• Наши партнеры:
    порода мальтипу цена
  • Шилина О.Ю.: Поэзия Владимира Высоцкого. Нравственно-психологический аспект
    Глава I. Биографические и исторические основы личности В. Высоцкого

    Глава I

    Биографические и исторические

    основы личности В. Высоцкого

    Высоцкий Владимир Семенович родился 25 января 1938 года в Москве. Отец поэта, Семен Владимирович (1916-1997), уроженец г. Киева, до войны окончил московский политехникум связи. С марта 1941 г. - на военной службе. Воевал, участвовал в обороне Москвы, взятии Берлина. После войны заочно окончил Военную академию связи им. С. М. Буденного. С 1971 г. - в отставке, в звании гвардии полковника. Умер в 1997 г., похоронен на Ваганьковском кладбище. Мать поэта, Нина Максимовна (урожд. Серегина), родилась в 1912 г. в Москве. До войны окончила немецкое отделение комбината иностранных языков. Работала гидом в «Интуристе», позднее - в бюро транскрипции, в Министерстве внешней торговли, в НИИХИММАШе (начальником бюро документации). С 1980 г. - на пенсии.

    Первые годы жизни Высоцкого прошли в Москве, недалеко от Виндавского (Ржевского, ныне - Рижского) вокзала, на Первой Мещанской улице в доме № 126 (ныне - проспект Мира). Позднее, в творчестве Высоцкого-поэта эти детские впечатления отзовутся поэтическими строками:

    ... Но родился, и жил я, и выжил, -
    Дом на Первой Мещанской - в конце.

    «Баллада о детстве», 1975.1

    Когда-то в этом доме находились меблированные комнаты «Наталис», которые после революции стали обычными коммунальными квартирами:

    Все жили вровень, скромно так, -
    Система коридорная,
    На тридцать восемь комнаток -
    Всего одна уборная.

    (1, 476)

    Вскоре после рождения сына родители расстались, и мальчик остается жить с матерью. Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, Высоцкий с матерью эвакуируются на Урал, в г. Бузулук Оренбургской области. Эвакуированные семьи разместились в селе Воронцовка, что в 15-18 километрах от г. Бузулук. Вспоминает мать поэта: «В Воронцовке мы прожили два года. Было много трудностей в этой нашей сельской жизни. Дети жили отдельно, некоторые родители работали по обслуживанию детского сада: поварами, нянечками, воспитателями, разнорабочими. Мне на работу в детский сад устроиться не удалось, я поступила на завод. /.../ С ребенком приходилось общаться не так часто: работали по 12 часов».2 Спустя два года, летом 1943 года, они возвращаются из эвакуации в Москву, где в 1946 году Высоцкий идет в 1-й класс 273 школы Щербаковского района. С 1947 по 1949 гг. живет в г. Эберсвальде, в Германии, где служит его отец. В эти годы воспитанием мальчика занимается в основном Евгения Степановна Высоцкая-Лихалатова (1918-1988), вторая жена его отца, оказавшая сильное влияние на личность будущего поэта. Именно под ее руководством он занимается музыкой - берет уроки игры на фортепиано у приходящего в дом учителя-немца. Вспоминает отец поэта: «Мне и жене очень хотелось научить Володю игре на фортепиано. Ведь слух у сына, как тогда сказал немецкий учитель музыки, был абсолютный. Занимался он усидчиво. Но между занятиями музыкой и школой допускал порой шалости, которые нас очень волновали: то взрывал в соседнем лесу гранату и приходил домой с обожженными бровями, то в одиночку переплывал реку Финов, которая тогда еще не была полностью очищена от мин и снарядов. Мы пошли на своеобразную хитрость: вместе с ним стала брать уроки музыки и Евгения Степановна. «Хитрость» удалась - Володя стал шалить меньше».3

    По возвращении в Москву Высоцкий поступает в 5-й класс мужской средней школы № 186 Коминтерновского района и продолжает жить в семье отца в Большом Каретном переулке, д. 15 (ныне - ул. Ермоловой). По свидетельству его родителей, мальчик был очень способный к языкам и другим наукам, обладал феноменальной памятью: «рассуждая о прочитанном, он цитировал по памяти чуть ли не целые страницы. Иногда кто-нибудь проверял эту Володину способность, предлагая ему незнакомый стихотворный текст, и всем на удивление через несколько минут он без запиночки читал его наизусть». 4 В старших классах увлекся литературой, особенно - поэзией. Много читал. По воспоминаниям одноклассника Высоцкого - Игоря Кохановского, они часто бегали в библиотеку имени Пушкина «и там читали взахлеб, выписывали. Помню, одно время очень увлеклись Северяниным, потом Гумилевым... Много его читали, выписывали стихи, многое знали наизусть».5

    Весной 1955 г. он переезжает жить к матери во вновь отстроенный дом на Первой Мещанской ул., д. 76. В этом же году успешно оканчивает школу и поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который вскоре оставляет, проучившись в нем всего один семестр и поняв, что это «не его». По воспоминаниям матери Высоцкого, декан факультета, на котором он учился, отговаривал его от этого шага, отмечая его явные способности к математике. На что Высоцкий уверенно ответил: « Вполне возможно, но инженером я быть не хочу и не буду. Это не мое, понимаете?» А вечером дома сказал матери: «Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет».6

    Еще будучи школьником Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя на ул. Горького, которым в то время руководит артист МХАТ В. И. Богомолов, первым заметивший у него актерское дарование. В 1956 г. после серьезной подготовки он выдерживает экзамены и поступает в школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. Ректором студии в то время был В. З. Радомысленский, преподававший эстетическое воспитание актера. Курс литературы читал А. Д. Синявский. По свидетельству Л. Абрамовой, у студентов и преподавателей студии были очень дружеские, близкие отношения. Высоцкий часто бывал у Синявского дома, много общался с ним и многое от него воспринял. Синявский же, в свою очередь, очень серьезно отнесся к его ранним песням.7

    «капустников», для которых он пишет стихи, пародии, куплеты, экспромты. Вспоминает сам поэт: «Вообще, я песни пишу, сколько себя помню. Но раньше я писал пародии на чужие мелодии, всякие куплеты. В театральном училище я писал громадные «капустники», на полтора - два часа. Например, на втором курсе у меня был «капустник» из одиннадцати или двенадцати пародий на все виды искусств /.../. Мы делали свои тексты и на студийные темы. И на темы дня, то есть я давно писал комедийные вещи, и всегда с серьезной подоплекой».8

    По окончании студии (1960 г.) Высоцкий играет на столичной сцене: в театре им. А. С. Пушкина, театре миниатюр, пробуется в театр «Современник». В 1964 году он приходит в Московский театр драмы и комедии на Таганке, которым руководит Ю. П. Любимов. По его свидетельству, «пришел очень просто. Парень очень крепкий, сыграл чего-то. Сыграл, и не поймешь, собственно, брать или не брать. А потом я говорю «У вас гитара? Может, вы хотите что-то исполнить?» - «Хочу». - «Ну, пожалуйста». Он спел./.../ Я говорю: И что же вы исполняете? - «... Свое!» - «Свое?» Я его сразу взял. Вот и все. Вот история его прихода». 9 На сцене этого театра Высоцким сыграны такие значительные роли, как Галилей (Б. Брехт «Жизнь Галилея»), Хлопуша (С. Есенин «Пугачев»), Гамлет (У. Шекспир «Гамлет»), Лопахин (А. Чехов «Вишневый сад»),Свидригайлов (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»). С конца 50-х гг. Высоцкий также активно работает в кино, где им сыграно около 30 ролей, в т. ч. Фон Корен («Плохой хороший человек», реж. И. Хейфиц. «Ленфильм», 1973. По повести А. Чехова «Дуэль»), за исполнение которой ему присужден приз «Харибда» на кинофестивале наций (май 1974 г. в г. Таормина (Италия. Роль Высоцкого в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. Говорухин. Одесская киностудия, 1979 г. по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия») отмечена Государственной премией СССР 1987 г. (посмертно). Последней киноработой Высоцкого-актера стала роль Дон Гуана в телевизионном фильме «Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер. «Мосфильм», 1980 г. по произведениям А. С. Пушкина).

    С середины 1960-х гг. Высоцкий начинает работать в кино не только как актер, но и как автор песен. Один из первых фильмов, где звучали песни Высоцкого, - «Я родом из детства» (реж. В. Туров. «Беларусьфильм», 1966). Однако сам поэт в качестве своего дебюта в кино неоднократно называл фильм ленинградских документалистов «Срочно требует песня» (реж. С. Чаплин. Ленинградская студия кинохроники (Леннаучфильм), 1967), который был снят в Ленинграде 18 января 1967 г. во время одного из вечеров авторской песни в клубе «Восток». В этом фильме прозвучали голоса А. Якушевой, Ю. Кима, Б. Окуджавы и других бардов. Высоцким был исполнен «Парус», написанный незадолго до этого события.

    Начало своего творческого пути Высоцкий связывал с влиянием на него Б. Окуджавы, которого он считал своим «духовным отцом», о чем впоследствии вспоминал: «... вскоре после окончания студии Художественного театра /.../ услышал пение Окуджавы. /.../ Его песни произвели на меня удивительное впечатление не только своим содержанием..., но и тем, что, оказывается, можно в такой вот манере излагать стихи. Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам».10 Хотя, по свидетельству самого поэта, сначала он пробовал петь без гитары: в сопровождении рояля, аккордеона или просто настукивал ритм по столу. Овладеть гитарой ему посоветовал Борис Ильич Вершилов, преподаватель мастерства актера в школе-студии МХАТ, близко знавший М. Булгакова, К. Станиславского. Однажды он сказал Высоцкому: «Вам очень пригодится этот инструмент», и буквально заставил его овладеть гитарой, т. к. прочил ему популярность Жарова. 11

    Первой своей песней Высоцкий считал «Татуировку», написанную в 1961 году в Ленинграде, хотя хронологически ей предшествует «Сорок девять дней», написанная в 1960 году на фактическом материале и исполнявшаяся на мотив песни «Я был батальонный разведчик...». 12 Творчество В. Высоцкого начального периода (1961-1964 гг.) опиралось в основном на традиции «блатного» фольклора и городского романса и носило скорее характер пародии, вариации на блатные темы. Это был период поиска формы, адекватной стремлению сохранить в своих произведениях доверительную интонацию дружеской беседы сверстников. По свидетельству самого поэта, первые его произведения предназначались только для узкого круга друзей, для их компании на Большом Каретном, ставшей впоследствии знаменитой отчасти благодаря ее талантливым участникам (В. Шукшин, Андрей Тарковский, Л. Кочарян и др.), отчасти - усилиям самого Высоцкого, воспевшего ее в своих произведениях -

    Помнишь ли, товарищ, этот дом?
    Нет, не забываешь ты о нем.
    Я скажу, что тот полжизни потерял,
    Кто в Большом Каретном не бывал.

    (1, 38)

    «Мы встречались почти каждый день, - вспоминает Высоцкий, - и была такая атмосфера доверия, непринужденности полной и, самое главное, дружественная атмосфера. /.../ То есть, это был такой способ что-то сообщить и как-то разговаривать с моими близкими друзьями». 13

    Большинство ранних произведений Высоцкого - ролевая лирика, которая позволяла, с одной стороны, реализовать артистическое начало, а с другой - проникать «в иную этическую, культурную и социальную сферу». 14 Уже в ранних произведениях обращает на себя внимание стремление поэта не столько к перевоплощению в тот или иной образ, сколько к выражению своего к нему отношения, к раскрытию через него собственных чувств и мыслей о своем поколении, о своем времени, о жизни вообще. Важнейшим средством выражения авторского отношения к персонажу в произведениях этот периода является ирония: от ее присутствия в той или иной степени зависит расстояние, отделяющее автора от его персонажа, - чем ближе автору характер и состояние героя, тем меньше иронии в интонации произведения («Серебряные струны», «За меня невеста отрыдает честно», «Ребята, напишите мне письмо» и др.) и наоборот («Наводчица», «Городской романс» и др.). Это, на первый взгляд, легко уловимое различие не всегда обращало на себя внимание, что приводило к традиционному для ролевой лирики отождествлению автора и его персонажа. В то же время тюремная тематика разрабатывается Высоцким не в традициях блатного фольклора с его конкретно-детальным воспроизведением ситуации, а в символическом ключе, «способствуя философской, этической разработке проблем личностной и творческой свободы-несвободы».15 Интонационная палитра творчества Высоцкого этого периода достаточно разнообразна: от иронико-пародийных («Татуировка», «Городской романс») до драматично-исповедальных («За меня невеста отрыдает честно», «Ребята, напишите мне письмо»). В жанровом отношении этот слой творчества Высоцкого более однороден: в основном, это песни, с ярко выраженным стилизационным моментом. Эстетика и поэтика блатной песни воспроизводились Высоцким порой столь точно, что многие его произведения уже тогда, в первой половине 1960-х гг., воспринимались как фольклор. По свидетельству современников, в октябре 1963 года в спектакле Московского театра драмы и комедии по Л. Карелину «Микрорайон» (режиссер - П. Фоменко) были использованы две песни Высоцкого: «В тот вечер я не пил, не пел» и «Я в деле и со мною нож», но «ни в афише, ни в программках фамилии Высоцкого не было , и многие воспринимали эти песни как фольклор». 16 И хотя ранние произведения Высоцкого носили вполне литературный характер, но его изначальные установки (как и многие начинающие тогда, он, по его выражению, «выступал против официоза, против серости и однообразия на эстраде»), используемые им художественные средства, заимствованные во многом из поэтики блатного фольклора; форма бытования, близкая к фольклорной, теперь уже использующая достижения современной техники; большое количество эпигонов, их произведения нелитературного характера, нередко приписываемые Высоцкому, - все это придавало творчеству поэта ярко выраженный неофициальный характер и в значительной степени способствовало его восприятию как городского фольклора.

    выход Высоцкого из этого кризиса. Яркая индивидуальность театра, его интеллектуальная направленность привлекала к нему многих интересных людей: поэтов, писателей, музыкантов, ученых. В разное время в нем бывали К. Симонов, Ф. Абрамов, Б. Можаев, Ю. Трифонов, А. Солженицын, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Д. Шостакович, А. Шнитке, П. Капица, Г. Флеров и др. Многие из них входили в художественный совет театра. Позднее Высоцкий вспоминал: «Разные люди бывали в Театре на Таганке, и они всерьез отнеслись к моим стихам».17 Благодаря одобрению и поддержке нового окружения к Высоцкому приходит ощущение востребованности своего творчества: яркий, искренний, необычный мир песен Высоцкого был нужен молодому театру, продолжавшему традиции Мейерхольда и Брехта, а песням Высоцкого - театр, в котором они звучали бы «не как вставные номера /.../, а как необходимая часть спектакля». 18 Написав первый раз музыку к стихам А. Вознесенского для спектакля «Антимиры» (1965 г.), Высоцкий начинает много работать для театра. Первой песней, профессионально исполненной им в спектакле, была песня белых офицеров «В куски разлетелася корона» («Десять дней, которые потрясли мир», 1965 г.).

    творчества поэта. Ведущим качеством этого периода, по мнению А. Кулагина, является «протеизм, способность автора к перевоплощению в героев, различных по типу сознания, социальному положению, образу жизни и т. д.», хотя «уже в раннем творчестве он выступал как поэт-актер, но там им была освоена, в сущности, одна маска». 19 Среди произведений этого периода - отклики на политические события («китайский» цикл), на события личной жизни («Мой друг уедет в Магадан»), зарисовки фельетонного характера о различных явлениях повседневной жизни («Песня завистника», «Перед выездом в загранку...») и др. В это же время появляются первые песни-сказки Высоцкого - «О нечисти», «Про джинна», «Про дикого вепря», «О несчастных сказочных персонажах», антисказка «Лукоморья больше нет» и др. Еще в начале 1960-х гг. Высоцкий увлекается фантастикой, зачитывается фантастической литературой, знакомится и общается с писателями-фантастами С. Лемом, братьями Стругацкими, А. Громовой и др.20 Интерес поэта к этой теме выразился в цикле «фантастических» произведений - «В далеком созвездии Тау Кита», «Песня космических негодяев», «Каждому хочется малость погреться», после знакомства с которыми С. Лем высказался о Высоцком как о человеке, «который... тонко чувствует космос».21 Одновременно с этим появляются первые «спортивные» песни «О сентиментальном боксере», «О конькобежце на короткие дистанции», которые открывают в поэзии Высоцкого целую галерею человеческих профессий, занятий, увлечений. В эти годы в творчестве Высоцкого начинает по-новому звучать военная тема, которая в раннем творчестве была «переплетена» с тюремной («Штрафные батальоны») и впоследствии нередко «обнаруживала свою с ней родственность».22 В 1964 году одна за другой появляются «Песня о госпитале», «Все ушли на фронт», «Песня о звездах». В 1965 г. в спектакле театра на Таганке «Павшие и живые» (поэтическая композиция по произведениям поэтов военного поколения) звучала песня Высоцкого «Солдаты группы «Центр»», а в 1966 году на экраны страны вышел фильм В. Турова «Я родом из детства» (киностудия «Беларусьфильм»), в котором прозвучало несколько песен Высоцкого, в т. ч. «Братские могилы» в исполнении М. Бернеса. В этом же году Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина «Вертикаль» (Одесская киностудия), для которого он пишет целый цикл «альпинистских» песен: «К вершине», «Песня о друге», «Военная песня» и др. В произведениях этого цикла игровое начало, столь характерное для раннего творчества поэта, отодвигается на второй план, уступая место лирическому. К концу 1960-х гг. эта тенденция в творчестве Высоцкого заметно усиливается. Этому в значительной степени способствуют личные обстоятельства жизни поэта. Мощным импульсом к творчеству стало знакомство летом 1967 года с Мариной Влади, французской актрисой театра и кино, русского происхождения, ставшей женой поэта и адресатом многих его произведений («Дом хрустальный», «То ли - в избу и запеть...». «Я верю в нашу общую звезду», «И снизу лед и сверху - маюсь между» и др.). К концу 1960-х гг. относятся первые (в основном - нотные) публикации произведений Высоцкого - «Братские могилы»,23 «Песня о друге».24 В это же время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику творчества Высоцкого, где большинство обвинений в его адрес были выдвинуты на основании произведений других авторов - Ю. Визбора, А. Галича, Е. Клячкина и др. Что же касается произведений самого Высоцкого, то им было отказано не только в художественности, но и в «высокой идейности, подлинной гражданственности, бескомпромиссности и нетерпимости ко всяческого рода проявлениям буржуазной идеологии в любых формах».25 «Высоцкий поет от имени /.../ людей порочных и неполноценных. Это распоясавшиеся хулиганы».26 Одновременно с «травлей» Высоцкого началось «наступление» на авторскую песню вообще. По мнению одних, песни бардов «унылы и скучны», их рифмы «примитивны и беспросветны», они несут молодежи «массированный заряд пошлости, сдобренной солидной порцией ложной романтики».27 Другие же усматривали в творчестве поющих поэтов «какую-то странную, окутанную туманом таинственности» проблему и призывали «серьезно в этом явлении разобраться /.../, потому что многое в нем явно способствует воспитанию в молодежи дурных эстетических вкусов, а нередко... несет в себе и дурное этическое начало».28

    «Охота на волков», написанная в 1968 году. Мотив травли и преодоления, отражающий противостояние двух сил, - внешней, сковывающей, и внутренней, раскрепощающей, - придает этому произведению поэта трагическое звучание. Трагедия отдельной личности возведена здесь до уровня общечеловеческой. Ярко выраженное притчевое начало выводит это произведение на новый уровень восприятия: оно происходит одновременно в двух планах - предметно-ситуативном и символико-иносказательном. Кроме того, в контексте эпохи это произведение воспринимается как своеобразный художественный документ, отразивший процесс завершения недолгой «оттепели» и укоренения в обществе антидемократических тенденций, выразившихся не только во внутренней реакции (процессы публичного разоблачения инакомыслящих - А. Синявского и Ю. Даниэля, А. Солженицына, И. Бродского и др.). но и во внешней агрессии (события в Чехословакии в августе 1968 года).

    В эти годы Высоцкий пробует работать в других жанрах: пишет прозу (повесть «Жизнь без сна», 1968),29 заявку на киносценарий («Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербура», 1969), и киносценарий («Как-то так все вышло...», 1969-1970). Несмотря на многочисленные попытки Высоцкого ни один из замыслов реализовать не удалось. В 1970-71 гг. он работает над поэмой для детей «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного» в двух частях для издательства «Детская литература», которым она так и не была принята.

    В октябре 1970 года в театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе У. Шекспира «Гамлет», где Высоцкий играет заглавную роль.30 Эта его работа стала вехой не только на актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все последующее творчество. Лирику Высоцкого начала 1970-х гг., по мнению А. Кулагина, «можно назвать «гамлетовской» в том смысле, что она создана поэтом-философом, прикоснувшимся к «последним вопросам» бытия».31 окрашенные «гамлетовской» темой: «Бег иноходца» (1970), «Горизонт» (1971), «Кони привередливые» (1972). Одно из центральных мест в поэзии Высоцкого этого периода (1968-1973) занимает стихотворение «Мой Гамлет», написанное в 1972 году. В нем размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе поэт придал форму лирико-философского монолога, позволяющего, с одной стороны, лучше понять его актерскую трактовку образа Гамлета, а с другой - «поэтическую концепцию гамлетовской темы». По мнению А. Кулагина, «ведущим здесь оказывается мотив отказа от насилия и острое ощущение разлада героя с миром из-за того, что мир не понимает и не принимает этого отказа».32 Но, как справедливо отмечает исследователь, Высоцкий-поэт опередил здесь Высоцкого-актера, ибо в стихах 1972 года предстает такой Гамлет, какого он сыграл лишь к концу 70-х: «В последние годы в его Гамлете прорвалась высшая духовность, одухотворенность и обостренное ощущение конца... Уже не было импульсивности первых лет. Ощущалась горечь одиночества и печаль. Гамлет понимал, что можно выстоять, только оставаясь Человеком, сохраняя достоинство и духовную ответственность»: 33

    Но гениальный всплеск похож на бред,

    А мы все ставим каверзный ответ

    (2, 66)

    В жанровом отношении этот период творчества Высоцкого более однороден, чем предшествующий: наряду с лирико-философским монологом поэт все чаще обращается к жанру баллады, которая, по мнению исследователей, становится «наиболее распространенной стихотворной формой» в его поэзии.34

    «Гамлетовским» содержанием наполнен цикл баллад, написанный Высоцким к фильму «Бегство мистера Мак-Кинли», снятому режиссером М. Швейцером на киностудии «Мосфильм» по одноименной повести Л. Леонова в 1973 году: «Баллада о маленьком человеке», «Баллада о манекенах», «Баллада об уходе в рай», «Прерванный полет» и др. Действие этого фантастического фильма (как и действие повести) происходит не в России, а на Западе, и не в настоящем времени, а в будущем, поэтому, по свидетельству самого поэта, он «просто исключил обстановку и время и стал писать какие-то общечеловеческие песни»: 35

    Уйдут, как мы, в ничто без сна

    Не дай господь, чтобы - война, -
    А то мы правнуков оставим в дураках!

    (2, 261)

    В эти годы в творчестве Высоцкого впервые появляются произведения исповедальной («Я не люблю», «Маски», «Памятник», «Когда я отпою и отыграю» и др.) и любовной («Мне каждый вечер зажигает свечи», «Маринка, слушай, милая Маринка», «Нет рядом никого, как ни дыши», «Люблю тебя сейчас» и др.) лирики. Одновременно с этим формируется и собственно лирический герой. Появление «полнокровного» лирического героя особенно заметно в произведениях, отражающих внутреннюю рефлексию героя, его душевные искания, колебания, сомнения и момент их преодоления («Моя цыганская», «Банька по-белому», «В среду»), а также в «военных» балладах Высоцкого. В этот период им созданы наиболее значительные произведения о войне - «Песня о Земле», «Он не вернулся из боя», «Мы вращаем землю» и мн. др. Свою приверженность этой теме сам поэт объяснял принадлежностью к «военной семье» и к поколению «детей войны»: «Я ведь отношусь к послевоенному поколению.../.../ По-моему, нас мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы «довоевываем»».36 «... я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека./.../ Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать».37 Однако в этой теме Высоцкий открыл для себя и другой важный момент, созвучный его поэзии в целом, - момент объединения людей, момент их осознания своей принадлежности к единой человеческой общности, В лучших произведениях о войне поэт достигает вершин трагического звучания этой темы благодаря глубокому психологическому проникновению в образ и острому ощущению общечеловеческой связанности:

    ... Все теперь - одному, - только кажется мне -
    Это я не вернулся из боя.

    (1, 265)

    «Из дорожного дневника».38 Вообще, весь «дорожный дневник» - блокнот, в который поэт записывал стихи во время этой поездки, - включает более десяти произведений («Жил-был один чудак...», «Я не успел /Тоска по романтике/», «Как во городе во главном...», «Люблю тебя сейчас...» и др.) Цикл написан Высоцким на волне переосмысления творчества Пушкина - большинство стихотворений цикла пронизаны пушкинскими аллюзиями и ассоциациями, в которых заметно стремление находить в его судьбе и поэзии аналогии с собственной судьбой.39

    Вообще, этот год хочется выделить особо, т. к. он оказался весьма плодотворным в творчестве поэта. Помимо уже упоминавшихся баллад для к/ф «Бегство мистера Мак-Кинли» им написан цикл песен для спектакля «Необычайные приключения на волжском пароходе», 40 а также такие значительные произведения исповедальной и философской лирики, как «Памятник», «Когда я отпою и отыграю...», «Я из дела ушел...», «Штормит весь вечер, и пока...» и мн. др.

    «Стрелы Робин Гуда» и драматургом Э. Володарским для спектакля «Звезды для лейтенанта». В 1977 году Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике «Юманите» и на вечере советской поэзии в «Павийон де Пари» с группой поэтов: К. Симоновым, Б. Окуджавой, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, О. Сулейменовым, В. Коротичем и др. В последующие годы (1978-79) он много выступает за рубежом: в Германии, Италии, Мексике, Канаде. Известно, что в 1979 году по приглашению факультета русского языка и литературы Куинс-колледжа поэт выступал в Нью-Йорке, а также в других городах США - Филадельфии, Чикаго и Лос-Анджелесе. В этом же году Высоцкий - один из участников альманаха «Метрополь», организованного Виктором Ерофеевым и Василием Аксеновым, исключенными впоследствии из Союза писателей.41 «Ребята, напишите мне письмо...») до более зрелых («Банька по-белому», «На смерть Шукшина», «Горизонт»).

    Середина и конец 1970-х гг. (1973-1980 гг.) - наиболее зрелый этап в творчестве Высоцкого. В эти годы поэт достигает почти энциклопедического охвата действительности при глубоком, философском ее осмыслении. Центральное место в его поэзии этого периода занимает тема Судьбы - от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа, - которая в соединении с рефлексией и предчувствием смерти, подкрепленными мессианскими настроениями, придает поздней лирике поэта глубоко трагическое звучание:

    Сомкните стройные ряды,
    Покрепче закупорьте уши:
    Ушел один - в том нет беды, -

    (2, 116)

    Наиболее распространенными жанрами этого периода становятся философский монолог и баллада, получившая в поэзии Высоцкого значительное развитие как в отношении формы, так и содержания. В творчестве художника по мере его эволюции появляются все новые и новые модификации баллады. В исследовании Н. Рудник, например, выделяются « «блатные», «военные», «о поколении» или исторические, философские; сатирические, трагифарсовые, баллады-аллегории, баллады-притчи».42

    В произведениях этого периода сконцентрированы все важнейшие особенности поэтического мира Высоцкого. Наиболее ярко проявилась такая характерная отличительная черта его поэзии, как ее смысловая «многослойность», многоплановость, притчевая иносказательность, которые в сочетании со значительным углублением исповедальности, лиричности придают многим произведениям Высоцкого этого периода оттенок поэтического откровения («Упрямо я стремлюсь ко дну...», «Райские яблоки», «Мне судьба - до последней черты, до креста...» и др.). Кроме того, на этом этапе заметно стремление художника «к началу своему». Такое возвращение, по мнению некоторых исследователей, «придает пути художника своеобразную завершенность, целостность, позволяет яснее увидеть линию его творческой судьбы». 43 Так появляются произведения, которые условно можно было бы объединить в цикл под общим названием «Из детства»: «Баллада о детстве», «Баллада о борьбе», «В младенчестве нас матери пугали...», «Ах, черная икорочка...», «О конце войны» и др. В эти годы поэт вновь обращается к жанру сказки: пишет большой цикл произведений для фильма-сказки «Иван да Марья» (реж. Б. Рыцарев, киностудия им. Горького, 1974 г.), 44 «Алиса в стране чудес» по Л. Кэрроллу (инсценировка О. Герасимова, 1977 г.). В 1970-е гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на грампластинки: «Зеленый фургон» по А. Козачинскому (инсценировка Е. Метельской, реж. Б. Тираспольский. 1975 г.), «Мартин Иден» по Дж. Лондону (1976 г.), «Незнакомка» по А. Блоку (1979 г.), «Маленькие трагедии» по А. Пушкину (1978-79 г.) - все в постановке режиссера А. Эфроса.

    В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре как актер, однако постепенно им овладевает желание оставить (хотя бы на время) сценическую деятельность и больше внимания уделять литературному творчеству. В конце 1970-х гг. Высоцкий работает над прозой («Роман о девочках»), киносценарием «Венские каникулы» (совместно с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре: репетирует спектакль по пьесе Т. Уильямса «Игра для двоих», вынашивает идею создания «авторского» кино. В 1979-80 гг. Высоцкий собирался снимать на Одесской киностудии фильм «Зеленый фургон». По свидетельству самого поэта, он хотел сделать «свое кино»: «сам режиссер, самому сниматься, самому писать песни и их петь - в общем, все делать самому, как в песне. Сделать кино как песню». 45 Однако по-прежнему главным для него остается песенно-поэтическое творчество. В последний год он много работает, им создаются такие произведения, как «Я никогда не верил в миражи...», «А мы живем в мертвящей пустоте...». «Под деньгами на кону...», «Общаюсь с тишиной я...», «Две просьбы» и др. Одной из последних песен Высоцкого стала «Грусть моя, тоска моя» (Вариации на цыганские темы), последним стихотворением - «И снизу лед и сверху - маюсь между...», в котором он так подвел итог своего творчества:

    Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
    Я жив, тобой и господом храним.

    Мне есть чем оправдаться перед ним.

    (2, 188)

    Примечания

    1. Все тексты произведений В. Высоцкого, кроме особо оговоренных случаев, цитируются по изданию: Высоцкий В. Сочинения. В 2-х тт. М., 1991. (В дальнейшем - первая цифра - том, вторая - страница).

    3. Высоцкий С. В. Таким был сын // Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. М., 1989. С. 155.

    4. Высоцкая Н. М. Дом на Первой Мещанской, в конце // Старатель. Еще о Высоцком... С. 48.

    5. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Вып. 1. М., 1988. С. 62.

    6. Высоцкая Н. М. Его главное качество - доброта // Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. С. 150.

    8. Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути. М., 1989. С. 112.

    9. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Вып. 1. С. 267.

    10. Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути. С. 112

    11. Там же. С. 130-131.

    13. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. С. 119.

    14. Скобелев А., Шаулов С. Владимир Высоцкий: мир и слово. С. 94.

    15. Скобелев А., Шаулов С. Владимир Высоцкий: мир и слово. С. 98.

    16. Демидова А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. М., 1989. С. 52.

    18. Там же.

    19. Кулагин А. Поэзия В. С. Высоцкого: творческая эволюция. С. 38.

    20. Абрамова Л. В., Перевозчиков В. К. Факты его биографии. С. 22-23.

    21. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Вып. 1. С. 129.

    «Новые фильмы». 1967, февраль.

    24. «Новые фильмы». 1967, июль; «Турист». 1967. № 9; Песни радио и кино. М., 1968 и др.

    25. Владимиров С. «Еще раз о «чужих голосах»» // Тюменская правда. 3 декабря 1968 г.

    26. Мушта Г., Бондарюк А. «О чем поет Высоцкий?» // Сов. Россия. 9 июня 1968 г.

    «Модно - не значит современно» // Сов. Россия. 15 ноября 1968 г.

    28. Кабалевский Д. «О массовом музыкальном воспитании» // Сов. музыка. № 3. 1969.

    29. Название дано при первой публикации в парижском журнале «Эхо» (1980. № 2). В отечественном «самиздате» распространялась под названием «Дельфины и психи». В СССР впервые опубликована: «Совершенно секретно». 1989. № 3.

    30. Премьера спектакля, поставленного главным режиссером театра Ю. Любимовым, состоялась 29 ноября 1971 года. В постановке был использован перевод Б. Пастернака, звучали его стихи. По словам Ю. Любимова, «когда Высоцкий поет стихи Пастернака, то это что-то среднее между песенной речью и песней. Когда говорит текст Шекспира, то есть в этой поэзии всегда музыкальный подтекст». (Цит. По: Демидова А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. С. 76).

    31. Кулагин А. Поэзия В. С. Высоцкого: творческая эволюция.... С. 66.

    33. Демидова А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. С. 98.

    34. Рудник Н. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого. С. 25. В этой монографии автором предпринята попытка исследовать развитие жанра баллады в творчестве В. Высоцкого. По ее мнению, «устойчивое использование» поэтом этого жанра объясняется, с одной стороны, тем, что «баллада наиболее соответствует синкретической природе дарования Высоцкого» (С. 25), а, с другой, - ее жанровые особенности как нельзя лучше отражают «драматизм эпохи» (С. 30).

    35. О работе в кино // Владимир Высоцкий. 130 песен для кино. М., 1991. С. 42.

    36. Владимир Высоцкий. «Песня - это очень серьезно» // Литературная Россия. № 52. 27 декабря 1974 г. Цит. по: Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Кн. 3. М., 1992. С. 219.

    38. Позднее первое стихотворение этого цикла - «Ожидание длилось, а проводы были недолги» - опубликовано с купюрами в альманахе «День поэзии 1975» (М., 1975. С. 139-140). Это была единственная прижизненная публикация стихов Высоцкого в подобном издании. В 1991 году в «Библиотеке «Ваганта»» этот цикл стихов Высоцкого вышел отдельным изданием.

    39. Подробнее об этом см.: Кулагин А. Поэзия В. С. Высоцкого: творческая эволюция.... С. 147-150.

    40. Этот спектакль по одноименной повести А. Н. Толстого должен был называться «Авантюристы». Постановка предполагалась в Ленинградском государственном театре им. Ленинского комсомола, но этот замысел тогда так и не осуществился. Это произошло лишь в 1984 году.

    41. Подробнее об истории альманаха см.: Ерофеев Вик. Десять лет спустя // Огонек. 1990. № 37. С. 16-18.

    43. Кулагин А. Поэзия В. С. Высоцкого: творческая эволюция... С. 93.

    45. Высоцкий В. 130 песен для кино. С. 52.

    Раздел сайта: