Скобелев А. В.: Попытка избранного комментирования (рабочие материалы)
1968 г.

МАРШ АКВАЛАНГИСТОВ (1968)

ПУЧЕГЛАЗЫЕ РЫБЫ // ГЛЯДЯТ УДИВЛЕННО – ср. описание аквариума в одной из книг, имевшихся в библиотеке В. С. Высоцкого: «пучеглазые рыбки, пошевеливая пышными хвостами, удивленно смотрят на вас» (Гуревич Георгий «Мы из Солнечной системы» – М., 1965, с. 348).

«НА СТОЛ КОЛОДУ, ГОСПОДА…» (1968)

ВАЛЕТ НАКОЛОТ – т. е. помечен наколкой, крапом.

АПАРТ – (от лат. a parte – в сторону), монологи или реплики, произносимые так, что считается, будто присутствующие на сцене их не слышат. Прием, применявшийся еще в античном театре.

ПЕСНЯ КОМАНДИРОВОЧНОГО (1968)

ПРОКЛЯТЫЙ АФОН – имеется в виду Новый Афон, поселок городского типа неподалеку от Гудауты… Вообще-то Афон – святое место, а не проклятое

Я УЕХАЛ В МАГАДАН (1968)

НАГАЙСКАЯ БУХТА – просторечное название бухты Нагаева, на побережье которой расположен г. Магадан с портом Нагаево. Названа в честь адмирала А. И. Нагаева, (1704 – 1781), русского гидрографа и картографа.

НАГАЙСКАЯ БУХТА … НЕ С БУХТЫ–БАРАХТЫ – ср. у Новеллы Матвеевой: «Из бухты-барахты выплыли яхты»…

ВСЕ ВАШИ ДАМЫ БИТЫ – ср. Пушкин «Пиковая дама», сцена финальной игры в штосс: «Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский». См. также: Кулагин А. В. «Пиковая дама» в творческом восприятии В. С. Высоцкого. – Болдинские чтения. Ниж. Новгород, 1999. С. 82-91.

ПЕСНЯ ЛЕТЧИКА (1968)

АРХАНГЕЛ – начальник ангелов, высший ангел. В данном случае, видимо, подразумевается архангел Михаил, являющийся архистратигом (военачальником) «небесного воинства», каковыми являются все ангелы, исполняющие волю Бога. Иногда архангел Михаил представляется как держатель ключей от рая и страж райских ворот.

– «профанирующая» конкретизация идеи «небесного воинства». Отметим, что «Рай как армия», т. е. традиция изображения «того света» как подобия «этого», снижающая идею «рая» до «земного» уровня, присутствует во многих литературных произведениях, например: А. Т. Твардовский «Теркин на том свете», Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» (сон кадета Биглера). Позднее у В. С. Высоцкого появится Рай-лагерь. О вероятном влиянии «Баллады о парашютах» М. Анчарова (1964) см.: Кулагин А. В. Высоцкий и другие. М., 2002. С. 52–55.

…У НИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ МНОГО – помимо ангелов-хранителей библейская ангелология знает и АНГЕЛОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ (2 Царств 24, 16; 1 Парал. 21, 15: «И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою»), перешедших и в Апокалипсис. Эти представления отразились и в литературе, например, у К. Н. Батюшкова (Умирающий Тасс, 1817):

Он зрел, как ты летал по трупам вражьих сил

– т. е. в ангелы-хранители, оберегающие человека от зла.

ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР (1968)

НО НАМ СКАЗАЛ СПОКОЙНО КАПИТАН – у Э. Г. Багрицкого рефреном повторяется фраза «И спокойный голос капитана» – см. «Сказание о море, матросах и Летучем Голландце», 1922.

ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР – еще не конец, еще есть возможность сделать что-либо. Отмечается в словарях как выражение, ставшее общераспространенным и устойчивым благодаря песне В. С. Высоцкого, который слышал его от Ю. П. Любимова. Происхождение связывается с пьесой «Закат» И. Бабеля, хотя это же есть и в его одноименном рассказе, который публиковался в «Литературной России» в 1964 г. Изначальное выражение отражает иудаистские религиозно-бытовые представления и традиции, согласно которым вечер (заход солнца) – это конец суток.

НАКОЛКА – здесь – татуировка.

ВРЕМЕН КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ –

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ – культ личности Сталина, формулировка, возникшая через несколько лет после смерти этой личности.

ВРЕМЕНа указанного культа – с 1930-х по 1953 г.

– татуировки советских времен в абсолютном большинстве были единого синеватого цвета с оттенками – от темно-синего до голубого, поскольку для татуирования чаще всего использовались самодельные красители, создаваемые из подручного материала на основе жженой резины, пороха и пр.

У НЕЕ ВСЕ СВОЕ – И БЕЛЬЕ, И ЖИЛЬЕ (1968)

АРТИСТ ИЗ ТАГАНКИ – поскольку и «артист», и «Таганка» имеют как минимум по два значения («артист» – это не только «актер», но и «ловкач, плут, мошенник», а «Таганка» – не только театр, но и тюрьма), постольку здесь возникает двусмысленность высказывания.

ЖЭК – жилищно-эксплуатационная контора, хозрасчетные организации по эксплуатации государственного жилищного фонда, образованные в 1959 г. В ЖЭКах были сосредоточены службы, выполнявшие на определенной территории (микрорайон) необходимые работы по текущему содержанию жилых зданий и служебных помещений, занимающиеся уборкой и благоустройством, озеленением, сбором мусора. При ЖЭКах создавались депутатские группы. В 1977 в ряде регионов были созданы ДЭЗ – Дирекции по эксплуатации зданий, позже замененные Районными эксплуатационными управлениями (РЭУ).

ПЕСНЯ О ДВУХ КРАСИВЫХ АВТОМОБИЛЯХ (1968)

точно установить марку этого автомобиля не удалось. Имеются сведения о попытке создания под таким названием в конце 1950-х годов итальянского концепт-кара (его макет демонстрировался в Москве). См.: Канунников С. По прозвищу "Чита" // За рулем. 2006. № 4.

МУСТАНГИ – «Форд-мустанг», один из самых удачных автомобилей фирмы «Форд», выпускался на протяжении 1960-х

ПОДСОС – процесс уменьшения подачи воздуха в карбюратор двигателя. Именно процесс, в отличие от АКСЕЛЕРАТОРа, который является механизмом.

– в легковых автомобилях ХХ века седьмой скорости никогда не было. «Седьмая» выступает здесь как «последняя».

ПЕСЕНКА ПРО МЕТАТЕЛЯ МОЛОТА (1968)

«Дали бы мне серп, я бы его еще дальше закинул!» (Подразумевалась советская эмблема «серп и молот», символизирующая союз крестьянства и пролетариата).

Раздел сайта: