Попов В. И.: Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938 - 1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретическое и опытно–экспериментальное исследование – «Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938 – 1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно–гражданской позиции современных школьников» – подтвердили актуальность и значимость поднимаемой проблемы, целесообразность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы.

I. Анализ научной литературы показал, что жизнь и синкретическое творчество В. Высоцкого надо рассматривать в контексте отечественной культуры второй половины ХХ века как историко–культурную энциклопедию жизни русского народа, обладающую значительным нереализованным педагогическим потенциалом. О синкретичности песенного творчества В. Высоцкого мы говорим здесь не в смысле архаическом этого понятия (характеризующего искусство первобытное, неразвитое, фольклорное), но в современном, модернизированном его понимании по отношению к его творчеству – как слитность, нерасчлененность, взаимопроникновение, взаимовлияние его составляющих: поэзии, музыки, аккомпанемента, голоса, артистизма исполнения. Такой «синтетический» подход к песням Высоцкого, не разделяющий музыкальное, поэтическое, исполнительское начало в них и не разрушающий художественного единства эстетического мира барда, дает на уровне практическом возможность донести до учащихся песни В. Высоцкого целостно – и как литературный, и как музыкальный артефакт. Считаем, что этот синкретизм – одна из главных составляющих в характеристике творчества великого барда и дальнейшая разработка этого направления, нам представляется, перспективной.

II. Гражданственность, правдивость, проблемность, философская направленность, народность, злободневность и актуальность – вот квинтэссенция песенного творчества поэта, его огромного педагогического потенциала,нравственно–гражданского и художественно–эстетического воздействия его песен на школьников.

III. Опытно–экспериментальное исследование выявило, что знания у современных школьников о жизни и творчестве В. Высоцкого практически отсутствуют, что объясняет преобладание в анкетах о нем, в беседах ответов нейтрального и негативного характера.

Для определения уровня развития нравственно–гражданственной позиции школьников были сформулированы трехуровневые характеристики, критерии, показатели (вербальные и в баллах) восприятия школьниками песен, баллад В. Высоцкого.

1–й критерий: эмоционально–художественное восприятие;

2–й критерий: понимание школьниками (старшеклассниками) нравственно–гражданской позиции, выраженной в произведении В. Высоцкого;

3–й критерий: творческий, т. е. умеют ли ученики использовать в своем витагенном опыте знания, полученные от прослушивания баллад, песен поэта–певца – от «Уроков Высоцкого». Каждый из критериев в свою очередь подразделяется на три уровня: высокий (4–5 баллов), средний (3 балла), низкий (1–2 балла). В свою очередь, для каждого уровня развития сформулированы вербальные характеристики.

После нескольких музыкально–поэтических бесед о В. Высоцком интерес у детей к нему резко возрастает, появляется желание продолжать знакомство с его творчеством, слушать его песни, читать о нём. Отчетливо прослеживается положительная динамика нравственно–гражданского развития школьников. Концептуально: педагогический потенциал песенного творчества Владимира Высоцкого может быть реализован в процессе воспитания нравственно–гражданской позиции школьников, т. к. многие его песни, баллады – это нравственный урок человека, делающего в некой нестандартной, пограничной (маргинальной) ситуации тот или иной выбор, решающий его собственную судьбу или судьбу окружающих его людей.

IV. В процессе исследования проблемы, теоретического осмысления результатов и многолетней проверки наших положений на практике в общении со школьниками нами была сформулирована педагогическая модель, которую мы назвали «Уроки Высоцкого». В основе ее – следующие принципы реализации педагогического потенциала песен В. Высоцкого.

1. Целенаправленный отбор песенных текстов с ярко выраженной гражданской направленностью.

2. Отбор произведений по возрастному признаку учетом психолого–педагогической доминанты развития подростков.

3. Анализ поэтической, музыкальной и исполнительской составляющих песен В. Высоцкого с обязательным выявлением подтекста.

4. Презентация и репрезентация песен В. Высоцкого в авторском (актерском) исполнении.

5. Аксиологический принцип анализа художественно–выразительных средств в песнях В. Высоцкого.

6. Интерактивность, диалогичность «Уроков Высоцкого»: автор – учитель – ученики, автор – его герои – слушатели и т. д.

7. Гибкость, вариативность нравственно–эмоциональных установок (учителя) на восприятие песен, баллад, позволяющих ученикам раскрыть многозначность их интерпретации.

8. Построение «Уроков Высоцкого» на основе их эмоционально–образной драматургии.

9. Взаимодействие линейности и концентризма в изучении учениками творчества поэта–певца.

10. Мониторинг педагогической результативности «Уроков Высоцкого» на основе разработанных приемов и критериев сформированности нравственно–гражданской позиции школьников.

Внедрение разработанной педагогической модели, направленной на успешную реализацию педагогического потенциала песенного творчества В. Высоцкого, подтвердило её целесообразность и эффективность: появился интерес к биографии и творчеству поэта–композитора–актёра, углубилось понимание его песенного творчества, возникло эмоционально–положительное отношение к нему.

–гражданского и художественно–эстетического развития, должно быть освоено подростками.

Данное исследование нам представляется инновационным, поскольку в таком аспекте песенное творчество Высоцкого ранее практически не рассматривалось. В разных разделах диссертации мы даем (в подтверждение тех или иных положений) анализ, свои трактовки некоторых его песен – примеры интерпретации текстов, подтекста в контексте эпохи, в которую творил В. Высоцкий. Всё это вполне может использовать учитель, ведущий со школьниками беседу о его творчестве.

Следующим этапом исследований должны стать разработки:

«Жизнь и творчество Владимира Высоцкого»;

варианта методического пособия под названием «Авторская песня в школе»;

учебных планов для факультативного изучения творчества В. Высоцкого в педагогических вузах.

Владимира Высоцкого со стороны музыковедов, философов.

Раздел сайта: