Жукова Е. И.: Рифма Высоцкого ее особенности, эволюция и контекст

О сложности и многообразии рифм в поэзии и в частности в песнях Владимира Высоцкого говорилось не только немного [1], но и в большинстве случаев лишь обзорно, без подробного анализа. При этом общая характеристика у всех авторов примерно схожа: отличие рифмы Высоцкого от его современников – «официальных» поэтов; богатство и оригинальность рифмы, соседствующие с множеством рифм самых простых, но не примитивных; обилие точных рифм в поэтической системе.

Действительно, в общих чертах рифменная система Высоцкого так и выглядит, особенно если просмотреть подряд хотя бы 100-150 его песенных текстов – именно песенных, так как чаще всего исследователи рассматривали именно эту, бóльшую и наиболее известную часть творчества Высоцкого.

Одними из основных характеристик рифмы являются ее точность и богатство: во всех произведениях Высоцкого обнаруживается удивительное постоянство: в процентном соотношении количество точных и приблизительных рифм в песнях и стихотворениях примерно одинаково, а различаются они только наличием в песнях неточных рифм, которых в стихотворениях нет вообще.

Стоит оговорить, что именно считать точными, приблизительными и неточными, а также бедными и богатыми рифмами у Высоцкого. Когда речь идет о песенной рифме, рассматривать ее следует, отдавая преимущество звучанию, а не написанию. В. М. Жирмунский пишет: «Обыкновенно говорится: рифма существует для слуха, а не для глаза. Утверждение это встречается в старинных практических руководствах к стихосложению, его особенно охотно повторяют в наше время, когда развитие фонетических знаний освободило науку о языке от бессознательного смешения написания и произношения» [2]. В тех произведениях Высоцкого, которые были созданы для устного исполнения, при подсчете рифм их точность/неточность и богатство/бедность определялись именно с акустической точки зрения, т. е. звонкие согласные на конце слова читаются как глухие; парные йотированные/нейотированные звуки а/я, о/ё, у/ю, э/е считаются одинаковыми, так как их начало не принимается во внимание; редуцированные а/о и е/и «образуют акустически точную рифму» [3], то же касается и сочетаний с непроизносимыми согласными типа -стн-/-здн-: «И нам осталось уколоться // И упасть на дно колодца». Есть и еще одна особенность индивидуального исполнения у Высоцкого – в некоторых случаях в песнях он произносит мягкие согласные на конце глаголов 1 лица как твердые:

Они зацепят меня за одежду, –
Значит, падать одетому – плюс, –
В шлюпочный борт, как в надежду,
Мертвою хваткой вцеплюсь.

«Человек за бортом» (1, 282) [4]

Поскольку большинство анализируемых текстов – песни, то при определении их точности и богатства главную роль играло устное произнесение. Точными богатыми (т. е. теми, в которых «совпадают послеударные звуки <…> и какие-то звуки в предударных частях слов» [5]) считаются и рифмы типа – мосты, и луженые – обнаженные. Точными бедными рифмами считаются и те, в которых заударные звуки совпадают полностью (запали – глотали), и те, в которых согласные в написании кореллируют по звуковому признаку глухости/звонкости (сверлят – подряд). Приблизительные рифмы допускают больше различных толкований. История приблизительной рифмы насчитывает более двух столетий, и рифмы эволюционируют от ограниченных несовпадением безударных гласных в написании до тех, «которые в XIX-м (в. – Е. Ж.) казались скорее неточными: разруха – ни духу, шкуре – хмурю, домоседы – победа («Рассвет» Пастернака)» [6]. Приблизительными богатыми у Высоцкого считаются рифмы типа: сирени – свирели, приятны – попятный; к приблизительным бедным относятся рифмы, подобные следующим: математика – солдатики, просеясь - надеюсь.

Неточные рифмы характеризуются бóльшими расхождениями: различаются не только гласные и совпавшие благодаря оглушению согласные. Это может быть только усечение: двое – конвоем, – а может быть и большее несовпадение звуков: крохи – на востоке.

Учитывается и то, составные это рифмы (с тыла – застыла, помолчала бы – жалобы

Ниже приведена таблица, показывающая распределение рифм (рифмопар) по признакам точности и богатства: а) в песнях из 1-го тома двухтомника (1961-1980гг.); б) в песнях театра и кино (раздел 2-го тома, 1961-1980гг.); в) в стихотворениях (раздел 2-го тома, 1961-1980гг.), с учетом разделения рифм на простые и составные.

 

Песни

Театр и кино

Стихотворения

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

1894

32,22%

537

31,44%

660

33,17%

Точная

Богатая (сост.)

54

0,92%

15

0,88%

23

1,16%

Точная

Бедная

2514

42,76%

810

47,42%

873

Точная

Бедная (сост.)

62

1,05%

24

1,41%

22

1,11%

Неточная

Богатая

282

4,80%

63

3,69%

83

4,17%

Неточная

Богатая (сост.)

42

0,71%

10

0,59%

12

0,60%

Неточная

Бедная

324

5,51%

76

4,45%

74

3,72%

Неточная

Бедная (сост.)

49

0,83%

5

0,29%

13

0,65%

Приблизительная

Богатая

189

3,21%

54

3,16%

80

4,02%

Приблизительная

Богатая (сост.)

54

0,92%

13

0,76%

20

1,01%

Приблизительная

Бедная

337

5,73%

81

4,74%

111

5,58%

Приблизительная

Бедная (сост.)

78

1,33%

20

1,17%

19

0,95%

Итого

 

5879

1708

1990

Как можно увидеть из приведенных цифр, Высоцкий очень равномерен в рифмовке своих произведений, независимо от того, предназначались они для исполнения под музыку или для простого чтения.

к песням или стихотворениям относится каждая вещь). Всего было рассмотрено 95 произведений.

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

272

32,34%

Точная

Богатая (сост.)

20

2,38%

Точная

Бедная

340

40,43%

Точная

Бедная (сост.)

12

1,43%

Неточная

Богатая

31

3,69%

Неточная

Бедная

3

0,36%

Неточная

Бедная (сост.)

36

4,28%

Богатая

13

1,55%

Приблизительная

Богатая (сост.)

39

4,64%

Приблизительная

Бедная

9

1,07%

Приблизительная

Бедная (сост.)

52

6,18%

Итого

841

Отличие этой части произведений от остальных настолько незначительно, что можно с уверенностью сказать: она вполне вписывается в общую картину поэзии Высоцкого.

Есть и еще одна часть творчества поэта, о которой часто незаслуженно забывают. Это так называемые стихотворения «на случай», шуточные композиции для капустников, посвящения друзьям, поздравления с различными праздниками и прочие маргинальные сочинения. Для краткости в данной работе они будут называться стихотворениями «на случай». Когда речь идет о стихосложении, следует учитывать все, даже на первый взгляд незначительные и проходные вещи [7].

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

204

31,24%

Точная

Богатая (сост.)

11

1,68%

Точная

286

43,80%

Точная

Бедная (сост.)

7

1,07%

Неточная

Богатая

34

5,21%

Неточная

Бедная

1

0,15%

Неточная

Бедная (сост.)

39

5,97%

Приблизительная

Богатая

4

0,61%

Приблизительная

Богатая (сост.)

23

3,52%

Приблизительная

Бедная

2

0,31%

Приблизительная

Бедная (сост.)

38

5,82%

Итого

653

Как ни странно, но и в стихотворениях «на случай» мы наблюдаем ту же картину. Конечно, часть произведений из этого раздела также была предназначена для песенного исполнения, например, в театральных капустниках:


Я лежу в больнице, как назло.
В этот день все отдыхают,
Пятилетие справляют
И спиртного никогда
В рот не брать торжественно решают.

<К 5-летию Театра на Таганке> [8]

Приведенный куплет был написан на мотив песни «День святого никогда» из спектакля «Добрый человек из Сезуана», и хотя неизвестно, исполнялась ли песня на юбилее театра, но была явно предназначена для этого.

Какую же картину дает подсчет всех рифм произведений Высоцкого?

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

3567

32,22%

Точная

Богатая (сост.)

123

1,11%

Точная

Бедная

4823

43,56%

Бедная (сост.)

127

1,15%

Неточная

Богатая

493

4,45%

Неточная

Богатая (сост.)

68

0,61%

Неточная

Бедная

549

4,96%

Неточная

Бедная (сост.)

84

0,76%

Приблизительная

Богатая

385

3,48%

Приблизительная

Богатая (сост.)

98

0,89%

Приблизительная

Бедная

619

5,59%

Приблизительная

Бедная (сост.)

135

1,22%

Итого

11071

Рассмотрев все данные по распределению точных/неточных и богатых/бедных рифм в творчестве Высоцкого, можно сказать, что их употребление никак не зависит от того, песенные это тексты или непесенные. Таким образом, можно сделать вывод, что большое количество точных рифм (причем богатых рифм ненамного меньше, чем бедных) и крайне малое количество рифм неточных – это отличительная черта не песенной поэзии Высоцкого, а всего его творчества в целом.

рифму типа рукою я – побеспокою я, как он – закон или трезвели мы – пели мы.

Среди приблизительных и неточных рифм вместе взятых, конечно, составных оказывается больше, чем среди точных, но ненамного; то же можно сказать и о соотношении бедных и богатых составных рифм: бедных больше, но не более чем на 2-5%.

Картина составных рифм представлена в приведенной ниже таблице.

Составные рифмы

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

123

19,37%

Точная

Бедная

127

20,00%

Неточная

Богатая

68

10,71%

Неточная

Бедная

84

Приблизительная

Богатая

98

15,43%

Приблизительная

Бедная

135

21,26%

Итого:

635

 

Бóльшая половина составных рифм приходится на песни: 325 рифм в 1-м томе двухтомника – составные. Среди песен театра и кино их также немало – 86 рифм, причем интересно, что точных и приблизительных бедных рифм оказалось поровну – по 25, да и богатых рифм тоже почти поровну, с разницей всего в 2 рифмопары. А вот в стихотворениях составных рифм неожиданно много – 107, т. е. в среднем по одной рифме на стихотворение, поскольку их, как ни странно, тоже всего 107. В стихах «на случай» их немного – лишь 29 на 95 произведений.

Среди составных рифм преобладают рифмы со служебными частями речи – частицами и предлогами. Это, как правило, рифмы, практически не отличающиеся от обычных: тебя-то – развраты; перебор там – бортом (рифма из рефрена, по выразительности вполне равная предшествующим ей сортом – бóртом, чертом – бортом); ребята – когда-то; нет ли – стебли; что же – негоже; грипп ли – охрипли; дров еще – прозвище и т. д.

Местоимений в составных рифмах задействовано ненамного меньше, и здесь уже можно разграничить их на комические и нейтральные. Для создания комического эффекта поэтом выбирается намеренно сниженная или бытовая лексика: клятвою – мать твою; скажет он – батон, ежли вы – вежливо; не поверю я – материя; супу я – глупая; жила я – желая; ощущая – плаща я; вот те на – бегуна; Антилопьему - в лоб ему. Есть и нейтральное применение составных рифм: ответ ты – рассветы; не следим мы – невредимы; успеем ли - сеяли.

– из групп значимых слов. По таким рифмам даже можно без труда узнать песни, из которых они взяты: встарь ищи – товарищей; хитер пусть – корпус; «ЯКи», «АН» – океан; органика – пока никак; психика – мерси пока; не оплошай, бык – шайбы. Еще в большей степени это можно сказать о таких вариациях, в которых обе рифмующиеся части состоят из двух слов:

Увидел бы покойничек, как бьют об двери лбы…
Ей-богу, этот Гоголь бы нам не поверил бы.

«Песня о сумасшедшем доме» (1, 118)

Другие примеры такой составной рифмы: ошибка тут – не шибко тут; И Пьер и Жан – парижан; кожу индюка – бр-р! – хотя – декабрь; в Тамаре ум – в аквариум; хуже я сам – до ужаса; Тюмени я – более-менее; храп, ну – хапну.

Рифма нáзло всем – насовсем, по-видимому, вообще понравилась поэту, так что он использовал ее в двух песнях совершенно не связанной между собой тематики, но примерно одного времени – «Песенке о переселении душ» (1, 246) и, как внутреннюю рифму, – «То ли – в избу и запеть…» (1, 236).

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев, когда в составную рифму входят служебные части речи и – реже – местоимения, это не является особым приемом, характеризующим поэтическую технику Высоцкого. Но зато те рифмы, которые состоят из групп значимых слов, – одни из наиболее запоминающихся в его поэзии.

Помимо рассмотренных свойств рифмы немаловажной характеристикой являются и клаузулы стихов.

У Высоцкого в песнях и стихотворных произведениях картины женских и мужских рифм интересным образом различаются: в песнях (как обычных, так и для театра и кино) мужских рифм на 14-16% больше, чем женских, а в стихотворениях женские рифмы уступают мужским всего около 3%, т. е. их практически поровну. Зато дактилические рифмы чаще всего встречаются в песнях театра и кино и в тех произведениях, которые были взяты из пятитомника. Если последнее – более или менее случайно, то на песнях театра и кино стоит остановиться подробнее.

Для театральных и кинематографических постановок среди прочих Высоцким писались стилизации под народные песни, частушки и т. п. Например, песни для фильма «Одиножды один» определены такими жанрами фольклора, как величальная, частушки, «грустная песня», и явно стилизованы под народные:

Кружи-ворожи!
Кто стесняется?
Подол придержи –

«Частушки к свадьбе» (2, 287)

Выходите к Ванечке,
Манечки-матанечки!
Что стоите как старушки –
Божьи одуванчики!

«Частушки» (2, 288)

Дактилические окончания есть и почти во всех куплетах частушек к фильму «Иван да Марья» (1974), и это неудивительно: в частушках, по подсчетам Д. Самойлова, дактилические рифмы даже перекрывают женские: в среднем они составляют 25% от всех, тогда как женские – всего 15% [10].

В некоторых песнях по ходу действия должны были быть подчеркнуты «говорные» интонации:

Какая де-ля-Перца –

Богиню надо вам? –
так и идите к Афродите!
Вас тянет на экзотику –
тогда сидите дома…
– экзотика?
Я с нею незнакома.

«Дуэт Шуры и Ливеровского» (2, 237)

Возможно, такое изображение разговора в стихах и оказало влияние на увеличение количества дактилических рифм по отношению к остальным; конечно, и в прочих песнях Высоцкого дактилические клаузулы нередки, хотя в процентном отношении они уступают песням театра и кино.

Ниже приведена сводная статистика по окончаниям во всех произведениях В. Высоцкого.

Окончание

Песни

Стихотворения

Театр и кино

Кол-во пр-й

%

Кол-во пр-й

Кол-во окончаний

%

Кол-во пр-й

Кол-во окончаний

%

7

54

0,42%

1

16

0,39%

2

11

0,28%

Дактилические

83

1330

10,47%

24

316

7,74%

45

610

15,60%

Женские

256

4666

100

1803

44,14%

95

1374

35,14%

Мужские

295

6657

52,39%

98

1950

102

1915

48,98%

Итого

312

12707

 

107

4085

 

108

3910

 

Окончания в произведениях пятитомника, стихотворениях «на случай» и все окончания в целом.

Окончание

Стихи «на случай»

Всего

Кол-во пр-й

Кол-во окончаний

%

Кол-во пр-й

%

Кол-во пр-й

Кол-во окончаний

%

Гипердактилические

 

 

 

 

 

 

10

81

0,34%

Дактилические

27

311

26

126

8,81%

205

2693

11,30%

Женские

68

533

31,33%

63

600

41,96%

582

8976

Мужские

78

857

50,38%

71

704

49,23%

644

12083

50,70%

Итого

90

1701

 

85

1430

 

702

23833

 

О периодизации творчества Высоцкого, на которую опирается данная работа, подробно говорится в книге А. В. Кулагина [11], который разделяет его на четыре части:

1) 1961-1964 гг. – обращение к уголовной, уличной тематике, к традиции «блатного» фольклора (часть книги «Уголовная тема»).

2) 1964-1971 гг. – движение «вширь», создание поэтической «энциклопедии русской жизни»; перевоплощение в героев разных профессий, образа жизни и мысли и т. д. («Протеистический период»).

3) 1971-1974 гг. – «гамлетовский» период; ограничение протеизма, усиление исповедального, рефлективного, философского начала («Исповедальная лирика»).

– эпоха синтеза основных творческих достижений трех предшествующих периодов («Поэзия синтеза»).

Деление, конечно, в некоторой степени условное, потому что, например, и в поздние периоды встречаются песни с так называемой «уголовной» тематикой (такие, как «Побег на рывок», например), но, действительно, четко разграничить все творчество любого поэта на периоды практически невозможно. Поскольку такой подход к эволюции творчества Высоцкого кажется в целом обоснованным и достаточно аргументированным, в данной работе именно эти четыре периода будут приняты за основу анализа диахронического аспекта темы. При этом отдельные годы будут представлены отдельно, если того потребует материал.

Первый период в данной работе будет начинаться не с 1961г., как в книге А. В. Кулагина, а с 1953г. – с первого точно датированного произведения, поскольку несмотря на то, что собственно «блатные» песни Высоцкого действительно датируются начиная с 1961г., отделять немногие стихи «на случай» и пародийные песни, написанные ранее, в «доисторический» период, было бы бессмысленно, да и сам определенный А. В. Кулагиным период, строго говоря, состоит из блатных песен только наполовину – 35 произведений из 76.

1971 год – «рубежный», А. В. Кулагин считает его и концом второго, «протеистического» периода, и одновременно началом третьего, «гамлетовского», философского. Действительно, в 1971 г. состоялась премьера спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке, и работа над ролью, несомненно, повлиявшая на поэтическое творчество Высоцкого, шла в этом году, но преимущественно песни этого года все же стоит отнести к «ролевым», причем это песни такого разного плана, как «Песня микрофона», «Вратарь», «Марафон», «Милицейский протокол», «Песня автозавистника». Одновременно с ними появляются такие философской направленности песни, как «Маски», «Горизонт», «Песня конченого человека», – их можно назвать «первыми ласточками» нового витка развития поэтического мира Высоцкого. И все же в нашем случае началом третьего периода будет считаться 1972 год – год написания центрального для него стихотворения «Мой Гамлет».

По приведенным ниже таблицам можно судить об эволюции рифм в поэзии Высоцкого.

 

 

1965-1971

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

%

Точная

Богатая

246

23,03%

1233

27,78%

Богатая (сост.)

13

1,22%

41

0,92%

Точная

Бедная

481

45,04%

1976

Точная

Бедная (сост.)

9

0,84%

50

1,13%

Неточная

Богатая

51

4,78%

245

5,52%

Богатая (сост.)

2

0,19%

31

0,70%

Неточная

Бедная

107

10,02%

277

6,24%

Бедная (сост.)

11

1,03%

52

1,17%

Приблизительная

Богатая

30

2,81%

147

3,31%

Приблизительная

7

0,66%

46

1,04%

Приблизительная

Бедная

94

8,80%

269

6,06%

Приблизительная

Бедная (сост.)

17

1,59%

71

1,60%

1068

 

4438

 

 

 

1972-1974

1975-1980

Точность

Богатство

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

985

33,20%

1103

Точная

Богатая (сост.)

30

1,01%

39

1,50%

Точная

Бедная

1369

997

38,38%

Точная

Бедная (сост.)

34

1,15%

34

1,31%

Неточная

103

3,47%

94

3,62%

Неточная

Богатая (сост.)

22

0,74%

13

0,50%

Неточная

Бедная

115

3,88%

50

1,92%

Бедная (сост.)

12

0,40%

9

0,35%

Приблизительная

Богатая

99

3,34%

109

4,20%

Приблизительная

20

0,67%

25

0,96%

Приблизительная

Бедная

141

4,75%

115

4,43%

Приблизительная

Бедная (сост.)

37

1,25%

10

0,38%

2967

 

2598

 

Рифмы первого периода поэзии Высоцкого представляют собой картину довольно простую: преобладание мужских рифм (что во многом совпадает со статистикой так называемых «блатных» песен Высоцкого), отсутствие сложных гипердактилических окончаний, которых у поэта вообще крайне немного, дактилических окончаний примерно столько же, сколько и в два последующих периода.

Точность рифмовки почти так же высока, как и в последующие годы (хотя в 1970-е гг. она еще больше возрастает), но вот по богатству более позднему времени раннее творчество уступает: точных богатых рифм это время всего 23% против, например, 42% в 1975-1980-е гг.

Второй период – один из самых насыщенных и протяженных; за это время Высоцкий написал наибольшее количество песен, почти половину всех своих произведений. По разнообразию тем этот период, пожалуй, тоже превосходит остальные, хотя «поэзией синтеза» и является вторая половина 1970-х гг. Блатные песни при этом почти исчезают, их за это время было написано всего шесть, из которых пять – в 1965 г.

В процентном соотношении этот период «побеждает» остальные по гипердактилическим рифмам – они встречаются в шести произведениях из 316; и пять из них – это песни, причем песни широко известные: «Вот – главный вход, но только вот…», «Дом хрустальный», «Невидимка», «Скалолазка» и «Утренняя гимнастика». Во всех песнях, кроме последней, гипердактилические рифмы встречаются в рефрене:

«Ох, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!..»
выискивая,
Ты бранила меня, альпинистка моя!

«Скалолазка» (1, 145)


Будто тронутый я,
До сих пор моя невеста –
Мной не !

«Невидимка» (1, 198)

К этому периоду относится большинство «сказок» Высоцкого – песен о сказочных персонажах и иногда от их имени. Но чаще поэт сам выступает в роли «сказочника», явно иронизирующего над персонажами и ситуациями, слишком похожими на жизненные, что отражается и в рифмах, связывающих такие слова, как кордон – ООН, обязательство – вмешательства, сукин сын – торгсин, отоварился – позарился.

Песни, написанные для театра и кино, в общем характеризуются бóльшим по сравнению с остальными количеством составных окончаний и бóльшим же количеством приблизительных и неточных рифм.

– самый короткий и в то же время самый насыщенный период творчества Высоцкого. Главными в эти три года оказываются мотивы судьбы и философского осмысления жизни. В то же время на 1972-1974 гг. приходится и очень большое количество песен театра и кино, которые по манере написания и, в частности, рифмовки, заметно отличаются от философского направления в поэзии Высоцкого.

В этот период все песни и стихотворения философской направленности характеризуются довольно большим набором типов рифмовки в каждом произведении. Высоцкий не стремится к непременной точности рифмы, даже наоборот: в первых двух строфах программного для этого периода, да и для всего творчества Высоцкого стихотворения «Мой Гамлет» (2, 64) сочетаются приблизительными рифмами слова различной стилевой окраски:

Я только малость объясню в стихе –
На все я не имею полномочий
Я был зачат как нужно, во грехе –
В поту и нервах первой брачной ночи.

К последнему периоду творчества окончательно вырисовывается тенденция к большему богатству рифмы: если в раннем творчестве точная богатая рифма составляла всего 32% , то к концу она дошла до 42%. В полтора раза увеличивается и количество приблизительных богатых рифм – с 2,5% до 4,1%. Неточных же рифм вообще становится значительно (если можно применить это слово к тому сравнительно небольшому количеству неточных рифм, которое есть в поэзии Высоцкого) меньше – богатые «опускаются» с 4,7% до 3,6%, а бедные – и вовсе с 10% до 2%.

Таким образом, можно отметить, что склонность Высоцкого к точной и богатой рифме с течением времени заметно усилилась, независимо от тематики и назначения его произведений.

«Книге о русской рифме» поэт Д. С. Самойлов, описывая современное ему состояние стиха, утверждает, что мужских неточных рифм – меньшинство, в отличие от женских и дактилических, и это уравновешивает соотношение рифм точных и неточных [12]. Напротив, по данным М. Л. Гаспарова, развитие рифмы в советское время можно назвать переходом «от "старой неточной" к "новой неточной" рифме. <…> Происходит приостановка экспериментов, отбор, стабилизация, а затем начинается новая волна исканий» [13]. Под словами «новая волна исканий» подразумеваются поэты 1960-х гг.: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, в чьих стихах «доля неточных рифм резко выше, чем в предыдущие десятилетия: более 50% женских, более 30% мужских закрытых, более 25% мужских открытых, не говоря уже о дактилических и неравносложных» [14]. Такая разница в подсчетах может быть объяснена разницей в подходах к определению точной мужской рифмы: Д. Самойлов считает точной даже такие открытые мужские рифмы, в которых совпадают только концевые ударные гласные, а М. Гаспаров подобные случаи к точным не относит.

В любом случае такое господство неточной рифмы среди поэтов-«шестидесятников» отчасти объясняет и известные строки из стихотворения Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…» (2, 173):

И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья – известные поэты:
«Не стоит рифмовать: "кричу–торчу"».

Конечно, можно отдельно сказать о том, что в песне «Мне судьба – до последней черты, до креста…» (1, 550), из которой автоцитатой взят пример, сам по себе оригинальный по рифмовке даже для поэзии Высоцкого. В. И. Новикова, автора одной из первых литературоведческих книг о Высоцком, отмечавшего несходство рифмы Высоцкого с «письменной» поэзией 1960-1970-х гг. [15], особенно возмутило подобное непонимание со стороны поэтов-современников: «Можно ли этот звуковой и эмоциональный взрыв (песни «Мне судьба – до последней черты, до креста…». – Е. Ж.) передразнить: «кричу–торчу»? Все рифмы простейшие, но сам феномен рифмы здесь ощущается как вызов хаосу, бессмысленности, жестокости и пошлости обыденной жизни» [16]. Действительно, практически все рифмы в песне формально просты, за исключением разве что случайных внутренних рифм типа врут – в грунт. Все – все – точные и богатые, что само по себе привлекает внимание. Но современников Высоцкого в его манере стихосложения могла не устраивать собственно тенденция к точной рифме, идущая вразрез с той направленностью, которая господствовала во время расцвета поэтов-«шестидесятников». Едва ли они плохо разбирались в рифме, скорее наоборот, но претензия друзей-поэтов, позднее озвученная самим Высоцким, по-видимому, касалась не качества рифмы, а скорее ее точности, «неугодной» тенденциям времени.

Это отмечает Н. А. Богомолов в статье «Чужой мир и свое слово»: «Рифма 1960-х и 1970-х годов, того времени, когда работал Высоцкий, все больше и больше уходила «влево» по строке, за границу ударного гласного, втягивая в созвучие всю строку, а не только ее окончание.<…> Высоцкий же, как правило, ограничивается рифмой концевой, зато весьма неожиданной, часто используя рифму составную, ныне малоупотребительную» [17].

Тенденции времени поддерживали далеко не все поэты. Из этого противостояния родилось мощное, богатое и многоплановое движение, существующее и поныне, – авторская песня. О том, что такое авторская песня, и о попытках разобраться в относящихся к ней терминах и определениях пишет И. А. Соколова. В конце своей статьи автор приходит к выводу, что авторской песней можно назвать «тот тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнителя» [18]. При этом «классической частью жанра» названо творчество Б. Окуджавы, А. Галича и В. Высоцкого. В соответствии с данным определением, конечно, так и есть, хотя в настоящий момент к «классикам» авторской песни в сознании слушателей причисляется, например, и С. Никитин, никогда не писавший песен на свои стихи. Как раз об этом более развернуто говорит Л. А. Левина в монографии, посвященной поэтике авторской песни [19].

Поскольку, к сожалению, данных по рифме даже у главных представителей авторской песни найти не удалось, то для хотя бы приблизительной и очень общей картины, которую представляет собой рифма в этом направлении поэзии, было взято по двадцать наиболее известных песен Булата Окуджавы, Юрия Визбора и четырнадцать – Александра Галича. В их произведениях общая картина точных рифм представляется очень сходной с тем, что мы видели у Высоцкого. С приблизительными и неточными рифмами это выглядит немного не так (у Ю. Визбора приблизительных богатых рифм почти в три раза больше), но до тех пор, пока в нашем распоряжении не будет полной статистики по всем или хотя бы большинству песен, с полной уверенностью говорить о более мелких различиях нельзя.

Точность и богатство рифм

 

Визбор

Окуджава

Галич

Точность

Богатство

%

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

76

60

32,79%

86

27,39%

Точная

Богатая (сост.)

7

2,23%

Точная

59

25,99%

68

37,16%

83

26,43%

Точная

1

0,44%

2

0,64%

Неточная

Богатая

51

20

10,93%

56

17,83%

Неточная

Богатая (сост.)

1

0,55%

2

0,64%

Неточная

Бедная

20

8,81%

14

7,65%

29

9,24%

Неточная

1

0,44%

1

0,32%

Приблизительная

Богатая

11

4,85%

8

4,37%

21

6,69%

Богатая (сост.)

1

0,44%

1

0,55%

Приблизительная

6

2,64%

9

4,92%

23

7,32%

Приблизительная

Бедная (сост.)

1

0,44%

2

1,09%

4

1,27%

Итого

227

183

314

И все же в общих чертах можно сказать о гораздо большей близости рифмы песен Высоцкого в области рифмы к авторской песне, нежели к поэтам-«шестидесятникам», чьи стихи, кстати, тоже исполнялись вслух, но без музыкального сопровождения.

[1] См.: Новиков В. И. В Союзе писателей не состоял… Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991; Ковалева Т. В. «Алиса в Стране чудес» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М., 1999; Баевский В. С., Попова О. В., Терехова И. В Художественный мир Высоцкого: стихосложение // Там же; Шатин Ю. Поэтическая система В. Высоцкого // http: //otblesk.com/vysotsky/i-shat01.htm

[2] Теория стиха. Л., 1975. С. 308.

[3] Там же. С. 316.

[4] Тексты песен, за исключением специально оговоренных, даются по изданию: Высоцкий В. С

[5] Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стих. М., 1999. С. 100.

[6] Там же. С. 100-101.

[7] Даже при общих подсчетах сказывается разница охваченного материала. Например, при анализе метрического репертуара поэзии Высоцкого в работе П. А. Ковалева «Проблема песенного стиха», привлекающей все стихотворные произведения из двухтомника, за исключением поэмы, четырехстопный ямб составляет 3,6% от всех произведений (см.: Высоцковедение и высоцковидение. Орел, 1994 г. С. 57), а в статье В. С. Баевского, О. В. Поповой и И. В. Тереховой «Художественный мир Высоцкого: стихосложение», где рассмотрены произведения 1-го тома двухтомника, тот же размер составляет 6,3% (см.: Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М., 1999г. С. 184). Пятистопный ямб в подсчетах Ковалева составляет 12% от всех произведений; у группы Баевского данные довольно близки к ним – 11,7%, а в статье Дж. Смита «Метрический репертуар русской гитарной поэзии», в которой использовано 288 песен из издания «Песни русских бардов» (Париж, 1977-1978г.), пятистопному ямбу отведено 14,8%(см.: . Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002г. С. 332).

[8] Высоцкий В. С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. Тула, 1995. С. 382.

[9] См.: Указ. соч. С. 350.

[10] Самойлов Д. С. Книга о русской рифме. М., 1982. С. 202.

[11] См.: Поэзия В. С. Высоцкого. Творческая эволюция. М., 1997. С. 10.

[12] См.: Самойлов Д. С. Указ. соч. С. 332-337.

[13] М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. С. 296.

[14] Там же. С. 298.

[15] Новиков В. И. Указ. соч. С. 171.

[17] Богомолов Н. А. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М., 2004. С. 394.

[18] Соколова И. А. Авторская песня: определения и термины // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 4. М.,2000. С. 449.

[19] Левина Л. А.

Раздел сайта: