Жукова Е. И.: Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции
Часть 2. Глава 5. Выводы. Строфика Высоцкого и перспективы ее дальнейшего изучения

Глава 5. Выводы. Строфика Высоцкого и перспективы ее дальнейшего изучения

Строфика произведений Высоцкого уступает рифме по выразительности в силу очевидных преимуществ последней в этой области. Но по крайней мере наиболее длинные и короткие строфы из обширного строфического репертуара поэта обладают и значительной выразительной функцией. При делении песни или стихотворения на строфы, предназначенном в том числе и для разграничения отдельных смысловых отрезков, играет роль и их объем. Короткие, броские, выделенные и графически, и в звуковом отношении строфы несут в себе сжатую, лаконичную мысль, которая часто выносится в песнях в припев. Напротив, длинные строфы – от восьми стихов и выше – тяготеют к долгому описанию ситуации или переживаний лирического героя. Отсюда и намечающееся тяготение философских стихотворений последних лет к астрофической форме. В припевах, кстати, Высоцкий зачастую как бы не укладывается в короткие строфы; оттого большинство припевов у него длиннее не только двустиший, но и четверостиший. Это неудивительно: припев для Высоцкого – не только способ звуковой организации песни при помощи повторов. Он нередко используется и для подчеркивания динамики действия: на пространстве в четыре строки (или даже более) развивается основной лейтмотив песни.

В первую очередь, когда заходит речь о строфике Высоцкого, эта часть стихосложения вспоминается именно в применении к песням. Особенности песенной строфики при более подробном анализе разделились на две части: относящиеся к обычным песням и к песням театра и кино. Строфика двух этих областей песенного творчества Высоцкого различается довольно заметно. В особенности это заметно при анализе сложных строф: произведений с тождественными строфами среди театральных крайне мало, намного меньше, чем в простых песнях. По этому же признаку от обычных песен, но в другую сторону отличаются стихотворения: в них произведений с тождественными строфами – почти 50%, что для Высоцкого очень немало.

При анализе объема строф роль играют как период написания произведений, так и тематика, к которой они относятся: прослеживаются тенденции развития и изменения строфики поэта, строфические предпочтения различных периодов и тем.

«Стихосложение Высоцкого и проблема его контекста», а также в статье того же автора «Строфика Высоцкого», посвященной именно проблеме тождественности-нетождественности строф у Высоцкого[113].

Метрический анализ строфики – работа очень объемная и, несомненно, имеет очень большую перспективу. В данной работе рассматривалась метрика только редких типов строф – коротких: одно-, дву-, трехстиший – и длинных: семи-, девяти-, десяти, одиннадцати-, двенадцати- и тринадцатистиший. Даже на примере такой небольшой и ограниченной части творчества Высоцкого, как изолированные четверостишия, можно увидеть, как широк метрический репертуар поэта[114] и насколько масштабным должно быть исследование строфики со стороны метрического аспекта.

Примечания

[113] Фомина О. А.

[114] Cм.: Кормилов С. И.

Раздел сайта: