Намакштанская И. Е., Романова Е. В.: Символические образы природы в поэтических произведениях В. Высоцкого

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ

В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. ВЫСОЦКОГО

Природа в творчестве В. Высоцкого занимает одно из важнейших мест. Причем, выступая в качестве фона, на котором изображается состояние души человека, она сопереживает с ним или помогает ему, а во многих случаях как бы становится рядом с человеком и терпит те же обиды, так же, как и он, реагирует на все происходящее.

Ярким примером воплощения этой темы является песня "ЭХО" ("Расстрел горного эха" или "Горное эхо"). Кстати, в греческой мифологии эхо имеет свою историю. Эхо – имя нимфы, от которого получило название это звуковое явление. Нимфа была наказана богиней земли Гéрой за чрезмерную болтовню и умела произносить только концы слов, не зная их начала. Римский поэт Овидий рассказал историю любви нимфы Эхо к Нарциссу. От любви Эхо истаяла, но сохранила голос, который звучал как отзвук чужих слов. Звучит этот голос и в поэзии В. С. Высоцкого:

В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха,
помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник,
Жило-поживало веселое горное,
горное эхо, –
Оно отзывалось на крик – человеческий крик.
Когда одиночество комом подкатит под горло,
под горло
И сдавленный стон еле слышно в обрыв упадет,
Крик этот о помощи эхо подхватит,
подхватит проворно,
Усилит – и бережно в руки своих донесёт.

Использовал поэт и парные символы славянской и мировой мифологии. Для лучшего понимания их смыслов рассмотрим вначале некоторые из них в контексте мифологии, а затем сравним с теми значениями, с которыми они встречаются у В. С. Высоцкого.

Символы "верх и низ" в космическом плане соответствуют коррелятивной оппозиции "небо – земля" – "вершина – корни" мирового дерева. Противопоставление "небо – земля", в свою очередь, символизирует божество на небе и человека, на земле. "В ряде случаев, – пишет М. М. Маковский, – значение "небо" относится со значением "земноводные" (символ Вселенной, а также божества и святости) и, соответственно, со значением "бог"…"[1, 229]. Эта тема довольно широко представлена в поэзии В. Высоцкого:


Он встретит бога там – ведь есть, наверно, бог!
[…] Осталось нам немного лет,
Мы пошустрим – и, как положено, умрём.
[…] А если там и вправду – бог,
Ты всё же вспомни – передай ему привет!

("Баллада об уходе в рай")

Жаль, жена подложила сюрприз:
Пока я был на самом верху –
Она с кем-то спустилася вниз…

("Песенка про прыгуна в высоту")

Я признаюсь вам как на духу:
Такова вся спортивная жизнь, –
Лишь мгновение ты наверху –
И стремительно падаешь вниз.

("Песенка про прыгуна в высоту")

Вот раньше жизнь! –
И вверх и вниз
Идёшь без конвоиров, –
Покуришь план,
Идёшь на бан
.

("Вот раньше жизнь")

Символы верхнего и нижнего в дуалистических мирах – главное противопоставление. По критерию " верх-низ " различают земной мир , где живут люди, как нижний по отношению к верхнему – небу. "Для многих мифологий особенно характерно перемещение героя из земного мира вверх на небо либо – вниз земной или подземный мир) по мировому дереву, соединяющему все три мира" [2, 233]. И всегда перемещения из одного мира в другой связаны с опасностью для жизни героев ( нельзя оглядываться, нельзя разговаривать и т. д.). А вот как у В. С. Высоцкого:

И снизу лед и сверху маюсь между,
Пробить ли верх иль пробуравить низ?

("И снизу лёд и сверху – маюсь между")

"Мать сыра земля" – частый образ в русских песнях-плачах. Под землей – в преисподней, аду – пребывают существа, связанные со смертью. А вот кто пребывает там в песнях и стихотворениях Высоцкого:

Когда провалишься сквозь землю от стыда
Иль поклянёшься:
"Провалиться мне на месте!"
Без всяких трудностей ты попадёшь сюда,
А мы уж встретим по закону, честь по чести.

("Марш антиподов")

Здесь очевидно обыгрывание автором прямого и метафорического значений фразеологизмов "провалиться мне на этом месте" (при клятвах о правдивости, достоверности информации) и "провалиться сквозь землю от стыда".

Из заморского из лесу,

Где такие злые бесы –
чуть друг друга не едят, –
Чтоб творить им совместное зло потом,
Поделиться приехали опытом.

("Песня-сказка о нечисти")

В верованиях и сказаниях есть и такое цветовое противопоставление: "белый – черный". Оно имеет свои варианты: "свет – тьма", "светлый – тёмный", "день – ночь", "красный – чёрный". Цветовые противопоставления отобразились в гаданиях, изображениях борьбы сил добра и зла, в ритуалах. Сравните идиомы: "белый свет", "белая зависть", "чёрная зависть", "чёрные мысли", "светлая голова", "темнить в разговоре", "очернить кого-нибудь", "тёмное пятно", ("темна пляма" – укр.), "тёмное царство" ("темне царство" – укр.), "тёмные дела", ("темнi дiла", "темнi справи" – укр.). У В. Высоцкого эта оппозиция фигурирует таким образом:

А ей невероятно повезло:
Под танго музыкального салона
Пришла к нему под чёрное крыло –
И встала рядом белая мадонна!

("Жили-были на море")

Она читает грустные романы, –
Ну пусть сравнит, и ты доверься ей, –
Ведь появились чёрные тюльпаны –
Чтобы казались белые белей.

("Красивых любят чаще и прилежней")

Но чуден звон души моей помина,
И белый день белей,
И ночь черней и суше снег […]

"В младенчестве нас матери пугали ")


Сторож седой охраняет, туман.

("Сколько чудес за туманами кроется")

Я по полю вдоль реки:
Света – тьма, нет Бога!

"Моя цыганская")

Почему – во тьме,
Как барак чумной?
Свет лампад погас,
Воздух вылился…
?

("Очи черные")

Где ты, чудовищная мгла,
Которой матери стращают?
Светло –
Ни солнца
мглу не освещают!

("Упрямо я стремлюсь на дно")

Интересна оппозиция "дом-лес", имеющая значения: "свой-чужой", "близкий-далекий", "добрый-зловещий", "помогающий – создающий многочисленные трудности и препятствия", "понятный-таинственный" и т. д. Названные значения отразились и во фразеологии: "Дома и стены помогают", "Дома и солома съедома", "Тёмный лес". У В. С. Высоцкого оппозиция "дом-лес" особенно ярко отражена во второй части песни "Очи чёрные":


Погружён во мрак,
На семи лихих
Продувных ветрах,
Всеми окнами

А воротами –
На проезжий тракт?

Кстати, дом у поэта имеет разные варианты: "хижина", "дворец", "терем", "изба", "шалаш", "хата". Например:

[… ]
Что этот дом –
Пусть ночью, днём –
Всегда твой дом,
И здесь не смотрят на тебя с укором.

"В этом доме большом раньше пьянка была")

Среди заросших пустырей
Наш дом – без стен, без крыши – кров […]

("Мистерия хиппи")


!

("Здесь лапы у елей дрожат на весу")

Выходили из избы
Здоровенные жлобы
Порубили все дубы
на гробы.

("Лукоморья больше нет")

Я забыл про отчий дом …]

("Я не пил, не воровал")

Распрекрасно жить в домах
На куриных на ногах […]

"Лукоморья больше нет")

Холодно, холодно в доме.

("Песня-сказка о старом доме на Новом Арбате")

Дом хрустальный на горе – для неё,
Сам, как пёс бы, так и рос – в цепи.

"Лукоморья больше нет")

Николай, печась о брате,

Ну а Пров укрылся в хате
И оттуда хохотал.

"Про двух громилов - братья Прова и Николая")

Использует поэт и такой приём, когда описание темноты эксплицитно не противопоставляется светлому, а подразумевается. Например, в песне "Моя цыганская":

В кабаках – зелёный штоф,
Белые салфетки, –
Рай для нищих и шутов,
– как птице в клетке.
В церкви – смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан…
Нет, и в церкви всё не так,
!

Интересно отметить, что в мифологии и в литературе противопоставление "правый-левый" часто связывается с такими понятиями, как "право", "правда", "справедливость", "правильный" и т. д., с гаданиями, приметами, с Правдой – на небе и Кривдой – на земле. М. М. Маковский находит соотношение значений "левый" – "правый" и со значениями "женщина" – "мужчина", а также "рожать", "производить на свет" [1, 208]. А вот с какими значениями функционирует эта оппозиция у В. Высоцкого:

И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже,
И нельзя мне солнца, и нельзя луны.
не имею права,
Можно лишь – от двери до стены.

Можно только неба кусок, можно только сны.

("За меня невеста отрыдает честно")

[… ] налево
я им раздаю "чаевые".
[…] Направо налево
моя улыбалась шалава.
[…] И справа и слева
я ей основательно врезал.

"Я женщин не бил до семнадцати лет")

Помер мой сосед, что справа,
Тот, что слева, .

"Песня о госпитале")

Слева бесы, справа бесы.
Нет, по новой мне налей!
Эти – с нар, а те
Не поймёшь, какие злей.

("Слева бесы, справа бесы")

Оппозиция "день-ночь" и сопутствующие ей образы (черти и другая нечистая сила, петух, солнце, месяц, заря) основываются на борьбе сил добра и зла. Приведём несколько примеров данной оппозиции, функционирующей в песнях и стихотворениях В. Высоцкого:

Он днём был склонен к мыслям и мечтам,
.

("Баллада о Кокильоне")

Я в ночь влетел минуя вечер, сразу, –
.

("Я первый смерил жизнь обратным счётом")

Образы времени года в славянской мифологии характеризуются своими оппозициями, наиболее частыми из которых являются Зима и Весна. В их противоборстве побеждает Весна, которой помогает Ярило – солнце, весенние ветры и оживающая природа. Особенно четко оппозиция "Зима-Весна" отражена у В. С. Высоцкого в песне "Проделав брешь в затишье", в которой для усиления подтекста используются коррелятивные пары: "свет-мгла", "ручьи-поземка", "мороз-тепло", "успех-пораженье", "тепло-холод". Например:

И битва идёт с переменным успехом:
Где свет и ручьи –
И воины в лёгких небесных доспехах
С потерями вышли назад из котла.
[…] А в зимнем тылу говорят об успехах,
И наглые сводки приходят из
Но воины в лёгких небесных доспехах
Врубаются клиньями в царство зимы.

Звёзды и созвездия во многих мифологиях ассоциируются с образами животных. В Древней Вавилонии на соответствии 12 созвездий и таком же числе животных основано выделение 12 знаков зодиака (зодиак на греческом языке – животное). Астральные мифы были положены в основу картины движения небесных светил, которые описываются с помощью символов животных.

В астральной мифологии звезда ассоциируется с собакой, посаженной на цепь и пытающейся сорваться. "Полярная звезда считалась "стержнем небосвода" и уподоблялась "пупу земли": ср. др. -сев. maena "хребет, спинный мозг" [1, 158]. Название звезды Собачий Хвост (Собака) было известно в Риме и Древней Индии, Большая Медведица изображалась в виде колесницы.

– люди, переместившиеся с земли на небо. Так, Большая Медведица – это Каллисто, созвездие Волопас-Икарий, созвездие Девы- Эригона, Плеяды – семь дочерей Атланта, созвездие Близнецов – Кастор и Поллукс, Млечный путь – богиня Гера разлила по небу молоко, Марс связан с богом войны. У В. Высоцкого чаще всего звезды используются как астрономические тела, на значении которых отпечатан мифологический смысл, а также как символ награды или указателя жизненного пути. Например:

А звёздный знак его – Телец
Холодный Млечный Путь лакая.

("Прерванный полёт")

Где же наша звезда?
– здесь, может – там

("В холода, в холода…")

Здесь
чудес немало
Есть –

!

("Бродят по свету люди разные… '")

Дела мои любезные,
я вас накрою шляпою,

Не взять волшебных ракушек –
звезду с небес сцарапаю,
Алмазную да крупную –
какие у цариц!

"Реальней сновидения и бреда")

На свой зодиак человек не роптал –
Да звёздам страшна ли опала!

("О знаках зодиака")

Вот покатилась вторая звезда –

Я бы Звезду эту сыну отдал,
Просто – на память…
В небе висит, пропадает звезда –
Некуда падать.

"Песня о звёздах")

[…]Я б для тебя украл весь небосвод
.

("О нашей встрече")

Как мы уже отмечали, используя пословицы и поговорки, В. Высоцкий зачастую изменяет их содержание, контекст или сферы функционирования. Одним из примеров такого преобразования является фразеологизм "хватать звёзды с неба", который в песне "Реальней сновидения и бреда" прозвучал таким образом:

золочённом блюде,
Чтобы при них вам век прокоротать, –
Да вот беда – заботливые люди
Сказали: "Звёзды с неба – не хватать!"

"То ли – в избу и запеть…", проникнутой чувством горечи, иронии и сарказма, звезда, на наш взгляд, используется как символ идеологии государства. Судите сами:

Назло всем – насовсем
Со звездою в лапах,
Без реклам, без эмблем,
В пимах косолапых…

Не почуял запах, –
Отдохнуть бы, продыхнуть
Со звездою в лапах!

Таким образом, "природный" мир В. Высоцкого богат и многообразен. Он отражает как мифологическое и религиозное представление о ее сущности и силах, так и авторское, которым поэт обогатил наше восприятие окружающего. Ибо, несколько перефразируя слова Ю. М. Лотмана, можно сказать, что то, что мыслит, и само имеет смысл (создает сознание и сознанием является). И далее: "Эта погруженность в двойственный мир всегда остро ощущалась поэтами, которые видели в ней сущность позиции человека среди окружающего его духовно-материального пространства" [3, 385].

1. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов.

2. Мифы народов мира. Энциклопедия:

3. Ло тман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX века). СПб., 1994.

Раздел сайта: