Закурдаева Н. В.: Парадигма образа "душа" в поэзии В. С. Высоцкого

ПАРАДИГМА ОБРАЗА «ДУША» В ПОЭЗИИ В. С. ВЫСОЦКОГО

Художественный образ «душа» играет огромную роль в русской поэзии: «это самое «поэтичное» слово, стоящее на первом месте в 8 частотных словарях из 35» [Климас, 2002: 13]. Образ души у различных авторов приобретает индивидуальные психолого-эмоциональные черты: душа может означать место, второе «Я» автора и т. п., поскольку каждая реализация этого образа в художественном тексте будет обусловлена языковым сознанием автора текста. Исследование художественного образа можно вести различными путями, один из них предложила Н. В. Павлович – это изучение парадигмы образов.

Под термином «парадигма образов» учёный понимает «инвариант ряда сходных с ним образов, который состоит из двух устойчивых смыслов, связанных отношениями отождествления. Эти смыслы: то, что отождествляется, или сравнивается – левый член парадигмы («время») и то, с чем происходит сравнение – правый член парадигмы («вода»)» [Павлович, 1995]. Парадигма, несомненно, - это абстракция, её нельзя непосредственно прочитать в конкретных образах. Н. В. Павлович считает, что парадигма включает в себя образ, реализуется в образе.

В сознании языковой личности душа не связана ни с физиологией, ни с интеллектом. В ней сосредоточено всё то, что важно для внутренней жизни человека; душа часто является синонимом его психической деятельности.

Основным репрезентантом образа «душа» является полисемантичная лексема душа, всё многообразие ее значений можно свести к двум основным: 1. Внутренний, психический мир человека, его переживания, настроения, чувства; 2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека. Коллективное языковое сознание наделяет душу рядом свойств, качеств. Помимо того, что душа характеризует внутренний мир человека, она является духовным бестелесным существом, способным испытывать различные чувства, производить действия, душа имеет свой локус, обладает объёмом, может выступать в качестве объекта воздействия и т. д. [Закурдаева, 2003].

Образ души исключительно важен для поэтического самосознания В. С. Высоцкого, его содержание отражает специфические черты национального мировоззрения, отличается многозначностью, наличием семантических оттенков, что связано с особенностями работы поэта над словарным материалом. Нами были выявлены следующие парадигмы образа:

1. Почва, земля: «Я тебя не трону, а в душе зарою / И прикажу залить цементом, чтобы не разрыть». (Метафора, воспринимаемая буквально, создаёт ёмкий и выразительный художественный образ). «От них от всех, о Боже, охрани – /Скорее, ибо душу мне они / Сомненьями и страхами засеяли!»

2. Дорога, путь. «Наступило время неудач, / Следы и души заносит вьюга». «Ну а что для других, что для многих / Что для лучших друзей? / А для них – земляные дороги / Души моей!». В первом контексте ассоциирование души с дорогой, путём происходит имплицитно, во втором лексема дороги делает это сопоставление явным.

3. Жидкость. «Словно капельки пота из пор / из - под кожи сочилась душа». Трактовка души как некой жидкости, вероятно, восходит к древним поверьям о том, что вместилищем души может быть и вода. Однако в контексте этого стихотворения душа «сочилась» как пот, так как слишком труден был «полёт» поэта. Таким образом, парадигма «душа – вода» находит своё воплощение в образе душа=пот.

4. Предмет. Парадигма «душа – предмет» представлена несколькими образами: а) «овеществлённая субстанция»: «Так что лысина на скате – поправимая беда, - / На душе она – почти непоправима».

б) «ткань, материя»: «Тут не пройдут и пять минут, / Как душу вынут, изомнут, / Всю испоганят, изорвут, / Ужмут и прополощут». «Душу, сбитую утратами да тратами, / Душу, стёртую перекатами, - / Если до крови лоскут истончал, - / Залатаю золотыми я заплатами – / Чтобы чаще Господь замечал!». С душой в данных контекстах происходят всяческие метаморфозы – её, нематериальную субстанцию, постоянно подвергают физическому воздействию, как бы проверяя на прочность, так что даже лирическому герою приходится «ремонтировать душу» (в этом контексте наблюдаем процесс реификации души). Поскольку в первом контексте действия, означаемые глаголами, ассоциативно предполагают своим объектом ткань, материю («прополощут»), во втором случае в контексте присутствует лексема лоскут (часть ткани), а также обозначено действие субъекта над лоскутом: «залатаю…заплатами»;

в) парадигма «душа – предмет» представлена образом дома Двери настежь у вас, а душа взаперти»), или составляющей его частью: окном - «И душа – крест-накрест досками,- / Но и он ушел на фронт», дверью«С бесстыдством шлюхи приходила ясность - / И души запирала на засов»,

г) вместилище. «Сквозь меня, многократно просеясь, / Чистый звук в ваши души летел».

Выявленная нами парадигма образа «душа», возможно, не является полной, но сам анализ парадигмы способствует более глубокому проникновению в художественный мир В. С. Высоцкого, поскольку показывает, что каждый поэтический образ существует не сам по себе, а в ряду других сходных с ним образов.

ЛИТЕРАТУРА

Закурдаева Н. В. Концептосфера поэзии В. С. Высоцкого: аксиологические и экзистенциальные концепты: Дисс… канд. филол. наук. – Орёл, 2003. – 210с.

Климас Р. И. Сопоставительный анализ актуализированных лексиконов поэтов серебряного века (З. Гиппиус, М. Кузьмин, Н. Клюев, В. Хлебников, И. Северянин). Автореф. дисс…канд. филол. наук.– Орёл, 2002. – 20 с.

Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. – М., 1995.

© 2000- NIV