Зимна Марлена, Цыбульский Марк: Фотография как метод датировки произведения искусства

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 5.10.2012 г. (исправлена и дополнена 12.10.2012 г.)

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2012/Foto_iz_Bolgarii/text.html

Марлена Зимна (Польша)

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

Фотография как метод датировки

произведения искусства

Не будем утомлять читателя длинной преамбулой короткой статьи, а скажем сразу: непосредственным поводом для написания этих заметок стали найденные нами фотографии, которые были сделаны во время гастролей Театра на Таганке в сентябре 1975 года в Болгарии.

Эти две чёрно-белые фотографии, очевидно, – часть большей серии, из которой до сих пор была известна только одна фотография – снимок стоящих рядом Владимира Высоцкого и Любомира Левчева, сделанный на банкете в честь Театра на Таганке. На одной из них всё те же Высоцкий и Левчев, а также Дора Бонева. На второй – те же трое в компании Людмилы Живковой и пока неизвестного нам человека.

Зимна Марлена, Цыбульский Марк: Фотография как метод датировки произведения искусства

Дора Бонева, Владимир Высоцкий и Любомир Левчев на банкете в честь Театра на Таганке. София, Болгария, сентябрь 1975 г. Фотография из коллекций Марлены Зимной и Марка Цыбульского

Из снятых на фотографии людей российскому читателю менее других известна Дора Бонева, автор известного портрета Высоцкого, о котором Л. Левчев сказал болгарскому высоцковеду Анатолию Петрову:

"Моя жена, художница, в дни его пребывания в Болгарии написала маслом довольно удачный его портрет. Он был на выставке в Москве в ЦДЛ, откуда... исчез. Мы были бы счастливы, если бы удалось разыскать этот портрет".*1

"Я думаю, что самый первый портрет Высоцкого был написан Дорой Боневой в 1975 году. Она писала его с натуры во время короткого и очень напряжённого его пребывания в Софии, когда у Высоцкого не было ни минуты отдыха от спектаклей, восстановительных и монтажных репетиций, записей, интервью, встреч со знакомыми и незнакомыми, концертов и т. п. Он взял ключ от мастерской у мужа Доры Боневой и приходил туда ночевать, так как телефон в его номере гостиницы не умолкал, к тому же кто-то стучался в дверь".*2

Зимна Марлена, Цыбульский Марк: Фотография как метод датировки произведения искусства

Любомир Левчев, Дора Бонева, Людмила Живкова и Владимир Высоцкий на банкете в честь Театра на Таганке. София, Болгария, сентябрь 1975 г. Фотография из коллекций Марлены Зимной и Марка Цыбульского

Как нам представляется, именно вторая из представленных фотографий и разрушает красивую легенду о том, что портрет Высоцкого сделан во время гастролей "Таганки". Мы полагаем, что если бы портрет действительно был написан в сентябре 1975 года, то есть во время пребывания Высоцкого в Болгарии, то Д. Бонева попросила бы Высоцкого ей позировать. Если бы у Высоцкого не было для этого времени (а мы полностью согласны с Л. Георгиевым, что ритм жизни поэта в Софии был крайне напряжённый), художница могла бы прийти в зал театра во время репетиций и сделала бы наброски с натуры. Она могла отправиться на его концерт и посмотреть на поющего Высоцкого. Она могла сделать наброски во время спектаклей. Всё, что угодно, но, во всяком случае, она не использовала бы фотографию. Не станет художник писать портрет с фотографии, имея перед собой живую натуру!

Кроме того, нелишне вспомнить, что упомянутый банкет, на котором сделаны фотографии, состоялся уже по окончании гастролей "Таганки", так что времени писать портрет с натуры не оставалось. Но, может быть, портрет был написан до банкета?

Зимна Марлена, Цыбульский Марк: Фотография как метод датировки произведения искусства

так же расстёгнут воротник рубашки, он так же повернулся влево, даже тот же палец левой руки так же засунут в левый карман брюк. Сомнений нет – портрет представляет собой простую перерисовку фотографии. Когда именно это было сделано, мы, разумеется, не знаем, но факт датировки портрета сентябрём 1975 года, по нашему мнению, опровергается.

Сама художница однажды сказала: "Высоцкий был не обыкновенный, актёр, а уникальный и всесторонний артист. Я начала его портрет, когда Театр на Таганке гостил в Софии. Закончила уже после его смерти".*3

Начать портрет во время пребывания "Таганки" в Софии у художницы просто не было возможности, ибо банкет, на котором сделана использованная ей фотография, состоялся по окончании гастролей театра. А вот слова о том, что закончен портрет был уже после смерти Высоцкого для нас действительно важны.

Между фотографией и работой Д. Боневой есть лишь одно отличие: Дора Бонева дорисовала гитару – причём сделала это неправильно. На самом деле четыре колка должны оказаться сверху, снизу же на грифе – три колка.

Вот так иной раз по фотографии можно датировать картину. В жизни бывает всякое...

1. Петров А. "Владимир Высоцкий в Болгарии"// "Библиотека "Ваганта"" 1992 г. № 10, стр. 19.

3. Атанасова А. "В Москва изчезна портрета на Висоцки. Хората на изкуството са скандалджии с морал, казва Дора Бонева" Стандарт. Издава "Стандарт нюз АД" 2011 г. 1 апреля. Пер. с болгарского М. Цыбульского.

Раздел сайта: