Глава 1. Различные типы рифмовки в строфах
Даже в наиболее простых типах строф – двустишиях и четверостишиях – Высоцкий достигает виртуозного разнообразия сочетаний окончаний в них. В четверостишии могут сочетаться и гипердактилические рифмы с мужскими, и дактилические с гипердактилическими и т. д. Поэтому стоит отдельно рассмотреть эволюцию сложности рифмовки в каждом типе строф, от самых маленьких до самых длинных, которых хотя и немного, но все же в каждом периоде можно найти.
а) Изменение сложности рифмовки в строфах по отношению к периодам творчества
Эволюция рифмовки в строфах различной длины заметна даже на первый взгляд: к последним своим произведениям Высоцкий подошел уже с огромным опытом варьирования рифменных сочетаний в строфах и с умением при помощи этого подчеркивать смысл песни или стихотворения так, как ему было нужно.
Одностишия
|
1953-1964 |
1965-1971 |
1972-1974 |
1975-1980 |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Ж |
4 |
1 |
7 |
2 |
|
|
|
|
М |
|
|
10 |
2 |
|
|
6 |
2 |
Тип строфы, в основном применяемый Высоцким в рефренах-суперстрофах как «довесок», чаще всего не рифмуется ни с одним стихом в более длинных строфах. Одностишия оканчиваются мужской клаузулой, как бы ставящей точку в высказывании:
Страшно, аж жуть! (1, 152)
Не все ли равно. (IV, 33)
В случаях, когда такая «точка» не нужна, а скорее нужна незаконченность, используется женская клаузула:
Ахало, ухало, охало в доме. (2, 200)
Обидно за предков! (1, 229)
Ведь это ж правда – несправедливость! (1, 81)
«Расцвет» одностиший приходится на второй период творчества Высоцкого, вообще самый богатый разнообразными вариациями рифмовки. Это же касается и других коротких строф, например, двустиший.
Двустишия
|
1953-1964 |
1965-1971 |
1972-1974 |
1975-1980 |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во пр-й |
|
ДД |
|
|
18 |
5 |
8 |
3 |
|
|
ЖЖ |
6 |
3 |
18 |
6 |
20 |
5 |
3 |
2 |
МЖ |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
ММ |
14 |
6 |
31 |
7 |
35 |
8 |
8 |
3 |
Среди двустиший, которых ощутимо больше, нежели одностиший, тоже очень много рефренов, только это в основном не части рефренов –сложных строф, а вполне самостоятельные:
А на нейтральной полосе – цветы
Необычайной красоты!
«Песня о нейтральной полосе» (1, 96)
Если я чего решил – я выпью обязательно, –
Но к этим шуткам отношусь очень отрицательно!
«Песня-сказка про джинна» (1, 167)
На дворе вечерит –
Ну а Сивка чифирит.
«Сивка-Бурка» (1, 47)
В последнем примере рефрен вариативный – слова в нем меняются, но при этом рифма остается одной и той же: вечерит – чифирит, – за исключением последнего рефрена, где второе слово заменяется на горит.
Есть редкая рифмовка в двустишиях – сочетание мужской и женской клаузулы. Это всего два случая, оба приходящиеся на второй период творчества: в песнях «Корабли постоят – и ложатся на курс…» (1, 158) и «Песня о Земле» (1, 266) конечные строки последних строф повторяются дважды:
Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в мечтах, –
Я, конечно, спою – не пройдет и полгода.
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время…
причем сразу довольно много – в 5 песнях 18 строф (рифмопар). Кроме того, двустиший совсем нет среди стихотворений,
Трехстишия
|
1953-1964 |
1965-1971 |
1972-1974 |
1975-1980 |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
ДДД |
|
|
9 |
1 |
|
|
|
|
ДДЖ |
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
ДДМ |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
ДЖЖ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖЖ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
ММЖ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
МММ |
7 |
2 |
2 |
1 |
4 |
1 |
8 |
3 |
Ненамного менее редкий, чем одностишия, тип строфы – трехстишия – у Высоцкого тоже в большинстве своем присутствует в произведениях второго периода, и тоже в основном как рефрен. В 7 произведениях из 13 это строфы со сплошными мужскими рифмами:
На нас двоих нагрянула ЧК,
И вот теперь мы оба с ним зэка –
Зэка Васильев и Петров зэка.
«Зэка Васильев и Петров зэка» (1, 45)
как – зэка – зэка; пока – зэка – зэка; рука – зэка – зэка; закат – ЧК – зэка; срокá – зэка – зэка.
В четырех случаях, из которых три приходится на второй период творчества, рифмуются только два стиха, а третий оказывается как бы «довеском» в начале или конце строфы:
Вот уж действительно
Все относительно, –
Все-все, все.
«О вкусах не спорят» (2, 196)
Есть и случаи, когда в одной из строк рифмующееся с двумя другими клаузулами слово оказывается в середине стиха, а после него идет рифмующееся с соседним или нерифмованное окончание:
Обидно мне,
Досадно мне, –
Ну ладно.
«Невидимка» (1, 198)
Знаешь,
я с чудесами –
запросто:
Хочешь,
моргни глазами –
Тотчас
под небесами!
«Бродят по свету люди разные…» (2, 46):
Разнообразие в трехстишия вносит только один период – второй, а в остальном они немногочисленны, хотя и в силу редкости среди них встречаются довольно интересные варианты.
Четверостишия
|
1953-1964 |
1965-1971 |
1972-1974 |
1975-1980 |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
ГГГГ |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
ГГДД |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
ГДГД |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
ГЖГЖ |
|
|
8 |
1 |
|
|
|
|
ГМГМ |
|
|
3 |
1 |
3 |
1 |
|
|
ДДДД |
16 |
5 |
82 |
18 |
60 |
16 |
21 |
3 |
ДДДЖ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ДДЖД |
|
|
|
|
4 |
1 |
|
|
ДДЖЖ |
1 |
1 |
5 |
1 |
|
|
|
|
ДДМД |
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
ДДММ |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
1 |
ДЖДД |
|
|
5 |
2 |
|
|
|
|
ДЖДЖ |
23 |
7 |
15 |
5 |
15 |
5 |
8 |
3 |
ДЖЖЖ |
|
|
|
|
3 |
2 |
|
|
ДМДМ |
38 |
10 |
112 |
30 |
73 |
16 |
42 |
11 |
ЖГЖГ |
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
ЖДЖД |
|
|
6 |
1 |
8 |
2 |
19 |
3 |
ЖДДЖ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
ЖЖЖД |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖДД |
1 |
1 |
|
|
6 |
1 |
|
|
ЖЖЖЖ |
30 |
10 |
112 |
31 |
37 |
14 |
32 |
12 |
ЖЖМЖ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ЖЖММ |
10 |
5 |
26 |
9 |
4 |
3 |
1 |
1 |
ЖМЖМ |
170 |
44 |
635 |
140 |
348 |
67 |
391 |
78 |
ЖММЖ |
|
|
3 |
1 |
3 |
2 |
9 |
1 |
МДДМ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
МДМД |
4 |
2 |
63 |
16 |
41 |
12 |
10 |
3 |
МЖЖМ |
|
|
10 |
5 |
23 |
7 |
17 |
6 |
МЖМЖ |
100 |
28 |
496 |
102 |
192 |
44 |
223 |
39 |
МЖММ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
ММДД |
|
|
14 |
3 |
2 |
2 |
|
|
ММЖЖ |
|
|
13 |
3 |
5 |
1 |
|
|
ММЖМ |
3 |
1 |
6 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
МММЖ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ММММ |
24 |
9 |
209 |
50 |
200 |
45 |
107 |
28 |
– один из самых разнообразных типов строф. Казалось бы, при всего четырех строках и четырех же типах окончаний не может быть слишком большого разнообразия каталектики. Но если к этому прибавить еще и три типа рифмовки: парную, перекрестную и опоясывающую (охватную), – то получается более масштабная картина.
Опоясывающих, или охватных, четверостиший, которые, по словам О. И. Федотова, «на фоне банальных перекрестных четверостиший /…/ воспринимаются как изысканное усложнение, связанное с эффектом обманутого ожидания»[115], у Высоцкого не так много, и при этом редко стихотворение состоит исключительно из них. Такой тип рифмовки появляется, как и многие сложные, со второго периода и поначалу только в двух вариантах – ЖММЖ и МЖЖМ. В третьем периоде к ним добавляется еще один вариант – ЖДДЖ, и то в единственном экземпляре – в изолированном четверостишии «Мартовский Заяц» (2, 308) из цикла «Алиса в Стране чудес»:
Миледи, зря вы обижаетесь на Зайца!
Он, правда, шутит неумнó и огрызается, –
Но он потом так сожалеет и терзается!..
Не обижайтесь же на Мартовского Зайца!
Рифмовки типа МЖЖМ к третьему периоду становится почти в два раза больше, а рифмовка ЖММЖ остается примерно на одном и том же уровне, с той лишь разницей, что в последнем периоде единственное стихотворение, в котором она встречается, – «Когда я об стену разбил лицо и члены…» – длинное и этих строф в нем девять, в отличие от небольшого количества таких строф в предыдущие периоды.
Примечательно то, что опоясывающая рифмовка полностью отсутствует среди четверостиший с одинаковыми клаузулами: мужскими ли, женскими ли, дактилическими ли – неважно, хотя таких строф встречается очень много на протяжении всего творческого пути Высоцкого; они занимают третье-четвертое место по частоте употребления во все периоды, в особенности строфы с рифмовкой ММММ.
Неравносложных рифм в чистом виде у Высоцкого также среди четверостиший немного; гораздо чаще сочетания типа ММЖМ или ЖЖМЖ – это три рифмованных стиха с одним нерифмованным или с стихом с внутренней рифмой, о влиянии которой на строфику речь пойдет в следующей части, так как в ряде случаев якобы внутренняя рифма вполне может быть строфообразующей и являться вовсе не внутренней, а обыкновенной концевой, превращающей четверостишия в пятистишия.
Но есть и настоящие неравносложные рифмы, в основном сочетания дактилических с женскими:
И тогда все поймут, кого потеряли,
И осудят ее – это точно–
Скажут: «Как он любил! А она…» – и так далее.
Вот причина – «Муму» и пощечина.
«Песня Сенежина» (2, 214)
Приподнимем занавес за краешек –
Такая старая тяжелая кулиса:
Вот такое время было раньше –
Такое ровное, – взгляни, Алиса!
«Песня об обиженном Времени» (2, 309)
Примечательно, что такие рифмы приходятся большей частью на песни театра и кино, и довольно много их оказывается в цикле песен «Алиса в Стране чудес», что отмечает в своей работе Т. В. Ковалева: «Показательно при этом, что среди разноударных форм, кроме более или менее легализованного сочетания мужских и дактилических компонентов, таких как трояка / метрика, плакала-пила / спала, ябеда-да / всегда / куда, Высоцкий активно использует очень редкие типы: дактилические+женские – около / промокла, зацокала / промокла, обеспечено / отмечено, беспечно / безупречно[116], выполнимые / мнимые – браним и, а также мужские+гипердактилические – и даже мужские+женские – браним и / вы мои»[117].
Второй период творчества оказывается и здесь на первом месте и по разнообразию сочетаний клаузул, и по их количеству.
Гипердактилические окончания вообще появляются только в этом периоде и в последующих почти исчезают, за исключением всего двух произведений. Этих окончаний, естественно, немного, и больше всего их оказывается именно в четверостишиях второго периода творчества.
Интересно то, что четверостиший с рифмовкой ЖЖЖЖ в первом периоде творчества оказывается больше, чем с рифмовкой ММММ, которая в последующие годы всегда и стабильно «побеждала», особенно в третий период, когда на 45 песен с рифмовкой ММММ приходилось всего 14 песен с ЖЖЖЖ.
Пятистишия
|
1953-1964 |
1965-1971 |
1972-1974 |
1975-1980 |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
|
ДДДДЖ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
ДДЖЖД |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ДДДМД |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
ДДМДМ |
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
ДДМММ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
ДЖДДЖ |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
ДММДМ |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
ДММММ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖДДМД |
|
|
6 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖДДЖ |
6 |
1 |
|
|
3 |
1 |
|
|
ЖЖЖЖЖ |
|
|
6 |
1 |
|
|
2 |
1 |
ЖЖМЖМ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
ЖЖМММ |
|
|
6 |
1 |
|
|
|
|
ЖМЖЖМ |
|
|
14 |
3 |
27 |
7 |
28 |
6 |
ЖМЖМЖ |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖМММЖ |
|
|
|
|
3 |
1 |
5 |
2 |
МГММГ |
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
МДМДЖ |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
МДМДМ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
МЖЖЖМ |
|
|
|
|
4 |
2 |
|
|
МЖЖМЖ |
|
|
|
|
7 |
2 |
1 |
1 |
МЖЖММ |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
МЖМЖМ |
|
|
7 |
2 |
2 |
1 |
|
|
МЖММЖ |
3 |
1 |
22 |
6 |
15 |
4 |
28 |
7 |
ММЖЖЖ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ММЖЖМ |
|
|
5 |
2 |
|
|
3 |
1 |
ММЖМЖ |
|
|
1 |
1 |
4 |
1 |
|
|
МММММ |
3 |
2 |
22 |
7 |
11 |
4 |
12 |
3 |
Пятистишие – сравнительно редкая строфа, которая «воспринимается /…/ исключительно как альтернатива симметричного катрена /…/. Пятистишие обладает гораздо большим запасом потенциальных вариантов сочетаемости стихов, чем четверостишие, тем не менее оно значительно уступает ему в их практической реализации»[118].
Действительно, вариантов пятистиший даже у Высоцкого меньше, чем четверостиший, – всего 28 против 35. На эту статистику отчасти повлиял и выбор основного источника текстов – двухтомного собрания сочинений Высоцкого, в котором некоторые строки записаны как одна с внутренней рифмой, что превращает возможное пятистишие в четверостишие. Эта проблема издания текстов Высоцкого не решена до сих пор и, возможно, решена не будет из-за частой произвольности записей текстов самим поэтом[119]. Вероятно, вариантов пятистиший фактически больше, о шла речь в части «Строфика».
Но и если рассматривать только те пятистишия, которые есть в двухтомнике, мы увидим, что и среди них есть немало нестандартных и редких вариантов этой строфы. Так, среди них встречаются «холостые» строфы, которые О. И. Федотов называет уникальными[120], – их совсем немного, и относятся они к одному и тому же фильму – «Последний жулик» (2, 195-198):
Здравствуйте,
Наши добрые зрители,
Наши строгие критики!
Вы увидите фильм
Про последнего самого жулика.
Правда, поскольку эти произведения печатаются по авторской фонограмме, то пятистишиями их можно назвать весьма условно.
О пятистишии как об увеличенном на одну строку катрене можно говорить в двух основных вариантах: с удвоением, повторением одной строки и с сочетанием рифмованных стихов с холостыми. И то, и другое широко применяет Высоцкий:
В холода, в холода
От насиженных мест
Нас другие зовут города, –
Будь то Минск, будь то Брест, –
В холода, в холода…
«В холода, в холода» (1, 103)
Как они произносятся, –
Но чтой-то весьма неприличное
На язык ко мне просится:
Хун-вэй-бины…
«Возле города Пекина…» (1, 150)
В первый период творчества пятистиший немного, и рисунок рифмовки достаточно прост: ЖЖДДЖ, ЖМЖМЖ, МЖММЖ, МММММ; последний тип рифмовки встречается дважды – в песне «Большой Каретный» и в стихотворении «П. Н. Алексееву – с приездом!».
Не только второй период привносит большое разнообразие в пятистишия; в третьем периоде очень много произведений для театра и кино включает в себя этот тип строфы, причем очень богат набор вариантов. Прием «эхоического» усиления применяется Высоцким не только для конца строфы, но и для ее середины, как, например, в песне «Памяти Василия Шукшина» (1, 465):
Вот после временной заминки
Рок процедил через губу:
«Снять со скуластого табу –
За то, что он видал в гробу
Все панихиды и поминки…»
Несмотря на бóльшую по сравнению с другими периодами вариативность рифмовки 1965-1971 гг., на пятистишия это не распространяется; напротив, строфы с окончаниями ЖМЖЖМ развиваются ближе к последним годам творчества, их со временем становится все больше; особенно же распространенные во втором периоде строфы с рифмовкой МММММ, наоборот, угасают и убывают.
Шестистишия
|
1953-1964 |
|
1972-1974 |
1975-1980 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДДДДД |
|
|
6 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДДДЖЖ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДДЖММ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДДДММ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДЖДДЖ |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДМДДМ |
6 |
2 |
8 |
3 |
2 |
1 |
6 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЖМДЖМ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДМДДДМ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДМДМММ |
|
|
6 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖДМЖДМ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖЖЖДМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖЖЖЖЖ |
|
|
5 |
3 |
3 |
1 |
5 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖЖЖММ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖМЖЖМ |
9 |
2 |
31 |
5 |
30 |
6 |
15 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖММММ |
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖМЖЖМД |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖМЖЖМЖ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖММЖЖМ |
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖММЖММ |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖМЖЖЖМ |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖМЖМЖМ |
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖМЖМММ |
|
|
1 |
1 |
4 |
2 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МДДЖММ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖЖМЖМ |
|
|
|
|
|
|
8 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖМЖЖЖ |
3 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖМЖМЖ |
1 |
1 |
3 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖМЖММ |
2 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
1 |
|
|
|
|
3 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММДДДД |
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММДДЖЖ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММДММД |
|
|
16 |
5 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММЖЖМЖ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММЖМЖМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММЖММЖ |
5 |
1 |
16 |
4 |
8 |
3 |
27 |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МММДДМ |
|
|
6 |
2 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МММЖМЖ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММММММ |
13 |
3 |
29 |
7 |
12 |
3 |
7 |
2 |
Шестистишия – более законченные и потому стоят ближе к более простым строфам – двустишиям и четверостишиям. Вариантов за счет большей длины строфы появляется еще больше; во всем творчестве Высоцкого их набралось 38. Здесь также могло бы быть больше шестистиший, если бы не текстологическая проблема с различением внутренних и обычных концевых рифм.
Самые распространенные шестистишия с рифмовкой ЖЖМЖЖМ и ММММММ (фактически расширенные четверостишия) появляются в первом периоде творчества и шире всего представлены во втором периоде; строф с рифмовкой ЖЖМЖЖМ, кроме того, очень немало и в третьем периоде:
Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез, –
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив ахиллес.
«Памятник» (1, 431)
Далеко не все типы шестистиший присутствуют во все периоды творчества Высоцкого: большинство из них вообще встречается в одном-двух произведениях; в особенности это касается шестистиший с дактилическими рифмами – их расцвет приходится на второй и в меньшей степени на третий периоды.
Семистишия
|
1953-1964 |
1965-1971 |
1972-1974 |
1975-1980 |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
ЖЖДГГГД |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
ЖЖДЖЖЖД |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖДМММД |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖМЖЖЖМ |
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖМЖЖММ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖММЖЖМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ЖМЖЖЖЖМ |
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
ММЖМДМЖ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ММЖМММЖ |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
МММММММ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Редкий этот тип строфы у Высоцкого попадается неоднократно, и в довольно известных произведениях. Из девяти произведений только два – это стихотворения «на случай», остальные же – такие вещи, как «Утренняя гимнастика», «Спасите наши души», «Тот, кто раньше с нею был». Большинство всех песен и стихотворений с семистишиями приходится все на тот же второй, самый богатый разнообразием рифмовки, период. Песня «Утренняя гимнастика» интересна еще и тем, что в ней употребляется целых три варианта семистиший сразу: ЖЖДГГГД, ЖЖДЖЖЖД и ЖЖДМММД, то есть 4-6-я строки меняют свои окончания как бы в такт гимнастическим упражнениям.
Восьмистишия
|
1953-1964 |
1965-1971 |
1972-1974 |
1975-1980 |
||||
|
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
ДДДДГЖГЖ |
|
|
|
|
4 |
1 |
|
|
ДДДДДДДД |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
ДДДМДДДМ |
|
|
4 |
1 |
|
|
17 |
3 |
ДДДММММД |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ДЖДЖДМДМ |
|
|
|
|
|
|
10 |
1 |
ДЖДЖМЖМЖ |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
ДМДМДМДМ |
|
|
|
|
10 |
2 |
|
|
ДМДМЖМЖМ |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖДЖДЖДЖД |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ЖЖЖЖДЖДЖ |
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
ЖЖЖЖЖЖЖЖ |
|
|
3 |
3 |
11 |
4 |
1 |
1 |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
ЖЖЖМЖЖЖМ |
|
|
8 |
2 |
15 |
1 |
17 |
3 |
ЖЖЖМЖЖДМ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖЖЖМЖМЖМ |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖМДМЖМЖМ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖМЖМЖМЖМ |
5 |
3 |
6 |
2 |
8 |
2 |
16 |
3 |
ЖММЖМЖЖМ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
ЖММЖМЖМЖ |
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
МДМДДДДД |
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
МДМДДМДМ |
|
|
|
|
4 |
1 |
|
|
МДМДМДМД |
|
|
|
|
6 |
3 |
|
|
МДМДМЖМЖ |
|
|
|
|
14 |
2 |
|
|
МЖЖЖМЖЖЖ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
МЖМЖЖЖЖЖ |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
МЖМЖМЖМЖ |
3 |
1 |
10 |
2 |
7 |
2 |
|
|
ММДМММДМ |
|
|
|
|
3 |
2 |
|
|
МММЖМММЖ |
|
|
4 |
1 |
8 |
1 |
8 |
3 |
ММММДМДМ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ММММЖМЖМ |
|
|
|
|
|
|
8 |
1 |
МММММДМД |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
4 |
1 |
|
|
|
МММММММД |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ММММММММ |
2 |
1 |
19 |
7 |
16 |
5 |
14 |
2 |
Восьмистишие О. И. Федотов называет «бесспорным лидером» среди «крупных распространенных строф»[121]. По большей части восьмистишия – это сдвоенные четверостишия, и по идее при доминировании у Высоцкого четверостиший ЖМЖМ и МЖМЖ восьмистиший такой же рифмовки должно было быть тоже больше остальных. Действительно, строфы ЖМЖМЖМЖМ встречаются довольно регулярно и примерно поровну во всех периодах творчества, но в общей сложности всего в 10 произведениях; строф МЖМЖМЖМЖ и того меньше – всего 20 в 5 произведениях, при том, что в последний период они исчезают совсем. Строф же только с мужскими окончаниями ощутимо больше – 51 в 16 произведениях.
Любопытно, что особенно богат восьмистишиями третий период – появляется много новых рисунков каталектики, причем почти половина их – 10 из 22 – начинается с мужских клаузул:
На дистанции – четверка первачей…
Нет острых ощущений – все старье, гнилье и хлам…
Если в этот скорбный час…
Мишка Шифман башковит…
Мы все живем как будто, но…
Во хмелю слегка…
То плелись, то неслись, то трусили рысцой…
Там у соседа – пир горой…
Что за дом притих…
Вообще довольно много новых типов рифмовки, не встречавшихся ранее, к которым и позднее Высоцкий не возвращается. К таким типам относятся сочетания с дактилическими клаузулами: , МДМДМЖМЖ, ЖДЖДЖЖЖЖ и т. д. Стоит в связи с этим отметить, что третий период вообще отличается наибольшим количеством дактилических рифм – 13,63% от общего числа. В этот период была написана и единственная песня с восьмистишиями, имеющими только дактилические окончания (и четверостишиями ДМДМ), – «Песня о Волге» (2, 229).
Длинные строфы
|
1953-1964 |
1965-1971 |
1972-1974 |
1975-1980 |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Девятистишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
МЖЖЖММЖЖМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ММЖММММММ |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
МММММММММ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
Десятистишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
МЖЖЖММЖЖЖМ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
ММЖМММММММ |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Одиннадцатистишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖЖЖММЖЖЖЖММ |
|
|
3 |
2 |
|
|
|
|
ЖММЖММЖМММЖ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
МЖЖЖЖММЖЖЖМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
Двенадцатистишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖЖЖЖМММЖЖМММ |
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
Тринадцатистишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДМДММДМДДМММД |
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
Об эволюции разнообразия длинных строф, строго говоря, рассуждать бессмысленно, так как мы не имеем достаточного количества строф одной длины на каждый период творчества Высоцкого. Заметна лишь одна четкая тенденция – к удлинению строф с течением лет. Если одиннадцатистишия появляются в поэзии Высоцкого уже во второй период, в песнях театра и кино: «Песня Саньки» и «В куски разлетелася корона…» из спектакля «Девять дней, которые потрясли мир», – то тринадцатистишия появляются всего один раз в сложном автобиографическом философском стихотворении «Две просьбы». В нем встречаются многочисленные дактилические окончания, некоторые – составные, не появлявшиеся больше ни в одной длинной строфе: черти. Я – виночерпия; предсердие – верьте, я.
Девятистишия у Высоцкого оказываются более подходящими для театральных стихотворений и песен: «В куски разлетелася корона…» и «Солдаты группы "Центр"», – хотя встречается девятистишие и в такой строфически и рифменно неординарной ранней песне, как «Лежит камень в степи» (1, 36).
b) Распределение различных рисунков рифмовки по тематике и целям
Как уже было видно из анализа строфики, у Высоцкого заметно различается строфика песен для авторского исполнения, песен театра и кино и стихотворений, а также маргинальных произведений: эпиграмм, посвящений и стихов «на случай». То же касается и богатства рифмовки.
:
|
Песни |
Театр и кино |
Стихотворения |
Стихи «на случай» |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Одностишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
5 |
2 |
6 |
1 |
– |
– |
– |
– |
М |
10 |
2 |
3 |
1 |
– |
– |
– |
– |
Двустишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДД |
12 |
3 |
8 |
3 |
– |
– |
– |
– |
ЖЖ |
26 |
7 |
16 |
4 |
– |
– |
3 |
3 |
МЖ |
2 |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
ММ |
51 |
11 |
26 |
5 |
– |
– |
6 |
6 |
Трехстишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДДД |
– |
– |
– |
– |
9 |
1 |
– |
– |
ДДЖ |
5 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
ДДМ |
– |
– |
4 |
1 |
– |
– |
– |
– |
ДЖЖ |
– |
– |
– |
– |
3 |
1 |
– |
– |
ЖЖЖ |
– |
– |
– |
– |
3 |
1 |
– |
– |
ММЖ |
– |
– |
1 |
1 |
– |
– |
– |
– |
МММ |
6 |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
Короткие строфы (от одной до трех строк) – прерогатива песенной поэзии Высоцкого. Неудивительно – чаще всего это припевы; в маргинальных произведениях они также встречаются там, где есть песенный элемент; но есть и изолированные двустишия-эпиграммы или посвящения друзьям:
Ваня вышел на другие крýги –
Трепещите, недруги и дрýги.
<И. Бортнику> (III, 264)
Что касается трехстиший, то в стихотворениях их не меньше, чем в песнях. Более того, единственное произведение, которое состоит только из трехстиший, объединенных в сложные строфы (с окончаниями ДЖЖ и ЖЖЖ), – «Бродят пó свету люди разные…» (2, 46) – относится также именно к стихотворениям. Двустиший же и одностиший в стихотворениях Высоцкого не встречается вовсе.
|
Песни |
Театр и кино |
Стихотворения |
Стихи «на случай» |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
ГГГГ |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ГГДД |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ГДГД |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ГЖГЖ |
|
|
|
|
8 |
1 |
|
|
ГМГМ |
6 |
2 |
|
|
|
|
|
|
ДДДД |
81 |
17 |
40 |
10 |
15 |
3 |
7 |
6 |
ДДДЖ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ДДЖД |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
ДДЖЖ |
|
|
|
|
5 |
1 |
1 |
1 |
ДДМД |
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
ДДММ |
2 |
1 |
|
|
|
|
1 |
1 |
ДЖДД |
2 |
1 |
3 |
1 |
|
|
|
|
ДЖДЖ |
21 |
6 |
13 |
4 |
12 |
3 |
4 |
1 |
ДЖЖЖ |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДМДМ |
143 |
25 |
3 |
2 |
47 |
11 |
19 |
11 |
ЖГЖГ |
5 |
1 |
40 |
12 |
|
|
|
|
ЖДЖД |
14 |
1 |
7 |
1 |
6 |
1 |
|
|
ЖДДЖ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖЖД |
|
|
6 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖДД |
|
|
3 |
1 |
|
|
1 |
1 |
ЖЖЖЖ |
109 |
24 |
33 |
13 |
36 |
12 |
13 |
10 |
ЖЖМЖ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ЖЖММ |
7 |
2 |
12 |
6 |
15 |
4 |
3 |
3 |
ЖМЖМ |
862 |
160 |
158 |
44 |
288 |
57 |
139 |
35 |
ЖММЖ |
|
|
2 |
1 |
9 |
1 |
4 |
2 |
МДДМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
МДМД |
53 |
13 |
25 |
9 |
|
|
13 |
5 |
МЖЖМ |
18 |
5 |
12 |
4 |
16 |
6 |
2 |
2 |
МЖМЖ |
571 |
106 |
113 |
32 |
207 |
32 |
51 |
18 |
ММДД |
14 |
3 |
2 |
2 |
|
|
|
|
ММЖЖ |
18 |
4 |
|
|
|
|
|
|
ММЖМ |
6 |
2 |
3 |
1 |
|
|
6 |
2 |
МММЖ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ММММ |
274 |
63 |
134 |
30 |
56 |
11 |
15 |
7 |
Наибольшее разнообразие четверостиший также приходится на песенное творчество Высоцкого. Примечательно, что в песнях для собственного исполнения больше строф, начинающихся мужской клаузулой, тогда как в песнях театра и кино в начале строф почти так же часто стоит женская. Среди стихотворений мужской клаузулой открываются строфы лишь в самых распространенных рифменных рисунках – МЖМЖ, ММММ и МЖЖМ. В строфике песен и стихотворений совпадают наиболее распространенные рисунки рифмовки: ЖМЖМ, МЖМЖ, ЖЖЖЖ, ММММ. В остальном рифмовка четверостиший в стихотворениях скуднее рифмовки и песен театра и кино, и тем более песен для авторского исполнения. При этом особенно богаты строфика и каталектика философской и любовной лирики – там встречаются разнообразные рисунки рифмовки четверостиший, к этим произведениям относятся и редкие типы строф – трех- и двенадцатистишия.
При всем том в сложных строфах стихотворений есть четверостишия, напоминающие и в смысловом отношении, и по структуре своей песенный припев:
Вот – география,
– органика,
У них там – мафия...
У нас – пока никак. /…/
Вот цифры выпивших,
Больная психика...
У них там – хиппи же,
У нас – мерси пока.
«Мы воспитаны в презренье к воровству…» (2, 125)
Припевы со сплошными дактилическими клаузулами в песнях встречаются в 4 из 17 произведений со строфами такого типа, хотя в метрическом плане они не совпадают, но совпадают по длине с многими прочими припевами песен, например, с теми, которые имеют рифмовку ММММ:
А мой рюкзак
Пустой на треть.
«А с нефтью как?»
«Да будет нефть!»
«Тюменская нефть» (1, 410)
Вполне возможно, что стихотворения с подобными «припевообразными» строфами (чаще всего это четверостишия) – не положенные на музыку песни; поэт мог либо оставить их, либо не успеть довести до конца.
Пятистишия
|
Песни |
Театр и кино |
Стихотворения |
Стихи «на случай» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окончания |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДДДЖ |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДДМД |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДЖЖД |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДМДМ |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДДМММ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЖДДЖ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДММДМ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДММММ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖДДМД |
|
|
6 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖДДЖ |
6 |
1 |
3 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖЖЖЖ |
6 |
1 |
|
|
2 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖМЖМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЖМММ |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖМЖЖМ |
32 |
5 |
17 |
4 |
18 |
6 |
2 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖМЖМЖ |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖМММЖ |
3 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МГММГ |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МДМДЖ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МДМДМ |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖЖЖМ |
|
|
3 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖЖМЖ |
|
|
|
|
7 |
2 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖЖММ |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖМЖМ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЖММЖ |
38 |
11 |
6 |
2 |
16 |
3 |
8 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММЖЖЖ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММЖЖМ |
5 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММЖМЖ |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МММММ |
28 |
8 |
9 |
3 |
|
|
5 |
3 |
Разнообразнее прочих пятистишия оказываются в песнях театра и кино. Рифменный рисунок в пятистишиях у Высоцкого вообще отличается множеством вариантов, но песен театра и кино это касается в большей мере, нежели остальных произведений: в них 17 разных сочетаний клаузул, в том числе сложные, в которых объединены сразу три разных клаузулы, например ЖДДМД, МДМДЖ и т. п. В одной песне иногда соседствуют по два вида пятистиший («Серенада Соловья-разбойника», «Грустная песня о Ванечке»). Такие же сочетания, впрочем, есть и в обычных песнях («Жил-был добрый дурачина-простофиля…», «Гололед»).
Едва ли для Высоцкого пятистишия являлись просто приемом песенного повтора:
Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим сдаваясь на милость.
«Песня о времени» (1, 488)
Пятистишия для Высоцкого – это еще и способ акцентуации той или иной фразы песни, ее выделения и смыслового, и акустического.
– это холостой стих в конце пятистишия:
Помнишь ли, товарищ, этот дом?
Нет, не забываешь ты о нем.
Я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал.
Еще бы, ведь...
«Большой Каретный» (1, 38)
Этот прием – чисто песенный, не используемый в стихотворениях и в них не нужный: последний стих является чем-то вроде «ступеньки» для перехода к припеву.
Шестистишия
|
Песни |
Театр и кино |
Стихотворения |
Стихи «на случай» |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
|
ДДДДДД |
6 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
ДДДДЖЖ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ДДДЖММ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
ДДДДММ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ДДЖДДЖ |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ДДМДДМ |
14 |
4 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
ДЖМДЖМ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
ДМДДДМ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
ДМДМДМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ДМДМММ |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖДМЖДМ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ЖЖЖЖДМ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
ЖЖЖЖЖЖ |
|
|
5 |
2 |
5 |
1 |
3 |
2 |
ЖЖЖЖММ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖМЖЖМ |
51 |
8 |
13 |
3 |
21 |
5 |
|
|
ЖЖММММ |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖМЖЖМЖ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
ЖММЖЖМ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
ЖМЖЖЖМ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
ЖМЖМММ |
2 |
2 |
4 |
2 |
|
|
|
|
МДДЖММ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
МЖЖМЖМ |
|
|
|
|
|
|
8 |
2 |
МЖМЖЖЖ |
|
|
|
|
|
|
3 |
2 |
МЖМЖМЖ |
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
МЖМЖММ |
9 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
МЖМММЖ |
6 |
2 |
|
|
|
|
|
|
ММДДДД |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ММДММД |
9 |
3 |
|
|
4 |
1 |
|
|
ММЖЖМЖ |
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
ММЖМЖМ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ММЖММЖ |
23 |
5 |
9 |
4 |
22 |
5 |
|
|
МММДДМ |
6 |
2 |
|
|
|
|
|
|
ММММММ |
50 |
9 |
10 |
5 |
|
|
1 |
1 |
окончания, а во вторых – женские и дактилические.
Наибольшей стабильностью в использовании отличаются шестистишия простой рифмовки: ЖЖМЖЖМ, ДДМДДМ, ММММММ и ММЖММЖ для театра и кино). Среди стихотворных произведений усложненных шестистиший мало; но есть:
Так говорят о брошенном, отцветшем,
И в этом жалость есть и снисходительность,
Как к свергнутому с трона королю,
Есть в этом сожаленье об ушедшем,
И как бы недоверье к «я люблю».
«Люблю тебя сейчас…» (2, 78)
Шестистишия для Высоцкого оказываются как бы промежуточным этапом между четверостишиями и восьмистишиями; этот тип строфы у него наделен свойствами как первых, так и вторых: с одной стороны, шестистишия еще не могут быть названы длинными строфами, но с другой – уже несут на себе отпечаток философичности, медитативности, присущей у Высоцкого зачастую строфам длинным.
Семистишия:
|
Песни |
|
Стихотворения |
Стихи «на случай» |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во пр-й |
||
ЖЖДГГГД |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖДДЖЖЖ |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖДЖЖЖД |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
ЖЖМЖЖЖМ |
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖМЖЖММ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
ЖЖММЖЖМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ЖМЖЖЖЖМ |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
ММЖМММЖ |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Редкая строфа – семистишие – разнообразнее всего представлена снова в песнях театра и кино. На 5 песен приходится 7 разных рифменных рисунков, в принципе сходных по структуре: ЖЖДДЖЖЖ, ЖЖМЖЖЖМ. В песне «Утренняя гимнастика» (2, 213) – три разных типа семистиший, смена которых как бы имитирует смену и динамику гимнастических упражнений. При этом последняя строка в строфе – короткая, и можно было бы поспорить относительно ее идентификации как семистишия, но, учитывая частоту сверхкоротких стихов во всем творчестве Высоцкого, скорее стоит отнести их именно к этому типу строфы.
|
Песни |
Театр и кино |
Стихотворения |
Стихи «на случай» |
||||
Окончания |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
||
ДДДДГЖГЖ |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
ДДДДДДДД |
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
16 |
2 |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
ДДДММММД |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ДЖДЖДМДМ |
10 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ДЖДЖМЖМЖ |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ДМДМДМДМ |
|
|
1 |
1 |
9 |
1 |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
ЖДЖДЖДЖД |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
ЖЖЖЖДЖДЖ |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖЖЖЖЖЖЖЖ |
9 |
5 |
5 |
2 |
|
|
|
|
ЖЖЖЖМЖЖЖ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
18 |
3 |
3 |
1 |
19 |
2 |
|
|
|
ЖЖЖМЖЖДМ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
ЖЖЖМЖМЖМ |
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
ЖМДМЖМЖМ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЖМЖМЖМЖМ |
35 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
ЖММЖМЖМЖ |
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
МДМДДДДД |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
МДМДДМДМ |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
МДМДМДМД |
6 |
3 |
|
|
|
|
|
|
5 |
1 |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
МЖЖЖМЖЖЖ |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
МЖМЖЖЖЖЖ |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
МЖМЖМЖМЖ |
13 |
3 |
7 |
2 |
|
|
|
|
ММДМММДМ |
|
|
3 |
2 |
|
|
|
|
12 |
2 |
|
|
4 |
1 |
|
|
|
ММММДМДМ |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
МММММДМД |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
МММММЖМЖ |
|
|
4 |
1 |
8 |
1 |
|
|
МММММММД |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 |
2 |
|
|
Нетипичная, отличная от остальных типов строф ситуация – в восьмистишиях. Их, как и практически всех длинных строф, в стихотворениях и маргинальных произведениях крайне немного, но и в песнях театра и кино, при их тяготении к разнообразию строфики, оказывается ощутимо меньше, чем в песнях. Восьмистишия у Высоцкого – вотчина песен для авторского исполнения. При этом распределение различных окончаний довольно равномерно: женских и мужских клаузул во всевозможных сочетаниях – примерно поровну, и соответственно меньше дактилических окончаний.
Простор для разнообразных сочетаний восемь стихов предоставляют немалый, и Высоцкий особенно широко этим пользуется в песнях, где многие виды рифмовки встречаются всего по одному или по два раза, но при этом в очень ярких сочетаниях. Например, в песне «Мишка Шифман» (1, 400), состоящей из одних восьмистиший, чередуются три разных вида рифмовки: МДМДДМДМ, МДМДМЖМЖ и , – изображающих изменяющееся настроение героев и переменчивую ситуацию в их жизни.
Длинные строфы:
|
Песни |
Театр и кино |
Стихотворения |
«на случай» |
||||
Окончания |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
Кол-во строф |
Кол-во пр-й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖМЖЖЖМЖЖМ |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
МЖЖЖММЖЖМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
ММЖММММММ |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
МММММММММ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МЖЖЖММЖЖЖМ |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
ММЖМММММММ |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Одиннадцатистишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖЖЖММЖЖЖЖММ |
|
|
3 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
МЖЖЖЖММЖЖЖМ |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
Двенадцатистишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖЖЖЖМММЖЖМММ |
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
Тринадцатистишия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
Три произведения, включающих в себя строфы длиннее восьми стихов, относится к песням театра и кино. При этом они состоят из длинных строф разного объема: «В куски разлетелася корона…» (2, 191) в той записи, которая есть в двухтомнике, состоит из девяти-, десяти- и одиннадцатистиший; «Солдаты группы "Центр"» (2, 193) – из четверостиший-куплетов и сложной строфы припева «четверостишие + девятистишие». «Песня Саньки» (2, 207) состоит из одиннадцатистиший с разными, хотя и похожими, рифменными рисунками: АААббВВВВбб и ГГГддЕЕЖЖдд.
Нетеатральная песня «Лежит камень в степи» (1, 36) интересна тем, что в ней все строфы – два девятистишия и два десятистишия – различны между собой по рифмовке при одинаковой каталектике: в двух первых строфах первые строки – холостые:
А под него вода течет /…/
Перед камнем стоят
Без коней и без мечей /…/
В двух последних строфах первые строки рифмуются:
–
Никуда не прийти /…/
Ну а третий – был дурак,
Ничего не знал и так /…/
Это придает песне «фольклорность» – черту, которая в рифменном плане у Высоцкого проявляется нечасто.
– вообще не характерная черта стихосложения Высоцкого; во-первых, их очень немного, во-вторых, они начинают появляться в его произведениях достаточно поздно (за исключением «Лежит камень в степи» и песни к спектаклю «Десять дней, которые потрясли мир»), а в-третьих, нередко их длина – это результат песенных повторов стихов, приема, которым Высоцкий внутри строф пользуется нечасто:
Пил, гулял и отдыхал,
Ничего не понимал, –
Ничего не понимал,
Так всю жизнь и прошагал…
«Лежит камень в степи»
В стихотворении «Нить Ариадны» (2, 99) второй тип строфы – двенадцатистишие – больше напоминает сложную строфу, каких немало в песнях Высоцкого, в частности в припевах. Рифмовка этих строф – АБАБввгДДеег, то есть фактически это можно рассматривать как сочетание четверостишия перекрестной рифмовки с восьмистишием более сложного рифменного рисунка. Похожая картина – в «Песне о Судьбе» (1, 523), где есть сочетание из восьми- и четверостишия: АААбАААб + ВгВг.
– «Две просьбы» (2, 186) – объем тринадцатистиший представляется совершенно продуманным и законченным, с использованием монорима «для нагнетания эмоций разного плана: душевные порывы, накал страстей, лихорадочный поиск ответов на жизненно важные вопросы»[122].
с) Вопрос о строфике и рифме некоторых стихотворений Высоцкого и вероятности их песенного предназначения
Часть стихотворений, в особенности относящихся к последним годам творчества Высоцкого, по-видимому, изначально планировалась автором как песенные произведения, но не была окончена. На это указывает ряд стихотворных особенностей, хотя, конечно, для полной уверенности следовало бы, за неимением фонограмм, провести и метрический анализ «сомнительных» стихотворений.
К таким относятся, во-первых, стихотворения с как минимум двумя типами строф (объединенных в сложные строфы, а не просто нетождественных), один из которых сходен с припевом: «Из-за гор – я не знаю, где горы те…» (2, 11). Во-вторых, это стихотворения с как минимум двумя типами строф, один из которых представлен всего одной строфой, тогда как второй – более чем одной и даже двумя: «Экспресс Москва-Варшава, тринадцатое место…» (2, 18). В-третьих, это произведения, сходные по метрике, строфике и рифмовке с песнями Высоцкого и, вероятно, являющиеся вариантами той или иной песни: «Где-то там на озере…» (2, 25). Всего по этим признакам было найдено 17 стихотворений, но возможно, что задуманных Высоцким как песни и не оконченных произведений было больше.
Стихотворений первого типа особенно много. Это «Зарыты в нашу память на века…», «Я тут подвиг совершил…», «Из-за гор – я не знаю, где горы те…», «Что сегодня мне суды и заседанья…», «У меня долги перед друзьями…», «Как-то раз, цитаты Мао прочитав…», «Мы без этих машин – словно птицы без крыл…», «Проделав брешь в затишье…», «Бродят по свету люди разные…», «Набат», «Посмотришь – сразу скажешь: это кит…».
«У меня долги перед друзьями…» (2, 35) одна строфа повторяется полностью дважды, без изменений. То же самое – в «Как-то раз, цитаты Мао прочитав…» (2, 40), «Я тут подвиг совершил…» (2, 53), «Зарыты в нашу память на века…» (2, 155). В последнем стихотворении сложные строфы состоят из трех частей, из которых заключительная повторяется четырежды, не меняется и носит весьма «песенный» характер по своему метрическому и строфическому строению:
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз –
Например, что сапер ошибается
Только раз.
– с мужскими. Метрическое строение тоже своеобразно: три стиха написаны разностопным анапестом (Ан3 и Ан2), последний же, несущий особую эмфатическую нагрузку, – двустопным хореем. Короткие стихи в песенных строфах – характерная черта (ср., например, с припевами в песне «Темнота» (1, 269): Там – чужие слова, там –дурная молва, // Там ненужные встречи случаются, // Там сгорела, пожухла трава, // И следы не читаются, – // В темноте – или с куплетами в песне «Так случилось – мужчины ушли…» (1, 393): Потеряла и свежесть и прелесть // Белизна ненадетых рубах, // Да и старые песни приелись // ).
Кроме абсолютно идентичных строф, которые условно (для стихотворений) обозначены как припевы, в иных стихотворениях есть строфы, не абсолютно повторяющиеся, а варьирующиеся, – тоже очень характерный признак припевов Высоцкого. Это касается стихотворений «Из-за гор – я не знаю, где горы те…» (2, 11), «Набат» (2, 97), «Посмотришь – сразу скажешь: это кит…» (2, 38), «Что сегодня мне суды и заседанья…» (2, 19), «Бродят по свету люди разные…» (2, 46), «Мы без этих машин – словно птицы без крыл…» (2, 90).
Очень характерные для песен повторы есть в стихотворении «Рты подъездов, уши арок и глаза оконных рам…» (2, 108). В нем два типа строф; строфы второго типа нельзя назвать припевами, скорее это просто части сложных строф, из которых составлено произведение. Само строение этих строф больше похоже на типичное для Высоцкого песенное: строки разной длины, сложная рифмовка, повторы в конце строфы:
Смешно, конечно, говорить,
Но очень даже может быть,
А не знакомы – дайте срок, –
На мой зеленый огонек
Зайдете, зайдете!
В некоторых стихотворениях среди тождественных строф вдруг появляется – как правило, в начале, после первой строфы – четверостишие или шестистишие (строф другого объема найдено не было), возможно, предполагаемого припева. Это песни «Экспресс "Москва-Варшава", тринадцатое место…» (2, 18), «Я к вам пишу» (2, 69), «В белье плотной вязки…» (2, 166), «Под деньгами на кону…» (2, 177», «Куда все делось и откуда все берется…» (2, 165), «Давно, в эпоху мрачного язычества…» (2, 124). В последнем стихотворении на роль припева по авторскому замыслу, возможно, предполагались сразу две строфы – 2-я и 3-я:
А нам слышится – про водку;
Нам толкуют про тройник,
А мы слышим: «на троих».
Клиент, тряхни своим загашником
– не забудь, –
Даешь отъявленным шабашникам
Чинить электро-что-нибудь!
Еще одно стихотворение пересекается с предыдущим типом, но также относится и к редкой разновидности произведений, которые, вероятно, были вариантами других песен. Несколько таких вариантов встречается в пятитомнике, но есть и в двухтомном издании – «Где-то там на озере…» (2, 25). В примечаниях к стихотворению сказано, что, возможно, оно писалось как песня для к/ф «Мой папа – капитан», но в фильм не вошла, а первая строфа была переделана и включена в «Песню Рябого» (2, 216) для к/ф «Хозяин тайги»[123].
Конечно, для полной уверенности необходимо и исследование с музыковедческой точки зрения; следовало бы определить «пригодность» или авторское предназначение тех или иных строф именно для пения, а не для декламации. Отчасти тема творческого процесса создания песни была начата в статье Л. Я. Томенчук «"Все донимал их своими аккордами (2)"»[124] и продолжена автором в другой ее книге в статьях «"Там что-то ангелы запели не такими голосами…"» и «Мы ложных иллюзий не строим»[125]. Хочется надеяться, что и дальше исследования в этом направлении будут вестись, причем специалистами не только в литературоведении, но и в музыковедении.
«Весь Высоцкий на 32 компакт-дисках», выпущенном фирмой «Мороз Рекордз» (2000г.). Это «Разговор в трамвае» (диск № 25), в двухтомнике названия не имеющий и обозначенный по первой строке: «Граждане, зачем толкаетесь…», – о котором сам автор в вошедшем в фонограмму коротком монологе говорит как о не завершенном еще произведении в форме мирно начавшейся беседы пассажиров, окончившейся скандалом. После прозаического вступления Высоцкий в записи исполняет под аккомпанемент первую строфу песни. Второе стихотворение – «Зарыты в нашу память на века…» (диск № 17) – исполняется в сокращенном виде, но с припевами, также под гитарный аккомпанемент, уже без предисловий, как обычная песня.
Примечания
[115] Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Кн. 2. С. 137.
[117] Ковалева Т. В. Концепция рифмы в песенном цикле «Алиса в стране чудес». С. 195. Последний пример – скорее сочетание женского (бранúм ивы мои).
[118] Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Т. 2. С. 167.
[119] О сложностях текстологии рукописей Высоцкого см. комментарии к собранию сочинений в двух томах (1, 585-586).
Федотов О. И. Указ. соч. С. 167.
[121] См.: Федотов О. И.
[122] Фомина О. А. Монорим Высоцкого // Материалы региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Оренбургской области. Ч. 3. Оренбург, 2004. С. 13.
[123] См.: . Сочинения в двух томах. Т. 2. С. 494.
[124]См.: Томенчук Л. Я. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек. Днепропетровск, 2003. С. 121-127.
Томенчук Л. Я. «…А истины передают изустно». Днепропетровск, 2004. С. 45-88.