Венкьярутти Роберто Ф.: Владимир Высоцкий - "хулиганские" песни

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ:

«ХУЛИГАНСКИЕ» ПЕСНИ

В Италии мало кто знает о жизни и творчестве Владимира Семеновича Высоцкого. В 1990 году под названием «Vladimir, il volo interrotto» в издательстве «Марсильо Едитори» были опубликованы воспоминания Марины Влади. В 1992 году, за год до того, как Высоцкому посмертно была присуждена «Премия Тенко», вышли еще две книги: в издательстве «Миллелире» — сборник «Vladimir Vysockij», содержащий стихи русского барда в переводе Сильваны Аверса, и в издательстве «Аркана» — книга-компактный диск «Il volo di Volodja», содержащая художественные переводы Серджо Секондиано Сакки. Три скромных книги — вот, пожалуй, и все, что в нашей стране было напечатано в память об одном из самых известных бардов России. После 1992 года творчество Владимира Высоцкого полностью выпало из поля зрения итальянских издателей, и итальянская публика почти совсем забыла о нем. Круг лиц, интересующихся Высоцким, ограничился, за редким исключением, литературоведами, преподавателями университетов и дипломниками, которые посвятили его творчеству ряд работ очень общего характера, так и оставшихся малоизвестными.

На наш взгляд, пришло время изменить отношение наших соотечественников к Владимиру Высоцкому и его поэтическому наследию. Очевидно, следует изменить и саму методологию подхода к его творчеству. Ведь речь идет об особом таланте, который проявил себя в разных ипостасях — поэта, певца и актера, поэтому нельзя рассматривать его односторонне или в общих чертах, претендуя при этом на раскрытие явления, называемого «Высоцкий». Не забывая о целостности этого выдающегося таланта, критики должны определить, что же нового он внес в каждый из видов искусства, в которых он творил, а именно в литературу, музыку и театр. Анализ его творческого вклада должен быть детальным и многоступенчатым.

Хочу представить здесь объемную работу (книгу), которую мы подготовили к изданию и которая, мы надеемся, внесет свой вклад в изучение некоторых аспектов творчества Владимира Высоцкого.

Итальянские литературоведы, в частности, Серджо Секондиано Сакки и Джильберто Маина, отмечают в творческом наследии барда несколько тем, образующих циклы. Так, они выделили темы «хулиганства», войны и спорта. Продолжая рассматривать стихотворения Высоцкого в подобном ключе, мы пришли к выводу, что можно выделить также циклы (темы) искусства, любви, алкоголя и свободы. Раскрыть характер развития всех перечисленных тем в масштабах, присущих творчеству барда, показалось нам неподъемной задачей, поэтому мы решили ограничиться анализом только одной темы, и то лишь на материале так называемых «блатных» песен, а именно 54 песен «от первого лица», написанных с 1961 по 1965 год и составляющих, по предложенной классификации, первый цикл поэтического творчества Владимира Высоцкого.

Изучая литературное творчество писателя, нельзя забывать об исторической эпохе, в которой он жил, и о событиях, составивших его биографию. В настоящей работе мы попытались описать путь развития творчества Высоцкого в контексте русской — советской литературы, чтобы затем проанализировать одну из наиболее крупных и характерных тем его поэзии. Именно поэтому предварительной задачей нашей работы стало написание пространного Предисловия, в котором Владимир Высоцкий охарактеризован в тесной связи с эпохой и со своей жизненной средой. Предисловие разделяет биографию барда в соответствии с изломами развития Советского Союза на три периода: его детства — еще при Сталине (1938–1953), юношества — во времена хрущевской «оттепели» (1953–1964), и творческой зрелости — в так называемую эпоху «застоя» при Брежневе (1964–1980).

Описание указанных периодов в основном проведено в трех плоскостях: сначала речь идет о политических событиях, затем — об экономических проблемах и, наконец, о культурной среде и о формировании личности поэта. Решение систематизировать информацию биографического характера на фоне исторической продиктовано, с одной стороны, необходимостью как можно точнее представить человека в рамках сложных проблем его времени, с другой — желанием сделать содержание книги более разнообразным, а содержание произведений более доступным для читателя.

Мы считаем, что объективный взгляд на личность Высоцкого и его творчество при оценке стихов «блатной» тематики зависит от правильного определения их жанра. Именно жанровым особенностям «хулиганских» песен Высоцкого мы и посвятили Первую главу нашей работы. Советская критика глубоко ошибалась, когда принимала лирического героя этих песен за «зеркальное отражение» автора, не замечая (или не желая замечать), что лирическое я почти во всех песнях первого цикла скрывает пародию, что мировоззрение действующего лица не только не отражается в стихах, но именно посредством пародии преломляется под углом, обратным изначальному.

Поскольку установлено, что в песнях преступного мира слово имеет пародическое звучание, и в силу того, что пародические формы не относятся к пародируемым ими жанрам, а создают отдельный мир, который Михаил Бахтин определяет как огромный роман, многожанровый и многостилевой, нам показалось возможным применить теорию Бахтина о романическом слове и в нашей области исследования. В результате мы пришли к заключению, что «хулиганские» песни Высоцкого являются типичным примером ählung с пародическим, многонаправленным словом.

Следующим шагом нашего исследования стал перенос в verba coniuncta результатов, полученных в области verba singula структура свободно-косвенной речи, во-вторых, что между свободно-прямой речью, характеризующей тексты, полностью написанные «от первого лица», и существует фундаментальная общность, и в-третьих, что благодаря этой обнаружившейся общности и свободно-косвенный стиль, и свободно-прямой стиль могут быть легко включены в категорию .

Констатация того, что «хулиганские» песни несомненно являются примерами несобственно-прямой речи, помогла доказать, что в них использован прием комического сказа. В основе сказа, по нашему мнению, лежит такое же несовпадение фразеологической и оценочной точек зрения, которое характеризует .

В конце главы, с целью дать более полное определение жанра, мы перешли к иллюстрации предложенной нами теории, согласно которой во всех семи названных выше циклах есть произведения, относящиеся к старинному жанру одноголосной песенной поэзии, поэтому их следует считать не песнями-монологами, а одноголосными песнями, то есть стихами, .

Анализу содержания песен полностью посвящена Вторая глава — вора-хулигана. Анализируя его отношение к другим персонажам, особенно к друзьям и к женщинам, его пристрастие к алкогольным напиткам, мы пытались доказать, что литературный герой, нарисованный Высоцким, мало похож на реальных преступников. В нем, скорее, можно определить некоторые черты самого автора. Кроме того, на основе описанных картин интимной жизни действующего лица мы сочли возможным поставить вопрос о наличии у данного персонажа определенных сексуальных отклонений.

Во втором разделе главы мы проследили развитие темы хулиганства в творчестве писателей-предшественников Высоцкого: Бабеля, Есенина, а также его современников — Окуджавы и Галича. Сравнивая черты героев «блатных» песен Высоцкого с характеристиками подобных персонажей в произведениях упомянутых авторов, мы пришли к выводу, что по многим признакам подобные герои у Высоцкого существенным образом отличаются как от своих омологов из реальной жизни, так и от литературных образов подобной категории из произведений названных писателей. Хулиган Высоцкого похож на прочих хулиганов, реальных и выдуманных, только формально, отличаясь от них прежде всего совершенно особым духовным миром.

Проблеме своеобразия личности этого героя у Высоцкого мы посвятили и третий раздел той же главы. В нем доказывается, что герой песен «блатного» цикла у Высоцкого — сугубо выдуманный персонаж. И не столько потому, что в нем в общих чертах отражается личность автора, сколько потому, что через черты характера этого героя впоследствии начинают развиваться именно те темы, которые затем раскроются в шести остальных циклах — войны, спорта, искусства, любви, алкоголя и свободы.

В Третьей главе речь идет непосредственно о , используемых поэтом в данном цикле. В ней мы поставили целью доказать, во-первых, что, определяя эти песни как «блатные», советская критика была отчасти права, а во-вторых, что Владимир Высоцкий создавал свои песни как профессиональный поэт, и распространенное мнение о том, что он всего лишь «складывал вирши» как пьяница-графоман, полностью несправедливо.

Чтобы доказать, что автор широко использует просторечие и блатную лексику, мы выделили подобные лексические единицы и подразделили их на пять категорий: морфо-синтаксические «ошибки»; уменьшительные формы; пословицы и поговорки; изменение имен собственных; оскорбления и ругательства. После этого мы составили две лексикографические таблицы: одну — на просторечную, а другую — на блатную лексику, включив в них 330 лексических единиц. На наш взгляд, это было необходимо, чтобы доказать, что вполне приемлемо говорить о «хулиганских» песнях Высоцкого как о «блатных». При этом подобную деноминацию не следует считать оскорбительной: хотя песни и названы «блатными», это не означает, что они выражают мировоззрение преступного мира, как несправедливо утверждали советские критики. Ведь слово «блатной» в данном случае определяет лишь объект, взятый на прицел пародическим приемом автора. При этом действительность, из-за того, что она сначала объективизируется, а потом пародируется, теряет присущее ей аксиологическо-оценочное направление и приобретает направление противоположное.

Во втором разделе той же главы морфо-синтаксические отклонения, проанализированные с грамматической точки зрения, рассматриваются и с точки зрения классической риторики. Цель этого анализа — найти и в данном аспекте аргументы в защиту творческой репутации Владимира Высоцкого, доказав, что речь идет не о parvenu

Анализируя методы стихосложения, виды рифм и метрических систем, употребляемые В. Высоцким в произведениях первого цикла, мы обращались к современным теориям и методикам анализа литературных форм, предложенным, в частности, Борисом Томашевским и Михаилом Гаспаровым. Что касается риторического анализа, то одну из самых авторитетных и совершенных схем для его осуществления создал Генрих Лаузберг. Ее мы и применили — во всей ее сложности — к стихотворениям Высоцкого. Результат был впечатляющим. Приведем только одну цифру: исключив метаплазмы, синонимы и тропы, мы обнаружили, что в «хулиганских» песнях использованы 63 из 66 видов риторических фигур по классификации Лаузберга. Это, по нашему мнению, доказывает, что совсем не корректно считать барда всего лишь грубым алкоголиком-графоманом, который в кабаках за бутылкой «баловался» стихами. Владимир Высоцкий — великий поэт, и его выдающееся мастерство в использовании литературных приемов — лишнее тому доказательство.

Раздел сайта: