Цыбульский Марк: Валентин Попов (Однокурсник Высоцкого)

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 10.01.2016 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2016/Valentin_Popov/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2016)

Валентин Попов

Цыбульский Марк: Валентин Попов (Однокурсник Высоцкого)

Валентин Попов в к/ф "Застава Ильича"

Датируется 1956-1957 г. Основанием для датировки является упоминание Ю. Мочалова, отчисленного из Школы-студии после 2-го семестра. Публ. по "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах". Т. 3 кн. 1 ч. 2 Москва 2013 г. стр. 117. Авторская пунктуация и орфография сохранены – М. Ц.

Дажунц Э. "Марлену Хуциеву. Держись, можно удержаться..." // газ. "Невское время", Санкт-Петербург, 2015 г. 5 февраля.

Полагаю, что речь идёт не о совместной сцене в спектакле, а об этюде "Дорога на водопой", в котором участвовал весь курс, или "Голуби", в котором были заняты В. Высоцкий и В. Попов. Этюды были показаны студентами 1 курса актёрского факультета Школы-студии МХАТ 9 января 1957 г.

"Свидание с молодостью". Мосфильм. Премьера состоялась в ноябре 1982 г.

Курс Павла Массальского, выпущенный в 1960 году из Школы-студии МХАТ, оказался не слишком удачным: лишь несколько человек сумели сказать своё слово в искусстве. Большинство сокурсников Владимира Высоцкого не известны никому, кроме его биографов, а о некоторых из них мы не знаем практически ничего, за исключением имён.

О Валентине Васильевиче Попове широкая публика знает по его первой и, увы, последней главной роли в картине Марлена Хуциева "Застава Ильича", а высоцковеды – ещё и по упоминанию в раннем стихотворении Высоцкого, написанном в самом начале обучения в Школе-студии МХАТ.

В группе есть у нас ялович
Длинный; Тонкий, длинноносый
В. Попов (но не попович)
Полный, маленький, курносый

Судить о людях можно по походке
Так например, сказать могу я вам

Мочалов – хищник, Вильдан – хулиган.*1

Цыбульский Марк: Валентин Попов (Однокурсник Высоцкого)

Валентин Попов, Владимир Высоцкий, Валентин Никулин и Геннадий Портер. Школа-студия МХАТ. Фото опубл.: Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Т. 3 кн. 1 Москва 2013 стр. 728

Знатокам фотоархива Высоцкого известен снимок, запечатлевший В. Попова рядом с товарищами по курсу Владимиром Высоцким, Валентином Никулиным и Геннадием Портером. О контактах Высоцкого и Попова после окончания студии ничего неизвестно.

"Современник" и на Малой Бронной. В 1969 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Как уже упоминалось, в 1964 г. снялся в роли Сергея Журавлёва в картине Марлена Хуцева "Застава Ильича", а в 1965 г. на международном кинофестивале в Венеции был удостоен премии журнала "Cinema nuovo" ("Новое кино") за исполнение мужской роли. Как режиссёр в период между 1972 и 1982 гг. снял четыре фильма, написал два сценария, в 1970-1978 гг. снимал сюжеты для "Фитиля". Всё. Описание 55 лет жизни талантливого человека уместилось в несколько строк текста.

В прошлом году в газете "Невское время" была опубликована статья, приуроченная к 50-летию выхода на экраны кинофильма "Застава Ильича", в которой рассказывалось, что летом 1963 г., в дни Московского международного кинофестиваля, на свадьбе Валентина Попова побывали Федерико Феллини и Джульетта Мазина.*2 Попытки обнаружить хоть какие-то дополнительные сведения о В. Попове успехом не увенчались, но зато автору этих строк удалось познакомиться с вдовой Валентина Васильевича, впоследствии вышедшей замуж и ныне носящей фамилию нового мужа.

"М. Ц. – Вам известно что-нибудь о контактах Валентина Попова и Владимира Высоцкого после окончания Школы-студии?

– Валентин мне рассказывал, что когда они учились с Высоцким на одном курсе, они играли сцену в каком-то спектакле. Там была очень смешная сцена, и когда они подходили к этому месту, то начинали хохотать и просто не могли остановиться.*3 Он мне говорил, что отдаёт должное таланту Высоцкого, но не считает его крупным явлением на театральной сцене. Насколько я знаю, они не встречались.

М. Ц. – У Валентина Попова киноактёрская судьба начиналась просто великолепно – главная роль в фильме "Застава Ильича". А потом ролей не было. Почему?

М. Х. – Да, это был нашумевший фильм, за который Валентин получил приз в Венеции, который вручила Джульетта Мазина, но из актёрства он быстро ушёл. Для него вообще актёрская профессия была мучительна, потому что, как он говорил, актёр всегда продаёт себя, как товар. Да и личные контакты в этом деле важны, а у него был не такой характер. В силу характера он не мог терпеть зависимость. Каждый раз надо идти на то, что тебя подминают. Не всё в актёрской профессии так однозначно. Я никогда не видела в глазах Валентина злости, зависти. Это просто отсутствовало напрочь. В то же время он был очень ранимый, и, в итоге, с этой актёрской профессией он очень быстро распрощался и поступил во ВГИК на курс Игоря Таланкина. Ему это больше нравилось.

Кинорежиссура стала для него новым полем деятельности, надо было утверждать себя заново. Он начал работать на "Мосфильме", а там тоже что-то проходило, а что-то не проходило. Сценарии, которые он хотел, ему не давали, а работать с плохим сценарием ему, естественно, не хотелось. Режиссёра это просто губит, если он начинает с плохого материала. Валентин очень переживал, хотя и не выплёскивал.

"Свидание с молодостью",*4 картину заканчивал другой режиссёр, и это был очень болезненный процесс – как ребёнка отдавать.

Ему дали третью группу инвалидности, платили 30 рублей пенсии. Я была начинающая певица Большого театра, у нас был маленький ребёнок. Конечно, тяжело было очень. После этого Валентин начал писать сценарии и пьесы. Его пьеса "Караул" ставилась в Москве в театре имени Пушкина. Остались после него сказки очень лёгкие, заметки. Он пытался ещё работать, но здоровье не позволяло.

Он был очень светлым человеком. Неистощимая фантазия, великолепный танцор. От него всегда веяло душевной чистотой. Педантичен. Всегда одет с иголочки. Выглядел всегда, как барин, иногда даже перебарщивал с этим. Есть люди, которые умеют очень хорошо приспосабливаться. Я, конечно, это не приветствую, но какая-то гибкость должна быть, а у Валентина её не было совершенно. Его принципы были очень серьёзные, и если что-то было против его принципов – всё, дальше вопрос не обсуждался".

Валентин Васильевич Попов скончался 18 декабря 1991 г., похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

1. Датируется 1956-1957 г. Основанием для датировки является упоминание Ю. Мочалова, отчисленного из Школы-студии после 2-го семестра. Публ. по "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах". Т. 3 кн. 1 ч. 2 Москва 2013 г. стр. 117. Авторская пунктуация и орфография сохранены – М. Ц.

"Марлену Хуциеву. Держись, можно удержаться..." // газ. "Невское время", Санкт-Петербург, 2015 г. 5 февраля.

3. Полагаю, что речь идёт не о совместной сцене в спектакле, а об этюде "Дорога на водопой", в котором участвовал весь курс, или "Голуби", в котором были заняты В. Высоцкий и В. Попов. Этюды были показаны студентами 1 курса актёрского факультета Школы-студии МХАТ 9 января 1957 г.

4. "Свидание с молодостью". Мосфильм. Премьера состоялась в ноябре 1982 г.