Седов А.: Социологический опрос

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

То, что Владимир Высоцкий навсегда вошел в русскую культуру и занял в ней прочное и почетное место, сегодня ни у кого сомнения вызывать не может. Свидетельством и подтверждением тому сама эта конференция, многоликая по составу и многообразная по тематике представленных докладов, отражающих невероятную широту проблем — эстетических, социальных, исторических, психологических — оставленных Высоцким на усмотрение потомкам.

В рамках данного доклада я собираюсь остановиться на проблемах культурологических и социологических, а именно на том, какое место занимает творчество Высоцкого через 17 лет после его трагического ухода в массовом сознании российского общества. Для этой цели можно воспользоваться результатами опроса 720 жителей Москвы, проведенного ВЦИОМом по репрезентативной выборке, представляющей собой статистически точный социально-демографический срез московского населения. Доклад не будет носить сугубо теоретического характера, а ставит своей задачей лишь ознакомление собравшихся здесь специалистов с полученными фактическими данными.

Отметим для начала, что имя Высоцкого вообще неизвестно пяти москвичам из каждой тысячи (показатели выборочного опроса можно достаточно смело проецировать на население в целом). В большинстве своем это представители младшего поколения, школьники. Еще 18 процентам москвичей имя знакомо, но назвать конкретно какую-нибудь из песен или какой-то кинофильм с песнями в его исполнении они затруднились. Нужно сказать, что это довольно обычный процент людей, как бы «выключенных» из социальной и культурной жизни, в среде которых поэзия и даже песни по существу не слышны.

Существенно отметить также, что Высоцкий продолжает жить в сознании людей главным образом как певец-исполнитель собственных песен — в этом качестве его назвала половина опрошенных, в то время как только 16 процентов из них считают его прежде всего актером, а 13 — в первую очередь поэтом.

Всего опрошенными москвичами были названы в качестве любимых 64 песни Высоцкого. При этом выясняется, что для четвертой части знающих песни Высоцкого главным источником этого знания служат кинофильмы. Песни из «Вертикали» заняли по сумме упоминаний абсолютное первое место (14 процентов), а одна из них — «Песня о друге» — общее второе место (7 процентов).

Здесь следует остановиться и сообщить, что прежде, чем приступить к опросу, был составлен экспертный список из 25 песен, в котором была сделана попытка предугадать, какие песни Высоцкого пользуются наибольшей массовой популярностью. Именно «Песню о друге» эксперты поставили на первое место, в чем оказались почти правы. Сюрпризом оказалось для них первое место, занятое песней «Охота на волков», которой в экспертном перечне отводилось место в конце первой десятки.

Не предаваясь детальному анализу, почему и как возникли заметные расхождения в экспертных представлениях о народных вкусах и реально полученных в ходе опроса результатах, приведу первую десятку каждого из списков:

 Результаты опроса

Экспертный список

1. Охота на волков

1. Песня о друге

2. Песня о друге

2. Кони привередливые

3. Диалог у телевизора

3. Песня летчика

4. Кони привередливые

4. Банька по-белому

5. Утренняя гимнастика

5. Большой Каретный

6. Банька по-белому

6. Баллада о Любви

7. Баллада о Любви

7. Спасите наши души

8. Песенка ни про что, или

Что случилось в Африке

8. Песня самолета-истребителя

9. Одна научная загадка, или

Почему аборигены съели Кука

9. Охота на волков

10. Я не люблю

10. Дом хрустальный

Из наиболее заметных промахов экспертов можно отметить то, что в их списке из 25 произведений совсем не оказалось ни песни про Кука, ни «Диалога у телевизора». Они явно недооценили присущее любителям Высоцкого чувство юмора и некоторое предпочтение «смешного и веселого» Высоцкого Высоцкому драматичному и трагическому. Обращает на себя внимание отсутствие в опросной десятке военных весен, а спрогнозированная экспертами «Песня самолета-истребителя» вообще не упоминалась опрашиваемыми. Недооценили эксперты и того воздействия, которое оказывает на формирование «хрестоматийного» репертуара Высоцкого телевидение и радио. В опросной десятке не представлен «золотой фонд» редко исполняемых блатных песен (исключение — «Банька по-белому», которая, кстати, занимает первое место у лиц с образованием ниже среднего, вкус которых, похоже, менее подвержен воздействию СМИ и весьма специфичен; второе место в этой группе у песни «Пародия на плохой детектив»), зато совсем не предвиденная экспертами «Я не люблю», часто звучащая по радио, входит в число хитов. Грустно, но в числе любимых народом песен совсем не значится один из очевидных шедевров поэта, своего рода «антигимн Советского Союза» песня «Старый дом».

Данные опроса позволяют выяснить и другие особенности восприятия Высоцкого в зависимости от принадлежности к той или иной социально-демографической группе. Так «Баллада о Любви» занимает высокое место в списке только благодаря женской аудитории, у мужчин же на пятое место поднимается «Про дикого вепря». «Охота на волков» заняла общее первое место благодаря своей популярности у поколения нынешних 30–40-летних, что же касается ровесников самого Высоцкого, то их фаворитами являются «Песня о друге», «Диалог у телевизора» и «Кони привередливые».

Касаясь профессиональных групп, можно отметить, что наиболее близко к усредненному вкусу стоит рядовая интеллигенция — специалисты с высшим образованием, в предпочтениях которых первые три места отдаются «Охоте на волков», песням из «Вертикали» и «Коням привередливым» («Диалог у телевизора» попадает в список хитов за счет лиц со средним образованием). Что касается группы начальственных лиц, то в ней отмечается определенная специфика. Здесь первые три места отданы «Утренней гимнастике», «Песне о друге» и «Баньке по-белому». В группе домохозяек (жены начальников?) мы видим почти такие же предпочтения — «Утренняя гимнастика», «Песня о друге», «Диалог у телевизора», но любопытно, что на четвертое место здесь выходит «Мишка Шифман», что, возможно, указывает на особый этнический состав этой группы.

Наконец, чтобы закончить этот сухой отчет на юмористический ноте, отметим и специфику милицейского вкуса. В группе работников правоохранительных органов наиболее популярной песней Высоцкого оказалась «Моя цыганская» («Эх, раз, еще раз!»).

© 2000- NIV