Скобелев А. В.: Попытка избранного комментирования (рабочие материалы)
1964 г.

ПРО СЕРЕЖКУ ФОМИНА (1964)

БРОНЮ ДАЕТ РОДНОЙ ЗАВОД – под «БРОНЬЮ» здесь понимается освобождение от призыва в армию в связи с работой на оборонном предприятии.

ТАМ ХРОНИКА ПРО НАС ПЕРЕД СЕАНСОМ – кино в СССР рассматривалось властью как «из всех искусств важнейшее» (Ленин), поэтому идеологическая составляющая кинопроката в СССР всегда была в высшей степени значимой. Перед любым художественным фильмом обязательно показывали документальный или игровой пропагандистский фильм, киножурнал (был и такой жанр) – т. е. нечто, несущее полезную идеологическую нагрузку. Нагрузка эта была бесплатной, но принудительной. Перед демонстрацией детских фильмов обычно показывали мультипликацию или научно-популярные ролики. Во время Великой Отечественной войны перед сеансом могли показывать киноальманах «Боевой киносборник» (постановочные сюжеты), документальные «Киносборник №…», хроника с фронтов представлялась «Союзкиножурналом», выходившим два раза в месяц.

А ОН – ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА – из текста песни неясно, справедливо ли получил Сергей Фомин высшую советскую награду или нет, что порождает многоплановость и неоднозначность, принципиально важные в творчестве В. С. Высоцкого. Отметим, что остальные Герои Советского Союза, прямо или косвенно упоминаемые поэтом, в большинстве случаев не рассматриваются им как справедливо награжденные; однако и «всегда сосредоточенный» Сережка – не такой как «вся дворовая шпана»…

«груза – Союза», возможно, восходит к «Стихам о советском паспорте» В. В. Маяковского, в эпоху В. С. Высоцкого входившим в программу средней школы.

Схожая сюжетная коллизия присутствует в песне «Самый маленький» (сл. Е. А. Долматовского, 1940):

Нас веселая юность водила
По зеленам дорогам весны.
Были мы, как поток, говорливы,

А один был на всех не похожим:
Вижу снова его как сейчас –
Самый маленький и незаметный,
Самый тихий и скромный из нас.
…)
И на фронте недавно узнали.
Что геройски исполнил приказ
Самый маленький и незаметный,
Самый тихий и скромный из нас.

ШТРАФНЫЕ БАТАЛЬОНЫ – штрафные войсковые части (батальоны и роты) появились в составе Красной Армии по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 г. Сославшись на положительный опыт гитлеровских войск, практиковавших использование штрафных подразделений в боевых действиях, Сталин творчески развил данную идею: учредил штрафные батальоны (для средних и старших командиров и соответствующих политработников, т. е. для офицеров) и штрафные роты (для рядовых бойцов и младших командиров). 26 сентября 1942 г. были введены Положения о штрафных батальонах и штрафных ротах действующей армии (утверждены Заместителем народного комиссара обороны генералом армии Г. Жуковым). Целью создания этих формирований было объявлено стремление дать возможность военнослужащим всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, «кровью искупить свою вину перед Родиной отважной борьбой с врагом на трудном участке боевых действий».

В штрафные части направлялись не только военные из действующей армии (иногда за самые незначительные проступки), но и «окруженцы», благополучно прошедшие проверку СМЕРШа, и заключенные из ГУЛАГа, этапируемые на фронт из мест заключения. Командиры в штрафные части (от командира взвода и выше) назначались приказом по войскам фронта «из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников» и назывались «постоянным составом».

Все штрафники (сменный состав, «бойцы-переменники»), имеющие звания, были разжалованы в рядовые, их награды изымались на время нахождения хозяина в штрафном подразделении. Срок пребывания в штрафном батальоне или штрафной роте назначался от одного до трех месяцев, по истечении которого наказанный (если он был жив и здоров) переводился в обычную часть. За боевое отличие штрафник мог быть освобожден досрочно по представлению командования, а за особо выдающееся боевое отличие мог быть представлен к правительственной награде. Штрафники, получившие ранение в бою, считались отбывшими наказание, восстанавливались в звании и во всех правах, по выздоровлении направлялись для дальнейшего прохождения службы в общевойсковые части, а инвалидам назначалась пенсия. Семьям погибших штрафников пенсия тоже назначалась на общих основаниях.

Штрафные батальоны (которые по численности нередко соответствовали полку и состояли только из бывших офицеров) были в высшей степени боеспособными формированиями; им поручалось в основном выполнение наиболее сложных и опасных операций: прорыв обороны противника, взятие укрепленных рубежей и населенных пунктов, разведка боем, глубокий рейд в тыл врага.

–1945 года.

ВСЕГО ЛИШЬ ЧАС ДАЮТ НА АРТОБСТРЕЛ – артобстрелы в течение «всего лишь» часа применялись только в начале крупных и крупнейших операций Великой Отечественной войны.

МОЛИСЬ БОГАМ ВОЙНЫ АРТИЛЛЕРИСТАМ – восходит к выражению «Артиллерия – бог войны», многократно тиражируемому после публикации передовицы «Правды» от 20 июля 1942 года: «Артиллерия – бог войны, говорит товарищ Сталин».

НАМ НЕ ПИСАТЬ: «…СЧИТАЙТЕ КОММУНИСТОМ» – многие беспартийные бойцы и командиры перед боем оставляли в прощальных записках просьбу в случае смерти считать их коммунистами; эта практика, поддерживающая авторитет ВКП(б) и увеличивающая в статистике («считайте»«Рабинович пишет заявление перед боем: – Если погибну, то считайте меня коммунистом! А если нет – так нет!». И с другим вариантом окончания: «Если выживу, то партвзносы платить не буду. А если погибну, то хоть одним коммунистом на свете меньше будет!».

В 1949 г. было создано, а вскоре получило широкую, официально поддерживаемую известность стихотворение М. Дудина «Считайте меня коммунистом!». В 1964 г. была сочинена и поступила в идеологическую эксплуатацию «Песня о первых комсомольцах» в исполнении В. Трошина («Запишите меня в комсомол», музыка Ю. Чичкова, слова В. Котова):

Был ты парень веселый и бравый,
Не боялся ни бомб, ни штыков,
Ты упал за лихой переправой,

Командир, взяв записку простую,
Сняв помятую каску, прочел:
«Если в этом бою упаду я,
Запишите меня в комсомол!»

случаях после возвращения в обычные части.

ПЕРЕД АТАКОЙ ВОДКУ – в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны от 6 июня 1942 г. № ГОКО-1889 водка по 100 граммов в сутки на человека выдавалась «военнослужащим частей передовой линии, которые вели наступательные операции». С 25 ноября того же года выдавали по 100 граммов на человека в сутки в подразделениях, ведущих «непосредственные боевые действия и находящимся в окопах на передовых позициях» (Постановление ГОКО № 2507 от 12 ноября 1942 г.).

МЫ НЕ КРИЧИМ «УРА» – штрафники в атаку традиционно ходили молча или с матом (прочая пехота атаковала с криком «Ура!», атакующие моряки и морские пехотинцы кричали «Даешь!»).

ЗА ОТВАГУ – штрафники могли получить только «солдатские» награды: как правило, медали «За боевые заслуги» и «За отвагу», орден Славы III степени. Кроме того, было несколько случаев награждения штрафников званием Героя Советского Союза. Возможно, публикаторам следует обратить внимание на название конкретной медали в этом тексте.

ОТ РУБЛЯ И ВЫШЕ – штрафникам выплачивалось денежное содержание в размере 8 рублей 50 копеек в месяц – сумма мизерная (оклад командира полка тогда был 1800 руб., командира дивизии – 2200 руб., средняя заработная плата по стране была 600-700 рублей). Четырехполосная газета стоила 40 копеек, пол-литра водки – около 50 рублей (цены второй половины 1943 года). Бритье с одеколоном стоило, согласно В. Катаеву («Сын полка», история парикмахера Глазе, брившего «под Орлом» летом 1943 г. заезжего писателя) – 8 рублей 40 копеек. В словарях Ушакова и Ожегова приведено словосочетание «От рубля и выше» как устойчивое в качестве примера сочетания предлога с существительным без объяснения общего значения. А. Е. Крылов объясняет смысл так: «на всю катушку» (Не квасом земля поли

АНТИСЕМИТЫ (1964)

АНТИСЕМИТ – «враг еврейства. Антисемиты, сторонники стеснения политических и гражданских прав евреев» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 2006). Государственная идеология СССР основывалась на провозглашении принципа пролетарского интернационализма как основы отношений между народами, поэтому антисемитизм никогда открыто и официально не поддерживался.

В 1948 году Сталин включил в собрание своих сочинений текст данного им в 1931 году интервью («Об антисемитизме»), в котором говорилось: «Антисемитизм как крайняя форма расового шовинизма является наиболее опасным пережитком каннибализма... Потому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма... В СССР строжайше преследуется по законам антисемитизм как явление, глубоко враждебное советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью».

Однако в том же 1948 году в СССР началась широчайшая кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом», имевшая в значительной степени именно антиеврейскую направленность. После убийства карательными органами председателя Еврейского антифашистского комитета актера и общественного деятеля С. Михоэлса (1890–1948) власти приступили к ликвидации еврейской культуры в СССР. В течение 1949–1951 гг. были закрыты почти все еврейские театры, периодические издания на идише, еврейские научно-исследовательские учреждения и педагогические вузы. В 1952 г. по фиктивным обвинениям были казнены 13 руководителей и сотрудников еврейского антифашистского комитета в СССР, началось дело «врачей-вредителей», имевшее откровенно антисемитскую направленность и свернутое непосредственно после смерти Сталина.

«евреев не увольнять, не принимать, не продвигать», еврейская молодежь сталкивалась с дополнительными трудностями при поступлении в некоторые учебные заведения. Однако данное правило (в силу своей неофициальности) имело и многочисленные исключения.

Межнациональные отношения в СССР – вообще потрясающая тема. С одной стороны – интернационализм как основополагающий принцип коммунистической идеологии, проявление любого национализма считается опасной неприличностью, а с другой – геноцид и переселения целых народов, объявленных «народами-врагами». Напомним, что этнические репрессии коснулись советских корейцев (1937 г.), немцев (1941 г.); калмыков (1943 г.); крымских татар, болгар, греков и армян, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев (1944 г.), а также многих других этнических групп «советского народа». В этом же ряду (по мнению ряда исследователей) следует рассматривать и подготовку к «окончательному решению еврейского вопроса в СССР» в рамках вышеупомянутого дела «врачей-вредителей».

– «поддержка миллионов», «энтузиазм миллионов» – идеологические штампы, устойчивые формулировки советской пропаганды, применяемые для обозначения всенародной поддержки политики партии (ВКП(б)-КПСС) и правительства. Известны исполнения этой строки: Поддержка и не // тузиазм миллионов – с появлением рифмы к «стороне».

ДРУГ И УЧИТЕЛЬ – хвалебная формулировка, применявшаяся с середины 1930-х годов к Сталину, например: «Украинский народ с особой любовью празднует 60-летие своего вождя, друга и учителя – товарища Сталина…» (Н. С. Хрущев. Сталин и великая дружба народов. В кн.: Сталин. К шестидесятилетию со дня рождения. М., 1940. С. 101).

БАКАЛЕЯ – так обобщенно назывались неспециализированные продовольственные магазины.

– персонаж В. С. Высоцкого пересказывает выдумки о ритуальных убийствах, связанных с мифическим культом крови в иудаизме. Показательно сведение «христианских младенцев» и «слона», животного к тому же некошерного. В 1964 г. широко отмечалось столетие Московского зоопарка, по этому случаю были выпущены почтовые марки и спичечные коробки с изображением слона.

– летом 1963 в СССР в результате нарастающего кризиса отечественного сельского хозяйства возник дефицит хлебопродуктов (многие иные продукты питания были дефицитом и ранее, и позже), у магазинов с ночи выстраивались огромные очереди. Правительство было вынуждено произвести срочные дополнительные закупки зерна за границей (Аргентина, США), которые начались в 1961 г. и продолжались вплоть до конца истории СССР (к 1981 году импорт зерна составлял более 40% от производимого в Советском Союзе). Тогда же появляется фольклорная шутка: «Пшеницу сеяли на целине, а собирали в Канаде».

БЬЮ Я ЖИДОВ – И СПАСАЮ РОССИЮ – реализация лозунга «Бей жидов – спасай Россию», появившегося в России в период революции 1905–1907 годов. Это «злонамеренное подстрекательство подонков населения со стороны проникнутых расовой ненавистью элементов общества» к еврейским погромам (Брокгауз-Ефрон) было изобретено в среде правомонархических партий. Иногда в советской пропаганде авторство этого лозунга приписывалось Нестору Махно, к антисемитизму не имевшему никакого отношения.

ПЕСНЯ ПРО УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС (1964)

РАЗБОЙ – по советскому уголовному праву преступление, выражающееся в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, соединенном с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, или с угрозой применения такого насилия. Герой В. С. Высоцкого читает Уголовный кодекс РСФСР, принятый 27.10.1960 г. и введенный в действие с 1 января 1961 г. Согласно нему, разбой, направленный на завладение государственным или общественным имуществом, при отсутствии отягчающих обстоятельств, действительно, наказывался лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой (ст. 91 УК РСФСР 1960 г.), а направленный на завладение личным имуществом граждан – только лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, без конфискации (ст. 91 УК РСФСР 1960 г.). При отягчающих обстоятельствах сроки увеличивались от 6 до 15 лет. Ответственность за разбой была установлена с 14 лет.

– устойчивая формулировка, гиперболизирующая значение чего-либо (или кого-либо), например, о Сталине: «Гений всех времен и стран (народов)». Ср. у Галича: «Это ж гений всех времен…». В стихотворении В. Брюсова «Библиотеки» (1917), имеющем, как и комментируемый текст, «книжную» тематику, имеются строки, возможно, учитываемые В. С. Высоцким:

Но нам дороже золотой колчан
Певучих стрел, завещанный в страницах,
Оружие для ,

НАВОДЧИЦА (1964)

НИНКА – уменьшительно-уничижительное от имени НИНА. У В. С. Высоцкого встречается дважды и дважды выступает в негативном контексте (см. также «Невидимка»). Отметим, что Нинка-наводчица имеет все признаки Кривой (одноглазой и «ноги разные») из «Две судьбы».

СЧЕТЧИК ЩЕЛКАЕТ – в советских такси были установлены механические счетчики, по которым определялась плата в зависимости от пройденного пути и времени пользования автомобилем. Проезд 100 метров и минута простоя с 1961 года стоили одну копейку (шаг работы счетчика до весны 1975 г., потом цены были увеличены вдвое, и счетчик стал «щелкать» с той же скоростью сразу по две копейки). Ср. про «горочки» из «Дорожного дневника» (1973): «Я их щелк да щелк!».

ПОД ПОЕЗД ПРЫГАЛ Я … НЕ СОВСЕМ УДАЧНО – «…вспоминаются строчки из старинной «блатной» песни «Поеду я в город Анапу»: «И брошусь под поезд я дачный, // Улыбаясь из-под колес»... (См.: Шафер Н. Г. О так называемых «блатных песнях» Владимира Высоцкого. Музыкальная жизнь, 1989, № 21. С. 26.

– видимо, подразумевается Канатчикова дача (психиатрическая больница), которая упоминается и в названии другой песни В. С. Высоцкого. Существует иная версия: «дача» – это места заключения. Данная неопределенность (если, конечно, она есть) демонстрирует сведение концептов «тюрьма» и «больница» в поэзии В. С. Высоцкого.

ДВЕ ЗВЕЗДЫ КРЕМЛЕВСКИЕ – в 1935 году были сняты двуглавые орлы, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях Московского Кремля, и установлены на них пятиконечные звезды. В 1937 году на пяти башнях (добавилась Водовзводная башня) были установлены «рубиновые» подсвечиваемые звезды размером от 3 до 3,75 м.

ПЕСНЯ О ГОСПИТАЛЕ (1964)

– улица в центре Москвы, неизбежно воспринимаемая в текстах авторской песни как «вотчина» Б. Ш. Окуджавы. К тому же здесь присутствует и военная тема, также характерная для творчества указанного автора. Кроме того, в этом произведении поднимается вопрос об «относительности» правды и лжи, что сближает «Песню о госпитале» с «Притчей о Правде и Лжи» (1977), имевшей вариант названия «В подражание Окуджаве» и Б. Окуджаве же посвященное. Остается предположить, что в обоих произведениях отразилось неоднозначное отношение В. С. Высоцкого к творчеству его «духовного отца» (как позднее назвал поэт своего старшего современника) и «соседа» по авторской песне.

– от Клавдия – имя, пик популярности которого в России был зафиксирован в 1907 г. Женский вариант имени Клавдий, происходящего от латинского «claudus»: хромой, увечный, искалеченный. Такая «вписанность» этого имени в общую тему произведения, наверное, может быть случайным совпадением, но может быть и вполне целенаправленным художественным приемом.

ТОТ СОСЕД, ЧТО СЛЕВА – здесь впервые у В. С. Высоцкого реализуется бинарная оппозиция «лево – право» в качестве «зло – добро», «ложь – правда», весьма значимая во всем его дальнейшем творчестве (ранее «лево» и «право» были представлены как равноправные варианты). В соответствии с фольклорной (и мифопоэтической) традицией поэт слева располагает худшее, опасное, злое, чужое и лживое. Такая оппозиция «левого» и «правого» перекликается с известной формулировкой Б. Окуджавы же («Песенка о московском метро», где отмечается неподвижность «правых») – и контрастирует ей.

ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ (1964)

12 июля и 24 ноября 1941 года Президиумом Верховного Совета Союза ССР были изданы Указы о досрочном освобождении некоторых категорий заключенных, осужденных за прогулы, бытовые и незначительные должностные и хозяйственные преступления, с передачей лиц призывного возраста в Красную Армию. Кроме того, все заключенные, освобождаемые из лагерей и колоний «за отбыванием сроков наказания» и годные к строевой службе, также передавались в армию. С появлением штрафных подразделений заключенные направлялись в них (главным образом в штрафные роты) на срок до трех месяцев с последующим снятием судимости.

– ЗА ТРИ – время пребывания на фронте исчислялось сутками, один к трем засчитывалось в обычных и гвардейских частях, в штрафных подразделениях коэффициент был один к шести и применялся только к офицерскому составу, назначавшемуся из «вольных», армейских офицеров. Учитывалось при начислении трудового стажа в послевоенный период.

В ЛАГЕРЕ ЗАЧЕТ – в 1930-е годы в советской пенитенциарной системе сложилась практика «зачетов» тех дней, когда заключенный перевыполнял поставленную ему производственную норму, за несколько дней «отсидки» (от полутора до трех, главным образом в зависимости от процентов перевыполнения). С лета 1939 г. система «зачетов» была упразднена, а накопленные заключенными к этому моменты «зачеты» отменены. После окончания Великой Отечественной войны «зачеты» в ГУЛАГе были введены вновь. (См.: Бородкин Л. И., Эртц С. Структура и стимулирование принудительного труда в ГУЛАГе: Норильлаг, конец 30-х – начало 50-х гг. // Экономическая история: Ежегодник. 2003. М., 2004. С. 214–215.

– ВОХР(-а, -ы) – военизированная охрана. К середине 1944 года из ГУЛАГа было передано на укомплектование Красной Армии 975 000 человек заключенных и 117 000 кадровых сотрудников НКВД, в том числе 93 500 человек из военизированной oxраны. (См: Земсков В. Н., Пронько В. А. Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне. Новая и новейшая история, 1996, № 5).

– высшей мерой наказания в СССР периода Великой Отечественной войны для военнослужащих была смертная казнь (расстрел). С 1943 г. к предателям и военным преступникам применялось повешение.

ТРИБУНАЛ – военный суд.

САМОСТРЕЛ – умышленное ранение самого себя, членовредительство, производимое в целях уклонения от несения военной службы (разновидность дезертирства).

– видимо, могильным, т. к. кресты как награды в СССР не существовали. Да и кресты на воинских могилах в стране победившего атеизма официально не ставили, ср. у В. С. Высоцкого же: «На братских могилах не ставят крестов». Возможно, имеется в виду крест как зачеркивание? Или здесь говорится о послевоенных наградах, когда могильный крест мог быть в конце мирной, «личной» жизни и персональной судьбы?

Я ЛЮБИЛ И ЖЕНЩИН И ПРОКАЗЫ (1964)

– характерная синтаксическая неопределенность: женщина или проказа каждый день была новая?

НА МОЕМ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ – аллюзия на популярную песню второй половины 1940-х годов «Вот кто-то с горочки спустился»: «Зачем, зачем я повстречала // Его на жизненном пути!» (слова и мелодия народные).

– возможно, герой В. С. Высоцкого называет цену в «старых» деньгах, т. е. в дореформенных рублях. Денежная реформа 1960–1961 гг., проведенная в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1960 г. N 470 «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами» деноминировала рубли в 10 раз, однако люди по привычке довольно долго пользовались старым масштабом цен (ср. у В. С. Высоцкого же: «Три тысячи в новых деньгах», 1967 г.; «Шторм девять баллов новыми деньгами», 1969 г.).

ВОТ РАНЬШЕ ЖИЗНЬ!.. (1964)

ПАССАЖИР – по мнению И. Ефимова и К. Клинкова, В. С. Высоцким здесь обыгрывается двойное значение слова «пассажир»: общепринятое (ведь персонаж промышляет на «бану» – т. е., на вокзале) и по фене («Пассажир – ... лицо, не принадлежащее к преступному миру»).

– В. С. Высоцкий так объяснил значение этого жаргонного фразеологизма в ходе своего концерта в Институте русского языка Академии Наук СССР имени А. С. Пушкина 4 января 1966 года: «Делать Варшаву» – это, как известно, выражение появилось после войны в уголовных лагерях. Дело в том, что «делать Варшаву» – это значит сравнять с землей, уничтожить человека. Что его нету. «Делаешь Варшаву». Он говорит: затяни удавку или отпусти удавку, вот такой жест показывает. Ну вот». Ранее, в июне 1965 года, поэт сказал на одном из выступлений: «Есть такое выражение «делать Варшаву» – это значит «запугивать»…

– адрес Московского уголовного розыска.

НАРОДНЫЙ СУД – в СССР суд первой инстанции на территории района или города, не имеющего районного деления, базовое звено советской судебной системы. Народные суды рассматривали большинство уголовных и гражданских дел, возникающих на данной территории, а также некоторые категории дел об административных правонарушениях. Были созданы по Декрету о суде (24 ноября 1917), демагогически провозгласившего «народность», гуманность, демократические основы их организации и деятельности: выборность, подотчетность избирателям, коллегиальность. На практике народные суды в СССР были вписаны в репрессивную систему, будучи одной из ее составляющих частей.

СТОРУБЛЕВКА – с 1961 по 1991 г. в СССР банкнота максимального номинала, в 1960-х – начале 1970-х годов близкая к среднемесячной зарплате советского человека.

ГРАБЕЖ – в уголовном праве СССР – открытое похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное без насилия над личностью или с насилием, не опасным для жизни и здоровья. От кражи грабеж отличается открытым способом изъятия имущества, а от разбоя – менее опасным характером насилия. Как и в других видах преступлений, грабительское покушение на государственную или общественную собственность в СССР наказывалось строже, нежели грабеж личной собственности граждан (максимальные сроки – 15 и 10 лет соответственно).

– видимо, персонаж хочет перейти со статьи УК о грабеже на другую, касающуюся попрошайничества (или вымогательства) и предусматривающую более мягкое наказание.

«СПАСИБО ЗА ВНИМАНЬЕ» – «Я отлично помню реакцию слушателей 60-х годов, когда, собравшись у какого-нибудь владельца магнитофона, они слушали эту песню. После сакраментальной фразы «Спасибо за вниманье!» неизменно следовал дружный смех. Ну как же! Только что с легкой руки Никиты Сергеевича Хрущева в речах наших государственных деятелей утвердилась эта культурная концовка, перенятая на Западе. (…) А ведь раньше ничего подобного не было: ни Сталин, ни Жданов не говорили «Спасибо за внимание!» – Шафер Н. Г. О так называемых «блатных песнях» Владимира Высоцкого. Музыкальная жизнь, 1989. № 21. С. 26.

ПОТЕРЯЮ ИСТИННУЮ ВЕРУ… (1964)

ИСТИННАЯ ВЕРА – здесь (иронически) – вера в коммунистические идеалы. Однако в общем контексте эта ирония распространяется и на веру в религиозном смысле.

– Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 мая 1964 года президент Египта Гамаль Абдель Насер (1918–1970) был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11224). Награда ему была вручена лично Первым секретарем ЦК КПСС, Председателем Совета Министров СССР Н. С. Хрущевым, находившимся с 9 по 25 мая 1964 года в Египте с официальным визитом.

«не подходил» к этому ордену по нескольким параметрам. Во-первых, статут звания Героя Советского Союза в действующей тогда редакции предусматривал награждение «за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига». Под «государством», естественно, понимался СССР, и награждение главы иностранного государства этим званием выглядело странным. Кроме того, «геройский подвиг» Гамаля Абдель Насера, арабского националиста, заключался в длительной, последовательной и активной ненависти к Западу и Израилю, сопряженной с серией поражений Египта в военной и экономической областях; только военная, экономическая и дипломатическая поддержка СССР, надеявшегося приобрести Египет в качестве союзника на Ближнем Востоке, помогла ему избежать полного краха.

КРЫТЬ С ТРИБУНЫ МАТОМ, // РАЗДАВАТЬ ПОДАРКИ ВКРИВЬ И ВКОСЬ – описываются действия, характерные для поведения Н. С. Хрущева в публичной, политической жизни. С него в СССР началась и традиция «раздавать» высокие государственные ордена в качестве подарков к юбилеям и по другим подобным поводам.

НЕТ ЗОЛОТА В СТРАНЕ – щедрая помощь «братским» режимам (подобных «насеров», с которыми заигрывало правительство СССР, было множество) и закупки продовольствия за рубежом порождали слухи о стремительном сокращении золотого запаса СССР. Кроме того, золотые ювелирные украшения в СССР тоже периодически (как и многое другое) становились дефицитом, исчезая из свободной продажи, что, естественно, дополнительно подпитывало указанные слухи.

Совета Министров СССР (1985–1990 гг.) сообщает, что в начале 1960-х годов только в один неурожайный год было продано 650 тонн золота. (См.: «Золото: прошлое и настоящее». Сб. под редакцией В. Букато и М. Лапидуса. М., 1998, С. 35; Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. М., 1996). Часть закупленной на золото провизии шла «на подкормку» потенциальных или действительных союзников.

В. С. Высоцкий был не одинок в негативной реакции на вручение Насеру «ордена». А. Галич в песне «Реквием по неубитым», где тоже имеется противопоставление современности событиям Великой Отечественной войны, назвал египетского орденоносца «фашистским выкормышем, // Увенчанным нашим орденом // И Золотой звездой», имея в виду предполагаемые связи Насера с немцами во время Второй мировой войны; широкое распространение получило следующее анонимное четверостишие:


Полуфашист-полуэсер,

Гамаль Абдель На Всех Насер.

В. С. Высоцкий же критиковал не самого орденоносца (одновременно с Насером был аналогично награжден и его сподвижник, египетский маршал Хаким Абдель Амер, а раньше – алжирский лидер Ахмед Бен Белла и кубинский диктатор Фидель Кастро), и даже не Н. С. Хрущева лично – патетика В. С. Высоцкого мудро и мужественно направлена непосредственно против всех наших собственных правящих «гадов», недооценивающих и не уважающих свой народ… Отсюда – пренебрежительно-извиняющиеся интонации применительно ко всем малоинтересным автору «Насерам» в финальной строке.

… (1964)

…И В «ОЧКО», И В «СТОС» ИГРАЛ… – очень простые и азартные карточные игры. Стос - искаженное «штосс», от нем. stoss – колода. Штосс был чрезвычайно популярен в ХIX веке, в него играли Германн в «Пиковой даме» А. С. Пушкина, герои «Игроков» Н. В. Гоголя, Долохов в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.

ДВУХ СУК ИЗ ЗОНЫ ПРОИГРАЛ – среди уголовников был распространен обычай играть в карты на жизнь других людей. Проигравший (в соответствии с заранее установленными условиями «ставки») должен был убить либо кого-то конкретно определенного, либо случайно оказавшегося в обговоренными месте «оплаты» проигрыша.

ЗРЯ ПОШЕЛ Я В ПИКУ, А НЕ В ЧЕРВУ! – на самом деле в обеих названных играх «заходов» как таковых нет, т. к. каждый шаг игры связан лишь с получением (или открытием) очередной карты (группы карт) из колоды. Масть карт может учитываться только в некоторых разновидностях стоса («масть», «полумасть»), обусловливая лишь коэффициент, поправки к выигрышу или проигрышу, определяемым, в первую очередь, только номиналом карт.

РУБЛИ С КРЕМЛЕМ – так называли «новые» сторублевые банкноты, по цветовой гамме напоминающие рублевую купюру, но бо

БАЛ-МАСКАРАД (1964)

КОМПЛЕКСНАЯ БРИГАДА – производственная бригада, в которую входят рабочие различных профессий и специальностей, выполняющие единый комплекс работ. Первые комплексные бригады появились в середине 1950-х годов в сельском хозяйстве (колхоз «Россия», Ставрополье), к середине 1960-х повсюду внедрялись как передовая форма организации социалистического производства.

РАЗДАЛИ МАСКИ КРОЛИКОВ, // СЛОНОВ И АЛКОГОЛИКОВ – во время, соответствующее времени создания этой песни, автор настоящих комментариев активно интересовался масками, имеющимися в советской торговле. Делались они из папье-маше, и всюду был одинаковый ассортимент (восстанавливаю по памяти): заяц, кот, лиса, пес, волк, тигр, медведь, Баба-Яга, Дед Мороз, Доктор Айболит, Старик Хоттабыч. Некоторых из перечисленных персонажей, наверное, можно принять за алкоголиков, а вот слонов среди масок не было точно.

… (1964)

– подразумевается использование уличного фонаря в качестве виселицы, имеющее место как при народных смутах, так и при их подавлении.

Я БЫЛ СЛЕСАРЬ ШЕСТОГО РАЗРЯДА (1964)

Шлю посылки и письма в Рязань я,
– себя и вино, -
Каждый вечер – одно наказанье,
– истязанье одно.

ШЛЮ ПОСЫЛКИ … В РЯЗАНЬ Я –

– почтовое отправление весом от двух до десяти килограммов.

В РЯЗАНЬ – провинциальные города в СССР на фоне хронического и самого разнообразного дефицита промышленных и продовольственных товаров обеспечивались ими неравномерно, но в любом случае значительно хуже столиц, поэтому советские граждане широко практиковали почтовые отправки добытых вещей и продуктов питания в качестве «поддержки» родни и знакомых.

Ср. с популярной песней 1939-го года (музыка Б. Мокроусова, слова Вл. Соловьева):


– на Москве-реке...
Не любовь, а наказанье –
Друг от друга вдалеке.

РЕБЯТА, НАПИШИТЕ МНЕ ПИСЬМО (1964)

– в советской пропаганде «свободным миром» (всегда в кавычках) иронически именовали демократические страны Запада. По аналогии с этим и находящийся в тюрьме герой В. С. Высоцкого так же обращается к своим товарищам «на воле».

ЗДЕСЬ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ – подобное понимание наличного, но недостаточного «ЗДЕСЬ» в противопоставлении заманчивому, но зачастую неопределенному «ТАМ»,

Мне скулы от досады сводит:
Мне кажется который год,
– там жизнь проходит,
А там, где нет меня, – идет.
…)
Живу, не ожидаю чуда,

Я каждый раз хочу отсюда
Сбежать куда-нибудь туда… (1979)

«БОЛЬШОЙ ДОМ» – термин фольклористики, разработан В. Я. Проппом в его классической работе «Исторические корни волшебной сказки» (1946). Исследуя мифологическую картину мира в историческом ключе, ученый рассматривает феномен «Большого дома», многократно встречающийся в мифопоэтических текстах (сказках). По его мнению, этот Дом, находящийся, как правило, в лесу, противопоставлен именно чужому пространству Леса. Т. е. Большой дом ограждает себя и обитателей от внешнего мира, здесь хранятся святыни, здесь же совершают ритуальные обряды. Кроме того, Большой дом – всегда мужской, и здесь проходили обряды инициации (от лат. initiare – начинать, посвящать), т. е. посвящение юноши в мужчины. Конечно, инициация в виде пьянки достаточно двусмысленна, хотя, если вдуматься, это вполне распространенная, даже, как мы все знаем, традиционная форма обряда посвящения юноши, принятия его в мужское сообщество.

Напомним, что В. С. Высоцкий в своем творчестве очень точно использовал и другой (тоже достаточно специфический) термин фольклористики – «гиблое место».

БАНКА – жаргонное название полулитровой бутылки.

ПОЛБАНКИ – четвертая часть литра, четвертинка, чекушка.

АНТИЛЛЕРИСТЫ – видимо, здесь обыгрывается звучание слова как «антиЛИРИСТЫ» – в свете характерного для начала 1960-х годов спора «физиков и лириков» о том, кто важнее и нужнее в современной жизни. (См.: Шаулов С. М. «Высоцкое» барокко, Мир Высоцкого. Вып. III. T. 2. С. 37).

ПОНТЕКОРВО Бруно Максимович (1913–1993), физик, академик АН СССР. Родился в Италии, окончил Римский университет, ученик Энрико Ферми. В 1940-е годы работал в США, Канаде и Великобритании. В 1950 г. тайно перебрался в СССР. Работал в Институте ядерных проблем и в Объединенном институте ядерных исследований АН СССР в подмосковной Дубне. Основные труды – по замедлению нейтронов и их захвату ядрами, ядерной изомерии, физике слабых взаимодействий, физике нейтрино, астрофизике. Член КПСС с 1955 г., награжден многими орденами и медалями СССР.

ЛЕЖАТ БЕЗ ПОЛЬЗЫ … КАК В КОПИЛКЕ – советская пропаганда назойливо призывала многократно обманутых государством граждан хранить деньги в сберкассе, а не прятать их «без пользы» в копилках-кубышках.