Маргулис: Лаврова Б. Ключи к тайнам жизни-Расшифровка 130 песен В. Высоцкого; Сидорченко А. Прометей мятежной песни; Сидорченко А. О Высоцком книга Влади в изложеньи "рашен-дяди" (Рецензии на книги)

Лаврова Б. КЛЮЧИ К ТАЙНАМ ЖИЗНИ: Расшиф ровка 130 песен В. Высоцкого. [Б. м. Б. изд-ва], 199 6;

Сидорченко А. ПРОМЕТЕЙ МЯТЕЖНОЙ ПЕСНИ. Донецк; Артемовск: РИП Лебедь, 1995;

Сидорченко А. О ВЫСОЦКОМ КНИГА ВЛАДИ В ИЗЛОЖЕНЬИ [1] «РАШЕН-ДЯДИ». Донецк: ООО Лебедь, 1996.

Высоцкий настолько уникальный феномен, что сравнение его с кем бы то ни было ведет к неизбежной ошибке или неточности. В истории русской культуры его сравнить не с кем!

Он начал с того, что блатным флером как вуаль ю прикр ыл свои реальные личностно-ассоциативные переживания. «Сидел ли Высоцкий на самом деле?» Это не праздный, а ключевой вопрос в разгадке его творчества. «Сидел или не сидел?» – вот в чем вопрос. Сам поэт отвечал на него отрицательно. Но само его творчество дает положительный ответ. Высоцкий – это такое явл ение, которое не могло ста ть фактором (так! – М.) без тюремного ущемлени я и тюремного просвещения. Спрашиваетс я, мог ли такой мужественный челове к как Высоцкий, скрывать от людей, что его держали в заключении? Конечно! Ведь он был вынужден считаться с предрассудками своих сограждан, которым с детства вбивают такую ахинею: в советских условиях и тюрьмах сидят одни бандиты, а гения туда могу т посадить только в кассовом (так! – М.) обществе.

Он был не только «дивный гений» песенной поэзии, но и орел с зоркими глазами, стальным клювом и цепкими когтями – орел, растерзавший своих врагов еще до того, как они п осмели о себе заявить. «Вологда» содержит намек на стан трона Атана (Сатаны), эмблемой которог о являются змеи и рога. «Доехать до Вологды» – то же, чт о и рассекретить этот пульт правления, его лидеро в и вождей. Следующая песня, «Натянутый канат», посвящается Анатолию Кашпировскому, тоже из цикла «Магадан». В песне намекается на широкую известность и большую популярность А. Кашпировского, а также на его связь – «по канату» – с «Канатчиковой дачей».

Не забыл В. Высоцкий и про Б. Ельцина. Есть несколько песен, посвященных ему. Одни – с юмором, другие – боевые, третьи – загадочно-серьезные. Вот одна из них – «Две просьбы». В песне есть упоминание о некотором историческом факте из многовековой биографии Ельцина. Строки напоминают о том, что он был виночерпием у персидского царя Артаксеркса. «Черт сказал, что он знаком с Борисовым» – т. е. в курсе ельцинских дел, либо вхож в группу слежения за его командой. «Это наш за пойный управдом» – намек на президентский пост... Слово «запойный» употреблено для красного словца.

Следующая песня – про «Штрафные баталь оны ». Канва военная, но сюжет относится ко времени переходного перио да, который начинает ся в 1997 го ду. На самом деле о войне речи не ведется. Просто начинает просыпаться прогрессивна я общественность левостор оннего направления в политике, начинают активизироваться и объединятьс я сторонники народного самоуправления, понемногу в политическую борьбу вкл ючаются силы Райской цивилизации. Под «артобстрелом» шифруется всплеск и выброс в эфир программ народного правления.

Теперь коснемся интим-жизни великого поэта, затронем «женску ю линию» в его судьбе.

Высоцкий б ыл трижды женат. Великие люди, как известно, трудны в общении – особенно в общении с женщинами. Высоцкий не составля ет исключен ия. Конечно, всем трем женам было столь же трудно, сколь и интересно жить с великим поэтом. Любой из них за заботу о его здоровье он мог сказать:


Что тебе придумать в оправданье?!
Интеллекты разн ые у нас, –
Повышай свое образованье!

и по мудрости древних римлян:

Зачем любить, зачем страдать?
Ведь все пути ведут в кровать.
Не лучше ль с этого начать?!

Русские жены не долго «мучают» поэта ожиданием главной близости в любви. Марина ж рассказывает, как долго она «мурыжила» поэта в этом смысле, и только «как-то в осень» состоялся наконец-то франко-русский секс, да еще в виде какого-то полубиблейского ритуала. Влади не заботится при этом о том, как она при этом (так! – М.) смешна для умного русского читателя и мужика.

Марина Влади написала свою книгу не как жена великого поэта России, а как французская актриса... с акцентом самолюбовани я и нотками унижения Высоцкого и его соотечественников. В СССР, как рассказывает Влади, она занималась главным образом спасением мужа от периодических запоев. Хохмы у Машеньки (так! – М.) безудержные... А все оттого, что наивная Маринка вбил а себе в голову иллюзию, будто только ей, жене, «удел от Бога дан» писать о Высоцком, а те, которые его не знали... сплошные нули по сравнению с нею, Единицей.

–4 дня мог легко написать статью «Песни Владимира Высоцкого – зеркальное отражение советской действительности», затем показать статью ему и попутно прочесть ему же профессорскую лекцию о том, что Высоцкий – уникальнейшее, феноменальное явление российского магнитофонного Парнаса! В своей правоте я бы «живо его убедил». Высоцкий бы просто «обалдел» от моего огненного и вместе с тем глубоко доказательного признания!

Моим читателям важно знать: автор без стрессов , без черной печали и зеленой меланхолии и без никаких комплексов. Он готов принять с улыбкой Сократа критику...

Высоцкий любил птиц. Но только аистам по святил отдельную песню. Аистами я и хочу закончить...

Спасибо, Аист, спасибо, птица:
Так и долж но было случиться!..

P. S.

МАРГУЛИС

[1] Так в тексте. – М.

Раздел сайта: