Шостак Г. В. Комментарий к "Песне о нотах" В. С. Высоцкого (1969)

УДК 882

©Г. В. Шостак

(Брест, Белоруссия)

Комментарий к «Песне о нотах»

Эта песня была написана для поэтического спектакля «Берегите ваши лица» по произведениям А. А. Вознесенского (1933–2010), премьера — 10 февраля 1970 г. Постановка Ю. П. Любимова, оформление Э. Г. Стенберга, музыка В. С. Высоцкого и Б. А. Хмельницкого. Всего официально состоялись два спектакля, после чего «Берегите ваши лица» были запрещены к дальнейшему показу.

«Песня о нотах» исполнялась в начале спектакля (после нескольких вводных эпизодов) и поясняла как оформление сцены, так и идеологическую составляющую предстоящего действа. На сцене в наклонном положении опускались пять штанкетов, которые на светящемся заднике образовывали нотный стан. Актеры сидели на линейках в одинаковых черных костюмах, изображая ноты. Когда изменялся характер музыки, звучавшей в спектакле, актеры меняли свое положение, иногда по ходу действия выходили на авансцену.

Зоя Богуславская об этом спектакле: «Растянутое вдоль сцены зеркало, в котором отражались лица зрителей, над ним нотные линейки, где темными каплями сползали актеры, певшие о потере собственных лиц, о загнанном в тупик искусстве... Речь шла о фарисействе, лжи, двуличии общества и, увы, о нас, породивших это время» [288].

... ВЕДЬ НАЧИНАЮТ ГАММЫ С НОТЫ ДО — гамма представляет собой часть звукоряда в пределах одной октавы (ряд звуков, охватывающий гамму, в котором исходный звук повторяется). В октаве звуки располагаются последовательно и различаются во высоте. Гаммы начинают с до и заканчивают до в восходящем (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до) и нисходящем (до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до) движении.

ПЛЯШУТ НОТЫ ВРОЗЬ И С ТОЛКОМ, // ЖДУТ ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ // РАЗБРОСАЕТ ИХ ПО ПОЛКАМ // ЧЬЯ-ТО ДЕРЗКАЯ РУКА — как объяснял на одном из концертов сам Высоцкий, «... дерзкая рука Любимова разбрасывала нас по этим самым <...> нотным линейкам. Иногда мы спускались, читали стихи. Например, эти нотные линейки иногда могли превратиться в трибуны стадиона. На них сидели кричащие люди, а впереди мы с Валерием Золотухиным вдвоем читали стихи “О левом крайнем”. Потом выходили зрители. Я играл старуху и собирал бутылки после матча <...> на трибунах» [289].

НА ЦЕЛЫЙ ТАКТ И НА ОДНУ ВОСЬМУЮ — такт (от лат. taktus — касание, прикосновение) — единица метра в музыке. Такты бывают разных размеров: 2/4, 4/4, 3/8, 6/8, 9/8 и др. Длительность любой ноты определяется замыслом композитора. Здесь имеется в виду относительная длительность — продолжительность звучания, которая выражается через соотношение, проявляющееся в метре и ритме. Основным знаком длительности является целая нота, а ее производные — половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т. д.

КАКУЮ ТЫ ТОНАЛЬНОСТЬ НИ ВОЗЬМИ — // НЕРАВЕНСТВОМ ОТ ЗВУКОВ ТАК И ПЫШЕТ — любое музыкальное произведение состоит из звуков, разных по высоте и длительности. Также следует учитывать динамику (силу звука), темп (скорость исполнения произведения), тембр (окраску звука). Все перечисленные выразительные средства определяют характер музыкального произведения. Тональность — это звуковысотное положение лада. Лад может быть мажорным или минорным. Тональностей в музыке — 24. 12 из них мажорных («весёлых»), 12 — минорных («грустных»). Обычно Окуджава, Галич, Высоцкий и другие барды использовали тональности до мажор и ля минор: в этих несложных тональностях проще всего играть на гитаре (в плане зажатия струн, взятия аккордов).

ВДРУГ ЗАТЕСАЛСЯ ГДЕ-НИБУДЬ БЕМОЛЬ — // И В ТОТ ЖЕ МИГ, КАК ВЛЕЗ ОН БЕСПАРДОННО, // ВНУШАВШАЯ ДОВЕРЬЕ НОТА СОЛЬ  // И НЕЖНАЯ КАК БАРХАТ НОТА ЛЯ // ВДРУГ ГОЛОС ПОВЫШАЕТ ДО ДИЕЗА — в музыкальной практике используется термин «альтерация» (от лат. altero — изменять). Под альтерацией понимается повышение или понижение любой ступени лада на полутон или тон без изменения названия ступени. Бемоль обозначает понижение ступени на полтона, дубль-бемоль — на тон; диез повышает ступень на полтона, дубль-диез — на тон.

И НАКОНЕЦ — БЕТХОВЕНА СПРОСИ — Людвиг Ван Бетховен (1770–1827) — выдающийся немецкий композитор, чье творчество завершило эпоху музыкального классицизма. У Бетховена жанры классической симфонии, инструментальной сонаты, струнного квартета получили новое воплощение, были поставлены на уровень философии и литературы.

СИ — си — седьмая ступень звукоряда (последняя в октаве). Дальше следует верхнее доси, то возникнет ощущение незаконченности.

— то есть начальники, высокопоставленные, влиятельные, «большие» люди и — «маленькие», подчиненные. Общеизвестно выражение из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Что за тузы в Москве живут да умирают!», возможно, подготавливающее заключительные строки четверостишья.

СЧИТАЕТСЯ, ЧТО В СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // ЗВУЧАТ ПРЕКРАСНО ТРАУРНЫЕ МАРШИ — имеется в виду третья часть Второй сонаты для фортепиано (1839) выдающегося польского композитора Фридерика (Францишка) Шопена (1810–1849), за которой закрепилось название «Траурный марш». Существует ее переложение для духового оркестра. Исполнение шопеновского «Траурного марша» было обязательным на похоронах различных советских «тузов».

[288] Богуславская З. Б. – 2000-е...: Время Любимова и Высоцкий // Октябрь. 2007. № 11. С. 127.

Раздел сайта: