, ве´рбочка моя´, раки´тка
Вра´ч ре´зал вдо´ль и поперё´к
Взво´д ле´зет вве´рх, а у реки´
Бо´й бу´дет за´втра, а пока´
Сня´ть со скула´стого табу´
Гро´б в гру´нт разры´тый опуска´я
Сме´рть те´х из на´с все´х пре´´вит

Приведённые примеры показывают, что ССУ на полнозначных словах используются В. Высоцким прежде всего на первом слоге.

Подчеркнём другую особенность ССУ, не отмеченную нами в таком количестве у других авторов. Существует инерция ритма, направленная слева направо, и слова, содержащие ССУ, независимо от синтаксической сочетаемости присоединяются к слову, стоящему справа. Например, у А. Блока:

Каюмова В. Ф.: Некоторые замечания о четырёхстопном ямбе у Высоцкого

Высоцкий при помощи пауз, или «долгих» (по Б. В. Томашевскому) знаков препинания, нарушает инерцию ритма:

U –´ U –´ U´ – U –´ È

Пусто´е всё´, — зде´сь — прозяба´нье

U´ –´ U –´ U –´ U –´

Но´ — е´сли бы´´ во сне´

U´ –´ U – U –´ U –´

Со´н — в ру´ку ли? И во´т в руке´

U –´ U –´ U´ – U –´

А е´сли бо´й, то´ — без поте´рь

U´ –´ U –´ U – U –´ È

Та´м — я´ и пе´л и надрыва´лся

Ритмика сочетаний строк в Я4 у Высоцкого

Проведённый анализ ритмики показал, что у Высоцкого в Я4 довольно редко ритмически связаны соседние строки.

А. Белый полагал, что ритм стихотворного текста возникает в результате звучания нескольких строк, что изначально существует предпочтение одних строк, содержащих пиррихии («фигуры»), другим [8]. Тогда минимальной единицей стихотворного текста выступает двустрочие. В работах М. А. Краснопёровой идея А. Белого была теоретически обоснована и получила дальнейшее развитие. Ритмическая связь возникает в том случае, если ударения пиррихиеобразующих слов находятся на соседних сильных местах в двустрочиях [9]. По мощности и функциональности с ударениями пиррихиеобразующих слов соотносятся, на наш взгляд, ударения двух слов, стоящих рядом в строке, — это ССУ и метрическое ударение:

U –´ – / U´ –´ U –´ U

U –´ / U´ / – U –´ U –´

U U –´ –´ U –´ È

Упра´шивать — я´ лу´чше сдо´

Вхожу´ я´ через чё´рный хо´д,

А выходи´ть ´´кна.

Однако подобные ритмические сочетания в поэзии Высоцкого встречаются редко. Зачастую из-за пауз после слов с ССУ такие связи на ритмическом уровне не образуются:

U –´ / U´ / –´ U –´ U –´

U´ / –´ U / –´ U –´ È

Кинжа´л... — а´х, е´сли б вы´ ´!.. —

Я´ дра´лся и´м в похо´дах!

«Водой наполненные горсти...» ритмически соединены две последние строки во втором и третьем катренах и две первые строки в седьмом и девятом катренах, — однако эти соединения, очевидно, случайны и бессодержательны. Обычно же ритмические эффекты создаются поэтом при чередовании неравносложных строк: «Сам виноват — и слёзы лью, и охаю:  // Попал в чужую колею глубокую».

Ещё пример:

— нули, — Я4
Сердца с часами сверьте: Я3
Объявлен праздник всей земли — Я4
День без единой смерти! Я3

Можно сказать, что основной ритмической единицей при создании песен у Высоцкого, как правило, выступает строка. Межстрочные же ритмические связи, думается, могли бы помешать восприятию смысла на слух. А поскольку, создавая свои произведения, поэт предназначал их прежде всего для устного исполнения, то такие ритмические связи он использовал достаточно редко.

[1] См.: Баевский В. С., Попова О. В., Терехова И. В.  // Мир Высоцкого. Вып. III. Т. 2. М., 1999. С. 181–186.

[2] См.: Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М., 1974. С. 54, табл. 3, 3-а.

[3]  Сочинения: В 2 т. Екатеринбург, 1997.

[4] Кулагин А. В.

1. U –´ U –´ U –´ U –´ (U)

Смерть те´х из на´с всех пре´жде ло´вит

2. U – U –´ U –´ U –´ (U)

Там у сосе´да мя´со в ща´х

3. U –´ U – U –´ U –´ (U)

Разо´рванные швы´ ´

4. U –´ U –´ U – U –´ (U)

И пе´чка — в си´них изразца´х

6. U – U –´ U – U –´ (U)

Я наблюда´ю свысока´

7. U –´ U – U – U –´ (U)

Реши´´не

РС, имеющие индексы п и з, различаются словоразделами: п  предударный вариант соответствующей РС; з — заударный:

3п U –´ / U – U –´ / U –´

Ещё´ — ни холодо´´н

3з U –´ U – / U –´ U –´

Мне ка´´рый го´д

[6] См.: Модели лингвистической поэтики: Ритмика. Л., 1989. С. 3.

[7] Каюмова В. Ф. Сверхсхемные ударения в русской поэзии XIX — начала XX века: (На материале четырёхстопного ямба) // Вестн. ТашГУ. 1998. № 2. С. 5.

Белый А. –267 и др.

[9] См.: Краснопёрова М. А. –140.

Раздел сайта: