Солнышкина Е. И.: Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики В. С. Высоцкого

КОНЦЕПЦИЯ СВОБОДЫ В ПЕСНЯХ ТЮРЕМНО-ЛАГЕРНОЙ ТЕМАТИКИ B. C. ВЫСОЦКОГО

Существуют свидетельства Высоцкого о том, что якобы кто-то сверху посылал ему стихи, как будто кто-то «шептал» ему на ухо строки (1, с. 41); даже тогда, когда самому поэту хотелось прекратить работу над стихотворением, что-то заставляло писать дальше: «Сказал себе я: брось писать, - // Но руки сами просятся...» («Песня о сумасшедшем доме»). Рассматривая этот момент с позиции аналитической психологии, Н. Ткаченко констатирует, что Высоцким руководила «магическая чужая воля» (по К. Юнгу) или «высший императив» (3, с. 39-40). Высоцкий осознавал преобладание в себе этой «чужой воли», которая обязывает к определенным жертвам в личной жизни, и полностью подчинил себя ей. Однако, на наш взгляд, этот момент породил чувство свободы, «своей воли», стремление к выбору собственного существования на подсознательном уровне.

Осознание проблемы свободы поэтом произошло в тот момент, когда он лицом к лицу столкнулся с действительностью своего времени. Понимание того, что мир организован не на принципах гуманности, а, как характеризует это время в своей работе Н. Ткаченко, на интересах «кучки индивидов, которые умело манипулируют всеми остальными» (3, с. 50), выросло в сознании поэта в непримиримый протест против существующего устройства мира. И вот это чувство воли, ниспосланное свыше, непримиримость с реальностью и отстаивание человеческого в человеке стали основой всего творчества поэта, фундаментом под названием «свобода», близким по значению понятию «воля». Проблема свободы в то время и в той ситуации была для Высоцкого первостепенной значимости, она волновала его больше всего.

Тема свободы, как и понятие свободы, неоднозначна. В каждом отдельном стихотворении она обретает свой ракурс. По справедливому замечанию А. Сидорченко, «тюремно-лагерная тема - это не просто ещё одна сфера, в которой выявлялась гениальная способность поэта быть человеком с тысячью лиц, - это главная пружина его творчества, его беспокойной души. Высоцкий - это такое явление, которое не могло стать фактором без тюремного ущемления и тюремного просвещения» (2, с. 30).

регламентации нравственных норм: кто-то осознает их как ограничение личной свободы, а кто-то не замечает этой офаниченности и принимает все как должное. В тюрьме же проблема свободы встает особенно остро. Здесь «свобода» выступает в своем основном значении как «способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей» (4, с. 571).

У Высоцкого обнаруживается целый поэтический мир, где данное понятие подвергается рассмотрению с разных позиций, создавая тем самым в своей полифоничности единую систему. Детально разобраться в этой системе помогает мысленное схематическое «разбиение» жизни заключенного на составляющие ее этапы: «до тюрьмы», «в тюрьме», «после нее». Проживание каждого этапа сопровождается системой взглядов человека на мир, в котором он находится, и обнаруживает его понимание проблемы свободы и воли.

Жизнь, которой жил заключенный до тюрьмы, осознается им как сво-. бодная, вольная жизнь. В ней время и пространство открыты для человека во всем их многообразии и вариативности: «И вверх и вниз // Идешь без конвоиров...» («Вот раньше жизнь...»). У Высоцкого этот мир характеризуется как вольная, бесшабашная жизнь, разбой и т. п. Для героя в ней нет никаких нравственных установок и запретов, здесь свобода для него обретает значение, близкое по смыслу к понятию «своевольный», т. е. «поступающий по своей прихоти; совершаемый по произволу» (1, с. 693).

В тюрьме чувство свободы обостряется и обрастает новыми смыслами. Выпадая из «своевольного» мира, который предполагает определенную систему человеческих взаимоотношений, герой осознает несостоятельность заданных данными обстоятельствами событий в его теперешней жизни. Это выражается в формулировке «за меня»: «За меня невеста отрыдает честно, // ребята отдадут долги, // За меня другие отпоют все песни, // И быть может, выпьют за меня » («За меня невеста. отрыдает честно»). Прежняя жизнь для героя утрачивает свою реальность, и вместе с этим обозначается переход в качественно новое состояние, где есть свои правила и запреты. Именно их не было у героя до того, как он попал в тюрьму. Пространство и время для него закрыты, ограничены до предела: «И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже», «Мне нельзя налево, мне нельзя направо» («За меня невеста отрыдает честно»). Единственный выход из этого замкнутого пространства герой Высоцкого видит в снах, именно в них он обретает свободу, которой он лишен в реальности. Сны не поддаются регламентации, вследствие чего степень свободы в них безгранична. Поэтому они и оказываются для заключенного нитью к прежнему свободному миру. Стремление к этой свободе и становится главной целью героя.

Невидимой нитью, связывающей заключенного с прошлой жизнью, являются также письма. Они ведут к восприятию позиции из «другого» мира, в который он стремиться вернутся: «Ребята, напишите мне письмо: // Как там дела в свободном вашем мире?» («Ребята, напишите мне письмо»).

Диалектика жизни, постоянный ход событий в тюрьме останавливается: в закрытом времени и пространстве «ничего не происходит» («Ребята, напишите мне письмо»). Но это неподвижное, сосредоточенное, аккумулированное во времени и пространстве состояние не воспринимается героем как самое безнадежное и безысходное. Самое ужасное для него - Страшный суд: «Страшней, быть может, - только Страшный суд!» («Ребята, напишите мне письмо»).

Ожидания героя лучшей свободной жизни в мире после тюрьмы не оправдываются. Выйдя «на свободу», герой обнаруживает, что этот мир «равнодушных, слепых», «ни своих, ни чужих» людей не стоит того, чтобы к нему стремиться: «Так зачем проклинал свою горькую долю? // Видно, зря, видно, зря! // Так зачем я так долго стремился на волю // В лагерях, в лагерях?!» («Так оно и есть»). Картина мира и система ценности в нем для героя изменились. Он не находит прежнего веселья. Все, что он видит, - это «расплывчатый город без людей», «пустота» и одиночество. И это та жизнь, к которой он стремился? Разве она отличается от тюремной жизни, где героя окружали пустота и одиночество? Время и пространство вновь расширяют свои границы, но они по-прежнему остаются не заполненными, пустыми, а поэтому бессмысленными.

Как видим, картины мира в восприятии героя «до тюрьмы» и «после неё» диаметрально противоположны. Если раньше ему нравилась его вольная жизнь, то теперь он обращает свое внимание на внутренний мир людей, его окружающих. Этот момент свидетельствует о качественной переоценке героем своих взглядов на мир и человека в нем за время своего заключения. Не столь важно, в какую сторону изменился человек в тюрьме, а важно качественное изменение внутреннего его мироощущения как следствие оставленного тюрьмой отпечатка.

вопрос, порождая все новые и новые теории. Для Высоцкого в данном контексте этот ответ звучит двояко: с одной стороны, обстоятельства определяют мировоззрение человека (это мы видим на примере жизни героя Высоцкого до тюрьмы и в тюрьме). Однако, с другой стороны, это утвержде ние опровергается самим поэтом описанием жизни героя после тюрьмы: вернувшись к прежним обстоятельствам, он не мыслит так, как раньше. Следовательно, не всегда бытие определяет мышление. В приложении к проблеме свободы это фраза может звучать иначе: чувство свободы, заложенное в самом человеке, определяет его действие и поступки.

Библиографический список

1. 6. Ожегов СИ. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского язы ка. - М.: Азъ, 1994.

2. Сидорченко А. Прометей мятежной песни. Донецк - Артемовск, 1995.

«Иуды Искариота»: по рассказу Л. Андреева. Высоцкий: поэзия, личность, судьбы с точки зрения аналитической пси хологии. -М., 1990.

Раздел сайта: