Рослякова В. Н.: Луна в поэзии Высоцкого

ЛУНА В ПОЭЗИИ ВЫСОЦКОГО [1]

“Образ луны у Высоцкого редок и неразвёрнут. Луна упоминается как деталь пейзажа, как образ-штамп любовной песни, например: “Сколько раз в меня (микрофон - Е. К.) шептали про луну”; форма под луной обозначает мир, в котором существует человек, - при сохранении определённой вещественности: “Линяют страсти под луной // В обыденной воздушной жиже”” [Купчик, 1999: 335]. Действительно, в поэтическом творчестве В. С. Высоцкого [2] луна упоминается всего в 9 текстах, ещё в 2 отмечено слово лунный [3]. Однако вряд ли можно согласиться с тем, что этот образ “неразвёрнут”.

Прежде всего следует отметить, что реализовано 2 значения слова луна. В качестве названия спутника Земли Луна фигурирует дважды: “На Луну снаряд летит” (“Есть у жизни много сторон...”) [4]; “Вскорости мы на Луну полетим - Что нам с Америкой драться” (“Есть на земле предостаточно рас...”).  

В 7 остальных случаях слово луна означает “ночное светило”: “И нельзя мне солнца, и нельзя луны” (“За меня невеста отрыдает честно...”); “Пусть луна с небом пасмурным в ссоре” (“Здесь лапы у елей дрожат на весу...”); “Только светлые дни или луны” (“Как всё <это>, как всё <это> было...”); “Сколько раз в меня шептали про луну” (Я оглох от ударов ладоней...”) [5]; “Кричат, что я украл у них луну” (“Я бодрствую, но вещий сон мне снится...”); “Взошла луна - вы крепко спите...” (“Ещё асфальт не растопило...”); “Линяют страсти под луной В обыденной воздушной жиже” (“Упрямо я стремлюсь ко дну...”).

Слово лунный употреблено в значениях “исследующий Луну, передвигающийся по Луне”: “Уважаемый редактор! Может, лучше - про реактор? Про любимый лунный трактор?” (“Дорогая передача!..”); и “освещённый луной”: “Гитара опять Не хочет молчать - Звенит ночами лунными” (“Один музыкант объяснил мне пространно...”).

Если же абстрагироваться от конкретных значений словоупотреблений, то обобщённо-символически можно следующим образом представить концепт луны в творчестве В. С. Высоцкого:

1. Луна как символ наших достижений: На Луну снаряд летит; Вскорости мы на Луну полетим; Про любимый лунный трактор.

2. Луна как один из символов того, чего нельзя, “запретного плода”: И нельзя мне солнца, и нельзя луны.

3. Луна как живое существо (олицетворение): Пусть луна с небом пасмурным в ссоре.

4. Луна - символ светлой ночи; “ночное солнце”: Только светлые дни или лунылуна - вы крепко спите. Для вас светило тоже спит; Гитара опять Не хочет молчать - Звенит ночами лунными.

5. Луна - символ поэтической (скорее - песенной) пошлости: Сколько раз в меня шептали про луну.

6. Луна - символ абсурда, бессмыслицы: Кричат, что я украл у них луну [6].

луной В обыденной воздушной жиже, А я вплываю в мир иной Тем невозвратнее, чем ниже.

Как можно видеть из вышеприведённого перечня, В. С. Высоцкий расширяет концептуальное представление о луне, вводя в него элементы “символ наших достижений” (этот элемент, скорее всего, в неявном виде был реализован в публицистике 60-70-х годов ХХ века), “абсурд, бессмыслица”. Все остальные элементы концепта представлены и в стихах других поэтов - в других наборах.

Таким образом, мы можем сказать, что образ луны в творчестве В. С. Высоцкого представлен достаточно репрезентативно. 

ЛИТЕРАТУРА

Солнце и луна в поэзии Высоцкого, Визбора и Городницкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. - Т. III. Вып. 2. - М. - 1999. - С. 332-336.

Примечания

[1] Эти заметки являются своего рода начальным этапом разработки темы “Астронимика В. С. Высоцкого”

[2] Выборка проводилась по изданию: В. С. Высоцкий. Собрание сочинений в пяти томах. - Тула. - 1993-1998.

лунных образований может быть существенно увеличено за счёт приставочных образований, но полное описание этой группы слов (да всех других групп слов) возможно только после составления полного Словаря поэзии В. С. Высоцкого.

[5] Эта строка повторяется в тексте трижды.

“Ночи перед рождеством” Н. В. Гоголя. Правда, там всё же была цель: в конечном итоге досадить Вакуле. Какая дешифровка может быть здесь?

Раздел сайта: