Цыбульский Марк: В Саранске помнят Высоцкого (Саранский клуб)

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 17.10.2007 г.

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2007/Saranskij_klub/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2007)

В Саранске помнят Высоцкого

Об этом клубе знает далеко не каждый даже в среде почитателей Высоцкого. Наверное, причина в том, что члены саранского "Клуба любителей творчества Владимира Высоцкого" – люди скромные и не считают уместным рассказывать о самих себе. Приедут к ним местные журналисты или телевизионщики – тогда, пожалуйста, следует спокойный, неторопливый рассказ о клубе. А не приедут – ну так что ж... Соберутся своей компанией, поговорят о Высоцком, наметят планы будущих работ...

В 1980-е гг. клубы поклонников Высоцкого начали возникать один за другим по всей территории Советского Союза. Интерес к творчеству поэта был необычайным, а достоверной информации было мало. Помню, – в те времена на футбольных стадионах, в пивных барах и прочих местах скопления мужского населения почти наверняка находился "знакомый", или даже "друг" Высоцкого. Обозреваемый десятками заинтересованных, а то и откровенно завидующих глаз, "друг" рассказывал о том, как "мы с Володькой..." Чтобы отделить зёрна от плевел, люди шли в клубы.

Прошло несколько лет – и началось обратное движение. Клубы стали закрываться один за другим. Причин было несколько. Одной из главных, конечно, стал тотальный развал экономики, когда людям стало просто не до поэзии. Ну а второй важной причиной, думаю, было то, что информации о Высоцком появилось вполне достаточно, чтобы утолить интерес у всех, кроме самых завзятых его почитателей.

Саранский клуб состоит именно из таких людей – сколько ни дай информации о Высоцком, всё им мало, да к тому же стремятся и сами нести в народ его поэзию. Поэтому клуб живёт и продолжает действовать.

С Геннадием Павловичем Тюриным, организатором саранского клуба и коллекционером материалов о Высоцком с более чем сорокалетним стажем, мы знакомы по переписке. Естественно, что, готовя эту статью, за информацией я обратился именно к нему.

""Клуб любителей творчества В. С. Высоцкого" родился в конце 1999 года при общественном литературном объединении "Вдохновение" ОАО "Саранский приборостроительный завод", – писал мне Г. Тюрин. – За пятнадцать лет в заводской типографии издано двадцать девять подарочных книг, по одному экземпляру которых были переданы в городской музей им. А. Полежаева". В том числе, издана и книга о Высоцком.*1

Эта книга, ставшая раритетом прямо в момент выхода из типографии (тираж 100 экземпляров!), представляет собой издание весьма интересное. Она состоит из двух частей. В первой под заглавием "Мой Высоцкий" опубликованы воспоминания члена саранского клуба А. Порчунова, встречавшегося с Высоцким в 1978 году в Северодонецке (к этим воспоминаниям я ещё вернусь). Во второй части книги собраны статьи о Высоцком, написанные Г. Тюриным, и опубликованные в республиканской газете "Известия Мордовии", саранском городском еженедельнике "Столица С" и заводской многотиражке "Приборостроитель". Эти статьи не претендуют на открытие неведомых доселе истин, но, на мой взгляд, заставляют читателя попристальнее задуматься о феномене Высоцкого, почитать его стихи, послушать песни, а ведь именно в популяризации творчества Высоцкого видят члены саранского клуба свою главную задачу.

Г. Тюрин, патриарх клуба, – настоящий подвижник. "Это сейчас всё просто: пошёл и купил книгу, другое дело, что уж очень они дорогие, – говорил он журналисту. – Тогда, в 60-80-е годы, всё было по-иному. Сначала, когда книги о Высоцком нельзя было добыть, я делал копии. Ксерокса тогда ещё не было, была машина, уж и не помню, как она называлась. Страницы углём натирались и делались оттиски".*2 (Для нынешних любителей Высоцкого звучит, как воспоминание о каменном веке, но это было, было...)

В начале 1980-х саранские любители Высоцкого сумели в отделе главного технолога саранского приборостроительного завода провести лекцию о творчестве Высоцкого по линии общества "Знание". Казалось бы, – подумаешь! Но это теперь – "подумаешь", а тогда... Просто несколько примеров. В 1983 г. преподаватель музыкального училища из Свердловска В. Попов за лекцию о Высоцком был исключён из КПСС и снят с работы. В том же 1983 году А. Тавровский организовал в Симферополе фотовыставку, посвящённую Высоцкому. Выставку безо всяких объяснений приказали закрыть в день открытия. В 1981 г. организаторами самарского (тогда – куйбышевского) музея Высоцкого занялся КГБ, а музей был немедленно запрещён. Так что не будем недооценивать ту давнюю лекцию в Саранске. Без преувеличений, она была событием в истории высоцковедения.

"Муж лекторши, сотрудник Мордовского государственного университета, встречался с Высоцким в Венгрии, вечер прошёл очень интересно. Однако после этого лекторшу республиканского общества "Знание" Н. Кяшкину пригласили в КГБ и запретили в дальнейшем проводить лекции о Высоцком".*3 Забылось уже, а ведь суровые времена были...

Только после 1987 года, когда Высоцкий был удостоен уже совершенно ему ненужной Государственной премии СССР, времена изменились. О Высоцком стало разрешено писать, говорить, рассказывать.

Однако одно дело иметь разрешение и совсем другое – иметь желание и умение что-то организовать, эти вещи совпадают далеко не всегда. В Саранске они совпали. "Клуб любителей творчества Высоцкого" организовывает свои мероприятия при полном одобрении и помощи со стороны отдела культуры городской администрации, министерства культуры республики. Проводятся вечера и даже целые спектакли памяти Высоцкого, о чём читателям и зрителям рассказывают республиканские газеты и телевидение.

Среди членов саранского клуба есть артист, редактор журнала, рабочие, врачи... Многие из них – люди творческого склада. Например, кандидат медицинских наук доцент Мордовского гуманитарного института С. Ламбина написала в технике примитивизма живописное полотно, посвящённое Владимиру Высоцкому.

Пишет С. Ламбина и стихи и, вполне естественно, некоторые из них посвящены любимому поэту. Лучшие – вошли в её книгу "Формула доброты", изданную в Саранске в 2005 г.

"Медицинская тема в поэзии Высоцкого", после чего появились и другие главы. Как писал мне Г. Тюрин, книга должна выйти в начале 2008 года.

По мнению Г. Тюрина, книга В. Цыкалова – одно из направлений "контрнаступления на молодёжь Саранска". Идея членов клуба – привить молодёжи вкус к хорошей песне и поэзии, в этом направлении и действуют.

"В этом году провели вечера памяти Высоцкого в лицее № 4, в колледже электроники, экономики и права. Осенью и зимой предпримем попытки "прорваться" в университет, пединститут и другие вузы, – пишет Г. Тюрин. – Совместно с Центром культуры Саранска планируем в начале января 2008 г. провести первый республиканский фестиваль песни в честь 70-летия Владимира Высоцкого. В общем, планов много".*4

Поэтому в заключение статьи я предлагаю читателям

Воспоминания о Владимире Высоцком

Воспоминания А. Порчунова опубликованы в сборнике "Двадцать лет спустя... Жизнь продолжается" (Саранск 2000 г.), но, как сказано выше, тираж сборника – всего 100 экземпляров, поэтому я убеждён, что этот рассказ мало кто читал. А надо бы!

"Мне посчастливилось видеть и слышать Владимира Семёновича Высоцкого с 21 по 25 января 1978 года на Украине в городе Северодонецке Луганской области...

На концерты приезжали из Луганска, Рубежного, Лисичанска, Кадиевки и даже из городов Донецкой области. Люди преодолевали многие километры, чтобы увидеть и услышать живую легенду. Концерты проходили в спокойной дружелюбной обстановке. У артистов (помимо Высоцкого, в выступлениях принимали участие И. Бортник и члены вокально-инструментального ансамбля, – М. Ц.) не было ни охраны, ни телохранителей. Они свободно без опаски ходили по городу, а также и из гостиницы "Центральная" до Дворца спорта.

"Коммунистичный шлях". Корреспондент Л. Цветная обратилась к нему с традиционным вопросом, который он раздражённо парировал: "Да что вы все об одном и том же? Вы лучше спросите, как артист выходит на лёд и умудряется сберечь голос?" (К сведению, сцена была устроена прямо на льду. Места для зрителей располагались на деревянных щитах, уложенных на искусственный лёд.) А затем он, уже "выпустив пар", в мирном расположении духа рассказывал о театре, французских гастролях и других малоизвестных для провинции делах...

Самым большим из этой серии концертов было выступление 25 января 1978 года – день сорокалетия Владимира Семёновича Высоцкого, начавшееся в десять утра в актовом зале НИИУВМ.

Представьте себе: в свой юбилей он выходит на сцену и удивлённо говорит: "Как много народу, да ещё с утра". А удивиться было чему: в зале на 500 мест уместилось более семисот!

Пропускали по билетам – листочкам белой бумаги размером, приблизительно, три на шесть сантиметров со штампом местного комитета комсомола. Всё действие транслировалось по институтскому радио и записывалось на магнитофон "Ростов". Запись этого концерта легла в основу 14-го диска серии "На концертах Владимира Высоцкого".

... Зал очень тепло реагировал на каждую песню, а особенно – на монолог Хлопуши. По окончании часового выступления Владимиру Семёновичу были вручены подарки: кейс, телескопическая удочка северодонецкого производства и кассетный магнитофон. Зрители, стоя, продолжительно аплодировали. А он, улыбаясь, говорил: "Спасибо, дорогие, я ещё бы спел, но необходимо ехать в Ворошиловград".

"Охоты на волков"".*5

Ещё один из активистов саранского клуба – Владимир Арнаутов – настоящий русский провинциальный актёр. За свою долгую восьмидесятилетнюю жизнь он играл в 18 театрах – от Магадана до Саранска. В феврале 1973 г. В. Арнаутов был членом труппы Омского драматического театра, приехавшей на гастроли в Новокузнецк именно в те дни, когда в городе выступал Владимир Высоцкий.

"Я попал на концерт Владимира Высоцкого в кинотеатре, – рассказывал мне В. Арнаутов, – именно не в драматическом театре, а в кинотеатре. Собственно, услышал я только одну песню, перед концом первого отделения. Потом начался антракт, а в антракте на сцену вышла партийная дама и сказала, что поскольку программа концерта не была утверждена, то выступление прекращается...

Мы с друзьями-актёрами узнали, что Высоцкий отправился прямо на вокзал. Поехали туда, разыскали его вагон и купе. Постарались успокоить, но он держался так, как будто ничего особенного не произошло. Сказал: "Друзья! Ничего страшного! Я сейчас еду в Новосибирск, буду выступать в Академгородке. Там меня с удовольствием послушают и академики, и студенты".*6

Из Новокузнецка Высоцкий вернулся прямиком в Москву, поездка в Академгородок и не планировалась, просто Высоцкий успокоил переживавших за него коллег-артистов. Для нас важно, однако, то, что о концерте Высоцкого в новокузнецком кинотеатре до сих пор не упоминал ни один источник. Член саранского клуба почитателей Высоцкого помог стереть ещё одно "белое пятно" в биографии поэта.

1. Порчунов А., Тюрин Г. "Двадцать лет спустя... Жизнь продолжается", Саранск, 2000 г.

2. Газ. "Вечерний Саранск", 20.01.2005 г.

3. Письмо Г. Тюрина М. Цыбульскому от 16.02.2006 г.

"Мой Высоцкий" в кн. "Двадцать лет спустя... Жизнь продолжается", Саранск, 2000 г., стр. 4-11.

6. Фонограмма беседы 30.09.2007 г.

Раздел сайта: