Шилина О.Ю.: Поэзия Владимира Высоцкого. Нравственно-психологический аспект
Заключение

Заключение

Творчество Владимира Высоцкого, продолжающее и развивающее традиции русского фольклора и классической литературы, явилось вместе с тем и ярким свидетельством своего времени - 60-70-х годов ХХ столетия. Это время, порожденное короткой хрущевской «оттепелью», характеризуется наряду с внешним обновлением - глубокой внутренней рефлексией, ощущением расколотости, «расшатанности» века и, как следствие, - потребности в обретении единой и твердой «почвы под ногами». Для Высоцкого оно связывалось прежде всего с возвращением к национальным истокам, к корням, уходящим далеко в прошлое, с восстановлением утраченных связей прошлого с настоящим, а также с утверждением традиционных нравственных идеалов и ориентиров. В этом отношении его творчество оказывается созвучным творчеству таких его современников, как В. Шукшин, Ф. Абрамов, Ю. Трифонов, В. Астафьев и др., т. е. «деревенщиков» (сколь это ни парадоксально на первый взгляд), которым наряду с деструктивными тенденциями в жизни отдельной личности и общества в целом также удалось отразить и позитивные начала, заложенные в самой природе русского человека, в историческом и духовном прошлом русского народа. Высоцкий хорошо знал и высоко ценил творчество этих писателей, в чем неоднократно признавался (см., например: Высоцкий В. «Песня - это очень серьезно...» // Лит. Россия. № 52. 27 дек. 1974 г.). Вероятно, «деревенская проза» была ему близка своей человечностью, искренностью, достоверностью изображаемых характеров и аксиологической направленностью, т. е. принадлежностью к определенной системе ценностных координат (что и позволило нам сделать подобного рода сближение).

Творчество Высоцкого, с его синкретичностью и объединяющим, «соборным» началом явилось своеобразной реакцией на потребность людей в духовной общности, распад которой в древности и привел к разделению синкретического хорового обрядового действа на отдельные роды (эпос, лирику, драму). Мнимому - коллективному - единству, искусственно насаждаемому тоталитарной системой, Высоцкий противопоставил единение истинное, естественно и свободно порождаемое осознанием каждого индивида своей принадлежности к единой человеческой общности, отдаленно напомнившее то характерное для русского национального типа сознания (но, к сожалению, забытое) понятие соборности«единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви».1 А столь распространенному человеческому равнодушию - чувство причастности и ответственности за все, что происходит вокруг. И хотя напрямую оно поэтом почти не сформулировано - оно присутствует в его творчестве как идеал, как предел стремлений и смысл существования, и который проступает и складывается в общую картину в совокупности всех произведений художника. Именно с этим оказывается связанной и «философия свободы» Высоцкого, достижение которой в его поэтическом мире предстает не как единичный, индивидуальный акт, но как необходимое условие человеческого единения, и в этом единстве - обретение свободы полной, всеобщей (которая также восходит к понятию «соборности»).

Тот факт, что центральной проблемой творчества В. Высоцкого является человек, нельзя, однако, отнести к числу его собственных открытий, ибо эта тема всегда занимала центральное место не только в отечественной, но и в мировой литературе. Однако попытка Высоцкого, опираясь на традиции фольклора и литературы, посмотреть на человека хотя и глазами современника, но вместе с тем - через призму «вечных» вопросов, - позволила ему выйти на новый уровень психологизма, о котором еще в 1930-е годы говорил Л. Леонов: «... мы не можем уже сейчас писать ни как Достоевский, ни как Золя, ни как Бальзак или другие корифеи западной литературы. <...> ... я хотя и робко, но уже по-другому подошел к психологическому анализу, стараясь освободиться от статичности и дать его в более действенном, динамичном развороте».2 Именно таким и предстает человек в поэтическом мире В. Высоцкого: он не просто созерцает окружающий мир или предается каким-либо внутренним переживаниям, раздумьям или размышлениям, но находится в постоянном движении, во взаимодействии с другими людьми и раскрывается в действии, в поступках.

Если в литературе XIX века объектом изображения художника были либо тип (Гоголь, Островский, Лесков), либо характер (Тургенев, Л. Толстой), либо личность (Достоевский), то в литературе ХХ века все эти грани представлены в совокупности, в единстве. Таким образом, новейшая литература являет собой некий синтез опыта предшествовавшей литературы в области психологизма. В этом отношении творчество Высоцкого оказывается не только в русле современного ему литературного развития, но и обнаруживает множество нюансов, присущих только его творческой манере, причем в таком сложном, синкретическом жанре, как жанр «авторской песни».

1. Хомяков А. С. Полн. Собр. соч. Т. 2. Прага, 1867. С. 101.

Раздел сайта: