Шилина О. Ю.: О некоторых проблемах изучения творчества В. Высоцкого

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ

ТВОРЧЕСТВА В. ВЫСОЦКОГО

(С обзором материалов, хранящихся в научно-

и оценка этих материалов с точки зрения их научной значимости, ценности. Однако уже на начальном этапе работы стало ясно, что подобное заключение может быть сделано только в будущем, в результате работы группы специалистов, т. е. научной экспертизы. Наша же задача виделась в том, чтобы составить самое общее впечатление о представленных в музее материалах, дать их краткий обзор и одновременно с этим — предварительно подытожить процесс первичного освоения творчества Высоцкого, благополучно завершившийся, на наш взгляд, к настоящему времени.

Поэзия В. Высоцкого, став фактом литературы, привлекла к себе пристальное внимание различных специалистов: критиков, искусствоведов, филологов, философов и других. Действительно, как явление яркое и неизученное, она представляет собой богатый материал для исследования. С самого начала восьмидесятых годов процесс изучения, а точнее — освоения творчества Высоцкого носил стихийный, подчас даже шквальный характер: эссе, обзоры, воспоминания, публикации, «круглые столы» и т. д. Да и сегодня еще нельзя сказать, что этот процесс приобрел направленный характер: для этого требуется не одно десятилетие. Однако теперь, когда первоначальные споры в основном утихли, приходит время неспешного, вдумчивого, пристально-внимательного изучения поэтического наследия Владимира Высоцкого.

Как известно, процесс изучения, исследования творчества любого художника (писателя, поэта) включает в себя несколько моментов:

— собирание и хранение рукописей;

— текстологическая работа (изучение истории текстов и их источников, датировка, атрибуция и установление канонического — основного — текста, подготовка справочного аппарата, комментирование и т. д.);

— издание произведений (на основе тщательно проведенной текстологической работы);

— собственно литературоведческое исследование (точнее — аналитическая его часть, включающая анализ как отдельных произведений, так и творчества в целом; выявление внутренней логики развития творчества художника и — в соответствии с этим — его периодизация, соотношение в нем различных течений, влияний, прочтение его в литературном контексте времени и многое другое).

«кружил наши головы запах борьбы, со страниц пожелтевших стекая на нас», благополучно завершился, т. е. эйфория, вызванная кажущейся простотой, ясностью, доступностью поэзии Высоцкого, сменилась вполне естественным спадом интереса к ней, спровоцированным отчасти общим спадом развития науки в наше время. Однако это вовсе не означает полного прекращения исследований творчества поэта. Они продолжаются, но менее интенсивно и более разрозненно. Безусловно, еще слишком преждевременно говорить о каком-либо направлении (и даже о формировании направлений) в области высоцковедения, однако то, что делают исследователи сейчас, может внести важный вклад в дальнейшее изучение творчества Высоцкого. Конечно, для этого желательно объединить усилия исследователей или хотя бы их скоординировать, что в наше время, к сожалению, осуществить весьма сложно. Однако таким координационным центром, думается, мог бы стать Музей В. С. Высоцкого, который, поддерживая связи со столичной и периферийной наукой, снабжал бы исследователей необходимой информацией, получая в свою очередь таковую для себя, проводил бы ежегодные чтения, юбилейные конференции и т. д.

Что же касается тех исследований и материалов, которые хранятся в научно-информационном отделе Музея, то они представляют собой в основном то, что не вошло в научный оборот, — в большинстве своем это работы студентов и выпускников гуманитарных вузов страны — за исключением ряда материалов (в т. ч. кандидатских диссертаций), впоследствии опубликованных.

В жанровом отношении материал достаточно разнообразен: доклады, курсовые и дипломные работы, научные статьи. По времени написания он также неоднороден: от начала 80-х (работа А. Мита «Mиp вашему дому. Памяти Владимира Высоцкого». Выступление в ЦДЛ) до середины 90-х (работа Н. Рудник «Проблема трагического в поэзии В. Высоцкого». Автореферат диссертации и диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук). Кроме того, представленные материалы демонстрируют разные подходы к изучению творчества В. Высоцкого, различные методы филологического исследования и наконец, принадлежность к различным научным школам, что делает общую картину достаточно пестрой. Одна из особенностей этих работ состоит в том, что далеко не каждая из них имеет самостоятельную научную ценность: наибольшую ценность они приобретают именно в общей массе, ибо, хотя процесса изучения творчества Высоцкого в целом они далеко не отражают, однако выявляют некоторые общие тенденции в только еще складывающемся высоцковедении, а в некоторых случаях могут послужить и неким «руководством к действию» для будущих исследователей (к сожалению, подчас методом от противного: как не надо).

— явление сложное, нуждающееся в изучении, но не терпящее легкомысленного и тем более формального подхода: расхожие научные формулы и стереотипы в применении к поэзии Высоцкого не работают. Она требует от исследователя поиска новых путей и методов, разработанных специально для нее, соответствующих самой ее природе, что, в свою очередь, возможно лишь в том случае, когда концепция вырабатывается в процессе исследования, а не предшествует ему, когда она идет за материалом, а не наоборот. Безусловно, это требует от исследователя не только высокого профессионализма, но и достаточно тонкой научной интуиции, бережного отношения к исследуемому материалу и многого другого. В этом отношении хочется особо отметить работу А. Житеневой «Лексико-фразеологическое своеобразие поэзии В. Высоцкого» (Магнитогорский педагогический институт), которая обращает на себя внимание не только своей зрелостью, внутренней цельностью, глубиной анализа, но в значительной степени обладает теми качествами, о которых мы сказали выше.

«Нет проблемы, нет и работы». Если с самого начала не заявлена проблема — в том числе и в названии, — работа превращается в «растекание мыслью по древу». Объяснений этому может быть несколько: прежде всего, далеко не всегда дипломную (а тем более курсовую) работу даже студента-филолога можно считать научным исследованием в полном смысле этого слова. Кроме того, рассуждения общего плана во многих работах вызваны еще и временем их написания: ведь, как известно, чем меньше отрезок времени, отделяющий исследователя от момента ухода художника, тем сложнее целостное восприятие, глубокое осмысление и изучение его творчества.

Последнее особенно касается такого сложного случая, каковой мы имеем в лице В. Высоцкого и его наследия. Дело в том, что творчеству Высоцкого, которое до этого существовало неразрывно со своим автором, после его ухода в 1980 году, предстояло «отделиться» от него и входить в литературу и литературный процесс уже самостоятельно. А это, как известно, задача не из легких. И дело даже не только в том, что тексты произведений (и в большинстве случаев — песен) Высоцкого, будучи напечатанными на бумаге, оказались лишенными его голоса и гитары; и даже не в том, что практически все публикации осуществлялись без учета авторской воли (за редким исключением, когда публикация готовилась еще при жизни Высоцкого: например, для журнала «Аврора» или альманаха «Метрополь»), и трудно предположить, что именно решился бы опубликовать автор, готовь он сам этот материал. Дело еще и в том, что, как известно, Высоцкий при жизни обнародовал лишь ту часть своего творчества, которую хотел показать, — теперь же общим взорам предстала и та часть творчества, которая, по воле автора, была до времени сокрыта, — так что судьба творческого наследия Владимира Высоцкого оказалась в руках тех, кто так или иначе был связан с публикацией его произведений, и на многие годы (отчасти и по настоящее время) в значительной степени зависела от них. Что же касается литературоведческого исследования (т. е. аналитической его стадии), то, как известно, оно начинается там, где уже достаточно поработал критик, а поэзия Высоцкого, мягко говоря, не была избалована вниманием критиков-профессионалов при жизни поэта. Поэтому поэзии Высоцкого предстояло сначала пережить серию критико-публицистических статей, обзоров, рецензий и проч., прежде чем стать достоянием собственно филологов. (Достаточно вспомнить ряд интересных и для своего времени чрезвычайно важных работ Н. Крымовой, Л. Лавлинского, Ю. Карякина, В. Толстых). Глубокое и всестороннее осмысление творческого наследия В. Высоцкого начинается, пожалуй, только теперь, когда взоры исследователей обращены уже не к отдельным — пусть ярким, самобытным — деталям, а к общей картине его поэтического мира. На этой стадии возникает потребность (необходимость) прочертить, обозначить — пусть самым схематичным образом, пунктиром — контуры поэтического здания Высоцкого в целом. Надо сказать, что первые шаги в этом направлении, на наш взгляд, уже сделаны Вл. Новиковым в его книге «В Союзе писателей не состоял... Писатель Владимир Высоцкий» (М., 1991) и в ряде предшествующих ее появлению статей, а также в работах А. Скобелева и С. Шаулова (в частности, в их книге «Мир и слово». Воронеж, 1991). Весомый вклад в этом направлении внесли научные конференции по проблемам изучения творчества В. Высоцкого, состоявшиеся в 1988—1990 гг. в Воронеже. Попытка периодизации творчества Высоцкого предпринята одновременно несколькими исследователями: Вл. Новиковым в статье для энциклопедического словаря «Русские писатели XX века» [1], А. Кулагиным в его работе «Поэзия В. С. Высоцкого. Творческая эволюция» (Коломна, 1996) и нами (О. Шилиной) в статье о В. Высоцком для словаря русских писателей ХХ в., который готовится издательством «Просвещение» совместно с Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) РАН. Здесь же уместно вспомнить и те научные работы, которые написаны на материале творчества В. Высоцкого (в том числе и две кандидатские диссертации, тексты которых хранятся в научно-информационном отделе Музея Высоцкого, — это работа С. Бирюковой «Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде» (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1990) и уже упомянутый автореферат Н. Рудник.

хотя бы тот факт, что большинство работ отличает преобладание вопросов над ответами, а также произвольный, почти хаотичный (а подчас и противоречивый) выбор рассматриваемых тем: от очень узких («Особенности формирования именных словосочетаний с согласованием в поэзии В. Высоцкого», Е. Марченко, М. Гончар, Кубанский гос. университет) до неохватно широких («Личность художника и художественный процесс в творчестве В. Высоцкого», дипломная работа Н. Брусилова, Донецкий гос. университет).

В завершение хотелось бы еще раз выразить надежду, что тот потенциал, которым располагает Музей В. Высоцкого, будет со временем реализован, и это выразится в первую очередь в его координационной, объединяющей деятельности, и что со временем подобные конференции станут традиционными.

–10. С. 2–3. – Ред.

Раздел сайта: