Заключение
Рифма и строфика Высоцкого – только часть всей системы стихосложения поэта, но при этом весьма значительная ее часть.
Первая из рассматриваемых частей стихосложения – рифма – одно из наиболее выразительных стиховых средств в поэтической системе Высоцкого. Во-первых, конечно, Высоцкий широко использует эмфатические свойства рифмующихся слов: это позволяет ему ставить в ударную позицию яркие, запоминающиеся пары слов, броские словосочетания, привлекающие к себе еще бóльшее внимание за счет сильной позиции в строке. Во-вторых, Высоцкий нередко связывает рифмой слова, резко противоположные друг другу по смыслу или по стилю, что также обращает на себя внимание.
Рифма Высоцкого – в большинстве случаев фонетическая, ориентированная на звучание, а не на написание. Тем более заметны исключения в стихотворениях, где редко, но встречаются точные богатые графические рифмы. Например, в стихотворении «В одной державе, с населеньем…» (2, 179) рифма всего – ого-го.
Вообще в плане рифмы весьма ценной и полезной работой может стать составление словаря рифм Высоцкого. У поэта есть пристрастие к рифмам с необычными словами, в том числе и таким, которые повторяются в нескольких произведениях, как, например, рифмы со словом «одновá»: «Ой, где был я вчера…» (вдова – однова) и «Солдатская песня» (ать-два – однова).
Особенности рифмы Высоцкого, выявленные в ходе проведенного исследования, указывают на то, что его поэтическая техника близка в этом плане к рифме авторской песни вообще, хотя сам Высоцкий к бардовскому движению себя не причислял и даже, наоборот, иногда резко отвергал подобные предположения, сохраняя при этом глубокую симпатию к творчеству А. Галича, Ю. Визбора, Б. Окуджавы.
Вторая часть стихосложения Высоцкого – строфика – играет меньшую роль в выразительном плане, нежели рифма, но в некоторых случаях и она оказывается незаменимым средством выражения определенного настроения лирического героя, подчеркивания особенностей хода речи персонажей, напряженности или, наоборот, затянутости моментов действия. Поскольку исследование в настоящей диссертации начиналось с рифмы, то и строфика рассматривалась в первую очередь с точки зрения рифмовки; метрический же аспект строфики был затронут только в случаях редких строф, и поэтому остается еще немало материала для дальнейших исследований. Также в описании строфической системы Высоцкого внимание уделялось объему строф, поскольку в творчестве поэта встречаются практически все типы строф и редкие – как короткие, так и длинные – можно найти в отнюдь не проходных произведениях.
Важно изучать строфику не только с точки зрения ее как средства выразительности, но и – для начала в сочетании с рифмовкой, как было сделано в данной работе, – для решения некоторых текстологических проблем.
Так, одна из немаловажных проблем, относящихся к текстологии произведений Высоцкого, – вопрос о произведениях с лесенкой и внутренней рифмой, которая по сути далеко не всегда может считаться внутренней; от этого зависят и характер публикации текстов, и стиховедческие исследования, в которых приходится делать выбор между различными вариантами опубликованных произведений. Анализ же строфики и рифмовки хотя и не всегда дает абсолютно однозначный ответ, но в сомнительных случаях может склонить чашу весов в сторону одного из решений.
Вторая проблема касается тех текстов, которые были отнесены к стихотворениям, поскольку не было найдено фонограмм (что не означает их отсутствия, поскольку и до сего дня не все записи Высоцкого опубликованы, они хранятся в частных архивах и качество их колеблется от очень хорошего до слабо разборчивого). Притом у части этих текстов присутствуют ярко выраженные песенные характеристики: наличие припева, песенная строфика, характерные для песен рифменные сочетания.
исполнения и для театра и кино. Кроме того, поэт вполне сознательно разграничивает для себя песни, именуемые в исследовательской литературе «ролевыми», и прочие, к ролевым не относящиеся.
Исследование контекста стихосложения Высоцкого еще только начинается, и сопоставительный аспект, несомненно, нуждается в проработке; так, М. Л. Гаспаров в заключении статьи «Рифма Бродского» цитировал этого выдающегося с точки зрения версификации поэта: «"Я дикий человек: люблю хорошие рифмы", – сказал однажды Бродский в конце интервью "Независимой газете". Речь шла о рифмах Высоцкого – поэта, /…/ весьма мало похожего на Бродского. Как кажется, рифмы Маяковского Бродский любит таким же образом, – может быть, подсознательно»[127].
Кроме того, предстоит более подробное исследование грамматической стороны рифмы, которая в настоящей диссертации была затронута лишь отчасти.
Диссертация главным образом основывалась на статистике, но при изучении стихосложения как элемента поэтической системы не стоит забывать и о том, что строфика, рифма, метрика и ритмика в сочетании являют собой индивидуальный портрет каждого произведения; к песням и стихотворениям Высоцкого это относится в полной мере. Поэтому при исследовании его стихосложения можно основной упор делать не на статистическую сторону, а на индивидуальные особенности произведений или даже их частей. Эти характеристики могут составить и индивидуальный стилистический портрет произведения или цикла произведений. Вместе с тем общий фон свойств стихосложения Высоцкого также подчеркивает особенности отдельных произведений.
Стихосложение Высоцкого – предмет будущих долгих и разносторонних исследований, которые сейчас только начинаются. Исследовать предстоит и все стихосложение в целом, и отдельные его стороны, так как этот аспект творчества Высоцкого может дать ответы на некоторые немаловажные вопросы и помочь в разрешении ряда сложностей, связанных с его изучением.
Примечания
[127] Гаспаров М. Л. Рифма Бродского //