Попов В. И.: Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938 - 1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников
Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

БИБЛИОГРАФИЯ

Освещая разные аспекты темы «Владимир Высоцкий», автор данного исследования В. И. ПОПОВ опубликовал с 1983 года по настоящее время более 80 работ в газетах, журналах, научных сборниках, выпустил две книги о Высоцком. Перечислим здесь наиболее, на наш взгляд, заслуживающие внимания.

Владимир Высоцкий: «Нам проверка на прочность – бои!..»// Вожатый.–М., 1987.– № 10.–С. 51–53. О Высоцком и его военных песнях.

В. Высоцкий: «Мой путь один, всего один, ребята, мне выбора, по счастью, не дано!»// Уральский университет.–Свердловск, 1988.– 25 января. О песнях Высоцкого.

Владимир Высоцкий: «Я приду по ваши души!..»// Уральский следопыт.– Свердловск, 1988.–№ 1.–С. 57–60.

«... и прокричит нам правду о нас». Заметки о творчестве В. С. Высоцкого// На смену! – Свердловск, 1988.–23 июля.

«Вы хрип мой разбирали по слогам...»// Уральский университет.–Свердловск, 1988.–26 сентября. О блатных песнях. Б. Окуджава о Высоцком.

«Гитара опять не хочет молчать...»// На смену! –Свердловск, 1989.–25 июля. Статья на тему: Высоцкий — композитор.

«Страна любви – великая страна!»// Путевка.–Свердловск, 1989.–25 июля. Песни Высоцкого: от «жестокого романса» до трагедии.

В зеркале идеологии. Сегодня день рождения Владимира Высоцкого// Наука Урала.–Свердловск, 1990.–25 января.–№ 3. Западная и советская печать и радио о Высоцком.

«Он был поэтом по природе...»// КЛИП /Культура. Литература. Искусство. Политика/ –Свердловск, 1990.– №18 (апрель). О песенном творчестве Высоцкого.

Владимир Высоцкий и политпесня. 25 июля 1990 года – 10 лет со дня смерти В. Высоцкого// Путевка.–Свердловск, 1990.–24 июля.

В. Высоцкий: «Что-то там перепутано, что-то наоборот...»//Уральский университет.– Свердловск, 1991.–25 февраля. Высоцкий и литературный альманах «Метрополь». Лицо Феликса Кузнецова, литературного критика, в этой истории.

«... Но надо, надо сыпать соль на раны…»/ Размышления об авторской песне// Военный железнодорожник.–Екатеринбург, 1992.–№ 43 (октябрь). Авторская песня и Высоцкий.

Персона нон–грата. К дню рождения Владимира Высоцкого// Путевка.–Екатеринбург, 1993.–26 января. КГБ и Высоцкий.

Песенные «айсберги» Владимира Высоцкого// Музыкальная жизнь.— 1993.–№ 2.–С. 23. О серии дисков: «На концертах Владимира Высоцкого». Отрицательная рецензия.

«Словарь языка Владимира Высоцкого»// Уральский следопыт.–Екатеринбург, 1993.–№ 11–12. С. 21–22. О научной работе Б. Н. Барабошкина, свердловского исследователя творчества Высоцкого.

«Моя профессия – голос». Разговор с профессионалом// Областная газета «Екатеринбургские ведомости», 1994.–2 декабря./ В. И. Попов вел беседу с екатеринбургским преподавателем фонопедии и сценической речи

Э. М. Чарели, который в 1967, 1968, 1969 гг. работал в Москве с В. Высоцким (и другими актерами Таганки) над исправлением дефектов сценического голоса.

Суворов Виктор (В. И. Попов). «Я бодрствую, но вещий сон мне снится…»/ Размышления по поводу старого фильма// Республика.–Екатеринбург, 1995.– 9 февраля.— № 6.— С. 12. О фильме «Короткие встречи», в котором играл Высоцкий.

Суворов Виктор (В. И. Попов). «Я спросил: «Зачем идете в горы вы?»//Республика.–Екатеринбург, 1995.–16 марта.–№ 11.–С. 13. О фильме «Вертикаль», где играл Высоцкий.

Суворов Виктор (В. И. Попов). «И не сгореть... нельзя.» 15 лет со дня смерти. Высоцкого// Республика.– Екатеринбург, 1995.–20 июля.–№ 29. Высоцкий в фильме «Служили два товарища».

Суворов Виктор (В. И. Попов). «Это всё про нас сегодняшних!» Размышления по поводу фильма, который пришел к зрителю через 20 лет после его создания/Наш кинозал: к 100–летию кино//Республика.–Екатеринбург, 1995.–27 июля.–№ 30. Об «Интервенции», где у Высоцкого одна из главных ролей.

Попов В. В. Высоцкий: «Но фигу, что ношу в кармане,— не покажу!» Помним.// На смену!–Екатеринбург, 1995.–25 июля. О песнях Высоцкого.

Владимир Высоцкий: «Ведь вся история страны – история болезни». О том, как судили песню. К 15-й годовщине со дня смерти// Областная газета «Екатеринбургские ведомости», 1995.–25 июля. О судебном процессе В. И. Попова в Свердловске в 1986 году против газеты обкома КПСС «Уральский рабочий» и о «Баньке по–белому» В. Высоцкого.

«Я три своих аккорда перебрал...» К 15–летию со дня смерти Владимира Высоцкого// Екатеринбургская неделя, 1995.–28 июля –4 августа. Высоцкий — композитор.

Композитор ли Высоцкий? [20] Взгляд// Екатеринбургская неделя, 1996.–26 января.

Продолжение разговора на эту тему после предыдущей публикации:

–Екатеринбург, 1996.–25–31 января.–№ 4.–С. 9.

Ст. 2–я (окончание): Он всегда с нами. Диск–гармония// Главный проспект.–1996.–15–21 февраля.–№ 7. Про пять компакт–дисков В. Высоцкого, выпущенных в Екатеринбурге Уральским электромеханическим заводом.

Женская тема и жестокий романс. Сегодня день памяти Владимира Высоцкого// Областная газета.–Екатеринбург, 1996.–25 июля.

Диссидент, хулиган, Поэт, Лауреат. Правда под гитару// Областная газета.— Екатеринбург, 1997.–5 ноября. К 10–летию со дня присуждения В. Высоцкому Государственной премии СССР 1987 года.

Соль поэзии// Областная газета.–Екатеринбург, 1998.–23 января. Беседа В. И. Попова с екатеринбургским филологом В. С. Рутминским о творчестве Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого и других русских поэтов.

«... за графу за пятую». Еврейская тема в творчестве Владимира Высоцкого [22]// Областная газета.–Екатеринбург, 1998.–25 июля.

«Байки Высоцкого» (статья первая)// Областная газета.–Екатеринбург, 1999.–23 января. Вступительная статья и публикация расшифрованного с магнитофонной ленты устного рассказа–импровизации В. Высоцкого «Про космос».

Венки всегда дешевле, чем любовь. Лучший фильм о Высоцком –"Я не люблю"– сделан в Свердловске// Вечерние ведомости из Екатеринбурга, 1999.–26 января. Первый показ документального фильма «Я не люблю» состоялся в январе 1989 года в свердловском кинотеатре «Салют».

«Байки Высоцкого» (статья вторая). По вашей просьбе// Областная газета.–Екатеринбург, 1999.–22 мая. Публикация расшифрованных с магнитофонной ленты устных рассказов–импровизаций Высоцкого «Про кутум», «Два крокодила».

У того Лукоморья// Областная газета.–Екатеринбург, 1999.–5 июня. Пушкин и Высоцкий.

Никита Джигурда: «Высоцкий откричал за многих...»// Вечерние ведомости из Екатеринбурга, 1999.–23 июля./ Интервью В. И. Попова с артистом кино и бардом Н. Джигурдой, сделанное в Екатеринбурге.

«В 1983–84–м я стал выходить на Ваганьковское к могиле Высоцкого и петь песни и его, и свои... 24 января 1984 меня вызывают к ректору /театрального института/: «Мы из Комитета безопасности. Понимайте как приказ: вы завтра не должны выходить из дома».

Высоцкий в Свердловске// Подробности.– Екатеринбург, 1999.– 23 июля.

Семен Фарада: «Высоцкий на сцене работал блистательно»./ Интервью с артистом Театра на Таганке взял в Екатеринбурге В. И. Попов// Областная газета.– Екатеринбург, 1999.– 3 сентября.

Нравственно–воспитательный аспект песенного творчества В. Высоцкого //Музыкально–эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Тез. докл. науч. практич. конф., 25–26 февраля 1999 г., Екатеринбург/ Научное издание/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999. –Т. 3.–С. 20–21.

1. Педагогический потенциал жизни и творчества В. Высоцкого (1938—1980). Обзор литературы.

2. Проблемы реализации нравственного содержания авторской песни //Музыкально–эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Материалы докл. науч. практич. конф., 23–24 декабря, 1999 г., Екатеринбург/ Науч. издание/ Урал. гос. пед. Ун–т, Екатеринбург, 2000. – Т. 3.– С. 108–112.

1. Феномен Высоцкого как педагогическая проблема.

2. «Педагогические» воззрения барда Высоцкого// Музыкально–эстетическое образование в социокультурном развитии личности: материалы 1–й международной межвузовской науч.–практич. конф., 29–31 марта 2001 г., Екатеринбург / науч. Издание. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун–т, 2001.–Т. 4.– С. 129–135.

Диалоги о Высоцком: О песенных истоках В. Высоцкого.–Екатеринбург: Издание газеты "Штерн", 2000.–92 с.

Письма о Высоцком: Документально–публицистическая повесть.– Екатеринбург: Изд. Банк культурной информации, 2000.–296 с.

Известные и неизвестные Библиографические указатели

по творчеству В. С. Высоцкого, имеющиеся в нашем распоряжении.

(см. об этом на стр. 14–15 диссертации)

1. Владимир Семенович Высоцкий: Библиографический аннотированный указатель (1961–1986 гг.) Автор–составитель Л. А. Демин.– Свердловск, 1987. – 192 с. Зафиксировано 1280 источников. Машинопись, не издано.

2. В. С. Высоцкий: Алфавитный, хронологический и библиографический указатель–справочник. Сост. М. В. Воронова.–Воронеж, 1990.–91с.–Тир. 5000 экз. Учтено 437 источников.

3. Высоцкий в советской прессе: Сб./ Сост.: А. Федоров.–Кн. 1.–СПб.: Ассоц. «Тантал»; Изд–во «Каравелла», 1991.– 207 с.

4. Владимир Семенович Высоцкий. Что? Где? Когда? Библиографический справочник (1960–1990 гг.). Автор–сост. А. С. Эпштейн.–Харьков, 1992.–400 с. – Тир. 50000 экз.

5. В. С. Высоцкий: Библиографический указатель// Советская библиография: Указ. содержание 1971–1991 гг.–СПб.: Б-ка Рос. Акад. наук; Челяб. Гос. Ин–т искусства и культуры, 1994.–115 с.

6. Владимир Семенович Высоцкий в изданиях Западной Сибири: Библиографический справочник (1964–1996 гг.). Сост. и автор вступит. ст. Я. А. Яковлев. –Томск: Изд–во Томского ун–та, 1997. – 80 с. Тир. 500 экз. Названо 475 публикаций.

7. Владимир Семенович Высоцкий. Что? Где? Когда? Библиография 1991–1992 гг. (Сост. В. А. Дузь–Крятченко) // Мир Высоцкого. Исследования и материалы: Альманах–ежегодник. Вып. 1. – М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1997.–––С. 477–501. (415 публикаций).

8. То же. Продолжение: Библиография 1993–1994 гг. (Сост. В. Ш. Юровский) //Вып. 2. – 1998.– С. 557–608. (747 публикаций).

9. Владимир Семенович Высоцкий. Что? Где? Когда? 1995–1996. (Сост. В. Ш. Юровский) //Мир Высоцкого. Вып. Ш.–Т. 2.–М., 1999.–С. 534–583. (719 публикаций).

10. Публикации научного характера о В. Высоцком, не входившие в библиографии. 1988–1990-е годы (Сост. А. Е. Крылов) // Там же. – С. 584–587. (37 публикаций).

11. В. С. Высоцкий (1938–1980) в периодической печати Свердловска—Екатеринбурга и Свердловской области. Сост. А. Н. Гордийчук.– Кременец, Тернопольской обл., Украина, 1999. Зафиксировано 744 публикации. Машинопись. Не издано.

12. Владимир Семенович Высоцкий. Что? Где? Когда? 1997–1998. (Сост. М. Э. Тихомирова) // Мир Высоцкого. Вып. IV.– 2000.– С. 575–663. (1179 публикаций).

13. Перечень публикаций, посвященных В. С. Высоцкому в информаци–онном бюллетене «Вагант» и его приложениях. 1989–1996. (Сост. В. Ш. Юров–ский) // Мир Высоцкого. Вып. V.–2001.–С. 636–679. (465 публикаций).

Приложение 3

Анкета № 1 для 10–11–х классов

1. Есть ли у тебя дома проигрыватель виниловых пластинок, магнитофон, проигрыватель компакт–дисков, видеомагнитофон? (подчеркни нужное)

Расскажи о своих музыкальных привязанностях:

3. Что тебе больше всего нравится в этой музыке? Почему? (напиши подробнее)

4. Слушаешь ли ты представителей рок–музыки, авторской песни (других)? Кого? Почему?

5. Что ты знаешь об авторской песне? Что это такое? Назови её представителей.

6. Твоё отношение к авторской песне, к Владимиру Высоцкому?

7. Что ты знаешь о Высоцком? Какие его песни слышал (слушал)? Почему? Что тебе это даёт?

8. Учишься ли ты в музыкальной школе? В каком классе, на каком инструменте играешь?

9. Как оцениваешь преподавание уроков музыки в разных классах вашей школы? Чего не хватает, по твоему мнению, этим урокам? Твои пожелания?

Можешь дополнить (на отдельном листе) эту анкету своими «музыкальными» рассуждениями, если хочешь.

Спасибо!

Спустя несколько дней после ответов школьников на анкету № 1, состоялась первая полуторачасовая литературно–музыкальная встреча с ними. По окончании «Урока Высоцкого» были розданы анкеты № 2. Прозвучал с комментариями учителя следующий блок песен нравственно–гражданственной направленности:

«Сыновья уходят в бой» («Сегодня не слышно биенье сердец...»).

«Он не вернулся из боя» («Почему всё не так, вроде всё — как всегда…»).

«Аисты» («Небо этого дня — ясное...»).

«Я скачу, но я скачу иначе...».

«Песня о друге» («Если друг оказался вдруг...»).

«Вершина» («Здесь вам не равнина, здесь климат иной...»).

«Я не люблю фатального исхода...».

«Канатоходец» («Он не вышел ни званьем, ни ростом...»).

«Песня певца у микрофона» («Я весь в свету, доступен всем глазам...»).

«Москва — Одесса» или «Мне туда не надо» («В который раз лечу Москва — Одесса...»).

Ответы десятиклассников на предложенную Анкету №2

1. После сегодняшней встречи появился ли у тебя интерес к авторской песне, к песням Владимира Высоцкого? Нужны ли такие беседы?

–Иногда можно проводить такие беседы для развития. Но к таким песням я равнодушна. – Нужны для развития современной молодёжи. – Нет, меня он не заинтересовал. – Да, такие встречи нужны. Интерес был и до этого. – С теми людьми, которым это нравится (не мне). – Нет. – Да, такие беседы нужны, интерес появился к Высоцкому.– Да, конечно.– Я так не считаю. Другое время – другая музыка. Нам это не интересно. – Такие беседы нужны для того, чтобы просто хотя бы знали о выдающихся личностях нашей Родины.

2. Какие чувства, эмоции вызвало у тебя исполнение песен Высоцкого, а так же представленный их анализ? Какие песни?

– Было интересно.– Почти все песни вызвали у меня отвращение. А те, которые не вызвали, я не понял.– Некоторые – нормальные, а некоторые ни о чём.– Никаких.– Песни Высоцкого полны глубокого смысла, их нельзя слушать просто так, в них надо вдумываться.– Таких – нет.– Песни очень актуальные, даже в наши дни.– Разные песни по–разному.– Песни очень красивые. «Не люблю» – потрясающая песня, очень понравилась. Восхищение появляется к таким людям.

3. Все ли песни Высоцкого тебя заинтересовали или какие-то показались неинтересны? Почему? (Напиши подробнее.)

– Вообще, это не моё. – Задели все. Некоторые не понравились, но ни одна не оставила равнодушным.– Меня они не задели.– Каждая песня интересна по-своему.– Мне понравились все песни.– Некоторые показались неинтересны. В них слишком много смысла.– Я считаю, что актуальность этих песен прошла.– Некоторые песни были мне не совсем понятны.– Не все, не понимаю смысла.–Никакие.– Неинтересных не было.– Все песни, которые я слышала «задели» меня и показались мне интересными, т. к. содержат правду жизни и глубокий смысл. Высоцкий говорит то, что многие умалчивали. Он задевает тонкие струны души.– Все песни его своеобразны, каждая интересна по–своему.

4. Что больше останавливало твоё внимание: содержание стихов Высоцкого, мелодии песен, голос певца, манера исполнения? (Подчеркни) Почему? (Напиши подробнее.) [23]

– В его песнях всё сочетается.– Ничего.– Совсем неплохо.– Не понравилась манера исполнения, потому что сейчас так уже не исполняют.– Сюжетное содержание песен.– Голос певца очень хриплый и грубый. – Такое ощущение, что он не поёт, а говорит.– Содержание стихов и манера исполнения Высоцкого – это самое лучшее из его песен, т. к. мелодии мне не понравились.– Его песни правдивы и его голос и мелодии заставляют задуматься.– Нет таких.– До него и после никто не пел песни в таком стиле.

6. Что нового узнал ты об авторской песне и её представителях? Изменилось ли твоё мнение об этом виде искусства? Каково оно теперь? (Напиши подробнее.)

– Мне всегда нравилось такое искусство, как у Высоцкого.– Нет, не изменилось.– – Стало лучше.– Не изменилось.– Отношение к авторской песне изменилось после беседы.– Моё мнение не изменилось: авторская песня не вызывает у меня особого интереса.– Мнение моё осталось прежним. В принципе, я ничего нового для себя не узнал.– Типичный середнячок.– Ни-че-го.– Впечатление улучшилось.– Ничего нового. Мнение не изменилось.– Много нового узнала про Высоцкого.

7. Что тебе понравилось (не понравилось) в беседе о жизни и творчестве В. Высоцкого?

– Всё понравилось.– Не понравилось.– Обычная жизнь. Как у всех. Сейчас у всех такая.– Понравились песни, не понравилась беседа.– Понравилось всё. Я узнал больше о его жизни, о его творчестве. – Отношение окружающих к Высоцкому, любовь людей к нему.– Мне понравился разговор о его биографии, особенности восприятия его творчества.– Период жизни, когда Высоцкий искал, создавал свой театр. – Понравились комментарии к песням.

– Хорошо.– Чушь.– Интересные и содержательные.– Никак.– Отлично.–Комментарии хорошие, но я имею другое мнение об этих песнях. – Никак. У каждого человека должно быть своё видение песни.– Разделяю их с тем, кто рассказывал нам о его биографии и песнях.

9. Хотел бы ты продолжения разговора на эту тему? Почему?

– Нет. Для общего развития хватит и одного раза.– Нет. Слишком скучно.–Не особо.– Да, так как интересно.– Нет, надо просто слушать песни.– Конечно, очень интересно.– Не сильно, это не моя музыка.– Скорее всего – да.– Можно поговорить о любовной лирике.

10. Твоё мнение: надо ли сегодня изучать в школе авторскую песню, стихи и песни Высоцкого? В каких классах?

–Надо. В старших. Потому что раньше мне вообще это было непонятно.– Да. В старших классах. Безусловно, несколько уроков должно быть этому посвящено в 9 – 11-х классах.– Я считаю, что необязательно.– Нет, ученики и так слишком загружены.– А зачем? – Нет.– Надо в 10-м и 11-м классах. – Если только факультативом, по желанию. В 10 – 11-х классах.– Нет. По-моему, каждый человек должен выбрать сам, что ему нравится.– Изучать надо, но только факультативом, по желанию, во всех классах, начиная с 5-го.– Нет, кому интересно, тот сам будет этим заниматься.– Да, конечно, ведь это наша история.

11. О ком из бардов ты бы хотел услышать такую же по форме музыкально–литературнуюбеседу (с музыкальными иллюстрациями, с разбором текстов)?

– Розенбаум, Визбор, Окуджава.– О современных певцах.– Я не люблю бард. (!)–– Ни о ком.– Я этим не интересуюсь.

Спасибо за помощь!

Анкета № 3

для одиннадцатиклассников и студентов педагогического университета

М Ж (подчеркните) Возраст ………лет.

1. Нравятся ли Вам песни Высоцкого? Да Нет (подчеркните).

2. Что, по–Вашему, несут тексты Высоцкого? Какое содержание в них заключено? (подчеркните):

эгоизм, щедрость, боль за человека, любовь к человеку, любовь к жизни, сопереживание. (Можете сами пополнить этот список.)

3. Какие строки из песен Высоцкого Вы запомнили и полюбили? (Напишите на обороте.)

–Вашему, деструктивность? В чем она?

5. Что еще Вы хотели бы сказать о Высоцком? (Напишите на обороте.)

Спасибо за помощь!

для одиннадцатиклассников и студентов

педагогического университета

1. Какое впечатление произвели на Вас эти (8–9 №№) песни В. Высоцкого?

Что Вас в них заинтересовало, удивило или, быть может, оттолкнуло?

–Вашему, поёт В. Высоцкий в каждой из этих песен?

Что он хочет нам сказать? Что его волнует?

3. Как бы Вы назвали каждую из них, чтоб выразить ее главное содержание?

4. Что можно сказать об отношении автора к жизни, к человеку, к показанной ситуации, судя по этим песням?

5. Какие слова, по–Вашему, являются главными в этой песне, которыми можно охарактеризовать позицию ее автора?

(Т. е. слышат ли старшеклассники и студенты, умеют ли оценить интересные детали, находки поэта?)

7. Нужны ли, по–Вашему, сегодня песни Владимира Высоцкого? Почему?

Спасибо за ответы!

Приложение 4

ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

Несколько слов о происхождении этого списка.

–Йорка с 15–летним стажем проживания там) написать нам 20—30 названий его песен, которые они считают шедеврами. Подчеркиваем, именно знатоков, а не случайных людей. Приступив добросовестно к выполнению задания, знатоки все дружно зашли в тупик: оказалось, что на названных цифрах, на таком количестве песен у Высоцкого просто невозможно остановиться. Напомним: всего Высоцким написано и спето 408 своих песенных текстов. В итоге, каждый из исследователей назвал от 60 до 70 песен, и в сводном списке получилось 89 названий, которые и воспроизводим. Оговоримся сразу, у кого–то такой же список будет выглядеть несколько по–другому, но совпадения, убеждены, будут большие.

С этими шедеврами В. Высоцкого желательно знакомить, мы считаем, слушателей всех возрастов.

«10 дней, которые потрясли мир»).

В младенчестве нас матери пугали… (Посвящается В. Туманову).

В сон мне — желтые огни… (с рефреном: «Нет, ребята, всё не так! Всё не так, ребята!»).

… («Расстрел горного эха»).

Вдох глубокий. Руки шире… («Утренняя гимнастика»).

Всего лишь час дают на артобстрел: … («Штрафные батальоны»).

Всю войну под завязку… («Песня о погибшем летчике»).

Вцепились они в высоту, как в своё… («Высота»).

… («Охота на кабанов»).

Дайте собакам мяса…

Долго Троя в положении осадном… («Песня о вещей Кассандре»).

Дорогая передача… («Письмо в редакцию телевизионной передачи

«Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома — с Канатчиковой »).

Если я богат, как царь морской… («Дом хрустальный»).

Еще — ни холодов, ни льдин… («Памяти Василий Шукшина»).

За нашей спиною остались… («…Черные бушлаты»).

— странны…

Как засмотрится мне нынче… («Купола»).

Капитана в тот день называли на ты… («Баллада о брошенном корабле»).

Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!.. («Банька по-черному»).

Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт… («О фатальных »).

Кто сказал: «Все сгорело дотла…» («Песня о Земле»).

Лихие карбонарии, закушав водку килечкой… («Гербарий»).

Лукоморья больше нет. Антисказка.

Мне судьба — до последней черты, до креста…

… («Братские могилы»).

На судне бунт, над нами чайки реют!.. («Пиратская»).

Нежная Правда в красивых одеждах ходила… («Притча о Правде и Лжи»).

Нет меня — я покинул Расею…

– Ой, Вань, гляди, какие клоуны… («Диалог у телевизора»).

… («Натянутый канат»).

От границы мы Землю вертели назад… («Мы вращаем Землю»).

Открытые двери больниц, жандармерий… (Михаилу Шемякину).

Под собою ног не чую… («Про речку Вачу и попутчицу Валю»).

Пожары над страной все выше, жарче, веселей… («Пожары»).

— с шеею короткой… («Баллада о короткой шее»).

Почему всё не так? Вроде — всё как всегда… («Он не вернулся из боя»).

Протопи ты мне баньку, хозяюшка… («Банька по-белому»).

Сам виноват — и слезы лью, и охаю… («…Чужая колея»).

Сон мне снится — вот те на… («Мои похорона, или Страшный сон очень »).

Так случилось — мужчины ушли…

Там у соседа — пир горой… («Смотрины», В. Золотухину и Б. Можаеву).

Ты идешь по кромке ледника… («К вершине». Памяти Мих. Хергиани).

У меня запой от одиночества… («Про «черта»).

… («Спасите наши души!»).

Хорошо, что за ревом не слышалось звука… («Затяжной прыжок»).

Час зачатья я помню неточно… («Баллада о детстве»).

Чтоб не было следов, повсюду подмели… («Горизонт»).

Шел я, брел я, наступал то с пятки, то с носка… (Грусть моя, тоска моя…).

… («Лекция о международном положении, прочитанная человеком, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство, своим сокамерникам»).

Я все вопросы освещу сполна…

Я вчера закончил ковку… («Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме».

— мы когда-то всегда умираем… («Райские яблоки»).

… («Я не люблю»).

Я при жизни был рослым и стройным… («Памятник»).

Я сам с Ростова, я вообще подкидыш… («Летела жизнь»).

Я скачу, но я скачу иначе… («Бег иноходца»).

… («Посещение Музы, или Песенка плагиатора»).

Дилогия «Две песни об одном воздушном бое»):

Их восемь – нас двое, расклад перед боем – не наш…(«Песня летчика»).

— «як», истребитель, — мотор мой звенит… («Песня самолета–истребителя»).

Дилогия «Два письма»:

Здравствуй, Коля, милый мой, друг мой ненаглядный!..

— не поверю я…

Дилогия о микрофонах:

Я весь в свету, доступен всем глазам… («Песня певца у микрофона»).

Я оглох от ударов ладоней… («Песня микрофона»).

«История болезни»:

… («Ошибка вышла»).

На стене висели в рамках бородатые мужчины… («Никакой ошибки»).

Вдруг словно канули во мрак («История болезни»).

«Охота на волков»:

Рвусь из сил — и из всех сухожилий… («Охота на волков»).

Словно бритва рассвет полоснул по глазам… («Конец охоты на волков, или Охота с вертолетов»).

Из цикла песен в кинофильме «Вертикаль» (1966):

В суету городов и в потоки машин… «Прощание с горами»).

… («Песня о друге»).

Здесь вам не равнина, здесь климат иной…

Мерцал закат как сталь клинка… («Военная песня»).

Я спросил тебя: «Зачем идете в гору вы?» («Скалолазка»).

Трилогия к фильму «Земля Санникова» (1973):

Все года, и века, и эпохи подряд… («Белое безмолвие»)

… («Баллада о брошенном корабле»)

Вдоль обрыва, по-над пропастью… («Кони привередливые»)

«Единственная» (1975):

Во хмелю слегка лесом правил я… («Погоня…»)

Что за дом притих, погружен во мрак… («Старый дом»)

«Стрелы Робин Гуда» (1975):

Если рыщут за твоею непокорной головой… («Баллада о вольных стрелках»)

Замок временем срыт и укутан, укрыт… («Песня о времени»)

… («Баллада о любви»)

Средь оплывших свечей и вечерних молитв… («Баллада о борьбе») 1976):

Дилогия к фильму «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976):

Как во смутной волости… («Веревочка» – «Разбойничья»)

… («Купола»)

ПЕСНИ В. ВЫСОЦКОГО О СПОРТЕ

СПОРТ — это всегда коллизия, всегда соперничество, когда финал – неизвестен, драматургия поединка человека с человеком, человека с предметом, человека с самим собой. В карточках «Спортлото», в которое во времена В. Высоцкого играла вся страна, фигурировало 7 х 7= 49 видов спорта. Поэт–певец говорил своим слушателям, что собирается воспеть все 49 номеров, но успел сделать только половину.

Но если взять песни Высоцкого о спорте, то у него, кроме чисто спортивного сюжета, практически в каждой песне есть еще некая социальная параллель, выход автора на какие-то более широкие, даже, может быть, философские обобщения. (О некоторых таких «спортивных» песнях мы в диссертации говорили.)

«Утренняя гимнастика» («Вдох глубокий, руки шире…»). Но вслушаемся в ее текст: «Прочь влияние извне…»…«…бег на месте — обще-прими-ря-ю-щий…».

О чем это? Песня, возникшая в 1968 году, «воспевающая» именно то время в стране, «железный занавес», которым мы отгородились от всего мира, и ту обстановку начинавшегося застоя, когда она появилась.

Итак, назовем здесь все «спортивные» песни В. Высоцкого.

Бег иноходца («Я скачу, но я скачу иначе…»).

«Да, сегодня я в ударе…»).

Затяжной прыжок («Хорошо, что за ревом не слышалось звука…»).

К вершине («Ты идешь по кромке ледника…»).

«Комментатор из своей кабины» (футбольная).

Кто за чем бежит («На дистанции четверка первачей…»).

«Я бегу, топчу, скользя, по гаревой дорожке…»).

Марш аквалангистов («Нас тянет на дно как балласты…»).

Марш футбольной команды Медведей для кинофильма «Бегство мистера Мак–Кинли» («Когда лакают святые свой нектар и шери–бренди…»).

Песенка про метателя молота («Я раззудил плечо — трибуны замерли…»).

«Разбег, толчок и стыдно подыматься…»).

Песенка прыгуна в длину («Что случилось, почему кричат?..»).

Песня о сентиментальном боксере («Удар, удар… Еще удар…»).

Песня про конькобежца на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную, а он не хотел («Десять тысяч — и один забег остался…»).

— конфликт. А событие-то еще и не начиналось!

Про велосипедистку Галю («Мы с мастером по велоспорту Галею…»).

Про правого инсайда («Мяч затаился в стриженой траве…»).

Профессионалы или Песня о хоккеистах («Профессионалам — зарплата навалом…»).

Дилогия:

«Пытаются противники…» и

Песня о штангисте, или Вес взят: («Как спорт — поднятье тяжестей не ново…»).

«Утренняя гимнастика» («Вдох глубокий, руки шире…»).

Дилогия «Честь шахматной короны»:

Подготовка («Я кричал: «Вы что там, обалдели?..»).

Игра («Только прилетели — сразу сели…»).

Цикл песен про альпинистов из кинофильма «Вертикаль»:

«Я спросил тебя: «Зачем идете в гору вы?..»).

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной…».

Прощание с горами («В суету городов и в потоки машин…»).

Примечания

[20] В заголовке авторской рукописи вопроса не было. Было утвердительное: «Композитор Владимир Высоцкий». В редакции газеты сильно застеснялись такой безапелляционности и озаглавили по–своему.

«стеснительной» (и это – в 1996 году!). Авторский заголовок был такой: «Бесцензурные песни Высоцкого».

«Еврейская тема в творчестве Владимира Высоцкого. В редакции екатеринбургской газеты «засмущались» и напечатали (в1998 году!): «Так называемая еврейская тема в творчестве…»

[23] В этом вопросе чаще подчёркивали: «содержание стихов», «манера исполнения», «мелодии песен».