НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
О ЧЕТЫРЁХСТОПНОМ ЯМБЕ У ВЫСОЦКОГО
Речь пойдёт об изучении ритмики стиха Владимира Высоцкого, которое уже начато некоторыми исследователями [1]. Для начала рассмотрим эволюцию четырёхстопного ямба (далее Я4) в творчестве поэта.
Я4 — один из популярных размеров в русской поэзии [2]. Однако в творчестве Высоцкого этот размер занимает весьма скромное место. Лишь одиннадцать произведений из двухтомного собрания сочинений [3] написаны чистым Я4; двадцать — разностопным ямбом, включающим и Я4. По нашим подсчётам, Я4 в двухтомнике — это всего 1318 строк.
Песни в русской традиции писались чаще всего четырёхстопным хореем. Однако четырёхстопный хорей у В. Высоцкого — ещё более редкий размер, чем Я4. По всей видимости, это связано с тем, что четырёхстопные двусложники — это прежде всего знаки гармонии и согласия. Творчество же В. Высоцкого дисгармонично, — неслучайно один из его сборников называется «Нерв». Поэтому, на наш взгляд, изучение используемого поэтом незначительного по объёму Я4 представляется чрезвычайно интересным.
Общая эволюция Я4 в творчестве В. Высоцкого
Все анализируемые тексты распределим на группы в зависимости от времени их создания. При этом будем опираться на классификацию творчества поэта, предложенную А. Кулагиным [4], однако из-за небольшого числа Я4 в 60-е годы объединим данные по двум первым периодам. Таким образом, в наших подсчётах I период включает 1961–1970 годы, II — 1971–1974; III — 1975–1980.
Рассмотрим профили ударности Я4 в названные периоды. Профиль ударности показывает количество ударений на сильных, то есть чётных для Я4, слогах (в процентах):
Таблица 1
Периоды |
Профиль ударности |
Средняя ударность |
|||
второй слог |
четвёртый слог |
шестой слог |
восьмой слог |
строки |
|
I |
83.3 |
94.3 |
56.6 |
100 |
78.1 |
II |
79.9 |
92.1 |
40.8 |
100 |
70.9 |
III |
83.3 |
88.9 |
46.2 |
100 |
72.8 |
Из этих данных видно, что ударность текстов В. Высоцкого от 60-х годов к 70-м уменьшается, далее она возрастает на втором и шестом слогах и убывает на четвёртом. Эти показатели можно интерпретировать следующим образом. В начальный период творчества, когда поэтом осваивается стихотворный размер, его внимание фокусируется на каждом сильном слоге. Именно в это время в стихах Высоцкого наблюдается наиболее тяжёлый ритм. Косвенное подтверждение этому факту мы находим в максимальной частотности первой полноударной формы (U7U7U7U7 — строки типа «Я бы´л душо´й дурно´го о´бщества, // И я´ могу´ сказа´ть тебе´: // Мою´ фами´лью-и´мя-о´тчество...») в 60-е годы по сравнению с другими: I период — 0.431; II — 0.286; III — 0.293.
В первое пятилетие 70-х годов ритм у Высоцкого становится более лёгким — вероятно, потому, что он обращает на него меньше внимания. Впоследствии особая смысловая насыщенность текстов требует от автора подчёркнутого, негладкого ритма, поэтому ударность второго и шестого слогов возрастает. Однако некоторое усиление тяжести стиха во второй половине 70-х годов не ощущается — за счёт уменьшения ударности четвёртого слога, играющего ведущую роль в ритмической эволюции Я4.
Рассмотрим, за счёт каких ритмических структур изменяется ударность текстов у Высоцкого. Ритмическими структурами (РС) [5] будем называть последовательность ударных и безударных слогов и словоразделов между ними, взятую безотносительно к смыслу [6].
Перио- |
Виды РС |
Всего |
||||||||
ды |
1 |
2 |
3п |
3з |
4п |
4з |
6п |
6з |
7 |
строк |
I |
0.431 |
0.093 |
0.025 |
0.018 |
0.256 |
0.089 |
0.053 |
0.021 |
0.014 |
281 |
II |
0.286 |
0.068 |
0.036 |
0.017 |
0.276 |
0.158 |
0.071 |
0.062 |
0.026 |
468 |
III |
0.293 |
0.067 |
0.070 |
0.032 |
0.292 |
0.137 |
0.076 |
0.025 |
0.009 |
569 |
От I ко II периоду возрастает употребительность всех РС, кроме 1, 2, 3з. То есть получается, что во II периоде увеличивается разнообразие РС, используемых В. Высоцким. В III периоде, с одной стороны, продолжает расти число всех РС, за исключением 2, 4з, 6з и 7. Особенно увеличилась частота 3п и 3з, которые отяжеляют стих.
Сверхсхемные ударения (ССУ)
ССУ — это неметрические ударения, приходящиеся на слабые слоги стиха. Для Я4 это ударения на нечётных слогах.
U –´ U –´ / U´ – / U –´ U´ / – U –´ U |
Но ска´жут мне´«По´й в унисо´н — Жми´ что есть ду´ху!..» |
ССУ затрудняют звучание стиха и вследствие этого отяжеляют стихотворный ритм.
Употребительность ССУ на материале русской классической поэзии изучали Б. В. Томашевский, К. Ф. Тарановский, М. Л. Гаспаров. В частности, ими было установлено, что на анакрузе количество ССУ всегда больше, чем на всех внутренних слогах, взятых вместе, и что частота ССУ постепенно уменьшается от начала строки к концу. В наших работах были уточнены некоторые из установленных закономерностей. Так, например, в «перебойные» годы (1840-е, 1880-е), когда динамика развития Я4 в русской поэзии ведёт к утяжелению ритмики, число ССУ уменьшается от начала строки к концу волнообразно [7].
Таблица 3
Периоды |
Слоги |
Всего |
||||
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
ССУ |
|
I |
0.171 |
0.093 |
0.089 |
0.028 |
0.004 |
0.384 |
II |
0.190 |
0.030 |
0.021 |
0.004 |
– |
0.246 |
III |
0.192 |
0.044 |
0.051 |
0.016 |
0.004 |
0.306 |
Общее количество ССУ в творчестве В. Высоцкого подтверждает закономерности, выявленные на материале ударности сильных слогов (таблица 1): в I период наблюдается максимальное использование ССУ, во II период — минимальное, а в III — увеличение числа ССУ по сравнению со II периодом.
Разберём ритмику ССУ Высоцкого в каждый период творчества.
В 60-е годы количество ССУ плавно уменьшается от начала строки к концу. Частота ССУ на внутренних слогах выше, чем на первом слоге.
Интересно, что такая закономерность явно прослеживается в истории русского стиха. По нашим данным, ещё в духовных одах М. Ломоносова наблюдалось аналогичное распределение ССУ между анакрузой и внутренними слогами. То есть, можно предположить, что в период освоения нового для данного времени стихотворного размера схема заполнения строки такова: поэты концентрируют внимание прежде всего на сильных слогах стиха, подбирая для этого в первую очередь короткие слова, а пропуски между этими словами заполняют другими односложными. За счёт этого процент ССУ в начальный период не только высок, но и поддерживается с определённым постоянством. В следующий период частота ССУ постепенно уменьшается от начала строки. Сумма ударений не на первых слогах меньше количества ССУ на анакрузе, то есть соответствует наиболее распространённому стиховому типу.
Наконец, в заключительный период освоения стихотворного размера Я4 количество ССУ уменьшается от первого слога к девятому волнообразно. В «перебойные» 1840-е и 1880-е годы ССУ в строке также распределялись волнообразно. Отметим, что и в торжественных одах М. Ломоносова (1745–1764) наблюдалось волнообразное изменение частот ССУ.
Однако, в отличие от поэтов разных времён, ССУ в текстах Высоцкого часто падают на полнозначные слова:
Ша´р о´гненный всё´ просквози´л
Впро´к пи´ли во´ду черного´рцы
У на´с ча´с пи´к, а не тупи´к
Со´н — отраже´нье мы´´
Врё´шь и бои´шься не успе´ть
Пусто´е всё´, — зде´сь — прозяба´нье
Ца´рь в то´й держа´ве бы´л без ло´ску
Пе´й, ве´рбочка моя´, раки´тка
Вра´ч ре´зал вдо´ль и поперё´к
Взво´д ле´зет вве´рх, а у реки´
Бо´й бу´дет за´втра, а пока´
Сня´ть со скула´стого табу´
Гро´б в гру´нт разры´тый опуска´я
Сме´рть те´х из на´с все´х пре´´вит
Приведённые примеры показывают, что ССУ на полнозначных словах используются В. Высоцким прежде всего на первом слоге.
Подчеркнём другую особенность ССУ, не отмеченную нами в таком количестве у других авторов. Существует инерция ритма, направленная слева направо, и слова, содержащие ССУ, независимо от синтаксической сочетаемости присоединяются к слову, стоящему справа. Например, у А. Блока:
Высоцкий при помощи пауз, или «долгих» (по Б. В. Томашевскому) знаков препинания, нарушает инерцию ритма:
U –´ U –´ U´ – U –´ È |
Пусто´е всё´, — зде´сь — прозяба´нье |
U´ –´ U –´ U –´ U –´ |
Но´ — е´сли бы´´ во сне´ |
U´ –´ U – U –´ U –´ |
Со´н — в ру´ку ли? И во´т в руке´ |
U –´ U –´ U´ – U –´ |
А е´сли бо´й, то´ — без поте´рь |
U´ –´ U –´ U – U –´ È |
Та´м — я´ и пе´л и надрыва´лся |
Ритмика сочетаний строк в Я4 у Высоцкого
Проведённый анализ ритмики показал, что у Высоцкого в Я4 довольно редко ритмически связаны соседние строки.
А. Белый полагал, что ритм стихотворного текста возникает в результате звучания нескольких строк, что изначально существует предпочтение одних строк, содержащих пиррихии («фигуры»), другим [8]. Тогда минимальной единицей стихотворного текста выступает двустрочие. В работах М. А. Краснопёровой идея А. Белого была теоретически обоснована и получила дальнейшее развитие. Ритмическая связь возникает в том случае, если ударения пиррихиеобразующих слов находятся на соседних сильных местах в двустрочиях [9]. По мощности и функциональности с ударениями пиррихиеобразующих слов соотносятся, на наш взгляд, ударения двух слов, стоящих рядом в строке, — это ССУ и метрическое ударение:
U –´ – / U´ –´ U –´ U U –´ / U´ / – U –´ U –´ U – U –´ –´ U –´ È |
Упра´шивать — я´ лу´чше сдо´— Вхожу´ я´ через чё´рный хо´д, А выходи´ть ´´кна. |
Однако подобные ритмические сочетания в поэзии Высоцкого встречаются редко. Зачастую из-за пауз после слов с ССУ такие связи на ритмическом уровне не образуются:
U –´ / U´ / –´ U –´ U –´ U´ / –´ U / –´ U –´ È |
Кинжа´л... — а´х, е´сли б вы´ ´!.. — Я´ дра´лся и´м в похо´дах! |
«Водой наполненные горсти...» ритмически соединены две последние строки во втором и третьем катренах и две первые строки в седьмом и девятом катренах, — однако эти соединения, очевидно, случайны и бессодержательны. Обычно же ритмические эффекты создаются поэтом при чередовании неравносложных строк: «Сам виноват — и слёзы лью, и охаю: // Попал в чужую колею глубокую».
Ещё пример:
— нули, — Я4
Сердца с часами сверьте: Я3
Объявлен праздник всей земли — Я4
День без единой смерти! Я3
Можно сказать, что основной ритмической единицей при создании песен у Высоцкого, как правило, выступает строка. Межстрочные же ритмические связи, думается, могли бы помешать восприятию смысла на слух. А поскольку, создавая свои произведения, поэт предназначал их прежде всего для устного исполнения, то такие ритмические связи он использовал достаточно редко.
[1] См.: Баевский В. С., Попова О. В., Терехова И. В. // Мир Высоцкого. Вып. III. Т. 2. М., 1999. С. 181–186.
[2] См.: Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М., 1974. С. 54, табл. 3, 3-а.
[3] Сочинения: В 2 т. Екатеринбург, 1997.
[4] Кулагин А. В.
1. U –´ U –´ U –´ U –´ (U) |
Смерть те´х из на´с всех пре´жде ло´вит |
2. U – U –´ U –´ U –´ (U) |
Там у сосе´да мя´со в ща´х |
3. U –´ U – U –´ U –´ (U) |
Разо´рванные швы´ ´ |
4. U –´ U –´ U – U –´ (U) |
И пе´чка — в си´них изразца´х |
6. U – U –´ U – U –´ (U) |
Я наблюда´ю свысока´ |
7. U –´ U – U – U –´ (U) |
Реши´´не |
РС, имеющие индексы п и з, различаются словоразделами: п — предударный вариант соответствующей РС; з — заударный:
3п U –´ / U – U –´ / U –´ |
Ещё´ — ни холодо´´н |
3з U –´ U – / U –´ U –´ |
Мне ка´´рый го´д |
[6] См.: Модели лингвистической поэтики: Ритмика. Л., 1989. С. 3.
[7] Каюмова В. Ф. Сверхсхемные ударения в русской поэзии XIX — начала XX века: (На материале четырёхстопного ямба) // Вестн. ТашГУ. 1998. № 2. С. 5.
Белый А. –267 и др.
[9] См.: Краснопёрова М. А. –140.