• Наши партнеры:
    создание сайтов
    мини мальтипу купить
  • Жукова Е. И.: Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции
    Часть 2. Глава 1. Особенности строфики песенной поэзии

    Глава 1. Особенности строфики песенной поэзии

    В описании строфики поэзии советского периода М. Л. Гаспаров говорит о тенденции «к простоте и упорядоченности»[73] и определяет ее как «нейтральную»: «В 1970-х годах две трети всех обследованных лирических стихотворений (и строфических) писались правильными 4-стишиями, в том числе одна треть – 4-стишиями самой привычной рифмовки АbАb»[74]. Это не признается Гаспаровым за недостаток, потому что дает возможность проявиться иным приемам, связанным с рифмовкой (неполной или с разными сочетаниями окончаний). Однако очевидно, что особенного интереса такое положение в строфике поэзии второй половины ХХ в. представлять не может.

    Этого нельзя сказать о строфическом строении песен Высоцкого. Богатство строфики, представленное в его песенной поэзии, может сравниться во второй половине ХХ в., может быть, только со строфическим репертуаром Иосифа Бродского[75].

    При всем разнообразии и богатстве строфических форм песен Высоцкого эта область затронута исследователями в лучшем случае лишь обзорно; семантике строфы посвящена статья Г. А. Шпилевой «О композиционных повторах»[76], в очень общих чертах говорится о строфике в уже упоминавшейся статье П. А. Ковалева «Творчество В. С. Высоцкого и проблема песенного стиха» и несколько более подробно – в небольшом исследовании Ю. В. Шатина «Поэтическая система Высоцкого»[77], опубликованном в Интернете. Достаточно сжатое описание строфики поэта в целом было недавно опубликовано О. А. Фоминой в статье «Строфика Высоцкого»[78], где была предпринята весьма удачная попытка систематизации строфической системы Высоцкого.

    Как песни, так и стихотворения Высоцкого характеризуются многообразием строфических форм и оригинальностью их сочетаний. Можно предположить, что некоторые стихотворения изначально были задуманы поэтом как песни и не были по каким-либо причинам положены на мелодию. Об этом можно судить по строфическому строению стихотворений:

    Мы воспитаны в презренье к воровству
    И еще к употребленью алкоголя,
    В безразличье к иностранному родству,
    В поклоненье ко всесилию контроля.

    Вот география,
    А вот органика:
    У них там – мафия,
    У нас – пока никак.

    «Мы воспитаны в презренье к воровству» (2, 125)

    Подобное чередование строф, по форме соотносимых с куплетами и припевами, позволяет допустить возможность того, что некоторые стихотворения либо еще не обнаружены в фонограммах, либо не были доведены автором до окончательного песенного вида. Поэтому разделение произведений Высоцкого на стихотворения и песни до сих пор является в достаточной степени условным.

    Даже четверостишия у Высоцкого зачастую содержат в себе «лесенку» и внутреннюю рифму:

    Он маху дал –
    он похудал:
    У ней открылся темперамент слишком бурный, –
    – зверь, –
    она теперь
    Вершит делами «революции культурной».

    «Мао Цзэдун – большой шалун…» (1, 195)

    Ох, как он
    сетовал:
    Где закон –
    нету, мол!

    «Случай на таможне» (1, 484)

    Вел нагрузки, жил в Бобруйске,
    Папа – русский, сам я – русский…

    «Перед выездом в загранку…» (1, 112)

    Четверостишия со сложной внутренней рифмовкой, по сути, являются пяти- или шестистишиями. Так, например, в песне «Две судьбы», записанной четверостишиями с лесенкой, регулярная рифмовка, связывающая первую строку с внутренней рифмой во второй, а третью – с внутренней рифмой в четвертой, указывает на то, что фактически песня написана шестистишиями:

    Жил я славно в первой трети
    Двадцать лет на белом свете –
    по учению,
    Жил бездумно, но при деле,
    Плыл, куда глаза глядели, –
    по течению.

    «Две судьбы» (1, 520)

    Следом за тем погребальным набатом
    Страх овладеет сестрою и братом,
    Съежимся мы
    под ногами чумы,
    Путь уступая гробам и солдатам.

    «Набат» (2, 97)

    Поэтому, конечно, необходимо в каждом случае рассматривать не только форму записи произведения, но и способ его рифмовки. Если таким образом разобрать все песни Высоцкого, то окажется, что четверостиший у него еще меньше, чем представляется при формальном подсчете строф. Этот вопрос рассматривается в главе 3 данной части – «Нестандартные и спорные случаи строфики».

    Бóльшая часть песен Высоцкого написана все же четверостишиями, но весьма неоднородными и даже в некоторых случаях уникальными, например, с чередующимися сверхкороткими и сверхдлинными стихами:

    Дела...
    Меня замучили дела каждый миг, каждый час, каждый день, –
    Дотла
    Сгорело время, да и я – нет меня, – только тень, только тень!

    «Дела» (1, 137)

    Что касается строф, формально состоящих из большего или меньшего числа стихов, нежели четыре, то они встречаются примерно в 45% песен первого тома (количественно – в 143 из 313 песен). В разделе второго тома «Песни театра и кино» результат еще более впечатляющий – 79% (в 86 из 108 песен). При подсчете учитывалось количество песен – то есть если в одной песне дважды встречалось, к примеру, пятистишие, то оно считалось одним случаем. В произведениях пятитомника все выглядит несколько иначе – всего в 25 песнях и стихотворениях из 92 встречаются не-четверостишия. Это может быть обусловлено и спецификой издания: напомним, что в пятитомнике на четверостишия разбита песня «Мне судьба – до последней черты, до креста…» (IV, 93), которая опубликована в двухтомнике как астрофическая.

    Строфы, которые больше или меньше, чем четверостишия, могут быть и единичным случаем, как, например, в «Притче о Правде и Лжи», где только последняя строфа удлиняется на два стиха; также это может быть и правильным чередованием строф разных размеров или куплетов и рефренов, а могут быть и одинаковые строфы.

    Что касается стихотворений, то в них ситуация совершенно иная: четверостишия преобладают (92 стихотворения из 107), коротких строф практически нет – только в 3 стихотворениях встречаются трехстишия, – а из прочих больше всего пяти- и шестистиший, всего же строфы длиннее четырех строк есть в 39 стихотворениях (36%).

    Отдельно стóит сказать о сверхдлинных строфах. В силу песенной природы большей части поэзии Высоцкого его произведения обычно разбиты на строфы объемом не более 8 (редко – 10) стихов. Однако в позднем творчестве – как в песнях, так и в стихотворениях – встречаются примеры отказа от четкого разделения на строфы, хотя таких примеров немного. Это одна из «программных» песен «Мне судьба – до последней черты, до креста…» (1978), уникальные сверхдлинные припевы в песне «Заповедник» (1972), шестнадцати- и восемнадцатистрочные строфы в песне «Открытые двери…» (около 1978), посвященной другу поэта М. Шемякину, к нему же обращенное стихотворение «Две просьбы» (1980). Все эти произведения без исключения отличаются использованием монорима или моноримических конструкций.

    Высоцким для собственного исполнения. В «театральных» песнях картина изменяется: строфы длиннее четверостишия встречаются более чем в половине текстов – 64% (в 70 песен из 108), часто встречаются и короткие строфы-рефрены – 14% (в 16 песнях).

    Поэтому предпочтительнее песни, предназначенные для сценического исполнения, рассматривать отдельно, – благодаря необходимому в них игровому элементу строфика усложняется. Здесь лесенка уже не всегда является средством выделения внутренней рифмы, она разбивает строку в соответствии, например, с диалогом:

    – Нет названья для вашей прослойки, –
    Зря вы, барышни, здесь собрались!
    – Для крестьянства остались две койки?
    – Есть крестьянство!
    – Пожалуйста! Плиз!…

    «Посадка» (2, 230)

    – Кузьма!
    – Готов!
    – Неси-ка штоф!
    – И-и-их –
    На троих!…

    «Ну что, Кузьма…» (2, 203)

    Кроме того, больше появляется наращений строф, связанных с повторами:

    На "первый-второй" рассчитайсь!
        Первый-второй...
    Первый, шаг вперед! - и в рай.
        Первый-второй...
    А каждый второй - тоже герой,-

        Первый-второй,
        Первый-второй,
        Первый-второй...

    «Солдаты группы "Центр"» (2, 193)

    Вот уж действительно
    Все относительно, –
    Все-все, все.

    «О вкусах не спорят» (2, 196)

    Песни комического настроя отличаются бóльшей вариативностью строф. Так, к примеру, в песне «Скоморохи на ярмарке» (2, 265) чередуются в правильном порядке три вида строф: четверостишие, восьмистишие и четверостишие-припев.

    С точки зрения изучения строфики песенного стиха рефрен и припев требуют отдельного внимания – в особенности у Высоцкого, у которого первый зачастую, вместо традиционных коротких строчек в дву- или четверостишиях, представляет собой один или два сравнительно длинных стиха:

    А на нейтральной полосе – цветы
    Необычайной красоты.

    «Песня о нейтральной полосе» (1, 96), –

    а второй – сложную комбинацию из нескольких строф со стихами разных размеров:

    Про погоду мы с невестой
    Ночью диспуты ведем,
    Ну а что другое если –
    Мы стесняемся при ём.
    Обидно мне,

    Ну ладно!

    «Невидимка» (1, 198)

    Рефрен может быть вычленен графически, а может быть и как бы скрыт в строфе, например, в «Песне о вещем Олеге» (1, 169) при рифмовке aБвв две последние строки выполняют функцию рефрена:

    Как ныне сбирается вещий Олег
    Щита прибивать на ворота,
    Как вдруг подбегает к нему человек –
     И ну шепелявить чего-то.
    «Эх, князь, - говорит ни с того ни с сего, -
    Ведь примешь ты смерть от коня своего».

    Далее во всех строфах повторяются вариации с одной и той же рифмой и незначительным изменением лексики, а иногда и метра (за счет анакрузы):

    И говорят ни с того ни с сего,
    Что примет он смерть от коня своего. /…/
    Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,
    Что примет он смерть от коня своего! /…/
    Злая гадюка кусила его –
    И принял он смерть от коня своего. /…/
    Волхвы-то сказали с того и с сего,
    Что примет он смерть от коня своего!

    «раздвигающая» четверостишие и превращающая его в пятистишие, причем отнюдь не регулярно, а эпизодически, имеет эмфатическую функцию:

    Вот после временной заминки
    Рок процедил через губу:
    «Снять со скуластого табу –
    За то, что он видал в гробу
    Все панихиды и поминки…»

    «Памяти Василия Шукшина» (1, 465)

    В особенности это характерно для последней строфы – семантически сильного места, но встречается и в середине песни. В последней строфе могут добавляться один или два стиха, а может и полностью меняться структура строфы:

    Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха,
      потеха, –
    И эхо топтали, но звука никто не слыхал.
    К утру расстреляли притихшее горное,
    горное эхо -
    И брызнули слезы, как камни, из раненых скал!
    И брызнули слезы, как камни, из раненых скал.
    И брызнули камни, как слезы, из раненых скал...

    «Расстрел горного эха» (2, 262)

    Спит капитан, и ему снится,
    Что открыли границу, как ворота в Кремле.
    Ему и на фиг не нужна была чужая заграница -

    Почему же нельзя? Ведь земля-то ничья,
    Ведь она - нейтральная!

    «Песня о нейтральной полосе» (1, 96)

    Имеет смысл рассматривать строфику Высоцкого не просто с точки зрения формы, но и с семантической. Например, при «разговорной» интонации, ситуации «рассказывания», частой у Высоцкого, строфа приобретает более сложную форму, нежели при нейтральной фигуре лирического героя: появляется больше внутренних рифм, разбивающих в печати один стих на два – в соответствии с интонацией:

    И этот зал
    Мне б хлопать стал,
    И я б, прервав рыданья,
    Им тихим голосом сказал:
    «Спасибо за вниманье!»

    «Формулировка» (1, 71)

    Окончание песни выделяется не только семантически, но и строфически («Песня о нейтральной полосе», «Притча о Правде и Лжи», «На дистанции – четверка первачей…» и др.) – в перечисленных и им подобных случаях последняя строфа удлиняется; есть случаи, когда завершает песню один стих, взятый из припева, как, например, в «Песне Билла Сиггера» (2, 253).

    Строфика Высоцкого может быть названа не просто вспомогательным инструментом в его поэтической системе, но и важной составляющей ее, несущей на себе часть семантических функций, которые не могли бы быть выполнены другими стиховыми средствами.

    Примечания 

    [73] Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. С. 302.

    [74] Там же.

    [75] О сложности и новаторстве стихосложения И. Бродского британский исследователь Джеральд Смит говорит в статье, посвященной стихосложению поэта: «Иосиф Бродский /…/ был новатором формы – изобретательным, настойчивым и, как кажется, очень влиятельным. Это – общее место в быстро множащейся научной литературе о нем; при этом его обычно лишь восторженно хвалят (а изредка столь же категорично осуждают), но не показывают, в чем это новаторство состоит» (Смит Дж. Стихосложение последних стихотворений И. Бродского // . Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002. С. 481). Строфике Бродского в этой статье отведено очень немного места, но все же действительно по приведенным данным можно убедиться в ее разнообразии и богатстве.

    [76] Шпилевая Г. А. О композиционных повторах // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М., 1999.

    [77] Шатин Ю. В.

    [78] Фомина О. А. Строфика Высоцкого // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. №2.

    Раздел сайта: